|
Правительство Москвы ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ МГСН
4.05-95 ТСН
31-305-96 г.
Москвы (зарегистрирован
1996 - 03 - 20)
ПРЕДИСЛОВИЕ1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов
культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор
Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.). при участии МГЦ
Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.). 2. ВНЕСЕНЫ
Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения. 3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к
утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры
(архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.). 4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г.
Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г. Москвы. 5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. № 1143-РЗП.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯДата
введения 1996 - 01 - 01 1.1. Настоящие нормы
разработаны в соответствии с требованиями СНиП
10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса
(ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в
строительстве, в т.ч. по проектированию общественных зданий и среды
жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и
распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ-интернатов
для детей-инвалидов. 1.2. Настоящие нормы
устанавливают основные положения и требования к размещению, участку,
территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию
школ-интернатов для детей инвалидов. 1.3. Настоящие нормы содержат
обязательные, рекомендательные и справочные положения. Пункты настоящих норм,
отмеченные знаком £, являются обязательными. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ2.1. СНиП
10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные
положения». 2.2. СНиП 2.08.02-89* «Общественные
здания и сооружения». 2.3. СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы». 2.4. СНиП
2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений». 2.5. ВСН
62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей
инвалидов и маломобильных групп населения». 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1. Рекомендуемая
номенклатура типов школ-интернатов для детей и подростков с недостатками
физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам
образования приводятся в таблице 3.1. Таблица
3.1. Рекомендуемые номенклатура типов
школ-интернатов, контингент воспитанников и уровень даваемого образования
3.2. В школах-интернатах для
инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста: в учреждениях,
обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее) - 7-16 лет; полное среднее
(одиннадцатилетнее) - 7-19 лет. Примечания: 1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывавших в школах-интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3-7 лет. 2. В школах-интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы-классы, в которых детям-инвалидам 2-19 лет обеспечивается только начальное образование. 3.3. Школы-интернаты, как
правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В
некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание
воспитанников. При наличии сирот, школы-интернаты обеспечивают им
круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные
каникулы. £ 3.4 Школы-интернаты для
детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать
воспитанникам следующие виды обслуживания: - проживание; -
питание; - санитарно-гигиеническое
обслуживание; - воспитание, обучение; - культурно-массовое
обслуживание; - медицинское обслуживание
(включая физическую реабилитацию); - социальную адаптацию, профессиональную
подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей);
административно-бытовое обслуживание. £ 3.5. Все типы
школ-интернатов, за исключение школ для слепых и слабовидящих детей, должны
быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников. Ориентировочное расчетное
число колясочников в школах-интернатах для детей с поражением
опорно-двигательного аппарата следует принимать 20-30% от вместимости, в
остальных типах учреждений - 2-3% от вместимости. Примечание: Школы-интернаты, так же как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей-инвалидов, пользующихся колясками 3.6. Количество этажей в
зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случае, если в состав
школ-интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше
второго этажа. Примечание: На затесненных территориях в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора. 3.7. При числе этажей более
двух школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных
зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата
наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ-интернатов - наличие лифтов
определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В
школах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с
уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими
предел огнестойкости не менее 2-х часов. Ширина лестничных маршей и
пандусов в школах-интернатах для детей-инвалидов должна быть не менее 1,8 м. 3.8. Вместимость
школ-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном
случае определяться заданием на проектирование. При общей вместимости более
160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений),
включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и
первичного медицинского обслуживания. Актовый и спортивный залы, а
также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение. 3.9. Необходимость
мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае
заданием на проектирование. £ 3.10. Во всех помещениях
необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических
усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе
передвигающихся на колясках. £ 3.11. В учреждениях для
детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о
приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия
дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения
ориентации детей в пространстве. £ 3.12. Высоту помещений,
требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные,
следует принимать в соответствии с нормами проектирования «Общественные здания
и сооружения», «Противопожарные нормы», «Проектирование среды жизнедеятельности
с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения», а также другими
нормативными документами, действующими в г. Москве. 4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ4.1. Площадь участка следует
принимать, как правило, из расчета 140-160 кв.м на 1 место при вместимости до
160 мест и 120-140 кв.м на 1 место при вместимости свыше 160 мест. Примечание: На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20 %. £ 4.2. В составе территории
должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны: а) зона проживания и
обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами,
спортивными площадками; б) зона обслуживания, в
которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом; в) зона изолятора, приемного
и карантинного отделений; г) зона огорода, ягодника,
живого уголка; д) хозяйственная зона. в
которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная,
прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д. Примечание: На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов. 4.3. Площадь игровых
площадок принимается 6-8 кв.м на одного ребенка из расчета одновременного
присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста.
Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2
кв.м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на
проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков
для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол,
должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону.
Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов, относящихся к одной
жилой секции (п. 5.6). 4.4. На игровых площадках
рекомендуется предусматривать следующее оборудование: - для детей дошкольного и
младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для
отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с
песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для
лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха; - для детей среднего и
старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для
игр. Примечания: 1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование. 2. К песочных дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр. 4.5. На территории
школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих
детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в
настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны
располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного
возраста. Размеры спортивных площадок
рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8´1,5 м; для волейбола - 9´18 м; для футбола - 40´60 м; для бадминтона - 13,5´6 м; для физической культуры
- 80-100 кв.м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном
случае заданием на проектирование. 4.6. Огород-ягодник и
площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из
расчета: огород-ягодник - 0,4-0,6 кв.м на одного ребенка, площадка для живого
уголка - 0,2-0,4 кв.м. на одного ребенка. 4.7. Озеленение участка
включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные
растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из
расчета не менее 40% площади участка. 4.8. Вопросы размещения
школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки населенных пунктов,
удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также
вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с
градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на
территории г. Москвы и ЛПЗП. £ 4.9 Территория
школ-интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не
менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной
нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть
хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух
противоположных сторон. При въезде на территорию
следует предусматривать проходную. £ 4.10. Изолятор
(приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие
возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации
заболевших детей. £ 4.11. Норма расхода воды
при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при
одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус
обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и
сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных
гидрантов. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ£ 5.1. В состав
школ-интернатов входят следующие основные группы помещений: -
помещения проживания детей; - помещения
учебно-профессиональной подготовки; - помещения обслуживания (включающие
помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового
обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала); - изолятор,
приемно-карантинное отделение; - хозяйственные сооружения. £ 5.2. Помещения проживания
детей, помещения учебно-профессиональной подготовки и помещения обслуживания
следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно
примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом,
в случае непосредственного примыкания, между блоками должны предусматриваться
противопожарные стены 1-го типа. Изолятор, совмещенный с
приемно-карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном
корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений
обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж,
прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке,
размещаемом в специальной зоне с отдельным въездом. Независимо от вместимости
учреждений, помещения административно-бытового обслуживания, изолятор,
хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения. £ 5.3. Здания школ-интернатов
следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. £ 5.4. Помещения проживания
следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных
типов: - для детей-дошкольников -
по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют
единый блок связанных друг с другом помещений; - для детей школьного
возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями
жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров). Примечание: Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы). £ 5.5. Численность детей
должна составлять: - в дошкольных группах 6-8
человек; - в группах-классах детей
школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом -
10-12 чел., в остальных типах учреждений - 8-10 чел. Примечания: 1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка. 2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6 человек. £ 5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на
2-4 группы;
для школьников - на 4-8 групп-классов. В каждую секцию для
