|
ГОСТ Р
51602-2000 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОПРЫ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ Общие
технические условия ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН И
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 268 «Машины бурильно-крановые
и оборудование бурильное, сваебойное и копровое» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Госстандарта России от 4 мая 2000 г. № 131-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ Р 51602-2000 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОПРЫ ДЛЯ
СВАЙНЫХ РАБОТ Общие технические условия Pile driving rigs. Дата введения 2001-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт
распространяется на копры, предназначенные для навески на них свайных
погружателей при проведении работ в промышленном и гражданском строительстве. Требования 4.3, 4.4, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1, 5.3 и
раздела 6
являются обязательными, остальные требования - рекомендуемыми. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-95
Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.602-95 Единая
система конструкторской документации. Ремонтные документы ГОСТ
8.326-89 Государственная система обеспечения единства измерений.
Метрологическая аттестация средств измерений ГОСТ 8.513-84
Государственная система обеспечения единства измерений. Поверка средств
измерений. Организация и порядок проведения ГОСТ
9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная
противокоррозионная защита изделий. Общие требования ГОСТ
9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения ГОСТ
9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
лакокрасочные. Группы условий эксплуатации ГОСТ
9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля ГОСТ 2991-85
Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические
условия ГОСТ
12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для
различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ
27251-87 (ИСО 5004-81) Машины землеройные. Метод испытаний по определению
времени перемещения рабочих органов ГОСТ
27253-87 (ИСО 6012-82) Машины землеройные. Приборы для обслуживания ГОСТ
27256-87 (ИСО 7128-83) Машины землеройные. Методы определения размеров
машин с рабочим оборудованием ГОСТ 27518-87
Диагностирование изделий. Общие требования ГОСТ
27718-88 (ИСО 4510-2-86) Машины землеройные. Инструмент для технического
обслуживания. Часть 2. Ремонтный инструмент. Механические съемники ГОСТ
27922-88 (ИСО 6016-82) Машины землеройные. Методы измерения масс машин в
целом; рабочего оборудования и составных частей ГОСТ
28983-91 (ИСО 4510-1-87) Машины землеройные. Инструмент для технического
обслуживания. Часть 1. Инструмент для ухода и регулировки ГОСТ 29292-92 (ИСО
9533-89) Машины землеройные. Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и
заднего хода. Методы акустических испытаний ГОСТ
30067-93 Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные. Общие
технические условия ГОСТ
Р 50906-96 Оборудование сваебойное. Общие требования безопасности ГОСТ Р
51318.12-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи
индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями
внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний 3 Определения3.1 В настоящем
стандарте применяют термины по ГОСТ Р 50906. 4 Типы и основные параметры4.1 Копры
подразделяют на типы: 4.1.1 по
конструкции ходовой части: - К - колесные, - Г -
гусеничные, - Р -
рельсовые. 4.1.2 по
наличию поворотной платформы: 1 - с
поворотной платформой, 0 - без
поворотной платформы. 4.1.3 по
наличию изменения вылета мачты: 1 - с
изменением вылета, 0 - без
изменения вылета. 4.1.4 по
наличию наклона мачты: 1 - с
изменением наклона, 0 - без
изменения наклона. 4.2 Высоту
мачты копра выбирают исходя из длины погружаемых свай и высоты навешиваемого на
копер свайного погружателя с наголовником. При этом длину свай рекомендуется
выбирать из следующего ряда чисел: 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 20; 24 м. Допустимые
отклонения ± 5. 4.3
В нормативных документах на копры конкретных моделей устанавливают следующие
показатели: - наибольшую
грузоподъемность, в т.ч.: на канате
подъема погружателя, на канате
подъема сваи; - максимальное
сечение забиваемых свай; - максимальную длину
забиваемых свай; - максимальную
массу забиваемых свай; - ширину
направляющих мачты; - угол поворота
платформы (при наличии); - диапазон
вылета мачты (при наличии); - диапазон
углов наклона мачты (при наличии); - максимальную
частоту вращения поворотной платформы; - кратность
полиспаста подъема молота; - кратность
полиспаста подъема сваи; - максимальную
скорость подъема молота и сваи; - максимально
допустимую скорость ветра при работе копра; - максимально
допустимый уклон стройплощадки; - максимальную массу
