|
ОСТ 218.0.001-2002 СТАНДАРТ ОТРАСЛИ СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ
НОРМАТИВНЫХ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА Москва Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», Московским
государственным автомобильно-дорожным институтом (Техническим университетом),
Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ), ВНИИСтандартом
Госстандарта России. ВНЕСЕН Управлением инноваций
и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы
дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации. 2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства
транспорта Российской Федерации от 20.05.2002 № ИС-465-р. 3. Взамен ОСТ 218.001-98. СОДЕРЖАНИЕ ОСТ 218.0.001-2002 СТАНДАРТ
ОТРАСЛИ СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ
НОРМАТИВНЫХ И Основные положения Standardization of Road Industry Basic principles Дата введения 2002-06-01 1. Область применения
Настоящий стандарт
устанавливает задачи стандартизации в дорожном хозяйстве, категории и
классификацию отраслевых нормативных и методических документов дорожного
хозяйства, порядок их разработки и правил оформления. 2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ
Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Основные положения. ГОСТ
Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических,
инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения. ГОСТ
Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие
требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. 3. Определения
В настоящем стандарте
применяют следующие термины с соответствующими определениями. Стандарт отрасли (ОСТ) -
стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к любым объектам стандартизации
в отрасли дорожного хозяйства. Отраслевые дорожные нормы
(ОДН) - нормативный документ, принятый федеральным органом исполнительной
власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к
организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в
отрасли дорожного хозяйства. Отраслевой дорожный
методический документ (ОДМ) - документ, принятый федеральным органом
исполнительной власти в области дорожного хозяйства и излагающий рекомендуемые
требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам
стандартизации в отрасли дорожного хозяйства. Иные термины, используемые в
настоящем стандарте, - по ГОСТ
Р 1.0. 4. Основные задачи
стандартизации в дорожном хозяйстве
Основными задачами
стандартизации в дорожном хозяйстве являются: - обеспечение
взаимопонимания между предприятиями-изготовителями продукции дорожного
хозяйства и потребителями этой продукции по производственно-техническим
отношениям, регулируемым нормативными и методическими документами дорожного
хозяйства; - установление наиболее
рациональных требований к номенклатуре и качеству продукции дорожного
хозяйства; - содействие выполнению
законодательства Российской Федерации и обязательных требований государственных
стандартов методами и средствами стандартизации в дорожном хозяйстве; - содействие координации
работ организаций и предприятий различных форм собственности в части
стандартизации, метрологического обеспечения и сертификации продукции, услуг и
производственных процессов дорожного хозяйства; - содействие
ресурсосбережению и экологической безопасности при разработке, производстве
продукции, проведении работ и оказании услуг для дорожного хозяйства; - гармонизация нормативных
документов дорожного хозяйства с соответствующими прогрессивными национальными стандартами
зарубежных стран; - обеспечение
систематической актуализации действующих нормативных документов дорожного
хозяйства путем разработки и внесения в них изменений и (или) пересмотра, а
также посредством отмены морально устаревших документов; - разработка программ и
планов проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению,
аккредитации, системам качества и сертификации в дорожном хозяйстве; - разработка, рассмотрение,
согласование, подготовка к принятию проектов и применение государственных
стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов
(ГОСТ) в области дорожного хозяйства; - научно-техническое
сотрудничество с межгосударственными, международными, региональными и
зарубежными организациями по стандартизации в области дорожного хозяйства. 5. Категории отраслевых
нормативных и методических документов дорожного хозяйства
5.1. В дорожном хозяйстве
действуют следующие категории отраслевых нормативных и методических документов: - стандарты отрасли
дорожного хозяйства (ОСТ); - отраслевые дорожные нормы
(ОДН); - отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ). Категории межотраслевых и
отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном
хозяйстве, приведены в Приложении А. 5.2. Стандарты отрасли (ОСТ)
разрабатывают на отраслевые организационно-технические и общетехнические
объекты стандартизации, на продукцию, услуги и производственные процессы в
дорожном хозяйстве и их элементы. Требования ОСТ обязательны
для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации
предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу
исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Иные субъекты
предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти стандарты отрасли на
добровольной основе. Требования стандартов отрасли к продукции, услугам и
производственным процессам подлежат обязательному соблюдению иными субъектами
предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в
технической документации или в договоре. 5.3. Отраслевые дорожные
нормы (ОДН) устанавливают требования к организационно-техническим и
общетехническим объектам стандартизации дорожного хозяйства, в том числе к
объектам метрологического обеспечения, аккредитации, системам качества,
сертификации, отраслевого технического контроля качества. Требования ОДН обязательны
для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации
предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу
исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Иные субъекты
предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти нормы на
добровольной основе. Требования норм подлежат обязательному соблюдению иными
субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному
органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом
указывается в технической документации или в договоре. ОДН разрабатываются в
следующих случаях: - до разработки стандарта
отрасли для апробации стандартизуемых требований; - при нецелесообразности
разработки стандарта отрасли. ОДН на продукцию или услугу
не разрабатываются. 5.4. Отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ) по своему правовому статусу являются документами
рекомендательными (добровольными) на организационно - технические и
общетехнические объекты стандартизации в дорожном хозяйстве, в том числе на
объекты метрологического обеспечения, аккредитации, системы качества,
сертификации, отраслевого технического контроля качества. Они могут содержать
разъяснения положений правовых и нормативно-технических документов дорожного хозяйства, а
также собственно рекомендации по проведению различных работ. ОДМ на продукцию или услугу
не разрабатываются. 6. Классификация нормативных и методических
документов дорожного хозяйства
6.1.
