Бесплатная библиотека стандартов и нормативов www.docload.ru

Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

РД 10-112-3-97

РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
С ИСТЕКШИМ СРОКОМ СЛУЖБЫ

 

ЧАСТЬ 3. БАШЕННЫЕ, СТРЕЛОВЫЕ НЕСАМОХОДНЫЕ
И МАЧТОВЫЕ КРАНЫ, КРАНЫ-ЛЕСОПОГРУЗЧИКИ

 

Срок действия с 01.01.98

до 31.12.99*

_____________

* Документ действующий.

 

Предисловие

 

1. РАЗРАБОТАН И УТВЕРЖДЕН Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краностроения (СКТБ БК)

 

СОГЛАСОВАН с начальником Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России В.С. Котельниковым - письмо № 12-7/1056 от 13.11.97.

 

2. РАЗРАБОТЧИКИ: Галетин В.М., Голев С.П., Жуков В.Г., Инденбаум А.И., Котельников В.С., Красных А.М., Лампер Л.И., Лунден Е.Е., Невзоров Л.А., Пазельский Г.Н., Певзнер Е.М., Постникова Н.А.

 

3. ВЗАМЕН РД 22-318-91 и в дополнение к РД 10-112-96 ч. 1.

 

1. Область применения

Настоящий документ распространяется на башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, а также на краны-лесопогрузчики*.

________________

* Далее в тексте документа все вышеперечисленные типы кранов именуются просто "краны"

Документ действует совместно с РД 10-112 часть 1 и устанавливает конкретные требования к обследованию вышеуказанных кранов.

2. Термины и определения, нормативные ссылки

В настоящем РД в дополнение к РД 10-112 часть 1 используются следующие термины и определения:

 

Перекос поворотной опоры (синонимы - люфт, рабочий зазор)

- Угловое перемещение плоскостей колец (полуобойм) и венца поворотной опоры друг относительно друга, возникающее под действием рабочей нагрузки.

Район сейсмически опасный

- Зона, где сила подземных толчков при землетрясениях превышает 6 баллов по СНиП II-7.

Ремонт капитально-восстановительный

- Ремонт, выполняемый для кранов с истекшим сроком службы путем выявления дефектов после разборки крана, их устранения и восстановления ресурса крана до следующего обследования.

Ремонт полнокомплектный

- Ремонт, выполняемый для устранения дефектов, отмеченных в акте обследования крана, с целью продления его срока службы до очередного обследования.

Система технического обслуживания и ремонта (система ТО и Р)

- Комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для поддержания работоспособности и исправности машин во время их эксплуатации при соблюдении заданных условий и режимов использования.

 

2.2. В настоящем РД использованы ссылки на стандарты, приведенные в приложении А3.

3. Общие требования

3.1. Виды и периодичность обследования

3.1.1. Требования по видам и периодичности обследования, приведенные в настоящем РД, основаны на РД 10-112 часть 1 и уточняют их применительно к особенностям кранов, указанных в п. 1, не отменяя указаний, приведенных в эксплуатационной документации, информационных письмах предприятий-изготовителей, Госгортехнадзора и проектных организаций на эти краны.

3.1.2. Первичное обследование крана с истекшим нормативным сроком службы проводится по истечении нормативного срока службы, определяемого с даты выпуска крана предприятием-изготовителем.

3.1.3. Нормативный срок службы крана следует принимать по данным эксплуатационной документации. При отсутствии в документации этих данных нормативный срок службы необходимо принимать по таблице 1.

 

Таблица 1. Нормативные сроки службы*

________________

* Нормативному сроку службы соответствует ресурс (в мото-часах), принимаемый согласно эксплуатационной документации (ЭД) на кран. При отсутствии этих данных в ЭД ресурс за срок службы рекомендуется принимать:

- для кранов грузоподъемностью до 10 т вкл. - 16500 м.ч.

- то же, св. 10 т                           - 27000 м.ч.

- для переносных кранов           - 8600 м.ч.

 

 

Тип крана

 

Группа классификации (режим работы)

 

Нормативный

 

по Правилам Госгортехнадзора 1969 г.

по ГОСТ 25546

по ИСО 4301/1

срок службы*, лет

____________

*Нормативный срок службы для кранов с группой классификации А4 принят при 1,5 - сменной работе.

При более интенсивной эксплуатации срок службы может быть скорректирован СКТБ БК на основании расчета, учитывающего реальную группу классификации крана (по режиму работы) за весь срок его службы.