молота с наголовником; - массу копра
без молота; - габаритные
размеры в рабочем положении; - габаритные
размеры в транспортном положении; - колею (ширину
гусеничного хода); - максимальное
удельное давление на грунт (кроме рельсовых копров); - уровень звука
на рабочих местах обслуживающего персонала; - концентрацию
вредных веществ (пыли, оксидов азота, оксида углерода и углеводородов) в
рабочей зоне; - параметры
вибрации на рабочих местах и органах управления; - 80 %-ный
ресурс до первого капитального ремонта или до списания (полный ресурс) и
критерии предельного состояния. Пример условного обозначения копра на гусеничном ходу для забивки свай длиной до
14 м, с поворотной платформой, без изменения вылета и наклона мачты, второй
модели: КоГ-14-1.0.0-02
- ГОСТ Р 51602-2000 5 Технические требования5.1 Характеристики 5.1.1 Копры
следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта,
технических условий и рабочих чертежей на копры конкретных моделей,
утвержденных в установленном порядке. 5.1.2
Климатическое исполнение и категория размещения копров - по ГОСТ
15150 по согласованию с заказчиком. 5.1.3
Конструкция копров должна обеспечивать: - навеску
молотов и свай, соответствующих технической характеристике копра; - фиксацию
погружателя в нижнем положении и передвижение с ним по стройплощадке; - свободный
доступ к местам смазки, регулировки и контроля состояния секций мачты и их
соединений; - возможность
использования средств технического диагностирования для оценки технического
состояния копра в целом и его составных частей в соответствии с требованиями
ГОСТ 27518. 5.1.5 Копры
рекомендуется оборудовать устройством для учета наработки в моточасах. 5.1.6 Окраску
копров следует осуществлять в соответствии со схемой окраски для копра
конкретной модели по классу VI ГОСТ
9.032 и группе условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104. 5.2 Комплектность 5.2.1
Комплект поставки копра должен включать: - копер; -
приспособления для монтажа и демонтажа копра, специальный инструмент (при
необходимости) и запасные части согласно ведомости ЗИП; -
эксплуатационную документацию на копер по ГОСТ 2.601: руководство по
эксплуатации, ведомость ЗИП и формуляр; - сертификат
соответствия (для машин, прошедших обязательную сертификацию); -
эксплуатационную документацию на базовую машину (при использовании таковой). 5.2.2 Комплект
поставки копра по согласованию с заказчиком может быть дополнен: - ремонтной
документацией по ГОСТ
2.602; - перечнем
быстроизнашивающихся деталей. 5.3.1 На каждом
копре согласно чертежу должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ
12969, содержащая следующие данные: - наименование
предприятия-изготовителя или его товарный знак; - индекс копра; - заводской
номер копра; - год выпуска; - обозначение
нормативного документа, по которому изготавливают копер; - надпись с
указанием страны-изготовителя, например «Сделано в России». 5.3.2 На каждое
грузовое место должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ 14192. 5.4 Упаковка и консервация 5.4.1
Требования к упаковке и консервации копров, запасных частей и инструмента
должны быть установлены в нормативном документе на копры конкретных моделей в
соответствии с требованиями ГОСТ
9.014. 6 Требования эргономики, безопасности и охраны окружающей среды6.1 Конструкция
копра должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50906. 6.2 Конструкция
копра должна обеспечивать его устойчивость и работоспособность на площадках с
уплотненным грунтом при уклоне 3°. Критерием
устойчивости является визуально определяемое отсутствие отрыва от фунта или
рельса наиболее удаленного катка гусеницы (колеса) копра от текущего ребра
опрокидывания копра. 6.3 Копры
должны быть оборудованы: - звуковой
сигнализацией передвижения, слышимость которой должна соответствовать
требованиям ГОСТ 29292; -
осветительными приборами, обеспечивающими в темное время суток освещенность в
направлении передвижения на расстоянии не менее 5 м от копра - не менее 10 лк; - прибором,
включающим звуковой сигнал оповещения о приближении мачты копра к находящимся
под напряжением проводам электрической сети или линий электропередачи (для
копров на колесном ходу); - ограничителем
скорости вращения платформы; - устройством,
регулирующим плавность разгона и торможения барабанов лебедок и поворотной
платформы; - устройством
для снижения уровня радиопомех, установленного ГОСТ Р 51318.12 (при
необходимости). 6.4 Элементы
металлоконструкции копра (стрела, секции мачты и др.) должны иметь проушины для
монтажа и демонтажа. 6.5 Все
разъемные соединения должны иметь специальные устройства для стопорения,
исключающие их самопроизвольное разъединение. 6.6 Применяемые
канаты должны соответствовать действующему на них нормативному документу.