дошкольников следует предусматривать отдельный вход. Входы в помещения жилых
групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный
вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль. Примечание: Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль. 5.7. Входы в помещения жилых
групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для
дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы
на 6-8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы
для дошкольников. В случае, если входы в
группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для
секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть
предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных
оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы. В составе оборудования
раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с
водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской
одежды и обуви. 5.8. В школах-интернатах для
детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата все спальные комнаты должны
быть рассчитаны на проживание вместе с другими одного инвалида-колясочника. В
остальных типах школ-интернатов (за исключением учреждений для слепых и
слабовидящих детей) - 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы. 5.9. Санитарные узлы в жилых
группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении,
смежном с групповой. Санитарные узлы в жилых
группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной
комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на
проектирование. Размещение, состав помещений
и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений
рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.1. Таблица 5.1. Рекомендуемое размещение
санитарных узлов для детей,
Примечания: 1. Все помещения санитарных узлов долгий иметь в полу трап для слива воды. 2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах должны предусматриваться полотенцесушители. 3. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками. 5.10. В школах-интернатах
питание организуется, как правило: - для детей дошкольного
возраста на площади групповой комнаты (по типу детского сада); - для детей школьного
возраста в общих столовых на секцию или на все учреждение. Для дошкольников допускается
предусматривать в составе секций (см. п. 5.6)
специальные столовые с буфетной на 2-4 группы. При этом в составе помещений
детских групп буфетную предусматривать не следует. Вариант организации питания
определяется заданием на проектирование. £ 5.11. Организация учебного
процесса в школах-интернатах и соответствующий состав, площадь и размещение
учебных помещений определяется заданием на проектирование. Рекомендуемые варианты
организации и размещения учебных помещений приводятся в табл. 5.2. Таблица
5.2 Рекомендуемые варианты размещения учебных
помещений и рекомендуемое их применение
5.12. Состав и площадь жилых
помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, рекомендуется принимать
не менее указанных в табл. 5.3, а в проектируемых по типу коридорной
системы - табл. 5.4. Таблица
5.3 Рекомендуемые состав и площади помещений
проживания, проектируемых по типу дошкольных учреждений
Таблица 5.4 Рекомендуемые состав и
площади помещений проживания, проектируемых по типу коридорной системы
£ 5.13. В классах и
учебно-игровых комнатах всех учреждений, за исключением предназначенных для детей,
больных сколиозом, следует предусматривать зону психологической разгрузки из
расчета 10-15% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку,
кресло, шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует отгораживать
мебелью или экраном. £ 5.14. Планировка и
оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной
подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на
возможность пребывания в них детей, передвигающихся на колясках (кроме школ-интернатов
для слепых и слабовидящих детей). £ 5.15 Планировка учебных
помещений для детей, больных сколиозом, должна быть рассчитана на то, что во
время учебного процесса дети должны находиться в лежачем положении. £ 5.16. В учреждениях для
глухих и слабослышащих детей при классных и учебно-игровых помещениях следует
предусматривать комнаты индивидуальной работы площадью 12-14 кв.м, одна комната
на 2-3 класса. В отделениях для
дошкольников такие комнаты следует предусматривать в составе каждой детской
группы. £ 5.17. В составе помещений
учебно-профессиональной подготовки школ-интернатов всех типов, кроме
предназначенных для детей с тяжелыми нарушениями речи и глухих детей, следует
включать лингафонные кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на
6-8 мест на каждые 70-80 детей. Площадь лингафонных кабинетов следует принимать
в учреждениях для детей, больных сколиозом, 6,0-6,2 кв.м на одном место, в
остальных типах учреждений - 4,66-4,8 кв.м на 1 место; площадь подсобных
помещений 14-16 кв.м. £ 5.18. В школах-интернатах
для слепых и слабовидящих детей в составе помещений учебно-профессиональной
подготовки следует предусматривать кабинет тифлографики площадью 54 кв. м с
подсобным помещением площадью 18 кв.м, а также кабинет социальной адаптации,
представляющий собой одно-двухкомнатную квартиру с кухней, санитарным узлом,
кладовой. 5.19. Кабинеты физики,
химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, обучения машинописи
следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста
из расчета на 1 место: - в учреждениях для детей,
больных сколиозом - 6,0-6,2 кв.м в кабинетах физики, химии, обучения машинописи и 5,2-5,4 кв.м. - в остальных кабинетах; - в учреждениях других типов
- 4,6-5,0 кв.м в кабинетах физики, химии, машинописи; 4,2-4,4 кв.м в остальных
кабинетах. При кабинетах следует
размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв.м. Примечания: 1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении. 2. Специальные кабинеты - географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций, или классах в составе блока учебно-производственных помещений. 3. Согласно заданию на проектирование в составе помещений может быть предусмотрен кабинет черчения 36-54 кв.м с подсобным помещением 14-16 кв.м. £ 5.20. При помещениях
учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует
предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2-1,4 кв.м. на одно место
в классе или кабинете. £ 5.21. В школах-интернатах
для инвалидов необходимо предусматривать: - кабинет биологии - живой
уголок 60-70 кв.м с лаборантской 18 кв.м; - компьютерный класс 54-72
кв.м с кладовой 18 кв.м; - кулинарный класс 32-36
кв.м с комнатой приема гостей 32-36 кв.м и кладовой 16-18 кв.м; - комнату музыкальных
занятий 36-54 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м; - класс рисования -
изостудию 50-54 кв.м с кладовой 18 кв.м (за исключением школ-интернатов для
слепых и слабовидящих детей); - библиотеку с
книгохранилищем и читальным залом: 300 кв.м в учреждениях для слепых детей, 120
кв.м в учреждениях остальных типов для детей с нормальных интеллектом и 80 кв.м
для детей с недостатками умственного развития; - методический кабинет 36-40
кв. м; - кабинет заместителя
директора по педагогической части 16-18 кв.м; - кабинет заведующего
учебной частью 16-18 кв. м; - учительскую комнату 36-40
кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров. Примечание: Если классные помещения размещены в разных блоках здания, то вместо одной учительской комнаты необходимо предусматривать учительские комнаты площадью 18-24 кв.м в составе помещений каждого блока. 5.22. В школах-интернатах
рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из
расчета на 1 место: - в швейной,
электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки,
ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4,0-4,5 кв. м; - картонажно-переплетной,
столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5-6 кв.м. При учебно-производственных
помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых
изделий. Число мест в помещениях
учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию
мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости
от конкретных условий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций,
наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п. 5.23. В школах-интернатах
допускается предусматривать специальный класс для подготовки среднего медицинского
и воспитательного персонала площадью 36-кв. м с кладовой учебных пособий. 5.24. В составе учреждений
рекомендуется предусматривать бассейны и спортивные залы со следующими
размерами: - спортивный зал 12´24 кв. м; - бассейн с ванной 5´10 или 6´12 м глубиной 0,8 до 1,1 м. Примечания: 1. Спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой. 2. Состав и площади спортивных помещений определяются заданием на проектирование, при этом допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади. £ 5.25. В школах-интернатах
следует проектировать актовые залы и кружковые помещения: - актовые залы должны быть
предусмотрены на 120 % (в расчете на персонал и гостей) детей школьного
возраста из расчета не менее 1,8 кв.м на одно место в зале в школах-интернатах
для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 1,2 кв.м - для
остальных типов; при этом должны быть предусмотрены места для
инвалидов-колясочников из расчета 15-20 % в школах-интернатах для детей с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 2-3 % - для остальных типов
(кроме учреждений для детей больных сколиозом, а также слепых детей); - в состав помещений при
актовом зале входят: эстрада площадью не менее 54 кв.м, кинопроекционная с
перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как зал для танцев и
игр) из расчета не менее 1,2 кв.м на 1 место в зале, помещение для артистов
(30-35 кв.м) с санитарным узлом (3-4 кв.м), помещение пожарного поста (15-16
кв.м), студия кабельного телевидения (18-20 кв.м), фильмовидеотека (16-18
кв.м), кладовая аппаратуры (10-12 кв.м). кладовая мебели и реквизита (20-24
кв.м); - рекомендуется
проектировать следующие кружковые помещения: - кукольного театра, лепки,
макрамэ, вязания и вышивки и др. с кладовыми для хранения материалов и готовых
изделий; - танцевальная студия (54-72
кв.м) с раздевальной (14-18 кв.м) и санитарным узлом; - театральный кружок (30-36
кв.м) с кладовой (16-18 кв.м); - шахматный кружок (24-36
кв.м) с кладовой (8-10 кв.м). Примечания: 1. В школах-интернатах большей вместимости актовые залы допускается рассчитывать на 60 % детей школьного возраста. 2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих кружок кукольного театра не предусматривается. 3. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания определяются заданием на проектирование. 5.26. В школах-интернатах
допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в
