|
ПОЛОЖЕНИЕ Государственный строительный комитет СССР постановлением от 10 ноября 1989
г. N 147 решил: 1. В соответствии с
постановлением Совета Министров СССР от 30
сентября 1989 г. № 809 утвердить согласованное с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Жилсоцбанком СССР, Промстройбанком СССР и Агропромбанком
СССР публикуемое ниже Положение об организации строительства объектов «под ключ». 2. Установить, что министерствами и ведомствами
СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госстроем СССР могут утверждаться особенности применения настоящего Положения, вытекающие из региональных условий и отраслевой специфики строительства. 3. Для ускорения перехода к строительству объектов «под ключ» и повышения эффективности применения
нового вида подряда рекомендовать проводить необходимую организационную, структурную и функциональную перестройку
деятельности участников инвестиционного процесса при участии и,
под непосредственным руководством Советов Министров
союзных и автономных республик, исполнительных
комитетов краевых, областных и городских Советов народных депутатов. 4. Признать утратившим
силу Положение об организации строительства объектов «под
ключ», утвержденное Госстроем СССР, Госпланом СССР и Госснабом
СССР 3 февраля 1987 г. N 3-Д. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует организационно-экономические взаимоотношения между участниками
инвестиционного процесса при
строительстве «под ключ» жилых домов и других объектов социальной сферы, а также объектов производственного назначения (в первую очередь строящихся по типовым и повторно применяемым проектам), в том числе объектов трубопроводного, железнодорожного и автомобильного
транспорта, связи, электроэнергетики, мелиорации и
водного хозяйства. 1.2. Метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов,
подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг,
на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями
инвестиционного процесса
в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный
комплексный процесс создания готовой строительной продукции
(проектирование
— выполнение строительных
и монтажных работ, включая комплектацию строек
технологическим и инженерным оборудованием, — ввод в
эксплуатацию). 1.3. Участниками инвестиционного процесса при строительстве объектов «под
ключ» являются: единые заказчики в городах, на территории
автономных республик, краев и областей или отдельные предприятия (организации)-заказчики по строительству объектов
социальной сферы, а также действующие предприятия или дирекции строящихся
предприятий, осуществляющие производственное строительство, в дальнейшем
именуемые «заказчики»; генеральные подрядные
организации — проектнопромышленно-строительные
(проектно-строительные),
производственные
строительно-монтажные
объединения,
строительно-монтажные тресты, домостроительные комбинаты и т. д. посреднические организации
и фирмы, в дальнейшем именуемые «генподрядчик». Генподрядчик несет экономическую ответственность перед
заказчиком за выполнение
договорных обязательств по осуществлению
комплекса работ на всех стадиях инвестиционного цикла; субподрядные строительные организации — специализированные строительные, строительно-монтажные,
пусконаладочные и другие
организации, привлекаемые на договорных началах для выполнения предусмотренных проектами специальных видов работ, в дальнейшем
именуемые «субподрядчики».
Субподрядчик несет
экономическую
ответственность перед генподрядчиком за своевременное
и качественное
выполнение работ, обусловленных договором субподряда; проектные, проектно-технологические,
проектно-конструкторские,
научно-исследовательские организации, привлекаемые генподрядчиком на договорных
началах для выполнения необходимых проектных
и научных работ и несущие перед ним экономическую
ответственность за выполнение договорных обязательств. 1.4. Договор подряда на
строительство объекта
"под ключ", заключаемый между заказчиком и генподрядчиком,
предусматривает
выполнение последним
цикла «проектирование —
строительные, монтажные и специальные строительные работы,
предусмотренные СНиП 3.01.04-87, — сдача объекта в эксплуатацию». Строительство «под ключ» объектов и сооружений, относящихся
к государственному
заказу, подлежит включению в планы работ субподрядчиков
и проектных организаций в первоочередном порядке. 1.5. В своей работе участники
инвестиционного процесса при сооружении объектов «под
ключ» руководствуются действующими нормативными актами в области капитального
строительства, в также настоящим Положением. 2. Формы организации
строительства объектов «под ключ» 2.1. Переход к строительству «под ключ» жилых домов и
других объектов социального назначения, а также однотипных
производственных
объектов и сооружений осуществляется, как правило, по территориальному
принципу (союзные (без областного деления)
и автономные
республики, края, области, города) из основе перевода
на работу по этому методу участников инвестиционного
процесса данной территории. 2.2. Переходу к
строительству «под ключ» жилых домов и других объектов социального
назначения
предшествует необходимая
организационная, структурная и функциональная перестройка деятельности
участников инвестиционного процесса.
