|
Приказ
Минтранса РФ от 24 июля 2002 г. N 101 О
реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О
безопасности гидротехнических сооружений В целях
реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности
гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 30, ст.3589) и во исполнение постановлений Правительства
Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации
государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794) и от 20
мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью
судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст.2241)
приказываю: 1. Утвердить
прилагаемые Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений. 2. Возложить
на федеральное государственное учреждение "Российский Речной Регистр"
проведение проверок за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил
безопасности судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого
раздела Российского регистра гидротехнических сооружений. Министр С.
Франк Зарегистрировано в
Минюсте РФ 30 июля 2002 г. Регистрационный N
3634 Правила
I. Общие положения1. Правила
проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических
сооружений (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом
от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности
гидротехнических сооружений"*(1) (далее - Закон) и во исполнение
постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320
"Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений"*(2), от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного
надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство
транспорта Российской Федерации"*(3) и от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении
Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений"*(4). Настоящие
Правила определяют организацию и проведение надзора и контроля за безопасностью
судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС). 2. В настоящих
Правилах используются следующие термины и определения: Безопасность
гидротехнических сооружений -
свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни,
здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Декларация
безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического
сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического
сооружения с учетом его класса. Критерии
безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей
состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации,
соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и
утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью
гидротехнических сооружений. Обеспечение
безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического
сооружения. Оценка
безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и
квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам,
утвержденным в порядке, определенном Законом. Чрезвычайная
ситуация - обстановка на
определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического
сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Эксплуатирующая
организация - государственное
или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой
организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое
сооружение. II. Организация государственного надзора за безопасностью СГТС3.
Государственный надзор за безопасностью СГТС обеспечивает Минтранс России
(далее - орган надзора). 4. Орган
надзора выполняет следующие функции: - организация
разработки и утверждение правил безопасности СГТС, утверждение критериев их
безопасности; - организация
проверок СГТС; - выдача
предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также предписаний о
приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления,
консервации или ликвидации СГТС; - установление
во взаимодействии с МЧС России перечня экспертных центров, имеющих право
проведения экспертизы деклараций безопасности СГТС, дополнительных требований к
содержанию деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы
деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию объектов, графика
представления деклараций безопасности; - установление
квалификационных требований к специалистам, включенным в состав экспертных
комиссий, определение порядка формирования и регламента работы экспертных
комиссий, организация обучения экспертов и обмена опытом их работы; - рассмотрение
деклараций безопасности СГТС и заключений экспертных комиссий, их утверждение; - выдача
разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из
эксплуатации СГТС, либо на его консервацию или ликвидацию; - формирование
и ведение отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений (далее -
Регистр СГТС) и базы данных деклараций безопасности СГТС; - согласование
использования территорий СГТС, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и
выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных
зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности; - участие в
размещении СГТС, согласовании заданий на проектирование, проектов строительства
и реконструкции СГТС, контроле качества их строительства, приемке в
эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации СГТС; - участие в
разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности СГТС; - иные
функции, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических
сооружений. 5.
Организация, осуществление, координация и контроль мероприятий, направленных на
обеспечение надзора за безопасностью СГТС, возлагаются на Департамент
внутренних водных путей (далее - ДВВП). 6. При
осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС проводятся проверки
деятельности эксплуатирующих и подрядных организаций при эксплуатации СГТС, их
строительстве, реконструкции, восстановлении или консервации в целях оценки
соблюдения норм и правил безопасности СГТС. Проверки
проводятся должностными лицами федеральных государственных учреждений,
подведомственных Минтрансу России, перечень которых определяется в
установленном Министерством порядке. По результатам
проверок оформляются акты, в которых дается заключение о соответствии состояния
СГТС декларации безопасности и назначаются мероприятия, направленные на
устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий,
необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству
и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются: - данные о
проверяемом объекте и эксплуатирующей организации; - дата и место
проведения проверки; - фамилия,
имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку; - сведения о
выявленных нарушениях; - сведения об
ознакомлении с актом представителя эксплуатирующей организации, а также лиц,
присутствовавших при проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом
(лицами), проводившим проверку. При наличии
нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может принять решение о
приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления,
консервации или ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании
разрешения на эксплуатацию. 7. Декларация
безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей организации (в установленных
законодательством Российской Федерации случаях) является основанием для
государственной регистрации гидротехнического сооружения. При внесении
последнего в Регистр СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное
извещение о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода. 8. После
утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей
организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или
вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию,
восстановление, консервацию или ликвидацию. 9. При
аннулировании разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС его безопасность
обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием ДВВП.