 

Кран башенный строительный грузоподъемностью:

 

 

 

 

до 10 т вкл.

легкий

А4

10

св. 10 т

легкий

А4

16

Кран башенный приставной

легкий

А4

16

Кран башенный для гидротехнического строительства

тяжелый

6К-7К

А6-А7

10

Кран-лесопогрузчик грузоподъемностью:

 

 

 

 

до 10 т вкл.

средний

А5

10

св. 10 т

средний

А5

16

Кран стреловой переносной (типа "Пионер", КЛ)

легкий

1К-3К

А1-А3

8

Мачтовый кран

легкий

А4

10

Кран стреловой несамоходный гурзоподъемностью:

 

 

 

 

до 10 т вкл.

легкий

А4

10

св. 10 т

легкий

А4

16

 

3.1.4. Краны в процессе эксплуатации помимо полнокомплектных ремонтов, проводимых по результатам обследования, должны подвергаться и капитально-восстановительному ремонту. При этом ремонте в процессе разборки должна проводиться дефектация всех элементов с ремонтом тех из них, которые имеют дефекты, превышающие допустимые.

3.1.5. Периодичность обследования и сроки проведения капитально-восстановительного ремонта следует принимать согласно таблице 2.

 

Таблица 2. Максимальная периодичность между обследованиями

 

 

Проведение капремонта за срок

 

Максимальные сроки эксплуатации после очередного обследования, лет:

 

Дальнейшее использование крана

службы:

первичного

повторного

 

 

 

 

1-го

2-го

3-го

4-го

 

 

проводился

 

3,0

 

2,0*

 

2,5

 

2,0

 

1,5

 

Списание крана

 

не проводился

 

2,0*

 

2,5

 

2,0

 

1,5

 

 

-

(возможность дальнейшего продления срока службы может приниматься только на основании расчета остаточного ресурса крана)

_________________

* В период после указанного обследования и до следующего обследования должен быть проведен капитально-восстановительный ремонт (по техническим условиям СКТБ БК), о чем должна быть сделана запись в Акте указанного обследования.

 

 

3.1.5.1. Максимальный срок допускается принимать в тех случаях, если по результатам обследования отсутствуют существенные замечания по техническому состоянию крана, по системе функционирования ТО и Р и по состоянию крановых путей.

3.1.5.2. Периодичность между обследованиями для кранов повышенного риска устанавливается отдельными методиками, разрабатываемыми для конкретных типов кранов СКТБ БК, а для кранов, работающих в условиях агрессивной среды принимаются на 0,5 года меньше, чем приведено в табл. 2.

3.1.5.3. Решение о досрочном проведении капитально-восстановительного ремонта может принять комиссия, проводящая обследование.

3.1.6. Капитально-восстановительный ремонт может быть совмещен с полнокомплектным ремонтом и перебазировкой крана.

3.1.7. Обследование кранов:

- изготовленных по зарубежным нормам;

- имеющих серьезные дефекты  конструкции или изготовления, которые отражаются на их безопасности (кранов повышенного риска),

- работающих в условиях агрессивной среды,

должно выполняться в соответствии с требованиями настоящего РД и с учетом дополнительных требований, разрабатываемых для конкретных случаев СКТБ БК, и в частности в соответствии с ВРД 22-28-25, МУ 22-28-01 и МУ 22-28-02.

Эти же требования относятся и к кранам, при обследовании которых обнаружены отступления от паспортных данных (по температуре окружающей среды, ветровому или сейсмическому районам, режиму работы, на вечномерзлых грунтах). При указанных отступлениях возможность дальнейшей эксплуатации должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации.

3.1.8. Внеочередному обследованию подвергают краны в следующих случаях:

- при возникновении в процессе эксплуатации повторных трещин в несущих металлических конструкциях;

- при появлении деформаций металлических конструкций, возникающих в процессе перебазировки, монтажа, технического освидетельствования, в случае появления аварийных ситуаций и др.;

- по требованию органов госгортехнадзора или по заявке владельца крана.

3.2. Организация обследования

3.2.1. Общие вопросы организации работ при обследовании изложены в разделе 3.2. РД 10-112 часть 1.

3.2.2. При определении возможности дальнейшей эксплуатации в зависимости от состояния крана обследование может проводиться в один или два этапа.

3.2.2.1. В один этап обследование должно проводиться в случае, если в процессе обследования не выявлено дефектов, препятствующих проведению статических и динамических испытаний. Обследование ограничивается одним этапом также и в случае принятия решения о списании крана.

