|
ПРОГРАММА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ВВЕДЕНИЕОснованием для разработки Программы первоочередных
мер по улучшению условий и охраны труда в строительстве, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве на 1995-1997 гг.
(далее Программы) является постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г.
№ 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда». Цель Программы - разработка и принятие
первоочередных мер общеотраслевого характера по предупреждению
производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья человека в процессе
труда. Состояние проблемы. В строительстве, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве на тяжелых работах и
работах с вредными и опасными условиями труда занято примерно 30 % списочного
состава работающих. Из них более 9 % работают в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормативам (повышенной загазованности и запыленности
воздуха, повышенного уровня шума и вибрации). Вследствие неудовлетворительного состояния охраны
труда на строительных площадках, в цехах предприятий по производству
стройматериалов и стройиндустрии, на объектах жилищно-коммунального хозяйства
ежегодно травмируются более 29 тыс. чел.; из них более 1200 чел. получают
травмы с летальным исходом. Наибольший удельный вес травмированных с тяжелым
исходом приходится на следующие факторы: падение человека с высоты и падение предметов с
высоты на человека - 42 %; дорожно-транспортные происшествия - 22%; нарушения
правил эксплуатации машин и механизмов - 12 %; поражение электротоком - 9 %. В ряде случаев высокий
уровень производственного травматизма является следствием неудовлетворительного
состояния производственных фондов, что связано с замедлением темпов обновления
парка строительных машин и производственного оборудования, срывами сроков
проведения технического обслуживания и ремонта производственного оборудования,
отсутствием на рабочих местах средств защиты работающих. * Программа разработана Минстроем России, ЦК отраслевых профсоюзов, акционерными обществами, концернами, корпорациями и другими объединениями в развитие Постановления Правительства РФ от 26.08.95 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда и приказа Минстроя России от 15.09.95 г. № 17-102 по согласованию с ЦК профсоюза работников строительства и промстройматериалов (письмо Председателя ЦК профсоюза от 01.02.96 № 20-4), ЦК профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (письмо Первого зам.председателя от 30.01.96 № 3.4) и с Департаментом охраны труда Минтруда России 02.02.96 г. Программа одобрена решением коллегии Минстроя России от 20.12.95 г. Исполнителями и соисполнителями программы являются подразделения Минстроя России, ЦК отраслевых профсоюзов, АОЗТ ЦНИИОМТП, АКХ им. К.Д. Памфилова. Наряду с техническими
причинами, требующими для их ликвидации значительных инвестиционных,
материально-технических и интеллектуальных ресурсов, высокий уровень
производственного травматизма является также следствием низкого
профессиональной подготовки работников отрасли по охране труда. По этой причине
в 1994 г. произошло 30 % несчастных случаев с тяжелым исходом. На смену обязательным нормативам отчисления средств
на охрану труда пришли рекомендательные, что привело к сокращению затрат на
номенклатурные мероприятия охраны труда в организациях и на предприятиях
отрасли. Данная программа составлена с учетом сложного
финансового состояния отрасли. Она включает только первоочередные мероприятия
по улучшению условий и охраны труда. В I кв. 1997 г. во исполнение
поручения Правительства РФ предусматривается разработать и принять Программу
мероприятий по улучшению условий и охраны труда в строительстве и
промышленности строительных материалов на 1998 - 2000 гг. 1. НОРМАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДАЦель разработки данного раздела Программы -
приведение действующей в отрасли нормативно-технической документации в
соответствие с новыми условиями хозяйствования. Пересмотр отраслевых
нормативных документов по охране труда должен происходить в рамках Системы
нормативных документов в строительстве, порядок разработки которой определен СНиП
10-01-94. В течении 1995-1997 гг. должны быть созданы основные
документы нормативной базы по охране труда, которая включает обязательные
нормативы прямого действия (СНиП, ГОСТ, Типовые инструкции по охране труда), а
также рекомендательные, относящиеся к своду правил по безопасности труда. В качестве базы для пересмотра используются
отраслевые и ведомственные нормативные документы. Пересмотр осуществляется в
соответствии с действующими законодательными и общеотраслевыми нормами и
правилами охраны труда в направлении обеспечения рационального сочетания
требований обязательных и рекомендательных документов. Финансирование работ по разработке СНиП и ГОСТ
осуществляется за счет средств федеральной программы, а остальных нормативов за
счет средств, выделяемых Минстрою России на научно-исследовательские и
проектно-изыскательские работы из федерального бюджета. 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДАГлавной целью мероприятий, предусмотренных в
разделе, является организация работы по системе экономического управления охраной
