Бесплатная библиотека стандартов и нормативов www.docload.ru

Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ЦБЗ, БАЗАХ И СКЛАДАХ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Утверждены зам. директора Союздорнии

канд. техн. наук В.М. Юмашевым

Одобрены Главзапсибдорстроем

(письмо № 6204/26-241 от 19.04.85 г.)

МОСКВА 1988

Методические рекомендации ориентированы на разработку норм рас­четно-аналитическим способом. Даются общие основополагающие мате­риалы, методы разработки норм, классификация норм, статьи расхода ТЭР по отдельным предприятиям дорожного строительства, состав планов организационно-технических мероприятий, основы расчета технико-эко­номической эффективности от внедрения мероприятий по экономии ТЭР.

Даются расчетные зависимости для определения технологических норм расхода ТЭР на базах и складах дорожного строительства в соответс­твии со статьями расхода.

Разработанная методика позволяет рассчитать технологические нормы расхода ТЭР на ЦБЗ, базах и складах дорожного строительства в зависимо­сти от различных источников питания.

В приложении приводятся необходимые справочные данные для рас­чета норм расхода ТЭР.

Предисловие

«Методические рекомендации по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов на ЦБЗ, базах и складах дорожного строительст­ва» разработаны по результатам НИР по теме ВЭ-ХI-I-85 с использовани­ем «Основных положений по нормам расхода топлива, тепловой и элект­рической энергии в народном хозяйстве» (НИИПиН при Госплане СССР, М., 1980) и других руководящих документов Госплана СССР.

В задачи нормирования входят разработка, утверждение и внедрение в подразделениях дорожного строительства технически, экономически и на­учно обоснованных норм расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на производство единицы продукции установленного качества.

Мероприятия, связанные с совершенствованием планирования и при­менения научно обоснованного нормирования расхода ТЭР, а также про­грессивных систем учета, имеют первостепенное значение для экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Научно обоснованные нормы расхода ТЭР на единицу продукции создают основу для оценки потребно­сти в энергетических ресурсах отдельных предприятий, трестов, главков, всего дорожного строительства в целом и являются первичной базой для планирования расхода ТЭР. Кроме того, нормы расхода ТЭР на единицу выпускаемой продукции отражают современные научно-технические дос­тижения в каждой конкретной сфере дорожного строительства и являются стимулом для экономии ТЭР, поскольку любая экономия предполагает необходимость сравнения с существующей нормой.

Настоящие Методические рекомендации имеют целью упорядочить организацию нормирования ТЭР в дорожном строительстве и предназна­чены для разработки прогрессивных научно обоснованных норм расхода энергоресурсов на ЦБЗ, базах и складах дорожного строительства.

Одной из основных задач при решении вопросов эффективного испо­льзования топливно-энергетических ресурсов является устранение недос­татков, которые имеют место при их нормировании и учете расхода.

Методические рекомендации разработаны канд. техн. наук Б.Н. Соло­вьевым.

Замечания и предложения по работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, Союздорнии.

1. Основные положения

1.1. Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) является плановой мерой их потребления предприятиями дорожного стро­ительства при производстве продукции установленного качества при усло­вии эффективного использования техники, технологии и передового опы­та.

1.2. В задачи нормирования входят разработка, утверждение и внедре­ние в производство прогрессивных, технически и экономически обосно­ванных норм расхода ТЭР с целью обеспечить их экономию, рациональ­ное распределение и наиболее эффективное использование. Разработан­ные нормы следует доводить до сведения работающих и контролировать их выполнение.

1.3. Норма расхода ТЭР является плановым показателем ее расхода на производство единицы продукции (1 т асфальтобетона, 1 м3 цементобетона, 1 т пара, 1 км дороги и т.д.) установленного качества.

1.4. Нормы расхода ТЭР необходимы для планирования их потребления и оценки эффективности использования.

Выполнение установленных норм расхода следует учитывать при мате­риальном стимулировании за экономию топливно-энергетических ресур­сов.

2. Классификация, состав и единицы измерения при нормировании расхода ТЭР на ЦБЗ, базах и складах дорожного строительства

2.1. Нормы расхода ТЭР классифицируются по следующим основным признакам:

по степени укрупнения - индивидуальные и групповые;

по составу расходов - технологические и общепроизводственные;

по периоду действия - годовые и квартальные.

2.2. Индивидуальные нормы расхода ТЭР на производство единицы продукции устанавливаются по типам агрегатов или технологическим схе­мам применительно к определенным условиям производства, в той или иной степени влияющим на величину расхода ТЭР.

К этим условиям относятся: ассортимент выпускаемой продукции, способ доставки материалов, географическое расположение предприятия, состав технологического и энергетического оборудования и др.

Индивидуальные нормы расхода ТЭР по составу расходов подразделя­ются на технологические (агрегатные), цеховые и заводские.

Групповые нормы расхода топлива являются средневзвешенными ве­личинами совокупности соответствующих индивидуальных норм.