Применение канатов, не предусмотренных нормативным документом, а также
изношенных не допускается. 6.7 Конструкция
заправочных емкостей для топлива и гидравлических жидкостей должна исключать
загрязнение окружающей среды при заправке. 7 Правила приемки7.1 Для
проверки качества изготовления копров серийного производства проводят
приемосдаточные, сертификационные обязательные, а также сертификационные
добровольные или периодические испытания. Объем
приемо-сдаточных испытаний устанавливают на копры конкретных моделей.
Сертификационные испытания проводят в порядке, установленном Госстандартом РФ. 7.2
Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый копер. 7.3 При
приемо-сдаточных испытаниях проводят: - визуальный
контроль; - опробование
копра на холостом ходу. 7.4
Сертификационным испытаниям подвергают копры, прошедшие приемо-сдаточные
испытания и полностью укомплектованные. 7.5 При
добровольных сертификационных или периодических испытаниях проверяют показатели
и характеристики копра, перечисленные в 4.3 (кроме показателей
надежности), а также все требования раздела 6. При этом проводят: - визуальный
контроль; - опробование
копра на холостом ходу; - ходовые
испытания; - статические и
динамические испытания. 8 Методы испытаний8.1 Требования к
средствам испытаний 8.1.1 Перечень
средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для
проведения испытаний, приводят в методике испытаний. 8.1.2
Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с
требованиями ГОСТ 8.513; нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326. 8.1.3
Погрешности средств измерений не должны быть более: ± 0,3 % -
линейных размеров до 10000 мм; ± 0,5 % -
линейных размеров св. 10000 мм; ± 0,02 рад (1°) - угловых величин; ± 2,5 % -
массы; ± 1 % -
времени; ± 1 °С - температуры; ± 2 % - площади
поверхности; ± 2 % - усилия
до 1000 Н; ± 2,5 % -
усилий св. 1000 Н; ± 5 % -
скорости движения. 8.2 Подготовка к
испытаниям 8.2.1 С копром,
предъявляемым к испытаниям, представляют комплект документации: - программу и
методику испытаний; -
эксплуатационную документацию по ГОСТ 2.601; - нормативный
документ на серийно выпускаемый копер; - акт
приемо-сдаточных испытаний и протокол предшествующих сертификационных испытаний
(для сертификационных испытаний); - комплект
рабочих чертежей серийного производства. 8.3 Проведение
испытаний 8.3.1
Визуальный контроль копра и его основных частей проводят без снятия и разборки
агрегатов. При этом проверяют: - комплектность
копра, в том числе сопроводительной документации; - отсутствие
видимых повреждений агрегатов и деталей, некачественного выполнения покрытий,
сварных швов и крепежных соединений; - наличие
необходимых пломб, маркировки, надписей и табличек; - состояние
уплотнений, отсутствие утечек масла и других эксплуатационных жидкостей; - заправку
топливом, эксплуатационными жидкостями и смазочными материалами в необходимых
количествах; - качество
сборки узлов и агрегатов, удобство и безопасность монтажа и демонтажа для
обслуживающего персонала; 8.3.2
Опробование копра на холостом ходу при работающем двигателе проводят путем
последовательного включения всех механизмов. При этом проверяют: - исправность
механизмов; - правильность
и надежность включения и выключения механизмов; - правильность
регулирования (без заеданий) сборочных единиц и механизмов; - возможность
совмещения операций: одновременной работы лебедок подъема молота и сваи и
горизонтального перемещения копра с одновременным поворотом платформы; - правильность
регулирования тормозов лебедок. 8.3.3 Ходовые
испытания проводят на 10-метровом маршруте при вертикальном положении мачты,
опущенном молоте, положении стрелы вдоль продольной оси копра и уклоне
стройплощадки не менее 3° для проверки: работоспособности ходовой части;
устойчивости копра при передвижении; исправности приборов безопасности. 8.3.4
Грузоподъемность, устойчивость и работоспособность копра проверяют при
статических и динамических испытаниях. 8.3.4.1
Статические испытания проводят на стройплощадке с уклоном не менее 3° под
нагрузкой, превышающей максимальную грузоподъемность копра на 25 %, при
