|
Система
нормативных документов в строительстве СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
И СТРОИТЕЛЬСТВУ ЗДАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СП 35-107-2003 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ Москва 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ 1
РАЗРАБОТАН ФГУП «Научно-проектный
институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых
и досуговых зданий» (Институт общественных
зданий) Госстроя России - ведущая организация, при участии ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское
объединение - Центр» (АПИО-Центр). 2
ВНЕСЕН Департаментом по делам ветеранов России, пожилых людей и приема
населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации (Н.
Е. Ускова, И. Н. Бондаренко, М. А.
Мамонов). 3
ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры Госстроя России (Э. А. Шевченко, Н. Н. Якимова) и Управлением технического
нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя
России (В. В. Тишенко, С. Ю. Сопоцько, Н. Н. Якимова). 4
УТВЕРЖДЕН приказом директора ФГУП «Научно-проектный институт
учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных
зданий) 2 апреля 2003 г. № 6. 5
ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы
нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 6 июня
2003 г. № 55. 6
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕОдной наиболее нерешенной проблемой современного общества является
проблема создания учреждений социального обслуживания для временного пребывания
лиц без определенного места жительства и занятий. Существующие учреждения для рассматриваемого контингента
располагаются, как правило, в плохо приспособленных зданиях, не имеющих
соответствующего оборудования. Правительством России принят Закон «Об основах социального
обслуживания населения Российской Федерации» № 195-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4872), который одной из
главных задач ставит оказание всесторонней помощи социально не защищенным
гражданам. В настоящее время в стране отсутствует нормативная база для
проектирования учреждений временного пребывания лиц без определенного места
жительства. Свод правил разработан в соответствии с контрактом № 24-03-05/00
от 17.09.2000 г. между Минтрудом России и Госстроем России о сотрудничестве по
выполнению мероприятий федеральной целевой программы «Старшее поколение»,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября
2000 г. № 706. В основу разработки нормативного документа положены законы
Российской Федерации, а также рекомендации и положения, утвержденные
постановлениями Правительства Российской Федерации: - Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» № 4530-1
от 19 февраля 1993 г. (в редакции Федеральных законов от 20.12.1995 г. № 202-ФЗ
и от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ); - Приложение к приказу Минсоцзащиты России от 11 мая 1995 г. № 96
«Примерное положение о социальной гостинице»; «Примерное положение о социальном
приюте»; - Приложение к приказу Минсоцзащиты Российской Федерации от 25
января 1996 г. № 10 «Временное положение о доме ночного пребывания»; - Положение о центре социальной адаптации при психоневрологическом
интернате № 5, 2001 г. (поселок Филимонки Московской обл.); - Постановление Правительства Российской Федерации № 670 от 8 июня
1996 г. «Примерное положение «Об учреждении социальной помощи для лиц без
определенного места жительства и занятий» (в редакции постановления
Правительства РФ от 06.07.99 № 750). Свод правил разработан в составе базового блока нормативных
документов 35-го комплекса. В нем содержится минимальный объем наиболее
обязательных требований на проектирование зданий учреждений системы органов
социальной защиты населения, в которых оказываются различные услуги, в том
числе социально-бытовые, санитарно-гигиенические, медицинские,
психолого-педагогические, юридические, а также материальная помощь для лиц без
определенного места жительства. В зависимости от назначения и продолжительности
времени пребывания они подразделяются на: социальные гостиницы, приюты, дома
ночного пребывания, центры социальной адаптации. Свод правил выполнен в соответствии с требованиями СНиП
10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные
положения» и является документом федерального уровня. Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе: руководитель работ по разделу III
федеральной целевой программы «Старшее поколение» - канд. архит. А.М. Гарнец; руководитель темы – канд. архит. Л.А. Смывина; авторы нормативного документа: руководитель и научный редактор –
канд. архит. А.М. Гарнец (ФГУП ИОЗ); отв. исполнитель – канд. архит. Т.А.
Исаева (ФГУП ИОЗ) при участии канд. архит. С.Д. Охлябинина и инж. Л.
В. Сигачевой (ФГУП ИОЗ), инж. В.
Г. Васильева, инж.
С. А. Тикунова (ГСПИ МВД России) и
подполковника В. Л. Бичковского (2-й приемник-распределитель ГУВД г. Москвы); компьютерная графика - инж. А.