При этом в целях повышения эффективности управления инвестиционным процессом целесообразно обеспечить: создание в городах служб единого
заказчика и сосредоточение в распоряжении
этих служб капитальных
вложений на сооружение
жилых домов и других объектов социального
назначения, предусмотренных в
планах исполкомов Советов народных депутатов, предприятий и организаций; создание в регионе проектно-промышленно-строительных (проектно-строительных) объединений — организационной формы управления,
способной самостоятельно
осуществлять весь цикл от разработки проектной документации до сдачи заказчикам объектов,
подготовленных
к эксплуатации или оказанию услуг; упорядочение системы материально-технического снабжения и комплектования
строек технологическим оборудованием и др.). 2.3. Переход к строительству «под
ключ» объектов трубопроводного, железнодорожного, автомобильного транспорта,
связи, энергетики водохозяйственного
строительства осуществляется
по отраслевому принципу на основе перевода на работу по этому методу подрядных и других организаций отрасли. В зависимости от избранного масштаба на новый вид подряда могут быть переведены специализированные строительные министерства, специализированные строительные объединения проектно-строительные объединения, строительно-монтажные (специализированные) тресты и др. Одновременно осуществляется необходимая
организационная, структурная и функциональная перестройка
деятельности участников инвестиционного
процесса отрасли
(предприятия, объединения), а также с
участием заинтересованных Советов народных
депутатов — урегулирование вопросов взаимодействия с
подведомственными им организациями. 3. Распределение обязанностей
между заказчиками и
генподрядчиками 3.1.Система строительства объектов
«под ключ» предусматривает
следующее
распределение
основных функций между заказчиками и генподрядчиками. Заказчики: представляют генподрядчикам утвержденные проекты застройки микрорайонов,
кварталов,
градостроительных комплексов,
поселков и сельских населенных пунктов, утвержденные технико-экономические
расчеты строительства объектов производственного назначения
и отдельных зданий в сооружений жилищно-гражданского
назначения; передают генподрядчикам
лимиты капитальных вложений; передают
генподрядчикам полностью или частично ассигнования, предназначенные для содержания
служб заказчика, в связи с возложением на
генподрядчиков дополнительных функций; передают
генподрядчикам или сдают
им в аренду складские помещения, необходимые для хранения оборудования, кабельной
продукции и других
материалов, ранее поставлявшихся заказчиками.
При отсутствии указанных помещений передают генподрядчикам необходимые средства
на их аренду
у третьей стороны либо компенсируют затраты генподрядчика
по хранению указанных материалов и оборудования; обеспечивают совместно
с эксплуатационными организациями своевременную поставку сырья, материалов, топливно-энергетических
ресурсов, набор
и укомплектование кадров эксплуатационного персонала для осуществления пусконаладочных работ, предусмотренных СНиП 3.01.04-87. При необходимости
передают указанные кадры в состав генподрядных
(субподрядных) организаций на согласованные сроки; обеспечивают после утверждения
акта государственной приемочной комиссии приемку-передачу законченных
объектов на баланс заказчиков или эксплуатационных
организаций,
а также производят расчеты по законченному
строительству. Генподрядчики: обеспечивают
разработку строительной части проектно-сметной
документации
собственными
силами или по договору — с внешними проектно-изыскательскими организациями. Самостоятельно
осуществляют передачу в производство рабочей
документации в объемах и сроки, учитывающие
технологическую последовательность и
конкретные условия строительства: обеспечивают
своевременное и качественное выполнение строительно-монтажных
и специальных строительных работ, комплектацию строек технологическим и
инженерным оборудованием, конструкциями и материалами; обеспечивают
ввод в действие объекта в соответствии с
утвержденным
проектом и требованиями, обусловленными заказчиком в договоре
подряда, в сроки, определенные нормами
продолжительности строительства и договорными
обязательствами. 4. Договорные отношения между участниками инвестиционного процесса 4.1. Заказчик заключает с генподрядчиком