3.2.2.2. В два этапа обследование проводится в случае, если по результатам обследования для устранения выявленных дефектов необходимо проведение ремонта или реконструкции. В этом случае второй этап, заключающийся в оценке качества проведенного ремонта, в проведении испытаний и составлении заключения о возможности продления срока службы, должен проводиться после выполнения ремонта (реконструкции) крана.

3.3. Основные работы при обследовании

3.3.1. Обследование кранов, помимо работ, предусмотренных п. 3.3.1. РД 10-112 часть 1, должно включать:

3.3.1.1. Оценку качества проведенного ремонта (реконструкции) в случае их проведения;

3.3.1.2. Оценку состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта;

3.3.1.3. Разработку ограничений по дальнейшей эксплуатации кранов (при необходимости).

3.3.2. Все работы по обследованию должны проводиться в объемах, приведенных в пп.3.4.-3.14 настоящего РД. Последовательность этих работ определяется комиссией.

3.4. Ознакомление с документацией

3.4.1. В процессе обследования комиссия должна ознакомиться со следующей документацией, предоставляемой владельцем крана:

- паспортом (ПС), включая принципиальную электрическую схему;

- техническим описанием (ТО), инструкцией по эксплуатации (ИЭ) и инструкцией по монтажу крана (ИМ);

- вахтенным (крановым) журналом;

- актами нивелировки и сдачи-приемки кранового пути;

- журналом осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (журналом периодических осмотров) кранов (крановых путей);

- актами проверки сопротивления изоляции и заземления;

- актами поверки приборов устройств безопасности и измерительных приборов;

- справкой о характере выполненных краном работ (форма справки дана в приложении Б3);

- проектом кранового пути (при его устройстве для специальных условий эксплуатации, в т.ч. на вечномерзлых грунтах ВМГ);

- проектом ранее проведенного ремонта или реконструкции крана;

- актом предыдущего обследования крана (в случае повторных обследований);

- материалами по оценке остаточного ресурса (при ее проведении);

- имеющимися информационными письмами или предписаниями органов госгортехнадзора, предприятий-изготовителей, проектных организаций.

3.4.2. В процессе ознакомления с эксплуатационной документацией по крану уточняется рабочая карта обследования, приведенная в приложении В3. При этом из формы рабочей карты исключаются все лишние узлы, которых нет на карте, или вводятся недостающие, не предусмотренные картой. Особое внимание необходимо уделять узлам и элементам, работающим на усталость.

3.4.3. При ознакомлении с паспортом должны быть выявлены:

- проведенные на кране ремонты (замены узлов);

- наличие технической документации на ремонт и сертификатов свариваемых металлов и присадочных материалов (металлопроката, электродов, сварочной проволоки и др.), использованных при ремонте, а также соответствие их требованиям РД 22-16;

- соответствие климатического, ветрового, сейсмического исполнения крана зоне (району) его эксплуатации.

3.4.4. При ознакомлении с актами предыдущих обследований, материалами по оценке остаточного ресурса и информационными письмами выявляется выполнение записанных в этих документах предписаний.

3.4.5. Ознакомление с прочей документацией должно проводиться с целью выявления характера использования крана, уровня его обслуживания и проведенного ремонта (реконструкции), соответствие нормативным данным параметров крана, его пути, приборов безопасности, сопротивления изоляции и заземления.

С целью облегчения оценки условий использования крана по группе классификации (режиму работы) в табл. 3 дается перевод режимов работы кранов, записанных в паспортах ранее выпущенных кранов, в группы классификации, принятые в настоящее время в Правилах ПБ-10-14 (ИСО 4301).

 

Таблица 3. Перевод режимов работы существующих кранов и механизмов в группы классификации по Правилам

 

Классификация (по режиму) крана

Классификация (по режиму) механизма

Режим по паспорту крана*

Режим по ГОСТ 25546

Группа классификации по ПБ-10-14

Режим по паспорту крана*

Режим по ГОСТ 25835

Группа классификации по ПБ-10-14

__________________

* Обозначение режимов по Правилам Госгортехнадзора до 1992 г., по которым изготовлялись краны:

Л - легкий, С - средний, Т - тяжелый, ВТ - весьма тяжелый режим.

 

 

А1

 

М1

Л

А2

 

М2

 

А3

Л

М3

 

А4

 

М4

С

А5

 

М5

 

А6

С

М6

Т

А7

Т

М7

ВТ

А8

ВТ

М8

3.5. Проверка состояния металлических конструкций

3.5.1. При проверке состояния металлических конструкций следует руководствоваться указаниями раздела 3.5. РД 10-112 ч.1.