И. Цыганов (ЭНИО
комитет). В тексте и графической части Свода правил частично использованы
следующие материалы: - НП 1.4-75 «Дома-интернаты
для престарелых»; - Справочное пособие к СНиП «Проектирование предприятий общественного питания» (М.: Стройиздат, 1992). В документе
также учтены работы специалистов, занимающихся вопросами, связанными с
формированием и эксплуатацией учреждений временного пребывания лиц без
определенного места жительства: канд. филос. наук М.
А. Новиковой (Московский социальный университет);
канд. архит. Е. Ю. Пересветова (ЦНИИЭП
жилища); А. В. Пентюхова (Московский комитет
социальной защиты населения); канд. архит. В. Г.
Страшнова (ЦНИИЭП жилища) и других, а также материалы сборника «Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов», выпуск 4 «О некоторых
проблемах лиц без определенного места жительства и занятий» (ЦБНТИ. - М.:
Минсоцзащиты России, 1995). Согласован Государственной противопожарной службой МЧС России,
Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, УОКС МВД России. Одобрен Научно-техническим советом Госстроя России (протокол от 6
декабря 2001 г. № 01-НС-16/1). СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ЗДАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВРЕМЕННОГО
ПРЕБЫВАНИЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА TEMPORARY
RESIDENTIAL FACILITIES FOR PERSONS WITH NO FIXED ABODE 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий Свод правил (далее - СП)
предназначается для проектирования зданий самостоятельных учреждений в системе
органов социальной защиты для временного пребывания лиц без определенного места
жительства и занятий (далее - учреждения временного пребывания), в которые
входят: - социальная гостиница - предназначена
для временного пребывания иногородних граждан и, в первую очередь, для
пенсионеров и инвалидов в течение 10 сут.; - социальный приют (далее -
приют) - предназначен для местных граждан без определенного места жительства
(время пребывания в приюте - до 30 сут.); - дом ночного пребывания -
предназначен для пребывания в ночное время лиц без определенного места
жительства на 12 ч; - центр социальной адаптации (далее
- ЦСА) - предназначен для местных граждан без определенного места жительства и
занятий, для привлечения к активной жизни дезадаптированных групп населения
рассматриваемого контингента. Определение контингента, размещаемого в учреждениях временного
пребывания, дано в приложении А. 1.2 Требования данного документа следует
учитывать при проведении проектирования новых объектов, реконструкции и
модернизации существующего фонда, при обустройстве помещений учреждений
временного пребывания, при экспертизе, приемке приемочной комиссией. 1.3 Настоящий СП предназначен для
применения органами архитектуры и градостроительства, органами социальной
поддержки населения, общественными фондами, собственниками объектов. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящем СП,
приведен в приложении Б. 3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 При проектировании учреждений
временного пребывания следует учитывать требования СНиП 2.08.02. 3.2 В Своде правил рассматриваются по
своему физическому состоянию две группы людей: - свободно передвигающиеся; - частично нуждающиеся в посторонней
помощи социального работника. 3.3 Во всех учреждениях временного
пребывания количество жилых ячеек с учетом бытовых потребностей для людей,
частично нуждающихся в посторонней помощи, ориентировочно рекомендуется
принимать 20 %. В жилых ячейках для людей, частично нуждающихся в посторонней помощи социального работника, рекомендуется предусматривать увеличение площади уборных и умывальных комнат (с учетом
размещения приспособлений, облегчающих движение) согласно таблицам В.1 - В.4 приложения В. 3.4 Расчетную вместимость учреждений
временного пребывания рекомендуется принимать согласно таблице 1. В каждом отдельном случае показатели вместимости могут уточняться
по заданию на проектирование. Земельный
участок
3.5 Площадь земельного участка
определяется в соответствии с таблицей 1
с учетом местных условий. На территории земельного участка проектируются следующие зоны (без
учета площади застройки): отдыха, хозяйственная, озеленения. Площадь озеленения
рекомендуется принимать не менее 25 % территории участка. 3.6 В условиях сложившейся, затесненной
застройки для учреждений временного пребывания (кроме ЦСА) земельные участки
возможно не предусматривать. 3.7 При размещении учреждений временного
пребывания в загородных условиях на территории участка возможно предусматривать
квартиры для обслуживающего персонала - директора, старшей медсестры,
вахтера-охранника. 3.8. Земельный участок должен иметь
ограждение высотой не менее 1,6 м, тип и материал ограждения уточняются при
составлении задания на проектирование. Объемно-планировочное решение
3.9 Функциональная структура зданий