2.3. Технологические нормы учитывают расход ТЭР на основные и вспомогательные технологические процессы производства: на поддержа­ние технологических агрегатов в горячем режиме, их разогрев и пуск в на­чале работы и после текущих ремонтов, а также технически неизбежные потери при работе оборудования.

В технологические нормы расхода ТЭР не должны включаться затраты, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы и ре­цептуры, несоблюдением требований к качеству сырья и материалов; зат­раты, связанные с браком продукции, неудовлетворительным техничес­ким состоянием оборудования, и другие нерациональные затраты.

В технологические нормы не должны включаться расходы на строите­льство, ремонт зданий и сооружений, монтаж оборудования, пуск его в работу, наладку после капитального ремонта, а также на исследовательс­кие и экспериментальные работы, отпуск энергии и топлива сторонним организациям. Эти статьи расходов должны нормироваться отдельно.

2.4. В состав норм расхода ТЭР входят статьи их расхода на производст­во единицы продукции по каждому виду предприятий (ЦБЗ, АБЗ, склады битума, цемента, минеральных материалов и др.).

Примерный состав норм расхода ТЭР (см. табл. 1 приложения) устана­вливается с учетом особенностей дорожного строительства и должен пе­риодически пересматриваться и совершенствоваться по мере изменения технологии производства и состава оборудования.

2.5. Размерность норм расхода должна соответствовать единицам изме­рения, принятым при планировании и учете ТЭР, объемам производства продукции (работ), а также обеспечивать практическую возможность кон­троля за выполнением норм.

2.6. Расход ТЭР планируется в следующих единицах:

электроэнергии - в кВт·ч на единицу выпускаемой продукции (1 т асфа­льтобетонной смеси, 1 т цементобетонной смеси, 1 м3 железобетонных из­делий, 1 к м дороги и т.п. или на 1000 руб. строительно-монтажных работ);

топлива - в кг условного топлива на единицу выпускаемой продукции;

тепловой энергии - в ккал на единицу выпускаемой продукции;

условного топлива на производство тепловой энергии - в кг усл. топл./ Гкал.

3. Методы разработки технологических норм расхода ТЭР

3.1. Прогрессивные индивидуальные нормы расхода ТЭР разрабатыва­ют на основе расчетно-аналитического и опытного методов нормирова­ния. За основной метод разработки норм следует принимать расчетно-аналитический, основанный на определении величины затрат ТЭР на еди­ницу конечной продукции.

3.2. Расчетно-аналитический метод индивидуальных норм расхода ТЭР применяется с учетом прогрессивных показателей при эксплуатации обо­рудования и использовании энергетических ресурсов.

3.3. Основными исходными данными при определении норм расхода ТЭР расчетно-аналитическим метолом являются:

первичная технологическая и техническая документация, данные техно­логических карт процессов, их технологические режимы и параметры, тех­нические данные оборудования и режимы его работы;

экспериментально установленные энергетические характеристики обо­рудования;

утвержденные нормы выпуска продукции, эксплуатационные простои, время холостого хода оборудования;

данные специальных испытаний и измерений;

план организационно-технических мероприятий по экономии и рацио­нальному использованию ТЭР;

отчетные данные о фактических расходах ТЭР при производстве едини­цы продукции;

производственная программа на планируемый период;

данные об удельном расходе ТЭР передовых предприятий, выпускаю­щих аналогичную продукцию и имеющих аналогичный состав оборудова­ния.

3.4. Нормы расхода ТЭР, полученные расчетно-аналитическим мето­дом, необходимо сравнивать с фактическими удельными расходами на пе­редовых предприятиях и средними значениями, указанными в технических паспортах на оборудование. При значительных отклонениях должны быть установлены причины такого несоответствия.

3.5. Для определения норм расхода ТЭР опытным методом проводят энергетические испытания оборудования в установленные сроки. Кроме того, такие испытания необходимы в случае изменения параметров оборудования или технологического процесса. При этом следует систематически осуществлять контроль, учет и анализ эксплуатационных удельных расходов ТЭР в целях исключения их нерациональных затрат.

3.6. Во время проведения специальных испытаний необходимо соблю­дать следующие условия:

оборудование должно быть в технически исправном состоянии и отре­гулировано в соответствии с требованиями заводских инструкций и техни­ческой документации;

работу следует выполнять в соответствии с режимами, предусмотрен­ными технологическими картами на производство продукции;

загрузка технологического и энергетического оборудования должна находиться на планируемом уровне.

4. Разработка заданий и организационно-технических

мероприятий по снижению затрат ТЭР

4.1. Задания по среднему снижению норм расхода ТЭР устанавливают­ся на всех уровнях планирования на определенный период.

4.2. Исходными данными для утверждения заданий по экономии ТЭР могут служить предложения по среднему снижению норм расхода с их обоснованием и планы организационно-технических мероприятий, кото­рые представляются соответствующими планирующими инстанциями, начиная с низшей, в вышестоящие.

4.3. Среднее снижение затрат ТЭР планируется в процентном отношении к затратам в базисном году, за который при текущем планировании принимается предыдущий год, при перспективном - конечный год теку­щей пятилетки.

