|
ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ФОНД «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА» РЕКОМЕНДАЦИИ МДК 2-01.01 Москва 2001 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРИКАЗ 26.03.99 № 74 Москва ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА С целью укрепления и расширения нормативно-методической базы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Концепцией
реформы ЖКХ в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28
апреля 1997 г. № 425 ПРИКАЗЫВАЮ: 5. Утвердить разработанные по поручению Госстроя России
Государственным унитарным предприятием «Государственный научно-технический
Центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве»
(«Центр нормирования и информационных систем») совместно с Фондом «Институт
экономики города» «Рекомендации по определению численности работников службы
заказчика (организации по управлению жилищным фондом)». 6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления указанные нормативы для разработки
региональных методических документов. 7. Считать утратившим силу раздел 1 «Нормативы численности
руководителей, специалистов, служащих и рабочих жилищного хозяйства» сборника
«Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного,
водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств», утвержденных
приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.03.93
№ 50. 8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя председателя Госстроя России Чернышева Л. Н. Председатель
Е. В. Басин Нормативы численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным
фондом или управляющей компании) разработаны совместно Центром нормирования и
информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЦНИС) и Фондом
«Институт экономики города». Настоящий сборник рекомендован для практического применения
(письмо Государственного комитета Российской Федерации по строительной,
архитектурной и жилищной политике от 04.12.98 г. № ЛЧ-01-252/29). Предложения и замечания по сборнику просьба направлять по адресу: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 3, ЦНИС; 129010, Москва, пр-т Мира, д. 36, Фонд
«Институт экономики города». СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Об управлении муниципальным жилищным фондом
1.1.1. Служба
заказчика жилищно-коммунальных услуг* является самостоятельной организацией,
управляющей муниципальным жилищным фондом. Служба заказчика может создаваться в
форме муниципального предприятия или муниципального учреждения. Формирование
службы заказчика осуществляется в процессе разделения функций между заказчиком
жилищно-коммунальных услуг для муниципального жилищного фонда и подрядными
организациями, осуществляющими предоставление этих услуг. Создание Службы
заказчика сопровождается ликвидацией всех других структур, осуществляющих
управленческие функции по отношению к муниципальному жилищному фонду, в том
числе управленческого аппарата жилищных трестов, жилищно-коммунальных
объединений и т.п., и выделением из их состава самостоятельных муниципальных
предприятий, осуществляющих подрядные работы. * Далее «Служба заказчика». 1.1.2. Служба заказчика не должна
выступать монополистом на предоставление услуг по управлению муниципальным жилищным
фондом. К осуществлению этих функций на конкурсной основе могут привлекаться
организации по управлению жилищным фондом или управляющие компании любой
организационно-правовой формы, способные предоставлять качественные
управленческие услуги. При отборе управляющей компании на конкурсной основе
численность и структура работников данной компании не должна предписываться
условиями конкурса. В рамках муниципального образования может быть создано
несколько Служб заказчика. 1.1.3. Создание Службы заказчика и
связанные с этим преобразования системы управления ЖКХ (выделение из состава
жилищных трестов самостоятельных муниципальных предприятий по обслуживанию
жилья, переход на договорные отношения и т.п.) должны приводить к более
рациональному использованию ресурсов и экономии средств на управление и
обслуживание муниципального жилищного фонда. Если в результате проводимых
преобразований расходы растут и не удается достичь финансовой экономии,
необходимо еще раз проанализировать систему управления жилищно-коммунальным
хозяйством муниципального образования на предмет: выявления и ликвидации дублирования управленческих функций
различными структурами в системе управления ЖКХ; оценки численности административно-управленческого персонала и
общей штатной численности персонала муниципальных предприятий
жилищно-коммунального хозяйства на предмет их соответствия реальным финансовым
возможностям муниципального образования; соответствия включенного в договоры объема и структуры
предоставления жилищно-коммунальных услуг финансовым возможностям
муниципального образования и реальности контроля за предоставлением этих услуг; действенности санкций за неполное и некачественное предоставление
жилищно-коммунальных услуг; использования возможностей снижения затрат и более рационального
использования средств за счет организации обслуживания и управления жилищным
фондом на конкурсной основе. 1.2. О нормировании деятельности по управлению муниципальным
жилищным фондом
1.2.1. Нормативы численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных
услуг (организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании)
разработаны с учетом ее эффективной работы и рекомендованы для нормирования
труда работников этих организаций. 1.2.2. Приведенные в сборнике нормативы численности определены с учетом
разделения на муниципальном уровне функций между собственниками жилищного фонда
(или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника),
управляющими компаниями и подрядными организациями. 1.2.3. Сборник позволяет определить численность руководителей, специалистов
и служащих, затраты, связанные с деятельностью Службы заказчика как составной
части жилищно-коммунальных услуг, установить организационную структуру Службы
заказчика, произвести рациональную расстановку кадров. 1.2.4. В основу разработки нормативов численности положены
технико-экономические показатели и характеристики, отчетные данные и
действующие структурные схемы Служб заказчика, другие нормативно-методические
материалы. 1.2.5. Нормативы численности работников Службы заказчика установлены по
следующим основным блокам функций управления жилищным фондом с учетом положений
Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: а) руководство службы заказчика; б) технический контроль и планирование; в) финансово-экономическая
деятельность; г) договорно-правовая деятельность. С учетом указанных функций в приложении к сборнику приведена