учреждений временного пребывания включает пять основных групп помещений: жилую,
питания, санитарно-гигиеническую с санпропускником, административно-бытовую и
помещения охраны порядка, хозяйственные и технические, а также другие помещения
в соответствии с таблицами В.1 - В.4 и 3.10. Для групп помещений проектируются удобные связи с помещениями,
расположенными рядом с вестибюлем: охраны, санпропускником и помещением
общественного питания (рисунок 3.1). 3.10 При формировании объемно-планировочной структуры
зданий следует проектировать удобные функциональные
связи вестибюля с помещениями милиции и охраны порядка; санпропускника с жилыми
группами через вестибюль; помещений общественного питания с
санитарно-гигиеническими и административно-бытовыми помещениями (рисунок 3.1). Санпропускник следует размещать обособленно с раздельными входом и
выходом. Требования к площадям и оборудованию этих помещений представлены в
таблицах В.1 -
В.4 и на
рисунках 3.2, 3.3. 3.11 Жилые группы с жилыми ячейками для лиц, нуждающихся в
посторонней помощи, рекомендуется размещать на 1-м этаже. Если по заданию на проектирование предусматривается посещение
учреждения инвалидом на коляске, то помещение для общения следует
предусматривать на 1-м этаже и
выполнять требование СНиП
35-01. 3.12 Этажность зданий учреждений временного
пребывания рекомендуется не более 4 этажей. Допускается снижать этажность при
наличии участка и специфики местных условий. 3.13 Здания учреждений временного
пребывания следует проектировать, как правило, отдельно стоящими. 3.14 В случае реконструкции или приспособления
зданий для учреждений временного пребывания следует учитывать требования
настоящего СП. 3.15 Высоту жилых помещений от пола до потолка следует принимать
не менее 2,5 м согласно СНиП
31-01, а высоту общественных помещений от пола до потолка - не
менее 3 м (СНиП
2.08.02). Высоты жилых и общественных помещений, расположенных в одном
этаже здания, должны быть увязаны друг с другом. 3.16 В здании проектируется один
контролируемый вход в вестибюле, который соединяется через коммуникационное
пространство с выделенной для вновь прибывших зоной санитарных помещений -
осмотра и дезинфекции, расположенной в санпропускнике (рисунки 3.4 и 3.1). 3.17 Группы помещений жилого и общественного назначения должны
быть разделены между собой несгораемыми перегородками типа 1 с пределом
огнестойкости EI 45
(ГОСТ
12.1.004, СНиП 21-01). Жилые помещения
3.18 Жилые группы следует проектировать
вместимостью 25-50 мест с жилыми ячейками, раздельными для мужчин и женщин. Таблица 1
3.19 Вместимость жилых ячеек предусматривается на 10-12-15 мест в
зависимости от контингента и вместимости жилых комнат (таблицы В.1 - В.4). Санитарно-гигиенические помещения
3.20 В учреждениях временного пребывания
проектируются санитарно-гигиенические помещения, уборные, умывальные комнаты,
душ из расчета для жилых ячеек: 1 унитаз на 6 чел., 1 умывальник на 6 чел., душ на 12 чел. При проектировании уборной и умывальной для
лиц, частично нуждающихся в посторонней помощи социального работника, следует
учитывать место для размещения приспособлений (палок, крючков), способствующих
удобному передвижению. Площадь уборной следует принимать согласно таблицам В.1 - В.4 соответственно с параметрами
уборных 1,1 × 1,6 м и 0,9 × 1,2 м. 3.21 В учреждениях временного пребывания
для персонала проектируются на 1-м этаже 2 санитарных узла по 3 м2 каждый (раздельно для мужчин и женщин) с умывальником в
шлюзе и со шкафом для уборочного инвентаря площадью 2 м2, гардероб для рабочей и домашней одежды в
соответствии с таблицами В.1 -
В.4. Помещения общественного питания
3.22 Во всех рассматриваемых учреждениях
следует предусматривать помещения общественного питания
(столовые или буфеты), работающие, как правило, на полуфабрикатах или
получающие горячие блюда в бачках и термосах централизованным путем. В зависимости от характера и вместимости учреждения рассчитывается
количество посадок и посадочных мест в учреждении согласно таблице 2. Состав и площади помещений общественного питания следует принимать
в соответствии с таблицами В.1 -
В.4 с учетом
СанПиН (СП) 2.3.6.1079. Помещения общественного питания работают по принципу
самообслуживания. Административные хозяйственные и бытовые помещения
3.23 Рекомендуемый состав и площади
административных, хозяйственных и бытовых помещений представлены в таблицах В.1 - В.4. 3.24
При расчете административных групп помещений рекомендуется использовать штатные нормативы, приведенные в
справочном материале настоящего документа. Расчетное количество сотрудников (штатное расписание) для
учреждений социальной защиты уточняется при составлении задания на
проектирование. Помещения охраны и безопасности
3.25 При проектировании учреждений
временного пребывания следует учитывать требования по безопасности,
предусматривать установку контроля доступа в учреждение при круглосуточном
дежурстве милиционера (см. 3.10).