4.4. Мероприятия по экономии ТЭР, как правило разрабатываются по следующим основным направлениям: внедрение новых видов оборудова­ния; внедрение новых и усовершенствование действующих технологических процессов; модернизация и реконструкция энергетического оборудования; замена устаревшего оборудования, отдельных узлов и агрегатов; снижение потерь ТЭР; внедрение организационных мероприятий и системы учета расхода ТЭР.

4.5. Организационно-технические мероприятия по экономии ТЭР и за­дания по среднему снижению норм расхода выполняются в предусмотре­нном порядке (1).

4.6. Целесообразность выполнения организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР оценивают в соответствии с методикой (2).

5. Организация нормирования расхода ТЭР и контроля за их использованием

5.1. Нормы расхода ТЭР следует разрабатывать по единой методике с учетом выпускаемой продукции и видов работ.

При нормировании необходимо учитывать условия производства, нау­чно-технические достижения, планы организационно-технических мероп­риятий, предусматривающие рациональное и эффективное использование ТЭР. Нормы должны систематически пересматриваться с учетом планируемого развития производства, достижения наиболее высоких экономи­ческих показателей использования энергетических ресурсов, изменения технологии или состава оборудования.

Нормы призваны способствовать максимальной мобилизации внут­ренних резервов экономии ТЭР, выполнению плановых заданий и дости­жению высоких экономических и производственных результатов.

5.2. Работа по организаций нормирования расхода ТЭР включает сле­дующие этапы:

разработку методики нормирования расхода ТЭР и доведение ее до не­посредственных исполнителей;

проведение анализа и обеспечение контроля за выполнением установ­ленных норм расхода ТЭР и заданий по их среднему снижению;

разработку и выполнение плана организационно-технических мероп­риятий, направленных на снижение расхода ТЭР;

контроль сроков выполнения организационно-технических мероприя­тий и заданий по среднему снижению расхода ТЭР на планируемый пери­од;

совершенствование отчетности и способов контроля за выполнением норм расхода ТЭР.

5.3. Документы по нормированию расхода ТЭР разрабатываются и ут­верждаются в соответствии с Основными положениями по нормированию (1).

5.4. Методики и инструкции по нормированию ТЭР должны система­тически совершенствоваться и пересматриваться с учетом изменения тех­нологии, состава оборудования и организации производства.

5.5. Контроль за выполнением норм расхода ТЭР необходимо осущест­влять с помощью соответствующих приборов: ваттметров, счетчиков, теп­ловых измерителей и др., которые устанавливаются в соответствии с пра­вилами их технической эксплуатации. Все крупные агрегаты (сушильные барабаны, битумонагревательные установки, смесители) целесообразно снабжать приборами для индивидуального учета расхода ТЭР.

6. Порядок формирования плана организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР на ЦБЗ, базах и складах дорожного строительства

6.1. План организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР на ЦБЗ, базах и складах дорожного строительства - это документ, который включает программу действий подразделения, направленных на более ра­циональное использование ТЭР.

6.2. План организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР на ЦБЗ, базах и складах дорожного строительства разрабатывается и осу­ществляется всеми подразделениями в порядке подчиненности: трест, строительное управление, ЦБЗ.

6.3. Каждое подразделение разрабатывает годовые перспективные пла­ны организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР. Исходными данными для их составления служат годовые и пятилетние планы повышения эффективности производства, задания вышестоящих организа­ций по снижению удельных норм расхода ТЭР.

6.4. Разработке планов организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР должна предшествовать широкая разъяснительная работа в коллективах подразделений, изучение передового опыта аналогичных пре­дприятий, анализ результатов выполнения предыдущего плана организа­ционно-технических мероприятий и выявление резервов экономии ТЭР.

6.5. К работе по составлению плана организационно-технических меро­приятий по экономии ТЭР необходимо привлекать руководящих и инже­нерно-технических работников, передовых рабочих и служащих, а также представителей общественных организаций.

6.6. Исходными данными при разработке планов организационно-тех­нических мероприятий по экономии ТЭР являются: комплексные програ­ммы научно-технического прогресса; целевые комплексные программы по экономии ТЭР; основные направления экономического и социального развития СССР на предстоящие 5, 10 лет (по пятилеткам); задания по сред­нему снижению расхода ТЭР на планируемый период, установленные вы­шестоящей организацией; отраслевые научно-технические программы; результаты законченных научно-исследовательских и проектно-конструк­торских работ; техническая документация на машины и оборудование; ре­зультаты анализа использования ТЭР за предшествующие годы; энергети­ческие балансы предприятий; рационализаторские предложения; результаты работы по экономии ТЭР, достигнутые передовыми предприятиями и бригадами.

6.7. При разработке планов организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР необходимо проводить оценку их экономической эффе­ктивности в целях выбора наилучших вариантов и установления целесооб­разности и очередности внедрения. При этом можно руководствоваться разработанными методическими указаниями (2, 3).