труда на уровне отрасли, а также повышение эффективности применяемых средств
защиты работающих. Финансирование мероприятий данного раздела программы
осуществляется за счет средств федеральной программы, а также средств,
выделяемых Минстрою России из федерального бюджета. 3. ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДАГлавная цель мероприятий раздела - повышение уровня
знаний по охране труда работников отраслей строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Программой предусматривается: разработать учебно-методическую и справочную
литературу для организации подготовки и проверки знаний работников отрасли; подготовить и издать учебник по охране труда для
специалистов в области строительства и промышленности строительных материалов; разработать и издать серии агитационных и учебных
плакатов по охране труда. Финансирование мероприятий данного раздела Программы
должно осуществляться за счет различных источников, включая средства федеральной
программы, а также средств, выделяемых Минстрою России из федерального бюджета. 4. УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫСодержание отдельных мероприятий Программы и объемы
их финансирования могут быть уточнены с учетом социально-экономического
развития отрасли, а также результатов проведения мероприятий федеральной
программы. Общее руководство, координация и контроль за
реализацией Программы осуществляет Минстрой России. Мероприятия, разрабатываемые по обеспечению Программы1. Нормативно-техническое и методологическое обеспечение охраны труда1.1.
Разработка Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда
руководящих работников и специалистов организаций, предприятий и учреждений
строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального
хозяйства. СП вып.1. 1.2.
Разработка нового СНиП «Безопасность труда в строительстве» в 3-х частях: I. «Общие требования»; II. «Производство
строительно-монтажных работ. Требования безопасности»; III. «Производство строительных материалов, изготовление конструкций и
изделий. Требования безопасности». 1.3.
Разработка нового ГОСТ Р «ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с
высоты. Классификация. Общие технические требования». 1.4.
Разработка нового ГОСТ Р «ССБТ. Средства коллективной защиты работающих на
высоте. Общие технические требования. Методы испытаний». 1.5.
Разработка «Типовых инструкций по охране труда для работников строительства,
промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства». 1.6. Разработка
«Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в объединениях,
организациях и предприятиях строительства, промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве» СП вып.2. 1.7.
Разработка «Рекомендаций по планированию мероприятий охраны труда в
объединениях, организациях и предприятиях строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве» СП вып.3. 1.8.
Разработка правил техники безопасности при эксплуатации городских дорог. 1.9. Участие в
подготовке законодательных и нормативных актов. 2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда2.1.
Подготовка проекта отраслевой Программы по улучшению условий и охраны труда в
строительстве, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунальном
хозяйстве на 1998-2000 гг. 2.2. Выработка
совместных действий по охране труда органов исполнительной власти,
объединениями работодателей и профсоюзов при заключении отраслевых тарифных
соглашений и осуществление контроля за их выполнением. 2.3. Обеспечение
деятельности Отраслевой комиссии по охране труда. 2.4. Анализ
состояния условий и охраны труда в отрасли и подготовка предложений по их
улучшению. 2.5.
Проведение работ по организации сертификации производственных объектов строительной
индустрии, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального
хозяйства на соответствие требованиям безопасности труда. 2.6.
Подготовка предложений по организации в составе Академии по охране труда
Минтруда России подразделения по вопросам строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. 2.7.
Осуществление методического руководства предприятиями отрасли в обеспечении
деятельности служб охраны труда (проведение семинаров, совещаний, конференций). 2.8. Участие в
подготовке отраслевого Перечня производств, профессий и трудовых процессов,
выполнение которых без применения средств защиты запрещается. 3. Обучение работников, информационное обеспечение в области охраны труда3.1.
Разработка учебно-методических и справочных документов для проведения обучения
рабочих по безопасности труда. 3.2.
Подготовка и издание учебника для строительных вузов по охране труда. 3.3.
Разработка и издание серии агитационных и учебных плакатов по технике
безопасности для работающих в строительном комплексе и жилищно-коммунальном
хозяйстве. 3.4.
Разработка каталога-справочника «Средства новой техники и
организационно-технические решения по защите работающих от действия опасных
производственных факторов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». 3.5. Издание
нормативных, рекомендательных, методических и информационных материалов по
охране труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве и обеспечение ими
организаций строительного комплекса России на хозрасчетной основе. СОДЕРЖАНИЕ |
|
|