|
Министерство охраны
окружающей среды и природных ресурсов от 18.07.94 № 222 ПРИКАЗ Об утверждении Положения об
оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации В целях реализации статьи 41
Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"
(раздел VI), подготовки к выполнению обязательств Российской Федерации в связи
с подписанием международной Конвенции "Об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте" и в соответствии с Положением о
Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
приказываю: Утвердить согласованное с
заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке
воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приложение). Министр В.И.
Данилов-Данильян Минюст РФ Зарегистрировано в Минюсте
РФ 22 сентября 1994 г. N 695 ПРИЛОЖЕНИЕ Положение об оценке
воздействия на окружающую среду 1. Общие положения 1.1. Оценка воздействия на
окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований
законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о
социально-экономическом развитии общества. 1.2. ОВОС организуется и
осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по
предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с
ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной
или иной деятельности.*) ___________________ *) Далее - последствий 1.3. Проведение ОВОС при
подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной
и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является
обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для
объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных,
определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению
территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа
Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом
заключения Минприроды России. В случае разногласий между органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может
быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке. 1.4. Для объектов и видов
хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в
случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей
документации обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия
на окружающую среду. 1.5. Результатом проведения
ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им
деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в
обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода
возможных последствий ее реализации. 1.6. Информация о состоянии
окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов
и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской
Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. 1.7.Обосновывающая
документация представляется инициатором/заказчиком на государственную
экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
охране окружающей природной среды" (раздел 5). Обосновывающая документация
по реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в
приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС на
государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его
территориальные органы не принимается. 2. Область применения 2.1. ОВОС организуется и проводится
при подготовке следующих видов обосновывающей документации: (1) концепций, программ (в
том числе, инвестиционных) и планов отраслевого и территориального
социально-экономического развития; (2) схем комплексного использования
и охраны природных ресурсов; (3) градостроительной
документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки
и т.д.); (4) документации по созданию
новой техники, технологии, материалов и веществ; (5) предпроектных обоснований
инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих
хозяйственных и/или иных объектов и комплексов. 2.2. При подготовке
хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов
обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации
видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую
среду. 3. Требования к содержанию
деятельности по оценке воздействия на окружающую среду 3.1. Для выявления и
принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых
последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую
среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены: (1) цели реализации замысла или предполагаемого
проекта; (2) разумные альтернативы намечаемой деятельности; (3) характеристика проектных
и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной
территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом
развитии; (4) сведения о состоянии
окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой
деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках; (5) возможные последствия
реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив; (6) мера и мероприятия по предотвращению
неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений; (7) предложения по
разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана после
проектного экологического анализа. 3.2. Порядок проведения ОВОС
(процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной
в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России. 4. Обязанности участников проведения ОВОС 4.1. При проведении ОВОС: (1) инициатор/инвестор обеспечивает финансирование всех
исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС; (2) инвестор/заказчик организует проведение ОВОС в
процессе подготовки обосновывающей документации; осуществляет широкий обзор
(общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности
на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о
которых требует конфиденциальности; (3) разработчик (в пределах
своей компетенции): проводит ОВОС; рассматривает и учитывает экологические
условия и требования при подготовке обосновывающей документации. 4.2. Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о
санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности; (1) участвуют в рассмотрении обосновывающей
документации; (2) выдают (или согласовывают)
обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации
проекта намечаемой деятельности; (3) принимают решения о санкционировании
реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических
требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления
о возможных последствиях его осуществления. 5. Общественные слушания 5.1. Заинтересованным
общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется
оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных)
слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений
о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки: (1) применяемых методов анализа
и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; (2) достоверности