3.5.2. Основные конкретные места возможного появления характерных повреждений металлических конструкций приведены в приложении Г3.

3.5.3. При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают в первую очередь у концентраторов местных напряжений. На рис. 1-5 стрелками показаны места наиболее вероятного возникновения усталостных трещин. К типичным концентраторам относятся:

а) элементы с резким перепадом поперечных сечений (рис. 1)

Фактические отклонения определяются оп формуле

Для измерений непараллельности оси второй грани (Б) металлоконструкция поворачивается вокруг продольной оси и рейки переставляются на эту грань.

Д3-3. Отклонение DL от прямолинейности оси стрелы следует определять либо на кране в рабочем положении или при опущенной стреле либо в демонтированном - на земле.

Д3-3.1. Отклонение от прямолинейности оси стрелы на кране должно определяться аналогично башне (п. Д3-2.1) с помощью стальной струны, натянутой вдоль проверяемого пояса стрелы со стороны наибольшего его прогиба. С помощью линейки определяется стрела прогиба, которая не должна быть более L/600 мм (гдеL - длина стрелы).

Для удобства измерений рекомендуется подъемную стрелу опустить вдоль башни крана. Балочную стрелу, если ее опускание затруднено, можно проверять в горизонтальном положении. При этом грузовая тележка ставится у корня стрелы.

Д3-3.2. Проверка отклонения от прямолинейности оси, снятой с крана стрелы (в 2-х плоскостях), может быть проведена также с помощью струны, подкладок и линейки, либо с помощью теодолита и геодезических реек (рис. Д3-2).

Измерения производятся аналогично вышеописанному в п. Д3-2.2 для башен. При этом рейка Р1 установлена на уровне отверстий проушин, Р2 - посередине, а Р3 - в точке пересечения расчала с осью стрелы. Величина отклонения от прямолинейности вычисляется по формуле

 

Д3-3.3. Отклонение De от прямолинейности оси пояса или раскоса решетчатых башен и стрел следует проверять на кране как в рабочем, так и в разобранном состоянии (см. приложение Г3 п. Г3-6.1.). Измерения проводятся с помощью металлической линейки и штангенциркуля в плоскости, в которой обнаружено наибольшее искривление. Вместо линейки можно применять стальную струну, натягивая ее вдоль элемента на подкладках одинаковой толщины и измеряя линейкой стрелу прогиба De, которая не должна выходить за пределы L/600 мм.

 

Приложение Е3

(справочное)

 

Основные характерные дефекты и повреждения механизмов, канатно-блочных систем и других узлов

 

Контролируемый узел (элемент)

Показатель дефекта, при котором дальнейшая эксплуатация не допускается

Вид контроля, применяемые средства

1. Ходовые тележки

 

 

а) колеса

- трещины любых размеров;

осмотр;

 

- износ поверхности катания 4% по диаметру;

осмотр, шаблон

 

- износ реборды до толщины 15 мм в средней части по высоте;

осмотр, шаблон

б) клещевые захваты

- трещины;

- излом;

осмотр

в) шкворень

- трещина в месте галтели

осмотр после снятия с флюгера, дефектоскопия

 

- выработка отверстия под ось:

 

- для 2-х колесных тележек

Dd/D = 0,03;

штангенциркуль

- для 3-х колесных тележек

Dd/D =0,04.

то же

2. Лебедки

 

 

а) 3-х опорная лебедка

- перемещение торца двигателя по вертикали d/600 (рис.6);

измерение при вращении барабана, индикатор

б) барабан

- трещины;

осмотр

3. Редуктора, зубчатые муфты

 

 

а) шестерни, зубчатые колеса

- трещины, облом зубьев

осмотр при появлении стука, повышенного шума

- для лебедок и привода подъемника:

- износ зуба по толщине

 

- передачи в редукторе, муфты

10% (В- толщина зуба)

зубомер

- открытые передачи

15%В

то же

- для механизмов поворота и передвижения крана:

 

 

- передачи в редукторе, муфты

15%В

 

- открытые передачи

20%В

 

 

- выкрашивание зубьев;

осмотр, измерение

 

- глубина 10%В более чем на 30% рабочей поверхности

штангенциркуль

б) шлицевые соединения

облом, сдвиги, смятие, скручивание

визуальный осмотр

в) шпоночные соединения

смятие, сдвиги

то же

г) валы

трещины,

-"-

 