6:8. Не допускается корректировать нормы расхода ТЭР в сторону завышения, а задания по среднему снижению норм расхода ТЭР - в сторону занижения, исходя только из фактического уровня их выполнения.

6.9. При подготовке и разработке плана организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР необходимо:

проанализировать всю производственно-хозяйственную деятельность подразделения;

собрать, обобщить и проанализировать нормативные, плановые и от­четные данные по расходу ТЭР за отчетный период;

установить причины перерасхода ТЭР (если таковой имеется) и наме­тить пути их устранения; рассмотреть и проанализировать все поступаю­щие от ИТР, рабочих и служащих предложения, направленные на эконо­мию ТЭР, и оценить необходимость их включения в план организационно-технических мероприятий; назначить ответственных исполнителей, опре­делить источники финансирования, необходимые материалы и оборудова­ние.

6.10. При разработке плана организационно-технических мероприятий необходимо:

при установлении очередности внедрения мероприятий предпочтение отдавать тем, которые дают наибольший эффект при минимальных затра­тах;

учитывать практические возможности для выполнения внедряемых ме­роприятий с учетом наличия материальных ресурсов и специалистов;

четко разделять мероприятия на организационные и технические, наз­начать ответственных лиц и ставить перед ними конкретные задачи и сро­ки исполнения;

устанавливать последовательность и сроки исполнения всех мероприя­тий;

включать в план только реально выполнимые мероприятия, заведомо дающие экономию ТЭР без ущерба для плана выпуска продукции и при условии соблюдения техники безопасности.

6.11. В плане организационно-технических мероприятий должны быть отражены:

наименование мероприятия и объект, на котором планируется его вне­дрение;

сроки выполнения мероприятий (по этапам);

ответственные исполнители;

эффективность мероприятия в стоимостном выражении (или другие виды эффективности);

стоимость выполнения каждого конкретного мероприятия и источники финансирования;

перечень необходимых материалов и оборудования по каждому меро­приятию;

сроки проверки выполнения организационно-технических мероприя­тий.

6.12. Планы организационно-технических мероприятий представляют по форме 1 (см. табл. 2 приложения).

6.13. План организационно-технических мероприятий по экономии энергетических ресурсов утверждается руководителем треста, доводится в окончательном виде до непосредственных исполнителей, которые отвеча­ют за выполнение соответствующих мероприятий, и становится обязатель­ным для исполнения.

6.14. Общее руководство и контроль за выполнением плана организа­ционно-технических мероприятий осуществляет главный инженер.

6.15. Копии сводных планов организационно-технических мероприятий от всех подразделений дорожного строительства направляются в главные управления, которые на их основе формируют сводные планы в целом по управлению.

6.16. Расчет технико-экономической эффективности планов организа­ционно-технических мероприятий допускается выполнять на основе мето­дики (2).

6.17. За основу расчета может быть принят срок окупаемости капита­льных вложений В (годы), который определяется по формуле

                                                                       (1)

где - капитальные вложения в осуществление организационно-техни­ческих мероприятий по снижению расхода ТЭР, тыс. руб.;

- текущие годовые затраты на машины и оборудование соответст­венно до и после осуществления организационно-технических мероприятий, тыс. руб.;

- экономия ТЭР в результате проведения мероприятий, тыс. руб.

6.18. В расчетах удобно также применять коэффициент эффективности капитальных вложений Р - величину, обратную сроку окупаемости:

                                                                                 (2)

Коэффициент эффективности отражает долю экономии, полученной в результате выполнения мероприятий, на 1 руб. капитальных затрат. Для энергетики принят коэффициент эффективности капитальных вложений Р =0,12, для строительства - Р=0,15.

Если в результате расчета будет получена величина Р больше принятых значений, то осуществление мероприятий является целесообразным.

6.20. Коэффициент Р можно определить также исходя из ожидаемой экономии энергии:

                                                        (3)

где - годовая стоимость ТЭР на производство единицы продукции соответственно до и после осуществления мероприятий по экономии ТЭР, тыс. руб.;

- стоимость одной принятой единицы ТЭР;

- ожидаемая экономия ТЭР после проведения мероприятий.

7. Организация социалистического соревнования за экономию ТЭР и повышение квалификации обслуживающего персонала

7.1. В масштабе трестов необходимо организовать курсы повышения квалификации машинистов, операторов и ИТР.

7.2. С машинистами, операторами и другим обслуживающим персоналом следует проводить разъяснительную работу по вопросу об их роли в экономном расходовании энергоресурсов.

7.3. Необходимо изучать, обобщать, анализировать и внедрять передовой опыт, связанный с экономией энергетических ресурсов, накопленный в других подразделениях и трестах.

7.4. Каждый оператор и машинист должен иметь четкое представление о составе и величине норм расхода энергоресурсов на единицу выпускае­мой продукции, о минимально возможных затратах и путях достижения экономии.

7.5. Следует широко использовать меры морального и материального поощрения обслуживающего персонала за повышение эффективности ис­пользования энергетических ресурсов.