Состав и площади помещений поста милиции проектируются в соответствии с
таблицами В.1 - В.4 и требованиями СП 12. Изолятор
3.26 В составе помещений учреждений
временного пребывания следует проектировать изолятор для нарушителей порядка и
дисциплины. Изолятор следует размещать рядом с постом надзора (вахтера), постом
милиции, проход через изолятор не допускается. Изолятор следует проектировать в виде общей комнаты, площадь
которой определяется по числу временно изолированных лиц из расчета 4 м2/чел. На площади общей комнаты размещается уборная и умывальник
площадью 3 м2. Отделку изолятора следует осуществлять из негорючих материалов,
пол в палате следует предусматривать деревянным, кровать следует прикреплять к
полу. В помещении, где находится нарушитель порядка, следует предусматривать
окно 60 × 90 см, на котором устанавливается решетка. Дверь в изолятор
следует проектировать с глазком и наружным замком. 3.27 Расчетное число мест в изоляторе
принимается до 6 мест в зависимости от вместимости учреждения из расчета 1
место на 50 чел. Площадь общей комнаты изолятора следует принимать согласно
таблицам В.1 - В.4. Санпропускник
3.28
Санпропускник предназначается для санитарной обработки вновь
прибывших лиц без определенного места жительства
и занятий в учреждениях временного пребывания, в которых необходимо обеспечивать обязательное прохождение лиц через
санпропускник при следовании из вестибюля в жилые и общественные помещения. Таблица 2
3.29 Площадь санпропускника с проведением
процедур по санобработке рекомендуется принимать согласно таблицам В.1 - В.4. В санпропускнике предусматриваются следующие помещения: комната
для осмотра и дезинфекции, помещение для прохождения санобработки с душевой,
кабинет фельдшера или врача, дезинфектора и медсестры (рисунок 3.4). В санпропускнике количество душевых рожков следует устанавливать
из расчета пропускной способности 10 чел. в день на 1 душевой рожок. Помещение
санобработки с душевой проектируется из расчета 2,5-3,0 м2 на одну душевую сетку. Состав и площади помещений, количество душевых рожков определяются
заданием на проектирование с учетом местных условий и по согласованию с
Госсанэпиднадзором. Обрядовые помещения
3.30 В учреждениях временного пребывания
допускается предусматривать помещения для проведения религиозных обрядов,
которые следует проектировать по специальному заданию (СП 31-103). 4
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЗДАНИЙ
Социальная гостиница
4.1 Социальные гостиницы следует проектировать на селитебной
территории городской застройки в отдельно стоящем здании. Допускается проектирование социальных гостиниц и приютов отдельно стоящих и пристроенных к
общественным зданиям социального назначения (реабилитационным центрам,
домам-интернатам и другим зданиям), при этом должны обеспечиваться взаимная
планировочная изоляция и автономное функционирование встраиваемых помещений от
основных помещений здания. 4.2 Объемно-планировочное решение
социальной гостиницы должно иметь четкое зонирование групп жилых и общественных
помещений - санпропускника, санитарно-гигиенических и административно-бытовых -
с организацией коротких связей между ними. Связующим звеном групп помещений
следует принимать вестибюльную группу помещений с коммуникационным
пространством. 4.3 Соотношение жилых ячеек и жилых комнат
в жилых группах определяется заданием на проектирование с учетом требований
таблицы В.1. 4.4 Жилые комнаты в социальных гостиницах
проектируются на 5 и 6 мест из расчета жилой площади 4,5 м2/место. 4.5 Организующим помещением в жилой ячейке
является передняя, в которой размещаются индивидуальные закрывающиеся на замок
шкафчики, кладовая для хозинвентаря и санитарно-гигиенические помещения
согласно таблице В.1. Примечание
- Индивидуальные шкафчики возможно проектировать выходящими в жилую комнату. 4.6 Помещения общественного питания -
буфет или столовая - должны иметь функциональную связь с вестибюлем (рисунок 4.1). Столовая проектируется согласно 3.22 и таблицам 2
и В.1. 4.7 Группы помещений дежурного персонала и
помещения бытового обслуживания с вестибюлем следует соединять через коридор. Приют
4.8 Площади и состав жилых и общественных
помещений приюта следует принимать согласно таблице В.2. 4.9 Для социальных работников, занимающихся
распределением одежды и обуви, следует предусматривать помещение площадью не
менее 12 м2, оборудованное шкафом. 4.10 В коммуникационных пространствах на
этажах возможно проектировать холлы из расчета один холл - 12 м2 на две жилые группы по 50 мест. 4.11 Состав и площади жилых и общественных помещений следует
принимать согласно таблице В.2.