примерная организационная структура Службы заказчика. 1.2.6. Норматив численности в целом по Службе заказчика определяется
путем суммирования нормативов по функциям. 1.2.7. В качестве основного нормообразующего фактора выбрана общая площадь жилищного фонда,
находящегося в управлении Службы заказчика. Расчет производился в диапазоне
рекомендуемых значений общей площади от 900.000 до 2.700.000 кв. м. Эта площадь
примерно соответствует численности населения
от 50 до 150 тысяч человек. При превышении предельного объема общей площади,
установленного в сборнике, представляется целесообразным формировать несколько
Служб заказчика. При этом возникают предпосылки для формирования конкурентной
среды в сфере управления жилищным фондом. При меньшем размере общей площади
управляемого жилищного фонда (для малых муниципальных образований) блоки
функций могут совмещаться. 1.2.8. В настоящие нормативы не включена численность: работников, занятых регистрацией граждан по месту пребывания и
месту жительства (паспортной работой); работников, занятых организацией и управлением процессом
приватизации муниципального жилищного фонда; рабочих (уборщики служебных помещений, водители легкового
транспорта и т.д.), которая может быть
определена по другим сборникам норм и нормативов затрат труда. 1.2.9. Приведенные в сборнике нормативы численности рекомендованы для условий
перехода к рыночным отношениям в сфере управления жилищным фондом. С учетом
особенностей региональной политики в жилищно-коммунальной сфере и развитием
конкурентной среды в системе управления жилищным фондом могут быть использованы
нормативы, разработанные на муниципальном уровне. 2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Общее руководство Службы заказчика
Функции административного и обслуживающего персонала Службы
заказчика: Руководство деятельностью Службы заказчика в соответствии с действующим
законодательством и Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации и согласно утвержденному уставу (положению) и договору с
собственником. Организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с
едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности на
территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами
независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации, основная
деятельность которых финансируется за счет средств бюджета. Обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности,
организация учебно-методической работы по необходимым видам и формам подготовки
и повышению квалификации работников Службы заказчика. Документальное оформление управленческих решений, действий,
связей; организация документооборота; упорядочение и хранение исполненной
документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и
распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя Службы заказчика. Обеспечение работников всем необходимым для их деятельности,
прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей; контроль за их
использованием. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с
правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности. Примерный перечень должностей: Руководитель Службы заказчика и его заместители; главный
бухгалтер, зам. главного бухгалтера, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам;
секретарь-машинистка, машинистка; заведующий хозяйством. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.
кв. м): Нормативная
численность, чел.: 2.2. Технический контроль и планирование2.2.1. Формирование заказа на работы по содержанию,
обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг.
Анализ сложившегося состояния находящегося в управлении жилищного
фонда, уровня и качества предоставляемых услуг и работ, подготовка предложений
по повышению качества обслуживания жилищного фонда. Участие в работе по приемке в состав муниципальной собственности
ведомственного жилищного фонда. Ведение технической документации и банка данных по составу
инженерного оборудования, капитальности и другим техническим параметрам зданий,
сооружений, инженерных сетей. Разработка требований по
качеству содержания и ремонта жилищного фонда, планирование работ по
капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда. Составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту
жилищного фонда. Разработка рекомендаций по методам и техническим решениям
устранения обнаруженных дефектов. Организация и проведение конкурсов между предприятиями различных
форм собственности на обслуживание и ремонт жилищного фонда. Выбор перечня
домов, выставляемых на конкурс, предоставление необходимой информации для
потенциальных участников конкурса, проведение предварительного собрания
участников конкурса, осмотр выставляемого на конкурс жилищного фонда с
участниками конкурса, участие в работе конкурсной комиссии. Подготовка проектов договоров в их технической части по
обслуживанию и ремонту жилищного фонда. Работа с ресурсоснабжающими
предприятиями по подготовке проектов договоров в их технической части между
Службой заказчика и ресурсоснабжающими организациями. Обеспечение согласованной
технической политики с поставщиками коммунальных услуг. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделений, инженер, экономист. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.
кв. м): Нормативная
численность, чел.: 2.2.2. Контроль за техническим состоянием и использованием
жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг
Обеспечение технических условий эксплуатации и осуществление контроля
за правильной эксплуатацией и содержанием жилищного фонда подрядными организациями. Контроль и обеспечение работ по подготовке жилищного фонда к
сезонным условиям эксплуатации. Контроль качества и объема выполненных работ и предоставленных услуг,
приемка произведенных работ и услуг согласно заключенным договорам. Актирование
выполненных работ, актирование фактов невыполнения договорных обязательств. Прием и регистрация заявок, ведение учета ремонтных работ;
составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. Обеспечение потребителей информацией о нормативных показателях
качества жилищно-коммунальных услуг, сроках их предоставления и размерах
финансовых санкций за нарушение нормативного уровня качества. Проверка соблюдения потребителями жилищно-коммунальных услуг своих
обязательств по договорам найма, аренды, технического обслуживания и т.д. Подготовка данных для корректировки размера оплаты
жилищно-коммунальных услуг в случае отклонения их качества от нормативного уровня. Работа с населением по ликвидации задолженности по оплате
жилищно-коммунальных услуг. Принятие мер по взысканию задолженности, в т.ч.