7.6. Целесообразно организовать широкую наглядную агитацию по во­просам экономии энергетических ресурсов; общественные смотры раци­онального использования энергетических ресурсов; конкурсы на лучшую бригаду, смену, АБЗ, ЦБЗ, базу и т.д.

7.7. Необходимо организовать соревнование между управлениями, трестами и другими подразделениями, причем одним из основных показателей таких соревнований должен быть вопрос об экономии ТЭР.

8. Нормирование расхода ТЭР на производство цементобетонных смесей

8.1. Технологические нормы расхода энергозатрат на производство 1 м3 цементобетонных смесей устанавливают по статьям расхода (см. табл. 1 приложения).

8.2. В общем виде технологическую норму расход а электроэнергии на единицу готовой продукции (цементобетонной смеси) (кВт·ч/м3) опре­деляют применительно к отдельным видам потребителей согласно статьям расхода по формуле

                                                            (4)

где - расход электроэнергии электрическим оборудованием технологических механизмов за расчетный период, кВт·ч;

- потери электроэнергии электрическим оборудованием технологических механизмов, кВт·ч (см. табл. 3 приложения);

- план выпуска продукции (цементобетонной смеси) за расчетный период в принятых единицах измерения, м3.

8.3. Расход электроэнергии по отдельным потребителям энергии или по каждой группе потребителей  (кВт·ч) рассчитывают по формуле

                                                                        (5)

где - установленная мощность, кВт;

- коэффициент использования установленной мощности;

- средняя потребляемая мощность за наиболее загруженную смену в течение расчетного периода, кВт (определяется эксперименталь­но);

- суммарная установленная мощность электрооборудования, кВт.

8.4. Полезное время использования силовой нагрузки потребителей энергии  (ч) за расчетный период (например, год) рассчитывают по фор­муле

                                        (6)

где - число часов работы оборудования в сутки (в зависимости от коли­чества смен - 24, 16 или 8 ч);

- число праздничных и выходных дней в году;

 - количество дней простоев оборудования в связи с капитальным ре­монтом и по другим причинам;

 - простои оборудования в течение смены, % (от общего времени его работы за расчетный период).

8.5. Расход электроэнергии на производство единицы продукции (1 м цементобетонной смеси) Вт·ч/м3) определяют по формуле

                                                                 (7)

где  -суммарный расход электроэнергии за время  всеми технологическими потребителями энергии , кВт·ч;

 -потери электрической энергии за расчетный период, кВт·ч (см. табл. 3 приложения).

8.6. При расчетно-экспериментальном методе общую норму расхода электроэнергии  получают в расчета каждого элемента затрат и их сум­мирования

                            (8)

где  -расход электроэнергии на каждую отдельную техноло­гическую операцию или работу, кВт·ч (согласно стать­ям расхода, см. табл. 1 приложения);

 -полный расход электроэнергии при выпуске цементобе­тонной смеси, кВт·ч.

8.7. Потери электроэнергии в электрических агрегатах и сетях  (кВт·ч) при укрупненных расчетах составляют (0,02¸0,06). При нормати­вных расчетах рекомендуется брать средние значения допустимых потерь (см. табл. 3 приложения).

Потери за расчетный период (месяц, квартал, год ) могут быть определены также путем умножения потерь за характерные сутки на число суток в расчетный период.

Характерные сутки находят следующим образом:

по расчетному графику нагрузки, или по записям в вахтенном журна­ле, или диаграммам самопишущих приборов за предыдущие периоды ра­боты определяют расход электроэнергии за отчетный период (месяц, год);

делением этого расхода на число рабочих суток получают среднесуто­чный расход электроэнергии;

по записям в вахтенном журнале или диаграммам приборов за предыдущий период находят сутки, для которых расход электроэнергии равен или близок к полученному среднесуточному расходу.

Найденные таким образом сутки и их действительный график нагрузки принимают за «характерные сутки».

Использование принципа «характерных суток» возможно и для других потребителей в зависимости от конкретных условий.

8.8. При применении электрического привода компрессора энергозат­раты на производство сжатого воздуха (кВт·ч/м3) рассчитывают по форму­ле (5).

8.9. Затраты тепловой энергии (или условного топлива) нормируются отдельно (1).

8.10. В случае применения привода компрессоров от двигателя внутре­ннего сгорания нормы расхода жидкого топлива можно принимать в соот­ветствии с табл. 4 приложения.

8.11. Норму расхода топлива на подачу щебня и песка бульдозерами и погрузчиками можно назначать по табл. 5 приложения.

8.12. Перевод натурального топлива (дизельное топливо, бензин) в условное осуществляется путем умножения на переходный коэффициент: для дизельного топлива - 1,45, бензина - 1,49.

8.13. Нормирование расхода электрической энергии на складах цемента и каменных материалов (кВт·ч/т) выполняется аналогично методике разд. 8 по формулам (4)-(8).