Площадь обеденного зала буфета или столовой рассчитывается исходя из трех
посадок в обеденном зале согласно таблице 2. Дом ночного пребывания
4.12 Планировка этажей с помещениями для проживания
рекомендуется коридорного типа. 4.13 В домах ночного пребывания, кроме жилых ячеек на 10-12-15 мест, рекомендуется проектировать жилые ячейки на 20 мест с
2-ярусными кроватями, холлы отдыха (комнаты для ночлега) на 25 мест, которые
оборудуются складными креслами или скамейками согласно СП 35-115. Рядом с холлом для отдыха (комнатой для ночлега) рекомендуется
размещать санузел (таблица В.3). 4.14 В доме ночного пребывания
предусматривается помещение общественного питания - буфет при количестве 4
посадок в обеденном зале с упрощенным составом помещений в соответствии с
таблицей В.3, 3.22, таблицей 2. Центр социальной адаптации
4.15 Здания ЦСА рекомендуется проектировать не выше 4 этажей,
при загородном размещении ЦСА с учетом местных условий его высоту возможно
снизить до 2 этажей. Как правило, на 1 -м этаже следует проектировать жилые
группы с помещениями для лиц ослабленных, нуждающихся в посторонней помощи. 4.16 В вестибюльной группе помещений, кроме
помещений охраны и поста милиции, предусматривается комната для паспортистки и
бюро заказов согласно таблице В.4. 4.17 Жилые ячейки следует проектировать с 5-6-местными жилыми
комнатами (рисунок 4.3). 4.18 Площадь жилых комнат следует принимать
из расчета 6 м2/место. 4.19 При проектировании функциональных
связей помещений следует учитывать потребности прибывших свободно
передвигающихся и частично нуждающихся в посторонней помощи социального
работника. Для нуждающихся в посторонней помощи необходимо обеспечивать
свободный доступ к месту получения услуг и к оборудованию в помещениях
учреждений временного пребывания. В местах отдыха и санитарно-гигиенических
помещениях следует предусматривать приспособления и место для крючков,
костылей, поручней в уборной и умывальной комнатах в соответствии со СНиП
35-01 и таблицей В.4. 4.20 В центре социальной адаптации следует
проектировать столовую на 2 посадки в обеденном зале в соответствии с
требованиями таблиц В.4 и 2. Площадь и состав помещений общественного питания, столовой следует
принимать в соответствии с таблицей В.4. 4.21 Функционально столовую ЦСА следует
связывать с вестибюлем через коммуникационное пространство (рисунок 4.1). 4.22 В административно-бытовой группе
помещений кабинет директора следует принимать площадью 24 м2. Площадь рабочих помещений следует принимать из расчета 4 м2/место на сотрудника, при оборудовании компьютером - 6 м2. 4.23 Гардероб для персонала рекомендуется
проектировать при вестибюле (0,08 м2/чел.). 4.24 В ЦСА следует проектировать мастерские
трудотерапии, которые размещаются обособленно от других групп помещений. 4.25 Мастерские трудотерапии следует
проектировать в соответствии с СП 35-104.