специальном зале. 5.27. В школах-интернатах, за
исключением предназначенных для детей с недостатками умственного развития,
рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными
помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо
руководствоваться требованиями СНиП «Общественные здания и сооружения». 5.28. Состав медицинских
помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию
на проектирование. 5.29. В школах-интернатах
всех типов, за исключением учреждений для глухих и слабослышащих детей, необходимо
предусматривать кабинеты логопеда площадью 18-20 кв.м: - для школьников - в учреждениях для детей с
недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 1 кабинет на
30-40 детей; в остальных типах - 1 кабинет на учреждение; - для дошкольников - 1
кабинет на группу (8-10 мест) в учреждениях для детей с недостатками речи и
заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 1 кабинет на секцию - в
учреждениях других типов. £ 5.30. В состав помещений медицинского
обслуживания школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей следует включать:
кабинет офтальмолога площадью 75-80 кв.м длиной не менее 25 м; кабинет развития
остаточного зрения 36-42 кв.м с подсобным помещением 16-18 кв.м; зал для
развития пространственной ориентаций 54-72 кв.м с кладовой 8-10 кв.м. £ 5.31. В школах-интернатах
для детей больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарат
необходимо предусматривать гипсовальную, мастерскую для изготовления корсетов,
а также кабинеты озокерито-парафинолечения и горячих укутываний с подсобными
помещениями; кроме того в школах-интернатах для детей с заболеваниями
опорно-двигательного аппарата - кабинет электрогрязелечения. 5.32. Ориентировочное число
мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным приложения 1. 5.33. Площадь кабинетов
следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях 4-5 кв.
м, в кабинетах подводного массажа - 18-20 кв.м, индивидуального массажа - 16-18
кв.м, в кабинетах остальных типов - 7-8 кв.м (на одну ванну или кушетку). 5.34. В состав медицинских
помещений школ-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра - 15-16
кв. м, консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы
офтальмолога) - 20+8 кв.м, стоматолога 16-18 кв.м, психоневролога - 14-16 кв.м,
гинеколога (уролога) - 20-22 кв.м, гидропатии - 28-30 кв.м с раздевальной 14-16
кв.м, механотерапии - 36-72 кв.м, психологической разгрузки - 18-24 кв.м,
помещения процедурной - 18-20 кв. м, стерилизационной-автоклавной, аптечной
комнаты, кабинет медицинской сестры - 14 кв.м. Примечания: 1. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, где предусматривается отдельный кабинет офтальмолога, при кабинете консультативного приема темную комнату предусматривать не следует. 2. В составе медицинских помещений в соответствии с заданием на проектирование допускается предусматривать кабинет функциональной диагностики 24-26 кв.м с подсобным помещением 8-10 кв.м. 3. Набор оборудования в кабинетах механотерапии определяется заданием на проектирование, в учреждениях для умственно отсталых детей кабинеты механотерапии не предусматриваются. 5.35. Производственные
помещения кухни во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать на работу на
сырье. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала. Для всех
типов учреждений питание детей организуется в одну смену. 5.36. В случае, если питание
детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного
зала принимается из расчета не менее 2,3 кв.м на одно место в учреждениях для
детей с поражением опорно-двигательного аппарата и 1,6 кв.м на 1 место - в
учреждениях остальных типов; при зале предусматривается умывальная из расчета 3
кв.м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, раздаточная 18-24 кв.м,
сервизная-хлеборезка 6-8 кв.м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв.м при
ручной мойке и не менее 30 кв.м в расчете на механизированную мойку. 5.37. Для питания персонала
предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета на 1,8
кв.м на 1 место. Его следует располагать в составе помещений кухни или
администрации, недалеко от входа. Вместимость обеденного зала (или буфета)
следует рассчитывать исходя из общего числа персонала, числа питающихся,
продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале
следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для
раздачи пищи, хранения и мойки посуды. £ 5.38. Изолятор следует
проектировать вместимостью из расчета 3-4 % от числа мест для детей школьного
возраста и 5-6 % от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен
включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным
отделением. При этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой
одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная)
и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом. £ 5.39. Мельцеровские боксы
должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между
боксами и коридором следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно,
которое служит для наблюдения персонала за детьми. 5.40. В случае, когда
изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть полностью изолированным,
или связанным через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме
спальных. В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены
халатов; кроме того должна быть обеспечена подача наружного воздуха при пожаре. Изолятор свыше 10 мест
рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе. Примечание: Размещение изолятора, а также состав и площади помещений (включая соотношение одноместных и двухместных мельцеровских боксов) устанавливается в задании на проектирование. 5.41. В помещения изолятора,
включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную
комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест,
кроме того, помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур),
необходимо предусматривать самостоятельный вход. 5.42. Площадь мельцеровского
бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24
кв.м - в боксах на 1 место и 30 кв.м - в боксах на 2 места. 5.43. При наружных входах в
мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1 : 8. 5.44. Состав и площади
помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.5. Таблица 5.5 Рекомендуемый состав и
площади помещений изолятора
5.45. Помещения медицинского
обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных
документов по проектированию больниц и поликлиник. 5.46. В составе помещений
школ-интернатов всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр
персональных компьютеров (36-40 кв.м) с архивом (16-18 кв.м). 5.47. Освещение вторым
светом допускается в помещениях туалетной и раздевальных дошкольных групп,
комнатах персонала, комнате гигиены девочек, санитарной комнате и буфетной
изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать
естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых
персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения
предметов уборки, хранения переносной аппаратуры изолятора, санитарных узлах
при спальных комнатах. £ 5.48. Ширину дверей следует
принимать не менее 1 м; ширину коридоров в жилых, медицинских, приемных
помещениях, столовых для детей, помещениях учебно-профессиональной подготовки,
культурно-спортивного обслуживания следует принимать не менее 1,8 м, в
остальных случаях - не менее 1,4 м. 5.49. Для эвакуации при
пожаре в двух-трехэтажных зданиях рекомендуется использовать тобогганы
(открытые наклонные желоба для спуска под тяжестью собственного тела), которые
могут быть стационарными, откидными, сборными. 5.50. В зданиях высотой 2 и
более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и
шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2 жилые секции), рассматривая
их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны
быть шириной не менее 1,6 м. В двух-трехэтажных зданиях в ограждения лоджий
рекомендуется монтировать откидные тобогганы. £ 5.51. В целях
противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено
не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй
эвакуационный выход можно предусматривать через наружную лестницу (или пандус),
а также через лоджию-отстойник, оборудованную откидным тобогганом. £ 5.52. На путях эвакуации из
здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение. £ 5.53. В зданиях школ-интернатов
для детей-инвалидов должна быть предусмотрена автоматическая пожарная
сигнализация. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать
автоматическую пожарную сигнализацию, следует предусматривать в соответствии с
«Противопожарными требованиями к проектированию и оборудованию
домов-интернатов» (по аналогам Домов-интернатов для обучаемых детей-инвалидов). 5.54. Если эвакуация при
пожаре рассчитана на сборные тобогганы, в школах-интернатах вне основного
здания необходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8-10 кв.м для
их хранения, обеспеченное первичными средствами пожаротушения. 5.55. Хозяйственные
сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная),
ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее -
проектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на
проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяются расчетами
и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также
требованиями действующих Строительных норм и правил. 5.56. При разработке
Программ и Заданий на проектирование школ-интернатов для определения состава и
площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1(справочное) Ориентировочный
расчет числа мест в процедурных кабинетах различных типов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2(справочное) Ориентировочные
состав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки
ПРИЛОЖЕНИЕ 3(справочное) Ориентировочные состав
и площади помещений культурно-массового обслуживания
ПРИЛОЖЕНИЕ 4(справочное) Ориентировочные состав
и площади помещений медицинского обслуживания в школах-интернатах на 140-160
мест
Примечание: В школах-интернатах для детей больных сколиозом и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в соответствии с заданием на проектирование может быть предусмотрена мастерская для изготовления корсетов, которую можно располагать в составе помещений административно-бытового или хозяйственного обслуживания. ПРИЛОЖЕНИЕ 5(справочное) Ориентировочные
состав и площади помещений столовой и производственных помещений кухни в
школах-интернатах на 140-160 мест
ПРИЛОЖЕНИЕ 6(справочное) Ориентировочные состав
и площади помещений административно-бытового обслуживания
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|