подготовка и направление уведомлений о необходимости погашения задолженности по
оплате жилищно-коммунальных услуг, выяснение
причин возникновения задолженности, анализ полученной информации и принятие
решений по каждой конкретной семье. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, инженер, инспектор, техник. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.
кв. м): Нормативная
численность, чел.: 2.2.3. Диспетчерское обслуживание
Прием и регистрация заявок, выявление их причин и характера. Оперативное
решение вопросов о направлении бригад на места аварий. Ведение диспетчерского
журнала и другой технической документации. Осуществление связи с работниками бригад, находящихся на линии для
оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и предупреждения нарушений
хода выполнения работ, а также причин их вызвавших. Примерный перечень должностей: Оператор диспетчерской службы. Норматив численности - 5 человек. 2.3. Финансово-экономическая деятельность
2.3.1. Финансовое обеспечение заказа на
работу по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку
коммунальных услуг
Осуществление расчетов с подрядчиками за реализованную продукцию
(услуги, работы) в соответствии с актами оценки качества выполненных работ и
поставленных услуг. Консолидация финансовых средств для расчетов с подрядчиками за
выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными
договорами. Разработка предложений по эффективному использованию нежилых
помещений и земельных участков в целях привлечения дополнительных финансовых
ресурсов для улучшения состояния жилищного фонда. Применение штрафных санкций к подрядчикам, осуществляющим работы
по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг в
соответствии с заключенными договорами. Разработка предложений по корректировке экономически обоснованных
тарифов на обслуживание и ремонт жилищного фонда, подготовка материалов по
указанным тарифам для утверждения органом местного самоуправления. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, экономист. Общая
площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м): Нормативная
численность, чел.: 2.3.2. Оплата жилищно-коммунальных услуг
Определение размера платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с учетом права на льготы и предоставленных субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг. Оформление счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг. Проведение перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги: при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги; при временном отсутствии потребителя по месту жительства; при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня; при введении дополнительных льгот или их отмене; при изменении размера субсидий. Рассмотрение жалоб и заявлений граждан по вопросам, связанным с
начислением платы за жилищно-коммунальные услуги. Организация расчетно-кассового обслуживания. Анализ информации о поступлении денежных средств на лицевые счета
плательщиков. Выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные
услуги. Начисление пени в установленном договором размере при нарушении
потребителями сроков внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, бухгалтер, кассир, контролер. Общая
площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м): Нормативная
численность, чел.: 2.3.3. Информационное и методическое обеспечениеСоздание и ведение базы данных по объектам жилищного фонда,
инженерному оборудованию, капитальности и другим параметрам жилых зданий. Создание и ведение базы данных по лицевым счетам нанимателей и карточкам
учета собственников жилья в коммунальном жилищном фонде. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, экономист, инженер, оператор. Общая
площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м): Нормативная
численность, чел.: 2.4. Договорно-правовая деятельность
Разработка и оформление договоров с организациями, обслуживающими
жилищный фонд, и поставщиками коммунальных услуг. Контроль за выполнением договорных обязательств, рассмотрение и
составление протоколов разногласий к договорам, обеспечение правовыми
средствами проверки качества работ и услуг, обеспечение соблюдения
законодательства о труде. Заключение договоров найма, аренды; договоров на управление
недвижимым имуществом или договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг с
собственниками жилых помещений. Перезаключение договоров коммерческого найма по истечении срока их
действия. Расторжение заключенных договоров в судебном порядке или по
согласованию сторон. Выдача разрешений на сдачу жилого помещения в поднаем и на
заключение договора субаренды. Страхование риска гибели жилого помещения. Заключение договоров на оказание услуг по сбору платежей населения
за жилищно-коммунальные услуги со специализированными организациями. Юридическое оформление договоров, обеспечение законности, проверка
соответствия действующему законодательству, приказам, инструкциям, положениям и
другим документам правового характера, имеющим отношение к обслуживанию и
ремонту жилищного фонда. Рассмотрение предложений, жалоб, заявлений потребителей
жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с жилищно-коммунальным
обслуживанием. Подготовка ответов на поступившие жалобы и заявления граждан. Представление интересов службы заказчика на судебных заседаниях по
делам о жилищно-коммунальном обслуживании и его оплате. Подготовка материалов для судебного взыскания задолженности. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, экономист, юрисконсульт Общая
площадь управляемого жилищного фонда (тыс. кв. м): Нормативная
численность, чел.: Приложение
ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА
|
|
|