9. Нормирование расхода ТЭР на приготовление асфальтобетонных смесей

9.1. Расчет норм расхода условного топлива для приготовления асфаль­тобетонной смеси выполняют согласно (4).

9.2. В общем виде технологическую норму расхода электрической эне­ргии на приготовление асфальтобетонной смеси определяют по методике, аналогичной приведенной в разд. 8, по формуле (4).

9.3. Расход электрической энергии по отдельным потребителям энергии или по каждой группе потребителей на привод технологических меха­низмов (сушильного барабана, мешалки, насосов и т.д.) рассчитывают по формуле (5).

10. Нормирование расхода ТЭР на добычу и переработку каменных материалов на дробильно-сортировочных базах

Технологическая норма расхода электрической энергии на приготовле­ние 1 м3 каменных материалов  (кВт·ч/м3) на планируемый период оп­ределяется по формуле

                                                           (9)

где - суммарный расход электроэнергии соответственно в карьере и дробильно-сортировочному цехе на технологические цели, кВт·ч;

 - количество выпускаемой продукции за расчетный период, м3.

11. Нормирование расхода условного топлива на выработку электрической энергии электростанциями, работающими от двигателей внутреннего сгорания

11.1. Расчет норм расхода условного топлива  на выработку 1 МВт·ч электростанциями, работающими от двигателей внутреннего сгорания в условиях дорожного строительства, может быть выполнен по формуле

                                            (10)

где - удельный расход топлива кг/кВт-ч (по паспортным данным элект­ростанции);

- коэффициент, учитывающий нагрузку двигателя (см. табл. 6 приложения);

- к.п.д. электрического генератора (согласно паспортным данным электростанции);

- количество электрической энергии, выработанной электростанцией за год (или за другой расчетный период), МВт·ч;

- коэффициент перевода дизельного топлива в условное; =1,45;

- расход топлива за год (или за другой расчетный период) на холостой ход (пуски и остановки) двигателя, кг;

0,183 - продолжительность работы двигателя на холостом ходу, ч (принята до нагрузки двигателя генератором 8 мин и после снятия нагрузки - 3 мин);

- номинальная мощность двигателя, кВт;

- коэффициент, учитывающий расход топлива при работе двигателя на холостом ходу; принимается для компрессорных четырехтактных двигателей 0,24, для бескомпрессорных - 0,21;

- число пусков-остановок за год (или за другой расчетный период).

12. Основные положения нормирования расхода энергетических затрат на вспомогательные нужды на ЦБЗ, базах и складах дорожного строительства

12.1. Нормы расхода тепловой и электрической энергии на отопление, вентиляцию, производство сжатого воздуха, подачу воды, освещение и другие производственные вспомогательные нужды устанавливаются отде­льно (1).

Средняя по месяцам температура наружного воздуха и скорость ветра может быть принята в соответствии со СНиП 2.01.01-82.

12.2. Годовой расход электрической энергии на отопление, вентиляцию и другие нужды  (кВт·ч) определяется по формуле

                                                                   (12)

где - фактическая мощность, потребляемая приводными электродвига­телями (или другими потребителями), кВт·ч; определяется расчетом или путем контрольных замеров;

- число суток работы вентилятора (или отопительной установки) в планируемый период;

- коэффициент запаса мощности (см. табл. 7 приложения);

- время работы вентилятора за «характерные сутки», ч.

12.3. Расход электроэнергии на освещение  (кВт·ч) определяется по формуле

                                                (13)

где - удельный расход электроэнергии на единицу освещаемой площа­ди, Вт/м2 (см. табл. 8 приложения);

- площадь производственных помещений, м2;

- коэффициент спроса осветительных нагрузок (см. табл. 9 прило­жения);

- коэффициент запаса мощности осветительных установок (см. табл. 10 приложения);

- время использования максимальной осветительной нагрузки за расчетный период, ч.

12.4. Расход электроэнергии на сварочные работы при электродуговой сварке и питании сварочных аппаратов переменным током  (кВт·ч) оп­ределяют по формуле

                                                                 (14)

где - напряжение сварочной дуги, В;

- сила сварочного тока, А (по паспортным данным на оборудова­ние);

- общее время сварки, ч;

- коэффициент, учитывающий время горения дуги; =0,35¸0,55 при серийном производстве;

- к.п.д. сварочной установки; =0,66¸0,85.

12.5. Расход электрической энергии на нужды столовых определяют по формуле (12).

12.6. Нормы расхода газа в единицах условного топлива для нужд столовых необходимо устанавливать отдельно.

12.7. Общезаводскую норму расхода ТЭР на единицу готовой продукции рассчитывают по формуле

                                                     (15)

где - расход ТЭР на технологические цели для производства конкрет­ных видов продукции согласно статьям расхода, кг усл. топл; кВт·ч и т.д. на единицу готовой продукции;

- расход ТЭР на вспомогательные нужды согласно статьям расхода;

- общезаводские потери ТЭР в принятых единицах измерения;

- производительность предприятия дорожного строительства в при­нятых единицах измере­ния, м3, т, км за расчетный период.