договор подряда на строительство объекта «под ключ». 4.2. Стоимость работ, включаемая в договор подряда, принимается по
договорной цене, определяемой в соответствии с
порядком, приведенным в приложении к
настоящему Положению. 4.3. Генподрядчик, осуществляющий
строительство объекта «под ключ», как правило,
переводится на систему обеспечения материально-техническими
ресурсами через
территориальные органы Госснаба
СССР за счет лимитов, выделяемых ему вышестоящей организацией, в
соответствии с потребностью, определяемой проектами и сметами. Комплектование строек оборудованием, изделиями и материалами производится в соответствии с порядком,
установленным Госснабом СССР совместно с Госпланом СССР и
Госстроем СССР. 4.4. Объекты, законченные строительством, подготовленные к выпуску продукции или
оказанию услуг, принимаются в эксплуатацию в установленном порядке. 5. Финансирование и кредитование строительства 5.1. Затраты генподрядчика
до сдачи объекта
заказчику «под ключ» покрываются за счет его собственных средств и
кредитов банков Кредитование
строительства объектов
«под ключ» осуществляется
в течение всего периода
в полном соответствии
с проектом организации строительства в пределах
нормативных сроков в порядке, установленном
Госбанком СССР и специализированными
банками СССР. Средства на оплату процентов
за банковский
кредит, выдаваемый подрядчику на
строительство
объекта «под ключ», предусматриваются в сметах
исходя из нормативных сроков строительства. 5.2. Заказчик осуществляет расчет с генподрядчиком по договорной цене
после утверждения акта государственной
приемочной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию. Генподрядчик производит
окончательные расчеты с субподрядчиками после
завершения ими комплексов соответствующих видов работ, на которые
устанавливаются
договорные цены. 5.3. Формирование дохода (прибыли) и фондов экономического стимулирования
генподрядчиком
осуществляется по результатам расчетов за готовую
строительную продукцию
после утверждения акта государственной приемочной
комиссии, а субподрядчикам — после сдачи генподрядчику законченных
комплексов
работ. 5.4. При сооружении
объектов «под ключ» затраты по незавершенному строительству числятся на балансе
генподрядчика
до сдачи объекта в эксплуатацию. 5.5. Учет и отчетность по всем видам деятельности, выполняемым генподрядчиком при строительстве объектов «под ключ», осуществляются в порядке, установленном Госкомстатом СССР. к
Положению об организации строительства Порядок определения договорных цен 1. Стоимость работ и затрат
генподрядчика при строительстве объектов «под
ключ» устанавливается на основе согласованных договорных цен, которые
определяются на основании расчетов стоимости строительства в технико-экономических расчетах или сводных сметных расчетов
стоимости
строительства (с учетом стоимости пусконаладочных
работ), прошедших государственную,
ведомственную или вневедомственную экспертизу,
и являются окончательными и обязательными для всех участников инвестиционного процесса. 2. В договорную цену
при строительстве объектов «под ключ» включаются: стоимость
строительно-монтажных работ; стоимость оборудования, мебели, инвентаря. Дополнительные
затраты, вызванные удорожанием оборудования и материалов поставки заказчика, мебели и
инвентаря, возмещаются заказчиком сверх установленной
договорной цены; прочие затраты,
в том числе стоимость пусконаладочных работ, предусмотренных СНиП 3.01.04-87,
и средств на оплату процентов за пользование банковским кредитом, выдаваемым
подрядчиком; стоимость проектно-изыскательских работ, выполняемых
силами подведомственных
генподрядчику или привлекаемых им проектно-изыскательских
организаций; резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных для включения
в договорные цены; средства (или их
часть) на содержание служб заказчика и оплату авторского надзора
в связи с возложением на генподрядчика дополнительных функций; другие затраты,
учитывающие
конкретные условия и специфику строительства объекта,
не предусмотренные сметными нормами и ценами. 3. Договорная цена согласовывается в 45-дневный срок
со дня передачи генподрядчику необходимой документации. К согласованию
стоимости монтажных и специальных строительных
работ генподрядчик привлекает соответствующие
субподрядные организации. |
|
|