Нормативные и методические документы дорожного хозяйства классифицируют по
группам, приведенным в табл. 1. Таблица 1
6.2. В стандартах группы 0
устанавливаются организационно-технические основы стандартизации в дорожном
хозяйстве (терминология, цели, задачи, структура нормативных и методических документов,
организация и правила внедрения и контроля за соблюдением обязательных
требований нормативных документов; типовые процедуры выполнения работ, обучения
специалистов, аттестации персонала; методы оценки работ; а также организационно-методические основы
планирования и экономики дорожного хозяйства). 6.3. В стандартах группы 1
устанавливаются: а) классификация
автомобильных дорог, требования к конструкции дорог по составляющим
компонентам: - земляному полотну; - дорожной одежде; - дренажу и водоотводу; б) требования к инженерным
сооружениям по составляющим компонентам: - тоннелям и трубам; - мостам, путепроводам и
эстакадам; - защитным сооружениям; - объектам сервиса и
элементам обустройства автомобильных дорог; в) требования к транспортно-эксплуатационному
состоянию автомобильных дорог и дорожных сооружений. 6.4. В стандартах группы 2
устанавливаются требования к ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их
сбережению: - энергии; - сырью; - материалам; - изделиям и конструкциям; - рабочей силе. - строительству; - содержанию; - реконструкции; - ремонту. 6.6. В стандартах группы 4
устанавливаются требования к типовым технологиям выполнения дорожных и мостовых
работ (услуг) по п. 6.5 настоящего стандарта. 6.7. В стандартах группы 5
устанавливаются требования к обеспечению выполнения специальных государственных
функций в дорожном хозяйстве: - безопасности; - экологии; - обеспечению единства
измерений. 6.8. В стандартах группы 6
устанавливаются требования к организации и правилам аккредитации органов по
сертификации испытательных лабораторий (центров), проведению испытаний, методам
и средствам испытаний, сертификации в дорожном хозяйстве. 6.9. В стандартах группы 7
устанавливаются требования по сбору, обработке, хранению и использованию банков
данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной
интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве. 7. Порядок разработки,
регистрации, обновления и отмены нормативных и методических документов
дорожного хозяйства
7.1. Стандарты отрасли (ОСТ)
дорожного хозяйства разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.1.1-7.1.7. Предпочтение для разработки
получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности или
видам продукции, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и
научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и
технико-экономической информацией. - наименование стандарта
отрасли; - название организации-разработчика; - контактное лицо от
организации-разработчика; - основание для разработки
стандарта отрасли; - краткая характеристика
объекта стандартизации; - введение о соответствии
проекта стандарта отрасли законодательству Российской Федерации, обязательным
требованиям государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и
межгосударственных стандартов (ГОСТ); - сведения о рассылке на
отзыв проекта стандарта отрасли и обобщенную характеристику принципиальных
замечаний и предложений (для окончательной редакции); - подписи руководителя (зам.
руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя. Построение, изложение,
оформление и содержание стандартов - по ГОСТ
Р 1.5. Первую страницу титульного листа стандарта отрасли оформляют в
соответствии с Приложением Б. 7.1.4. Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает окончательную
редакцию проекта стандарта отрасли и в случае одобрения принимает его (вводит в
действие) своим распоряжением. При принятии стандарта отрасли устанавливают
дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости). 7.1.6. Разработку изменений
к стандарту отрасли и его пересмотр осуществляют по п.п. 7.1.1 -
7.1.5. 7.1.7.
Отмена стандарта отрасли проводится в следующем порядке: - организация-инициатор
отмены стандарта направляет в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя)
данной организации, в котором вносится предложение по отмене стандарта отрасли
с изложением объективных причин; - федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает внесенное
предложение и в случае положительного решения оформляет соответствующее
распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного стандарта
отрасли из реестра. Информация об отмене стандарта отрасли опубликовывается в
ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области
дорожного хозяйства. Работы п.п. 7.1.2, 7.1.3, 7.1.5
проводятся на договорной основе. 7.2. Отраслевые дорожные
нормы разрабатываются в порядке п.п. 7.1.1-7.1.7. Построение, изложение,
оформление и содержание отраслевых дорожных норм осуществляются по ГОСТ
Р 1.5. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных норм оформляют
в соответствии с Приложением В. 7.3. Отраслевые дорожные
методические документы разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.3.1-7.3.7. Разработка отраслевого
дорожного методического документа может проводиться любой организацией в
инициативном порядке при условии соблюдения установленных настоящим стандартом
требований к отраслевым дорожным методическим документам. Предпочтение для разработки
получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности,
обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим
потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической
информацией. - наименование документа; - название
организации-разработчика; - контактное лицо от
организации-разработчика; - основание для разработки
документа; - краткая характеристика объекта
стандартизации; - сведения о рассылке на
отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и
предложений (для окончательной редакции); - подписи руководителя (зам.
руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя. Построение, изложение и
оформление осуществляются по ГОСТ
Р 1.5. Содержание документа определяется организацией-разработчиком в соответствии
с договором. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных методических
документов оформляют в соответствии с Приложением Г. 7.3.3.
Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную
редакцию проекта отраслевого дорожного методического документа и представляет
ее вместе с пояснительной запиской для принятия в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства. 7.3.4. Федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект
отраслевого дорожного методического документа и в случае положительного решения
принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии отраслевого
дорожного методического документа устанавливают дату его введения в действие и срок
его действия (при необходимости). 7.3.6. Разработка изменений
к отраслевому дорожному методическому документу и пересмотр отраслевого
дорожного методического документа осуществляются по п.п. 7.3.1 -
7.3.5. 7.3.7.
Отмена отраслевого дорожного методического документа проводится в следующем
порядке: - организация-инициатор
отмены отраслевого дорожного методического документа направляет в федеральный
орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное
руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится
предложение по отмене отраслевого дорожного методического документа с
изложением объективных причин; - федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное
предложение и в случае положительного решения готовит соответствующее
распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного отраслевого
дорожного методического документа из реестра. Информация об отмене отраслевого
дорожного методического документа опубликовывается в ежемесячных изданиях
федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Работы п.п. 7.3.2, 7.3.5.
проводятся на договорной основе. 7.4. Наименования
нормативных и методических документов дорожного хозяйства должны быть краткими,
точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильное отнесение
документа к конкретной классификационной группе по пункту 6
настоящего стандарта. Примеры наименований стандартов отрасли, отраслевых дорожных норм и
отраслевых методических дорожных документов приведены в Приложении Д. 8. Обозначение
нормативных и методических документов дорожного хозяйства
8.1. Обозначение нормативных
и методических документов дорожного хозяйства состоит из индекса документа и
его номера, состоящего из: - трехзначного числа с
точкой, означающего комплекс дорожного хозяйства; - однозначного числа с
точкой, означающего классификационную группу по п. 6.1 настоящего стандарта; - трехзначного числа,
означающего порядковый номер документа в группе; - четырехзначного числа,
означающего год регистрации документа. Пример обозначения
основополагающего стандарта отрасли дорожного хозяйства: Приложение А
(справочное)
Категории межотраслевых и отраслевых
нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве В дорожном хозяйстве
действуют следующие категории межотраслевых и отраслевых нормативных и
методических документов: - межгосударственные
стандарты (ГОСТ); - государственные стандарты
Российской Федерации (ГОСТ Р); - отраслевые стандарты
дорожного хозяйства (ОСТ); - строительные нормы и
правила (СНиП); - санитарные нормы и правила
(СаНиП); - отраслевые дорожные нормы
(ОДН); - отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ); - стандарты субъектов
Российской Федерации; - нормы субъектов Российской
Федерации; - методические документы
субъектов Российской Федерации; - стандарты предприятий
дорожного хозяйства (СТП); - стандарты
научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений в
сфере дорожного хозяйства (СТО); - нормативные документы
других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае регистрации
их Минюстом России; - технические условия (ТУ) в
случае ссылок на них в проектной документации и договорах. Приложение Б
(обязательное)
Приложение В
(обязательное)
Приложение Г
(рекомендуемое)
Приложение Д
(обязательное)
В наименовании нормативного или
методического документа не допускаются сокращения (кроме условных обозначений
продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы. Наименование стандарта в
зависимости от его содержания должно состоять из заголовка и подзаголовка. Примеры: 1. Система отраслевых
нормативных и методических документов дорожного хозяйства. Основные положения. 2. БЕТОНЫ ТЯЖЕЛЫЕ ДЛЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Общие технические условия. Наименование отраслевых
дорожных норм в зависимости от их содержания может носить следующие
формулировки: Примеры: 1. Нормы проектирования
нежестких дорожных одежд. 2. Правила проведения
калибровочных работ в дорожном хозяйстве. Наименование отраслевого дорожного
методического документа в зависимости от его содержания может носить следующие
формулировки: Примеры: 1. Методические рекомендации
по применению наполнителя «Грикол» в составах асфальтобетонных смесей. 2. Рекомендации по
устройству щебеночного основания методом заклинки. 3. Руководство по
метрологическому обеспечению измерений в испытательных лабораториях дорожного
хозяйства. 4. Пособие по ведению
исполнительной документации. Ключевые слова: задачи стандартизации в дорожном хозяйстве; категории и
классификация отраслевых нормативных и методических документов; порядок
разработки |
|
|