Примерный состав мастерских трудотерапии предусмотрен в таблице В.4. Мастерские трудотерапии следует отделять от других помещений
противопожарными стенами или размещать в отдельном корпусе, соединенным с
основным зданием теплым переходом. 4.26 Культурно-информационные помещения
включают универсальный зал (для собраний, лекций, просмотра телепередач) и комнату для работы
с компьютером. Состав помещений культурно-информационной группы в каждом
отдельном случае определяется заданием на проектирование и требованиями таблицы
В.4, универсальный зал
проектируется изолированно от жилой группы помещений в непосредственной связи с
вестибюлем и коммуникационным пространством. 4.27 При разработке программ и заданий на
проектирование ЦСА для определения состава и площади помещений рекомендуется
пользоваться таблицей В.4 и 3.24 данного СП. 5 ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5.1 Системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения
следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01. 5.2 Системы отопления помещений
рассматриваемых учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05. 5.3 В жилых помещениях следует принимать
только нагревательные приборы водяного отопления, которые должны закрываться экранами. 5.4 В качестве нагревательных приборов
системы водяного отопления следует принимать радиаторы или конвекторы. 5.5 Расчетную температуру теплоносителя
для системы отопления учреждений следует принимать согласно СНиП 2.04.05 (приложение
11, п.1), СП 41-104. 5.6 В помещениях рассматриваемых
учреждений в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию согласно СНиП 2.04.05. 5.7 Вентиляционные системы, обслуживающие
специальные помещения (санпропускник, кухню-столовую, помещения бытового
обслуживания), следует предусматривать самостоятельными. 5.8 Систему противодымной защиты следует
проектировать согласно СНиП 2.04.05. 5.9 Системы противопожарной защиты
помещений следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05, НПБ
88. 5.10 По степени надежности электроснабжения электроприемники
рассматриваемых учреждений вместимостью до 50 мест следует принимать третьей
категории, а вместимостью свыше 50 мест до 300 мест - второй категории надежности (ВСН
59). 5.11 При проектировании учреждений временного пребывания следует
предусматривать различные виды искусственного освещения в соответствии с
требованиями СНиП
23-05: - рабочее - искусственное освещение во
всех помещениях учреждений и при входе в помещения постов милиции и надзора,
изоляторов нарушителей порядка, помещений служб МВД; - аварийное - для эвакуации людей при
экстремальных условиях, в переходах и проходах здания, на лестницах, в
вестибюлях, лестничных площадках. 5.12 Электрооборудование рассматриваемых учреждений следует
проектировать в соответствии с требованиями ВСН
59. 5.13 Учреждения временного пребывания
должны быть оборудованы сетями проводного вещания (радиотрансляция), телефонами
и антенными телевизионными сетями, пожарной и охранной сигнализацией. 5.14 Установку телефонов следует
предусматривать на посту милиции, охранника-вахтера, в кабинете директора, в помещениях столовой, комнате фельдшера и
кабинете врача (в ЦСА), а также в помещениях, определяемых заданием на проектирование. 5.15 При проектировании пожарной охранной и
тревожной сигнализации и средств связи следует
руководствоваться требованиями НПБ-88. 5.16 В зданиях учреждений временного
пребывания следует предусматривать при входе в здание систему контроля и
наблюдения согласно таблицам В.1 - В.4. ИЛЛЮСТРАЦИИ
Условные
обозначения: - основные связи; - возможные связи; - помещения могут быть расположены в одной
функциональной зоне А - социальная гостиница; Б - приют; В
- дом ночного пребывания; Г - центр социальной адаптации 1 - вестибюльная
группа помещений с постом милиции; 2 - спальные помещения; 3 - холл
для отдыха (комната для ночлега); 4 - административно-бытовые помещения;
5 - помещения питания; 6 - санпропускник; 7 - изолятор для
нарушителей порядка; 8 - помещение культурно-массового назначения; 9
- медпункт; 10 - помещение трудотерапии; 11 - карантинное
отделение; 12 - коммуникационное пространство
ПОСТЫ МИЛИЦИИ И НАДЗОРА (ВАХТЕРА) В
ПРИЮТЕ, СОЦИАЛЬНОЙ ГОСТИНИЦЕ, ДОМЕ НОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ, ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ I - пост милиции: 1 - стол с телефоном и настольной сигнализацией; 2 -
стул; 3 - топчан; 4 - тумбочка; 5 - фрамуга
(60 × 90 см) II - пост надзора: 1 - стойка; 2 - стол с
телефоном и настольной сигнализацией; 3 - пожарная сигнализация; 4 -
топчан для дежурного; 5 - стул; 6 - шкаф
1 -
стол работника МВД; 2 - стол помощника; 3 - стул; 4 -
сейф; 5 - шкаф для бумаг; 6 - шкаф для канцелярских
принадлежностей
Санпропускник для учреждений
временного пребывания вместимостью 200 мест и более - линия движения
вновь прибывшего для санобработки; - линия движения
вещей и одежды, подлежащих дезинфекции и возврату прибывшему I - комната саносмотра и дезинфекции: 1 - стол; 2