13. Групповые нормы расхода ТЭР

13.1. Групповые нормы расхода ТЭР  в расчете на единицу выпус­каемой продукции рассчитываются как средневзвешенные величины совокупности индивидуальных норм по формуле

                                                            (16)

где - количество производственных единиц, входящих в подчинение да­нного уровня планирования;

- нормы расхода ТЭР на производство единицы одноименной про­дукции по нижестоящим подразделениям данного уровня планиро­вания (например, тресты по отношению к главкам или ЦБЗ, АБЗ, подчиненные тресту, и т.п.);

- планируемый объем выпуска продукции в производственных под­разделениях, входящих в подчинение данного уровня планирования, м3, т, тыс. руб. строительно-монтажных работ и т.д.

Приложение

Таблица 1

Примерный состав норм расхода электрической энергии

для предприятий дорожного строительства

 

 

Статья расхода электроэнергии

 

Единица измерения, м3, т и т.д.

Расход ТЭР на единицу измерения, т усл. топл., кВт·ч

Норма расхода ТЭР на единицу измерения

Технологические нормы

 

 

 

Расход ТЭР на выполнение технологических процессов, включая расход на поддержание технологического оборудования в горячим состоянии, его разог­рев и пуск после текущих ремо­нтов и «холодных» простоев

 

 

 

Потери электрической энергии в технологических агрегатах и установках

 

 

 

Общепроизводственные нормы

 

 

 

Расходы ТЭР, входящие в состав технологических норм

 

 

 

Расход ТЭР на вспомогательные нужды:

 

 

 

отопление

 

 

 

вентиляцию

 

 

 

освещение

 

 

 

воздушно-тепловые завесы

 

 

 

работу внутрицехового транспорта

 

 

 

работу цеховых ремонтных мастерских

 

 

 

хозяйственно-бытовые нужды (горячий душ, умывальники и т.д.)

 

 

 

столовая

 

 

 

Потери энергии в электрических сетях и трансформаторах

 

 

 

Расход ТЭР на строительно-мон­тажные работы, выполняемые собственными силами:

 

 

 

работу подъемных механизмов, машин и электрифициро­ванного инструмента

 

 

 

обогрев грунта

 

 

 

сушку и отопление строящихся зданий и сооружений

 

 

 

освещение строительных пло­щадок сварочные работы

 

 

 

производственные нужды вспомогательных цехов и служб, включая освещение, отопление, вентиляцию, водоснабжение и откачку воды на строительных площадках

 

 

 

санитарно-гигиенические и хозяйственные нужды

 

 

 

Потери в электрических сетях и трансформаторах

 

 

 


Таблица 2

(Форма 1)

УТВЕРЖДАЮ:                  

Начальник треста _____________

ПЛАН

организационно-технических мероприятий по экономии

ТЭР при эксплуатации базы (или склада) ___________

треста расположенного по адресу ____________________

 

Наименование

 

Срок исполнения

Ответственный

Контроль

Источник

Экономия

Отметка о выпол-

п/п

организационно-технических

мероприятий

Объем внедрения

Начало

Окон­чание

исполнитель (должность, Ф.И.О.)

за исполнением (должность, Ф.И.О.)

финанси­рования

электроэне­ргии, кВт·ч/ /м3 смеси

сжатого воздуха, м3 в год

тыс. руб. в год

нении мероприятия. Дата, подпись проверяющего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Начальник подразделения __________________

(подпись)

Главный энергетик ____________ Главный инженер _____________

(подпись)                                                  (подпись)


Таблица 3

Потери электрической энергии в сетях и аппаратах

Источник потерь электроэнергии

Потери, %

Электрические сети цеха

3-6

Заводские электрические сети и трансформаторы

2-4

Электрические аппараты (в том числе электродвигатели) и технологические механизмы

3-6

Примечание. Данные взяты из работы (5).

Таблица 4

Нормы расхода топлива для компрессоров

 

Марка

 

Вид

Двигатель

Удельный расход

Норма расхода, кг/ч, топлива

компрес­сора

топлива

 

Марка

Мощ­ность, кВт

топлива на 1 кВт, кг/ч

натура­льного

услов­ного

ДК-9М;

ПК-10

Дизель­ное

Д-108

79,5

0,238

7,25

10,5

ПР-10М

То же

АМ-01

95,6

0,251

7,2

10,4

ПВ-10

То же

ЯМЗ-236

88,3

0,238

8,0

11,6

ПКС-5

Бензин

ЗИЛ-5

53,7

0,388

6,9

10.3

ПКС-5

То же

ЗИЛ-6

56,6

0,388

8,4

12,5

ПКС-5

То же

ЗИЛ-120

66,2

0,847

7,4

11,0

ВКС-5

То же

ЗИЛ-5

53,7

0,388

8,4

12,5

ВКС-5

То же

ЗИЛ-6

56,6

0,388

8,4

12,5

ЗИФ-55

То же

ЗИЛ-120

66,2

0,347

10,2

15,2

 