представленных результатов ОВОС; (3) полноты и достаточности предлагаемых
в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного
воздействия. 5.2. Заказчик с участием разработчика
проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации
проектных иных предложений в целях: (1) информирования общественности
о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях; (2) выявления и фиксации
всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных
решений; (3) поиска взаимоприемлемых альтернатив,
позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта
намечаемой деятельности. 5.3. Общественные
(публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся: (1) на федеральном уровне, когда
преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный
характер; (2) на местном уровне или
уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта
намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион
в пределах субъекта Российской Федерации. 6. Ответственность за правонарушения Инициатор/заказчик
намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию
в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды" (раздел XIII) несут ответственность за: (1) невыполнение правил
проведения ОВОС; (2) нарушения процедуры
оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей
документации; (3) предоставление неполных результатов
проведения ОВОС или недостоверной информации о них. ПРИЛОЖЕНИЕ Перечень видов и объектов
хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации
на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в
обязательном порядке 1. Предприятия по добыче нефти
мощностью 500 тыс. т/год и более. 2. Предприятия по добыче
природного газа мощностью 500 млн. куб. м/год и более. 3. Нефтеперерабатывающие заводы
и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью
500 т/сутки и более. 4. Тепловые электростанции и
другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также
атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за
исключением исследовательских установок для производства и конверсии
расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не
превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки). 5. Золоотвалы ТЭЦ и
котельных с объемом золы 100 тыс. куб. м/год и более. 6. Установки для извлечения,
переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой
мощностью: (1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более; (2) фрикционных материалов -
50 т и более; (3) других видов применения
асбеста - 200 т и более. 7. Предприятия химической
промышленности всех видов. 8. Производство целлюлозы и бумаги
мощностью 200 т/сутки и более. 9. Крупные склады для
хранения 50 тыс. куб. м и более нефтяных, нефтехимических и химических
продуктов. 10. Микробиологические производства. 11. Крупные производства строительных
материалов (цемент, стекло, известь, керамика). 12. Крупные установки для
доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии: (1) спекание, обжиг и
прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более; (2) все коксовые печи; (3) установки для
производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и
более; (4) установки для
производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более; (5) установки для обработки
цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более; (6) установки для
производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или
других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами
мощностью 100 тыс. т/год и более. 13. Крупные установки и предприятия черной и цветной
металлургии: (1) окомкование и спекание
железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более; (2) все коксовые печи и коксохимические
производства; (3) установки для
производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более; (4) установки для обработки
руд тяжелых и цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов,
их соединений или других сплавов термическими, химическими или
электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более. 14. Установки по производству,
обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке
радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по
производству радиоизотопов. 15. Объекты использования
ядерно-взрывной технологии. 16. Крупные ускорительные
комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и
высокоэнергетичных ядер. 17. Медицинские центры, осуществляющие
в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры. 18. Космодромы, аэропорты, аэродромы,
объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения
(затопления) химического оружия, ракетных топлив. 19.Объекты и/или полигоны
термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных
отходов. 20. Строительство автомобильных
дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов
с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более. 21. Метрополитены. 22. Нефте- и газопроводы с
трубами диаметром 600 мм и более. 23. Порты, терминалы,
судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и
порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350
т и более. 24. Крупные плотины высотой 15
м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные
каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов. 25. Сооружения по очистке
промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема
стока бассейна реки. 26. Водозаборы подземных вод
с объемом забираемой воды 10 млн. куб. м/год и более. 27. Крупномасштабная добыча,
извлечение и обогащение металлических руд и угля: (1) предприятия по добыче, извлечению
и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более; (2) предприятия по добыче, извлечению
и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более; (3) предприятия по добыче, извлечению
и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более; (4) крупномасштабная добыча
нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях. 28. Разведка, добыча нефти и
газа, лицензируемые виды геологических изысканий. 29. Сплошнолесосечная
заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка
древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях,
не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. 30. Крупные животноводческие
комплексы мощностью: (1) свиноводческие - 30 тыс.
голов и более; (2) по откорму молодняка
крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более; (3) молочные - 1200 коров и
более. 31. Звероводческие
комплексы. 32. Птицефабрики на 400 тыс.
кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более. 33. Объекты хозяйственной
и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и
эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий. |
|
|