При этом эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия по
устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию
СГТС. Обеспечение
безопасности СГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, осуществляется
эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на
вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а
также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или ликвидации СГТС. 10. Надзор и
контроль за безопасностью СГТС осуществляются государственными инспекторами,
которые при осуществлении своих функций имеют право: -
беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по вопросам их
безопасности и организации технического контроля; -
рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил
безопасности СГТС; - давать
обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания об
обеспечении безопасности СГТС и контролировать их исполнение в установленные
сроки; - проверять
деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию
водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в
руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах
гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие
на безопасность СГТС.; - участвовать
в работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследовании причин аварий,
аварийных происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных
осмотрах и комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими
организациями; - получать от
эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных
на них функций. Перечень
должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью СГТС,
определяется в установленном Минтрансом России порядке. 11. Лица,
осуществляющие надзор и контроль за безопасностью СГТС, несут ответственность
за выполнение возложенных на них обязанностей и за правильное использование
предоставленных им прав в соответствии с законодательством Российской
Федерации. III. Проверки СГТС12. На СГТС
могут проводиться инспекционные, общие и целевые проверки. 13. Инспекционные
проверки выполняются в случаях, когда при рассмотрении ДВВП декларации
безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства,
свидетельствующие о снижении уровня безопасности СГТС. 14. Общие и
целевые проверки выполняются в соответствии с планом, утвержденным ДВВП. Для
проведения проверок могут привлекаться подведомственные органу надзора
государственные учреждения с учетом их функций и компетенции. 15. Общая
проверка проводится на эксплуатируемом объекте один раз в год с целью оценки
соблюдения норм и правил безопасности СГТС. 16.
Эксплуатирующая организация перед общей проверкой готовит справку об изменении
характеристик СГТС по позициям информационных материалов, которые предусмотрены
Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений*(5).
Достоверность этих данных подтверждается в ходе проверки. 17. Общая
проверка проводится по базовой программе (приложение
к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения, обусловленные
необходимостью проверки информационных данных о СГТС и соответствия
фактического состояния сооружения декларации безопасности. 18. На
основании акта общей проверки в установленном порядке вносятся, при
необходимости, изменения в Регистр СГТС. 19. Задачей
целевых проверок является оценка обеспечения эксплуатирующими и подрядными
организациями безопасности строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых,
восстанавливаемых, консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка
условий лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях. На
сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут проводиться целевые
проверки по основным позициям базовой программы. 20. Сроки
проведения (периодичность) целевых проверок устанавливаются планом в
зависимости от состояния сооружения и уровня его безопасности, графика
ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ, сроков выполнения
эксплуатирующими и подрядными организациями мероприятий по обеспечению
безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, актах предыдущих
проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и обследованиям, а также от других
факторов. 21. Первая
целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится перед его внесением в Регистр
СГТС. Целью этой проверки является оценка полноты и качества информационных
материалов о сооружении, представленных эксплуатирующей организацией. С учетом
результатов проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр
СГТС. IV. Разработка и проведение экспертизы деклараций безопасности22. Перечень
подлежащих декларированию объектов со сроками составления деклараций
безопасности и перечень экспертных центров устанавливаются ДВВП во
взаимодействии с МЧС России и утверждаются приказом Минтранса России. Контроль
сроков представления деклараций безопасности осуществляет ДВВП. 23. Декларация
безопасности представляется декларантом в экспертный центр, имеющий право
проведения государственной экспертизы деклараций безопасности СГТС. 24. После
проведения в установленном порядке экспертизы декларации безопасности
экспертный центр направляет экспертное заключение (два экземпляра) и декларацию
в ДВВП. Контроль сроков проведения экспертизы осуществляет ДВВП. Заключение
экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации
безопасности после его утверждения ДВВП. 25. В случае
отрицательного заключения экспертизы ДВВП возвращает декларацию безопасности и
один экземпляр экспертного заключения декларанту, который имеет право в
установленном порядке потребовать проведения повторной государственной
экспертизы. 26. При
положительном заключении экспертизы ДВВП выносит решение об утверждении
декларации безопасности. Утвержденные
оригиналы (подлинники) декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию
(ввод и вывод из эксплуатации, консервацию, ликвидацию) с установленным сроком
их действия, заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний
представляет копии декларации безопасности, разрешения и заключения экспертизы
в подведомственное органу надзора государственное учреждение, которое ведет
базу данных деклараций безопасности, производит анализ результатов
декларирования СГТС, готовит предложения по дополнительным требованиям к
содержанию декларации безопасности, методике ее составления и формам
представляемых материалов. V. Учет и анализ результатов надзора и контроля за безопасностью СГТС27. Результаты
надзора и контроля за безопасностью СГТС должны учитываться, обобщаться и
анализироваться в целях разработки и реализации мероприятий по обеспечению
безопасности СГТС. 28. Учету и
анализу подлежат: - акты,
выдаваемые по результатам проверок; - уведомления
эксплуатирующих организаций об устранении нарушений норм и правил безопасности