изгиб

визуальный осмотр

 

износ - 3% от диаметра (посадочных мест)

измерение

д) подшипники

прокручивание;

проверка вручную

 

трещины, обломы обойм;

осмотр

 

ощутимые радиальные и осевые люфты;

проверка вручную

 

затруднительное вращение;

то же

 

поломка сепараторов

осмотр

е) корпуса редукторов

трещины, обломы;

осмотр

 

течь масла

то же

д) смазочные материалы

недостаточный уровень (отсутствие) масла

проверка

4. Тормоза

 

 

а) тормозной шкив

трещины;

осмотр

 

износ рабочей поверхности - 25% толщины обода;

осмотр, штангенциркуль

 

радиальное биение D/1400 (D - диаметр шкива)

индикатор

б) тормозные колодки

- трещины и обломы;

осмотр

 

- износ;

осмотр, штангенциркуль

 

посередине - до появления заклепокпо краям - 3 мм

 

5. Опорно-поворотное устройство

перекос - 0,004;

измерение по прил. И3;

 

обрыв болтов;

осмотр;

 

ослабление затяжки;

контроль, динамометрический ключ;

6. Блоки

трещины, отколы;

осмотр;

 

износ ручья - 20% диаметра каната;

осмотр, шаблон;

 

износ реборды - 30% толщины (на половине высоты реборды);

то же

 

наличие зазоров между устройством от выхода каната из ручья блока и ребордой - 20% диаметра каната

-"-

7. Канаты

дефекты согласно ПБ 10-14

осмотр, измерения

8. Крюк

трещины;

осмотр;

 

износ зева - 10% высоты сечения;

осмотр, штангенциркуль;

 

отсутствие предохранительного замка

осмотр

9. Детали с резьбой

срывы более двух ниток;

осмотр;

 

износ ниток заметный при осмотре;

то же

 

смятие граней под ключ;

-"-

 

сплошная коррозия резьбы;

-"-

 

Приложение Ж3

(Справочное)

 

Характерные дефекты и повреждения элементов электрооборудования и устройств безопасности

 

Контролируемый элемент

Дефект, при котором эксплуатация не допускается

Вид контроля

 

 

 

1. Электродвигатель

- отсутствие и неисправность уплотнений крышек;

осмотр

 

- износ щеток более 50% от паспортной величины;

осмотр, штангенциркуль

 

- сколы у щеток;

осмотр

 

- тугое перемещение щеток в щеткодержателях;

перемещение щеток вручную

 

- слабое натяжение контактных пружин;

проверка вручную

 

- наличие царапин на контакторных кольцах, коллекторах, щетках.

осмотр

2. Панели управления

- слабая затяжка электрических соединений;

проверка подергиванием проводов

 

- отсутствие "провала" контактов;

проверка при нажатии рукой

 

- нечеткость переключения автоматических выключателей и переключателей;

проверка путем ряда включений-отключений приборов

 

- отсутствие предохранителей и электроизмерительных приборов.

осмотр

3. Блоки резисторов

- слабая затяжка болтовых зажимов;

осмотр, ключи

 

- касание перемычек с элементами или корпусами.

осмотр

4. Тормозные электромагниты и гидротолкатели

- заедание подвижной системы, перекос штока;

осмотр, перемещение системы вручную

 

- неплотное соприкосновение поверхностей ярма и якоря, отсутствие короткозамкнутого витка на ярме (у магнитов переменного тока)

осмотр

 

- слабая затяжка проводов катушек и гидротолкателей;

осмотр

5. Кабельный барабан, вводной рубильник

- тугое перемещение щеток в щеткодержателях;

перемещение щеток вручную

 

- нечеткость включения рубильника.

проверка путем ряда включений-отключений рубильника

6. Командоконтрол-леры, пульты управления

- наличие заеданий, нечеткость фиксации рукояток по позициям (особенно на нулевой позиции);

проверка вручную

 

- отсутствие "растворов" и "провалов" контактов;

проверка вручную

 

- отсутствие приборов и сигнальных ламп.

осмотр

7. Монтажный пульт

- нечеткость фиксации переключателей по позициям.

проверка вручную

8. Концевые выключатели

- отсутствие "растворов" и "провалов" контактов;

проверка при нажатии рукой

 

- отсутствие сальников в вводных патрубках.