- стул; 3 - шкаф чистого белья; 4 - умывальник;
5 - шкаф дезсредств II - раздевальная комната: 6 - скамейка; 7 -
крючки-вешалки III - грязное отделение с дезкамерой: 8 - стол; 9
- стул; 10 - шкаф грязного белья; 11 - емкость
для грязных вещей; 12 - дезкамера ВФЭ 2/0,9-0,1 IV - шлюз для сотрудников: 13 - смеситель V -
чистое отделение: 14 - стол; 15 - стул; 16
- шкаф чистого белья VI - душ для санобработки VII - комната для одевания: 17 - скамейка; 18 - крючки-вешалки VIII -
бытовая комната для сотрудников, в том числе для дезинфектора: 19 -
шкафчик; 20 - стеллаж для моющих средств IX - комната
фельдшера: 21 - стол; 22 - стул; 23 - шкаф; 24 -
кушетка; 25 - тумбочка
Вариант жилой ячейки на 10 человек 1 -
кровать; 2 - тумбочка; 3 - стул; 4 - стол; 5 -
встроенный шкаф; 6 - умывальник; 7 - уборная; 8 - душ; 9
- скамья
Жилые комнаты на 6 человек Холл для отдыха на 25 человек (помещение для ночлега) 1 -
кровать; 2 - тумбочка; 3 - стул; 4 - стол; 5 - стол
журнальный; 6 - кресла для отдыха; 7 - цветочница; 8 -
телевизор; 9 - стол дежурного; 10 - столик для телефона; 11
- санузел; 12 - вешалка; 13 - умывальник; 14 - встроенный
шкаф; 15 - душ; 16 - кладовая складной мебели
Жилая комната на 5 человек Жилая ячейка на 12 человек 1 -
кровать; 2 - тумбочка; 3 - стол; 4 - стул; 5 - стул
для медсестры; 6 - шкаф; 7 - умывальник; 8 - санузел; 9
- душ; 10 - индивидуальные шкафы; 11 -
кладовка для хозинвентаря;
12 - место для телефона-автомата ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное) ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Жилая ячейка -
элемент жилой группы учреждения временного пребывания лиц без определенного
места жительства, состоящий из жилых комнат, подсобных помещений, санузла, передней. Жилая группа -
составная часть здания учреждения временного пребывания лиц без определенного
места жительства, включающая несколько жилых ячеек, коммуникационных
пространств и необходимых подсобных помещений общественного назначения внутригруппового пользования. Санпропускник -
совокупность бытовых, медицинских помещений с санитарно-гигиеническим
оборудованием в учреждении временного пребывания для медицинского осмотра
прибывших лиц, проведения их санитарной обработки и обеспечения чистой
одеждой. ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное) ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ДАНЫ ССЫЛКИ В
НАСТОЯЩЕМ СП
СНиП
10-01-94 «Система нормативных
документов в строительстве. Основные положения»; СНиП
21-01-97* «Пожарная безопасность
зданий и сооружений»; СНиП
23-05-95 «Естественное и
искусственное освещение»; СНиП
35-01-2001 «Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения»; СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»; СНиП
2.04.05-91* «Отопление, вентиляция
и кондиционирование»; СНиП
2.08.02-89* «Общественные здания и
сооружения»; СНиП
31-01-2003 «Здания жилые
многоквартирные» СП 31-103-99 «Здания, сооружения и
комплексы православных храмов»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов»; СП 35-115-2002 «Обустройство помещений социального и медицинского
обслуживания пожилых людей»; СП 41-104-2000 «Проектирование автономных источников теплоснабжения»; СП 12-95 «Инструкция по
проектированию объектов ОВД (милиция) МВД России»; ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»; СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых
продуктов и продовольственного сырья»; ВСН
59-88 «Электрооборудование
жилых и общественных зданий. Нормы проектирования»; НПБ
88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила
проектирования». ПРИЛОЖЕНИЕ В
(рекомендуемое) МИНИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ
ПОМЕЩЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
Таблица В.1
- Социальная гостиница
Таблица В.2 - Приют
Таблица В.3 - Дом ночного
пребывания
Таблица В.4 - Центр социальной адаптации
Справочный
материал НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕРНЫЙ ШТАТНЫЙ СОСТАВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Социальная гостиница - учреждение для лиц без определенного места жительства,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальная гостиница рассчитана на
временное пребывание в течение 10 дней местных и иногородних лиц и, в первую
очередь, пенсионеров и инвалидов - им оказываются бесплатные бытовые, санитарно-гигиенические, юридические услуги и материальная
помощь для решения вопросов личного или общественного характера. Прием в социальную гостиницу производится по направлению органов
социальной защиты населения, на основании личного заявления, при наличии
документа, удостоверяющего личность. В социальной гостинице для лиц без определенного места жительства
оказывается доврачебная помощь, санитарная обработка, а также обеспечивается
безопасность пребывания. (Приложение к приказу
Минсоцзащиты России от 11
мая 1995 г. № 96 «Примерное положение о
социальной гостинице».) Таблица 1 - Примерные штатные