положении стрелы, повернутой на 90° относительно продольной оси копра. Для проверки
прочности механизмов подъема сваи и подъема молота груз, превышающий
номинальную грузоподъемность лебедки на 25 %, поднимают на соответствующей
грузовой обойме на высоту 100-200 мм над опорной поверхностью и выдерживают в
течение 10 мин. За указанный промежуток времени груз не должен опуститься на
опорную поверхность. 8.3.4.2
Динамические испытания осуществляют трехкратным раздельным и совместным
подъемами и опусканиями двух грузов общей массой, на 10 % превышающей
номинальную грузоподъемность копра, при повороте платформы на 360°, при
положении стрелы вдоль продольной оси копра и под 90° к ней, на стройплощадке
под уклоном не менее 3°. Масса груза, поднимаемого на грузовой обойме молота, -
3/5, на грузовой обойме сваи - 2/5 общей массы двух грузов. Расположение груза
на грузовой обойме молота должно быть выше груза на грузовой обойме сваи, и его
подъем следует проводить в направляющих мачты копра. При
динамических испытаниях проводят также трехкратный подъем на высоту 1 м свайной
лебедкой груза массой, на 10 % превышающей номинальную грузоподъемность
грузовой обоймы сваи. 8.3.4.3 Копер
считается выдержавшим статические и динамические испытания при отсутствии
видимых разрушений металлоконструкций, сварных швов и остаточных деформаций его
элементов при штатной работе всех механизмов и устойчивости копра. При обнаружении
во время испытаний каких-либо дефектов последние должны быть устранены, после
чего испытания, вызвавшие появление этого дефекта, должны быть повторены. 8.5
Геометрические показатели проверяют в соответствии с ГОСТ
27256. 8.6 Проверку
массы копра и его составных частей проводят в соответствии с ГОСТ
27922. 8.7 Скорости
подъема и опускания, а также частоту вращения проверяют по ГОСТ
27251. 8.8 Ресурс
проверяют при работе в условиях эксплуатации. 8.9 Удельное
давление на грунт гусеничных копров проверяют в соответствии с ГОСТ
30067 (приложение Д). 8.10
Конструктивные параметры и наличие необходимых комплектующих изделий проверяют
по конструкторской документации, нормативному документу на копры конкретных
моделей, а также визуально. 8.11 Контроль
лакокрасочных покрытий проводят по эталонным образцам, а также визуально
оценивают отсутствие дефектов, не допустимых по ГОСТ
9.032. Внешний вид металлических и неметаллических неорганических покрытий
проверяют по ГОСТ
9.302. 8.12 Проверка
требований эргономики, безопасности и охраны окружающей среды - в соответствии
с ГОСТ Р 50906. 8.13 Проверку
слышимости звуковой сигнализации при передвижении копра проводят в соответствии
с ГОСТ 29292. 8.14 Проверку
освещенности рабочей зоны собственными источниками света проводят по отраслевой
документации. 9 Транспортирование и хранение9.1 Группа
условий хранения и транспортирования копра 7 (Ж1) по ГОСТ
15150. 9.2
Транспортирование осуществляют любым видом транспорта в соответствии с действующими
правилами. 9.3 Мачту,
разобранную на секции, головку мачты, распорку и лестницу транспортируют без
упаковки. 9.4 Съемные
детали и сборочные единицы транспортируют упакованными в деревянные ящики,
соответствующие ГОСТ 2991. 9.5 Базовую
машину транспортируют в соответствии с нормативным документом на нее. 10 Указания по эксплуатации10.1 Копры
эксплуатируют в соответствии с эксплуатационной документацией на копры
конкретных моделей и требованиями ГОСТ Р 50906. 10.2 В
эксплуатационной документации должен быть приведен перечень инструментов и
приборов для обслуживания копра по ГОСТ
28983 и ГОСТ 27253, а также
перечень приспособлений для ремонта по ГОСТ
27718. 11 Гарантии изготовителя11.1
Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие копра требованиям настоящего стандарта
и технических условий на конкретные модели при соблюдении условий монтажа,
эксплуатации, транспортирования и хранения. 11.2 Гарантийный срок эксплуатации копра не
менее 12 мес со дня ввода в эксплуатацию или не менее 18 мес со дня отгрузки
потребителю, но в пределах моторесурса, установленного в нормативном документе
на копры конкретных моделей. Ключевые слова: копры, сваи, глубина погружения,
сечение сваи, устойчивость |
|
|