осмотр

9. Ограничитель грузоподъемности, указатель вылета, анемометр

- несоответствие показаний приборов фактическим данным;

проверка под нагрузкой на разных вылетах, сопоставление с показателями контрольного анемометра

 

- отсутствие пломб на релейном блоке ограничителя и на измерительном блоке анемометра.

осмотр

10. Вспомогательные устройства

- нечеткость включения вспомогательных устройств;

проверка путем ряда включений-отключений

 

- отсутствие прожекторов в соответствии с эксплуатационной документацией.

осмотр

11. Электрооборудова-ние и устройства безопасности в целом

- неудовлетворитель-ное состояние элементов (отколы, неплотное прилегание, неудовлетворительный монтаж и др.);

осмотр

 

- слабая затяжка болтов, кабельных наконечников, зажимов;

осмотр, ключи

 

- наличие нагара и коррозии на контактах, контактных кольцах и открытых токоведущих частях;

 

 

- несоответствие номинального тока автоматических выключателей, полупроводниковых приборов, плавких вставок, контакторов пускателей параметрам, указанным в технической документации.

осмотр

 

 

Приложение И3

(рекомендуемое)

 

МЕТОДИКА
измерения перекоса поворотной опоры башенного крана.

 

Методика распространяется на краны как с поворотной, так и неповоротной башнями и предназначена для определения перекоса (суммарного люфта или рабочего зазора) шариковой или роликовой поворотной опоры (опорно-поворотного устройства) при проведении обследования или испытаниях крана в рабочем состоянии. Методика может использоваться при измерениях перекоса и других кранов.

Методика соответствует СТ СЭВ 3268.

 

И3-1. Общие положения.

И3-1.1. Измерение перекоса ОПУ проводится для решения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации опоры.

Признаком предельного состояния, при котором опора не допускается к дальнейшей эксплуатации, является перекос (за счет технологического люфта опоры и износа ее дорожек катания) более 0,004.

И3-1.2. Измерения проводят на действующем кране, находящемся в рабочем состоянии, как в летний, так и в зимний периоды при температуре воздуха не ниже минус 20°С при ветре не более 10 м/с.

И3-1.3. Положение поворотной части крана по отношению к неповоротной (в плане) - произвольное.

И3-1.2. Перед проведением измерений необходимо убедиться, что все болты крепления опоры имеются в наличии и затянуты моментом, отвечающим эксплуатационной документации.

 

И3-2. Объем, последовательность и порядок проведения работ.

И3-2.1. Для измерения величины перекоса j опоры производятся замеры линейных перемещений противоположных точек А и Б полуобойм (см. рис. И3-1) опоры, жестко закрепленных к поворотной части крана, относительно его венца, закрепленного к неповоротной части.

Линейные перемещения определяются по разнице измерений при ненагруженном кране и с номинальной нагрузкой на крюке.

 

где Ас и Бс - среднеарифметические результаты измерений ( и ) перемещений по шкале индикатора соответственно со стороны противовеса и стрелы при подъеме номинального груза.

 

Приложение К3

(рекомендуемое)

Метод отбора проб (образцов) для определения химсостава и механических свойств металла.

 

К3.1. Для проведения химического анализа металла основных несущих элементов с целью стандартного определения марки стали от каждого элемента обследуемого узла берут на анализ от 20 до 30 г. стружки*.

__________________

* При сложности отбора указанного количества металла по рекомендации СКТБ БК могут быть использованы опытные методы, при которых объем отбираемого металла может составлять 15-20 мм3 при площади образца не менее 5 мм2.

Стандартный отбор проб для химического анализа металла производится в соответствии с требованиями ГОСТ 7565 "Стали и сплавы. Методы отбора проб" и осуществляется при обследовании металлоконструкций крана.

К3.1.1. Место, с которого берется стружка, должно быть предварительно очищено от пыли, грязи, смазочных материалов и зачищено до металлического блеска. Стружка отбирается засверливанием отверстия при температуре не ниже плюс 10°С. Диаметр сверла d=5¸8 мм, но не более полуторной толщины элемента (листа, профиля, трубы) анализируемого узла. Расстояние между отверстием и краем элемента должно быть не менее 5d ( как правило, не менее 25 мм).

В тех случаях, когда температура окружающего воздуха ниже плюс 10°С, отбор стружки для анализа следует выполнять с подогретой до указанной температуры поверхности металла.