СГТС; - результаты
деятельности, проводимой в соответствии с настоящими Правилами; - сведения о
состоянии безопасности СГТС по результатам работы за год; - сведения о
ходе декларирования безопасности СГТС и предложения о необходимости
корректировки графика декларирования. 29. При
проведении анализа результатов надзора и контроля следует: -
классифицировать выявленные нарушения безопасности по принадлежности к
конкретному виду СГТС, классу, нормативным правовым, нормативно-техническим и
другим актам в области обеспечения безопасности; - учитывать и
обобщать результаты расследований нарушений норм и правил безопасности СГТС,
делать выводы о причинах и условиях установленных нарушений; -
устанавливать причины невыполнения назначенных мероприятий, направленных на
устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, и подводить результаты принятых
мер по их исполнению; -
формулировать комплекс проблемных вопросов по обеспечению безопасности СГТС; - давать
характеристику состояния безопасности СГТС, находящихся на балансе Бассейновых
органов государственного управления на внутреннем водном транспорте и
федерального унитарного предприятия "Канал имени Москвы". —————————————————————————————— *(1) Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589. *(2) Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794. *(3) Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст.2241. *(4) Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст.5698. *(5)
Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом России и
Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрирована
Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1999 г., регистрационный N
1858. к Правилам Базовая
программа общей проверки судоходных гидротехнических сооружений Проверка
судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) осуществляется по следующим
позициям: 1) наличие
разрешительной и технической документации; 2)
оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА); 3) организация
технического контроля состояния СГТС; 4) состояние
СГТС; 5) выполнение
мероприятий по обеспечению безопасности СГТС; 6) готовность
к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций. 1) Наличие
разрешительной и технической документации Проверяется
наличие разрешения на эксплуатацию СГТС, а также соответствие наличия,
комплектации, сроков действия и порядка ведения технической документации
требованиям действующих руководящих документов. 2)
Оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА) Проверяются: - соответствие
количества и номенклатуры работоспособной КИА проекту; - оценка
достаточности имеющейся КИА для осуществления надежного контроля состояния СГТС
и своевременного выявления повреждений и процессов, которые могут привести к
аварийной ситуации; - выполнение
графика проверок КИА и ее метрологического контроля. 3)
Организация технического контроля состояния СГТС Проверяются: - структура
подразделений эксплуатирующей организации, осуществляющих технический контроль
состояния СГТС, укомплектованность персоналом этих подразделений и соответствие
уровня его профессиональной подготовки квалификационным требованиям; - выполнение
правил технической эксплуатации в части контроля технического состояния СГТС; - оценка
достаточности для обеспечения безопасности СГТС видов, объемов, периодичности
натурных наблюдений (инструментальных, визуальных) и
контрольно-профилактических мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей
организацией (осмотры, обследования, осушения камер и т.п.); - порядок
оценки безопасности СГТС по результатам наблюдений (регулярность оценки, анализ
данных и разработка рекомендаций по обеспечению надежности и безопасности СГТС,
контроль со стороны руководства эксплуатирующей организации, привлечение
специализированных научно-исследовательских и проектных организаций для решения
сложных вопросов эксплуатации и оценки безопасности СГТС); - наличие
компьютерных систем мониторинга СГТС. 4)
Состояние СГТС Проверке
подлежат: - соответствие
фактических режимов работы СГТС принятым в проекте (с учетом возможных
изменений); - соответствие
параметров СГТС, влияющих на его безопасность, проекту и требованиям
действующих нормативных документов; - наличие
проектной документации на конструктивные изменения СГТС; - наличие
утвержденных критериев безопасности СГТС; - соответствие
значений показателей состояния СГТС утвержденным критериям безопасности СГТС; - соответствие
качественного уровня безопасности СГТС указанному в информационных данных и
действующей декларации безопасности. 5)
Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС Проверяются: - выполнение
планов-графиков наблюдений и обследований СГТС; - выполнение
мероприятий по обеспечению и повышению безопасности СГТС, указанных в
декларации безопасности; - выполнение
рекомендаций комиссий по инспекторским осмотрам и специальным обследованиям; - выполнение
мероприятий по обеспечению надежности и безопасности СГТС, регламентированных
приказами и распоряжениями вышестоящих организаций; - выполнение
мероприятий, назначенных по итогам предыдущих проверок; - выполнение
правил технической эксплуатации СГТС в части подготовки персонала (обучение и
повышение квалификации, противоаварийные тренировки, проверка знаний). 6)
Готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций Проверяются: - наличие на
СГТС плана, согласованного с региональными органами ГО и ЧС, органами
исполнительной власти и местного самоуправления, по совместной ликвидации
гидродинамических аварий и их последствий с участием спецподразделений и с
использованием материально-технических средств региона; - наличие
плана оперативных действий эксплуатационного персонала СГТС при ликвидации
аварийных ситуаций, знание этого плана персоналом в пределах своей компетенции. - наличие
средств связи с персоналом СГТС, а также системы оповещения населения при
угрозе прорыва напорного фронта; - наличие на
СГТС сведений о произошедших за время эксплуатации отказах, повреждениях и
авариях, причинах их возникновения и признаках проявления на начальных стадиях
развития; - наличие на
СГТС типовых конструктивно-технологических решений или рекомендаций по
предотвращению развития и по ликвидации возможных опасных повреждений и
аварийных ситуаций, знание этих материалов эксплуатационным персоналом в
пределах своей компетенции; - наличие
необходимых резервов строительных материалов, оборудования, комплектующих и
запасных частей, а также возможности оперативного задействования землеройной
техники, автотранспорта, механизмов и водолазных средств для ликвидации опасных
повреждений и аварийных ситуаций; - состояние дорог, мостов и подъездов в районе расположения и на территории СГТС, состояние аварийных выходов для персонала. |
|
|