нормативы социальной гостиницы
Приюты - предназначаются для различных категорий лиц, но, в первую очередь, для
пожилых людей и инвалидов. Приют рассчитан на лиц из местного населения,
оказавшихся в сложной ситуации и вынужденных просить помощи у организаций
социальной защиты населения. Право для прибывших лиц на временное проживание в
приюте предоставляется бесплатно в течение не более 30 сут подряд и не более 60 сут в году. В приют принимаются лица,
получившие направление от органов социальной защиты населения, выданное на
основании личного заявления и при наличии документа, удостоверяющего личность. В приютах в необходимых случаях по решению администрации лицам
предоставляется одежда и обувь. Администрация приюта обеспечивает для лиц без
определенного места жительства доврачебную помощь, санитарную обработку,
консультативную помощь в вопросах бытового, трудового устройства и пенсионного обеспечения. В приюте для сохранения
общественного порядка предусматривается круглосуточный пост милиции. (Приложение к приказу
Минсоцзащиты России от 11 мая 1995 г. № 96 «Примерное
положение о социальном приюте».) Таблица 2 - Примерные штатные
нормативы приюта
Дом ночного пребывания - предусматривается для лиц, не имеющих возможности или не
желающих обеспечить себе даже минимальный прожиточный минимум и не имеющих
определенного места жительства. В дом ночного пребывания принимаются лица, в
первую очередь, пожилые и инвалиды, обратившиеся в учреждение самостоятельно. Прием лиц в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником,
назначенным директором дома ночного пребывания, совместно с медицинским
работником учреждения. Право для вновь прибывших лиц на временное проживание в
доме ночного пребывания предоставляется бесплатно сроком на 12
ч, также выдается одноразовый талон на питание. При
поступлении в учреждение лица могут получить также консультации по вопросам
бытового и трудового устройства, пройти санитарную обработку и получить
доврачебную помощь. Бесплатное проживание в доме ночного пребывания может быть
продлено до 10 дней, а сверх того лишь за
плату при наличии свободных мест в учреждении. Для обеспечения общественного порядка в учреждении
предусматривается круглосуточный пост милиции. (Приложение к приказу
Минсоцзащиты Российской
Федерации от 25 января 1996 г. № 10 «Временное
положение о доме ночного пребывания».) Таблица 3 - Примерные штатные
нормативы дома ночного пребывания
Центр социальной адаптации - учреждение, осуществляющее социальную адаптацию лиц без
определенного места жительства, которым оказываются бесплатные бытовые,
санитарно-гигиенические, юридические услуги и материальная помощь. Временное
проживание этим лицам в учреждении центра предоставляется бесплатно на срок не
свыше 6 мес. В центре социальной адаптации проводится распределение лиц по
соответствующим учреждениям временного пребывания социальной защиты населения.
В учреждение - центр социальной адаптации - принимаются лица по направлению
органов социальной защиты населения при наличии документа, удостоверяющего
личность. Администрация центра социальной адаптации обеспечивает лицам
доврачебную помощь, услуги психолога и юриста, санитарно-гигиеническую
обработку, трудовую адаптацию и досуг. Проживание в учреждении свыше 6 мес допускается по письменному
разрешению органов социальной защиты населения и за плату, установленную
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при наличии
свободных мест в учреждении. Контроль за соблюдением
санитарно-эпидемиологического режима в учреждении осуществляют в установленном
порядке органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора. Для
осуществления общественного порядка в здании предусматривается круглосуточный
пост милиции. (Постановление
Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. № 670 в ред. Постановления
Правительства РФ от 6 июля 1999 г. № 750 «Примерное
положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места
жительства и занятий».) Таблица 4 - Примерные штатные
нормативы центра социальной адаптации на 400 мест
Бомж - лицо без определенного места пребывания или жительства,
нуждающееся в социальной, медицинской и иной помощи. (Указ Президента
Российской Федерации «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» от 2 ноября 1993 г, № 1815). Вынужденный переселенец
- гражданин Российской Федерации, покинувший постоянное место жительства вследствие совершенного в
отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах
либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по различным
признакам или массовых нарушений общественного порядка. (Закон Российской
Федерации «О вынужденных переселенцах»
в редакции федеральных законов от 20.12.1995 г. № 202-ФЗ и от
7.08.2000 г. № 122-ФЗ.) Ключевые слова:
учреждения временного пребывания лиц без определенного места жительства, жилая
ячейка ,санпропускник, пост милиции, социальная гостиница, приют, дом ночного
пребывания, центр социальной адаптации |
|
|