К3.1.2. Место, откуда взята стружка, подлежит восстановлению с применением сварки до пуска крана в работу, о чем должна быть сделана отметка в журнале осмотров, технических обслуживаний и ремонтов крана, а чертеж восстановления элемента металлоконструкции после взятия пробы должен храниться наравне с паспортом.

К3.1.3. Отобранная стружка упаковывается, маркируется, составляется ведомость с указанием места взятия стружки (узла, элемента) марки крана, его заводского и регистрационного номеров.

Химический состав стружки определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 22536.0., ГОСТ 22536.1, ГОСТ 22536.2, ГОСТ 22536.3, ГОСТ 22536.4, ГОСТ 22536.5.

К3.2. Определение механических свойств (предела текучести, временного сопротивления разрыву, относительного удлинения, ударной вязкости) производится из проб, вырезанных из элементов металлоконструкций, подлежащих проверке.

К.3.2.1. Наиболее приемлемым методом отбора металла для определения его механических свойств из листовых конструкций является вырезка заготовки в виде круга (блина) (рис. К.3.1.). Вырезка заготовки выполняется механическим путем (дрелью со специальной насадкой) или газовой резкой ацетиленовым или пропан-бутановым пламенем с обеспечением отсутствия пережога или перегрева вырезаемой заготовки. Из получаемой заготовки изготавливают два плоских образца I для определения предела текучести, временного сопротивления разрыву и относительного удлинения в соответствии с требованиями приложения 3 ГОСТ 1497 (тип 1 или 2).

Рис. К3.1.

 

Из этой же заготовки вырезают также три образца 2 для определения ударной вязкости. Образцы вырезают в соответствии с требованиями ГОСТ 9454. Образцы испытывают при минимальной температуре эксплуатации крана.

К3.2.2. Отбор проб в трубчатых конструкциях (секции башен, верхний пояс секций стрел, несущие пояса оголовка) производится следующим образом: например, из трубы несущего пояса Æ 140х10 мм вырезается заготовка (рис. К3.2.) с закруглениями диаметром 60мм. Длина заготовки 120 мм.

Из нижних несущих поясов стрелы вырезать стандартные заготовки металла для проверки механических свойств не допускается ввиду невозможности восстановления конструкции без снижения ее прочностных свойств.

 

Рис. К3.2

 

К3.2.3. Из полученной заготовки размером 120х60 мм изготавливают (Рис. К3.3.) полосы шириной 16 мм (две шт.) и шириной 9 мм (две шт.). Из двух первых полос для определения предела текучести , временного сопротивления  и относительного удлинения  изготавливают два образца на растяжение по ГОСТ 1497, прил. 2. черт. 5 тип У, номер образца 5. Из двух других полос изготавливают три образца для определения ударной вязкости при температуре минус 40°С (краны исполнения У) или минус 60°С (краны исполнения ХЛ) согласно требованиям ГОСТ 9454 черт. 1, вид концентратора U, тип образца 7.

К3.2.4. Места вырезки заготовок должны быть восстановлены без снижения несущей способности конструкции с выполнением требований, записанных в п. К3.1.2. настоящего приложения.

К3.2.5. В случае сложности или невозможности вырезки стандартных заготовок заданных размеров механические свойства металлоконструкций могут быть определены опытным методом без вырезки дополнительных проб по тому же образцу, вырезанному согласно сноске * к п К3.1. настоящего приложения.

 

Рис. К3.3.

 

 

Приложение ЛЗ

Форма

 

Формат листа 210х297 мм

(пример заполнения)

 

"УТВЕРЖДАЮ"

______________________________

(Руководитель организации,

проводившей обследование крана)

_____________________Петров И.И.

(подпись)               (Ф.И.О.)

" ___ "__________199 г.

 

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Общие сведения по крану.

 

Тип крана

Башенный КБк-160.2

Завод-изготовитель

"Северянин"

Заводской номер

158

Регистрационный номер

14027

Город (село и т.п.), где установлен кран

г. Усть-Ордынский

Объект, где установлен кран

Склад

Организация - владелец крана

АО "Стройтехника"

 

2. Сведения об организации, проводившей обследование.

 

Наименование организации, проводившей обследование

АО "Стройсервис"

Номер лицензии Госгортехнадзора России

120-ХХ/ХХХ

Дата выдачи лицензии, срок действия

24.05.94 - 3 года

№ приказа на проведение данного обследования

№ 22 от 8.01.98

Комиссия провела (указать первичное или повторное) обследование

Первое, повторное

Обследование проведено в соответствии с требованиями

РД 10-112-ч1, РД 10-112-3

Номера учтенных экземпляров РД, указанных в предыдущей строке

17, 14

 

3. Паспортные данные по крану.