То же

ЗИЛ-164

73,6

0,340

10,2

15,2

ПКС-5,25

То же

ЗИЛ-164

73,6

0,340

9,2

13,7

Таблица 5

Нормы расхода дизельного топлива для бульдозеров и погрузчиков

 

Двигатель

Удельный расход

Норма расхода, кг/ч, топлива

Марка машины

Марка

Мощность, кВт

топлива на 1 кВт, кг/ч

натура­льного

услов­ного

Бульдозеры

Д-159, Д-159Б

Д-54

39,7

0,29

5,0

7,25

Д-259, Д-259А,

Д-271

КДМ-100

73,6

0,29

7,0

10,20

Д-271А

Д-108

79,5

0,24

7,0

10,20

Д-492, Д-493,

Д-494

КДМ-100

73,6

0,29

6,8

9,85

Д-275

Д-108

79,5

0,24

7,6

10,10

Д3-17А (Д-429А), Д3-18 (Д-493А), Д3-53 (Д-686),

Д3-54 (Д-687)

Д-108

79,5

0,24

7,0

10,20

Д-449

Д-36

27-29

0,29

3,8

5,50

Д3-29 (Д-535)

СМД-14

55,2

0,25

6,0

4,14

Д-24 (Д-521),

Д3-25

6КДМ-50Т

105,2

0,28

11,0

16,00

Д-522

Д-180

132,5

0,24

11,0

16,0

Д-384, Д-385

В-748-1

220,8

0,23

21,7

31,40

Д3-34 (Д-572),

Д3-34С (Д-572С)

В-30В

220,8

0,23

21,6

31,30

Д3-35 (Д-575А)

6КДМ-50Т

103,0

0,28

11,7

17,00

 

Д-180

132,5

0,24

10,6

15,40

Д3-101

А-01М

95,7

0,25

9,0

13,00

Д3-116, Д3-117

Д-130

95,7

0,25

11,7

17,00

ДЭН «Катерпил­лер»

Д-343

313,0

0,22

30,0

43,50

ТД-25С «Интер­нэшенол»

ДТ-8ПВ

209,8

0,23

20,0

28,00

Погрузчики

Д-451, Д-451А

Д-40К

29,4

0,278

3,1

4,50

Д-442, ТО-2

(Д-443)

Д-54

39,7

0,299

3,5

5,10

Д-561, Д-561А, ТО-6

СМД-14

55,2

0,265

5,7

8,20

Т-157

Д-108

79,5

0,238

6,0

8,70

ТО-1 (Т-157М)

Д-108

79,5

0,238

7,0

10,00

Примечание. Данные взяты из работы (6).

Таблица 6

Значения коэффициента

Нагрузка дизель-генератора, %

100

75

50

25

Значение

1

1,02-1,15

1,07-1,25

1,4-1,9

Таблица 7

Значения коэффициента запаса мощности вентилятора

Мощность электродвигателя вентилятора, кВт

Коэффициент запаса К мощности вентилятора

 

центробежного

осевого

От 0,5 до 1

1,30

1,15

От 1 до 2

1,20

1,10

От 2 до 5

1,15

1,05

Более 5

1,10

1,05

Таблица 8

Удельная мощность электроосвещения

Цех

, Вт/м2

Склад сырья

7

Цехи формовки изделий

8-10

Прочие помещения

7

Общественные помещения и лаборатории

15-18

Производственная территория

0,4

Таблица 9

Средние значения коэффициента спроса осветительных нагрузок

Объект

Мелкие производственные здания

1,00

Территория, наружное и аварийное освещение

1,00

Производственные здания, включающие отдельные большие пролеты

0,95

Административные здания, библиотеки, предприятия общественного питания

0,90

Производственные здания, состоящие из нескольких отде­льных помещений

0,85

Лаборатории, конторы, лечебные и детские учреждения

0,80

Склады, распределительные устройства и подстанции

0,60

Таблица 10

Коэффициент запаса мощности осветительных установок

Характеристика помещения

Коэффициент запаса мощности ламп

 

люминесцентных

накаливания

С большим количеством пыли, дыма и копоти

2,0

1,7

С небольшим количеством пыли, дыма и копоти

1,8

1,5

С незначительной запыленнос­тью

1,5

1,3

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве. НИИПиН при Госплане СССР. М., 1980.

2. Методика технико-экономического обоснования мероприятий по экономии топлива, тепловой и электрической энергии, планируемых к внедрению в промышленности. НИИПиН при Госплане СССР. М., 1976.

3. Методические указания по разработке и применению системы технико-экономических нормативов для планирования распределения и использования сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии в производстве и строительстве. НИИПиН при Госплане СССР. М., 1975.

4. Методические рекомендации по нормированию расхода топлива для приготовления асфальтобетонной смеси. Союздорнии. М., 1982.

5. Справочник энергетика промышленных предприятий. М.: Госэнергоиздат, 1963.

6. Справочник механика энергетического строительства. М.: Энергия, 1980.




Rambler's Top100 Яндекс цитирования
  Copyright © 2008-2024, www.docload.ru