 

Грузовой момент, т·м, или Грузоподъемность, т (Ненужное зачеркнуть)

132

Дата изготовления крана

1984, март

Группа классификации (режима работы)

А4

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

У1

Может быть установлен в ветровом районе по ГОСТ 1451 или в помещении

I-III

Нижний и верхний пределы по температуре рабочего состояния

-40° +40°

Допустимая сейсмичность района установки

до 6 баллов

Возможность установки в пожароопасной среде категории

Не предусмотрена

Возможность установки во взрывоопасной

Не предусмотрена

Проводился ли капитальный ремонт

ДА

 

4. Соответствие фактических условий использования крана паспортным данным.

 

Соответствие по виду выполняемых работ

Не соответствует

Соответствие по группе классификации (режиму работы)

Соответствует

По нижнему и верхнему пределам температур места установки

Не соответствует

По ветровому району места установки

Соответствует

По сейсмичности зоны установки

Не соответствует

По характеристике среды (пожароопасная, взрывоопасная, агрессивная и т.п.)

Соответствует

По состоянию эксплуатационной документации

В паспорте отсутствует электросхема

По состоянию кранового пути

Отсутствует проект пути на ВМГ*

По функционированию системы ТО и Р

Нет графика ТО и Р

 

___________________

* ВМГ - вечномерзлые грунты.

 

5. Результаты обследования.

 

Общее состояние крана (Исправное, неисправное, работоспособное или неработоспособное)

Работоспособное

Достижение предела по установленной группе классификации

Предел перейден

Необходимость выполнения оценки остаточного ресурса ("да" или "нет")

Да

Общее число дефектов (по ведомости дефектов)

16

 

Устранены при проведении данного обследования

10

в том числе

Требуют устранения до начала дальнейшей эксплуатации

-

 

Должны быть устранены за срок, указанный в Ведомости дефектов

5

 

Должны быть устранены при очередном ТО и Р

1

Масса груза при проведении статических испытаний, т

10,0

Масса груза при проведении динамических испытаний, т

8,8

Дефекты по результатам испытаний

Не обнаружены

 

6. Заключение комиссии.

 

Кран допущен к дальнейшей эксплуатации на срок до (указать срок до следующего обследования)

 

Январь 2000 г.

Кран подлежит ремонту:

полнокомплектному ПКР, капитальновосстановительному КВР (поставить "+" или "-")

 

+ (КВР - до января 2000 г.)

Кран подлежит списанию (поставить "+" или "-")

-

 

7. Рекомендации по изменению паспортных данных и/или уточнению условий использования.

 

Уточнение параметров и условий

Грузовую характеристику снизить на 25%

использования крана

Разработать проект пути на ВМГ

 

Привести кран в соответствие с ВРД 22-28-25-95

 

Провести расчет на сейсмические нагрузки

Оценка остаточного ресурса (ОР)

Провести расчет ОР

 

Вниманию владельца крана!

1. За невыполнение рекомендаций настоящего Акта и неустранение замечаний, отмеченных в Ведомости дефектов, комиссия, проводившая обследование, ответственности не несет.

2. Данный Акт является неотъемлемой часть Паспорта крана.

 

Приложения:

 

1. Ведомость дефектов (передается владельцу крана и в СКТБ башенного краностроения).

2. Справка о характере работ, выполняемых краном.

3. Выписка из паспорта об основных параметрах крана.

4. Копия приказа владельца крана о проведении обследования.

5. Акт о проведении статических и динамических испытаний.

6. Результаты проверки химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлоконструкций (если проводились).

7. Заключение по результатам неразрушающего контроля (если проводился) с указанием вида контроля и мест, где это выполнялось.

6. Заключение о состоянии кранового пути.

Примечания: 1. Приложения 2-8 хранятся в архиве организации, проводившей обследование, и передаются владельцу крана, если это было предусмотрено Договором.

2. При выполнении специализированной организацией оценки остаточного ресурса, копия отчета и расчеты должны быть направлены в СКТБ башенного краностроения.

 

Председатель комиссии:                          ___________________ ИВАНОВ Ю.И.

(Подпись)

Члены комиссии:                                       ___________________ ПЕТРОВ С.И.

(Подпись)

 

___________________СУХОЙ Ю.С.

(Подпись)

 




Rambler's Top100 Яндекс цитирования
  Copyright © 2008-2024, www.docload.ru