|
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ УТВЕРЖДЕНО МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАДИИ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСАВТОДОР) Москва 2003 1.
“Методические рекомендации по применению катионно-адгезионной присадки “КАП”
при строительстве дорожных покрытий с применением битумов” разработаны ГП
“Росдорнии” по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса
России на основе исследований и опытно-производственных работ по строительству
дорожных покрытий. 2.
Методические рекомендации приняты и введены в действие распоряжением Министерства
транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 № ОС-423-р. Настоящие
Рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы
и распространены в качестве официального издания без разрешения Росавтодора. ВведениеДолговечность
асфальтобетонных покрытий в значительной степени определяется способностью
вяжущего обеспечивать прочное сцепление с поверхностью минерального материала. Прочность
и устойчивость сцепления характеризуются процессами, протекающими на
поверхности раздела битумо-минеральный материал, и зависят от состава и свойств
битума и природы минерального материала. Имеющееся в составе битума небольшое
количество поверхностно-активных веществ анионного типа позволяет обеспечивать
хорошее смачивание битумом поверхности минерального материала основных пород,
однако, в практике дорожного строительства при производстве асфальтобетонных
смесей широко применяются кислые каменные материалы - граниты. Битумы
нефтяные дорожные, выпускаемые нефтеперерабатывающими заводами, а также
полимерно-битумные вяжущие, изготовленные на отечественном СБС-ДСТ, как
правило, не имеют удовлетворительного сцепления с минеральными материалами
кислых пород. Даже улучшенные битумы не имеют стабильной адгезионной
способности к кислым породам. Этим объясняется
снижение водоустойчивости асфальтобетона, его коррозионной стойкости при
обработке покрытия солевыми растворами, выкрашивание и образование выбоин на
дорожном покрытии и дальнейшее его разрушение уже в начальные периоды
эксплуатации. Известно,
что улучшение адгезионной способности вяжущего может достигаться применением
поверхностно-активных веществ (ПАВ). Однако
спектр эффективных ПАВ, выпускаемых в настоящее время отечественными
производителями для дорожников, не достаточен для решения такой емкой проблемы.
Насчитывается не более десятка наименований ПАВ, что ограничивает возможность
выбора доступных и технологичных добавок. Применяемые
в дорожной отрасли зарубежные добавки при значительных финансовых затратах не
обеспечивают стабильности адгезионных свойств битума, приводят к снижению
прочностных характеристик асфальтобетона при +50 °С. ГП
“Росдорнии” совместно с АО “Акохим” разработана катионно-адгезионная добавка
“КАП” - ТУ-2484-008-22288198-97. При
разработке нового ПАВ - “КАП” - решались следующие задачи: обеспечение
эффективности и доступности применения, совместимости и технологичности при
введении добавки в битум, обеспечение термостабильности активированного битума
при хранении в режиме рабочих температур. “Методические
рекомендации по применению катионно-адгезионной добавки “КАП” при строительстве
дорожных покрытий с применением битумов” разработаны коллективом ГП
“Росдорнии”: канд. техн. наук Гриневич С.В., Лысенко В.Е., Кузнецовой Е.А. В
работе принимали участие канд. техн. наук Гохман Л.М., Кирюхин Г.Н. 1. Область применения1.1.
Настоящие рекомендации распространяются на производство работ по устройству
покрытий из асфальтобетонных и других битумоминеральных смесей с применением
катионной добавки “КАП”. 1.2.
Катионно-адгезионную добавку “КАП” применяют при производстве работ по
приготовлению асфальтобетонных и других битумно-минеральных смесей дорожных
покрытий для: -
улучшения сцепления битума или ПБВ (ОСТ 218.010-98) с поверхностью минерального
материала - кислых и основных пород; - уменьшения
старения вязких битумов; -
повышения долговечности асфальтобетона дорожных покрытий, его водостойкости,
коррозионной стойкости, морозостойкости, теплостойкости; -
улучшения показателей технологического процесса приготовления битумоминеральных
смесей, уменьшения температуры нагрева смеси, сокращения времени перемешивания; -
улучшения технологического процесса укладки и уплотнения смеси; -
продления строительного сезона при строительстве покрытий осенью и ранней
весной, при температуре воздуха не ниже 0 °С. 1.3.
Катионно-адгезионную добавку “КАП” применяют для всех типов асфальтобетонных и
других битумоминеральных смесей. 2. Нормативные ссылкиВ
настоящих Методических Рекомендациях использованы ссылки на следующие
стандарты: ОСТ 218.0.001-2002. Система
отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства. Основные
положения. ГОСТ Р 1.5-92. Государственная
система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению,
изложению, оформлению, содержанию стандартов. ОСТ
218.010-98. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа
СБС. ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные
дорожные, аэродромные и асафальтобетон. ГОСТ 11508-74. Битумы нефтяные.
Методы определения сцепления битума с мрамором и песком. ТУ
2484-008-22288198-97. Катионная адгезионная присадка “КАП”. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные
дорожные вязкие. ГОСТ 12801-84. Смеси асфальтобетонные
дорожные и аэродромные, дегтебетонные дорожные, асфальтобетон и дегтебетон.
Методы испытания. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные
дороги. ГОСТ 12.4.103-83. Одежда
специальная защитная. Средства индивидуальной защиты рук и ног. Классификация. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ.
Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. 3. Технические требования к
катионно-адгезионной добавке “КАП”.
|
Наименование
показателей |
Характеристика и норма
|
Метод
испытания |
I. Внешний вид и цвет при 20 °С |
Паста коричневого цвета |
Визуально |
2. Кислотное число, мг. КОН/г, в пределах |
20-40 |
По п. 5.3 ТУ |
3. Аминное число, мг. НС1/г, не менее |
1,0 |
По п. 5.4 ТУ |
4. Сцепление битума с минеральным материалом после введения КАП |
Выдерживает испытание по контрольным образцам N1 - N2 |
По методикам ГОСТ 11508-74 |
3.3.
Добавку “КАП” вводят в битум или в ПБВ в количестве 0,5-1,2 % от массы вяжущего
в зависимости от применяемых минеральных материалов и нефтяного вяжущего.
Для каждой новой партии битума и партии рабочего минерального материала необходимо определить оптимальное количество добавки “КАП”. Для определения оптимального расхода добавки “КАП” вводят минимальное (0,5 %) количество добавки и проводят испытание на сцепление битума и ПБВ по методикам ГОСТ 11508-74 на рабочих минеральных материалах. Если сцепление неудовлетворительное, количество добавки последовательно увеличивают (с интервалом 10 % от количества вводимого “КАП”) и определяют оптимальное количество добавки, достаточное для достижения требуемого результата.
3.4.
Добавку “КАП” вводят как в пастообразном, так и в жидком состоянии в
зависимости от имеющегося оборудования. Осуществляя весовое дозирование,
добавку “КАП” вводят в виде пасты в накопительную или расходную емкость, либо в
приямок для слива битума. Для этого добавку “КАП” освобождают от барабана,
устанавливают на сетку емкости. Под воздействием тепла добавка расплавляется и
поступает в битум. Для введения добавки “КАП” в жидком состоянии ее нагревают
до температуры 70 - 80 °С в отдельной емкости, откуда
насосом через дозатор подают в битумный котел.
3.5.
После подачи требуемого количества добавки “КАП” осуществляют равномерное
распределение ПАВ в вяжущем циркуляцией или с помощью мешалки при температуре
130 - 150 °С. Продолжительность
объединения вяжущего с добавкой устанавливают по достижении однородности смеси.
Для
проверки однородности пробу смеси битума с добавкой “КАП” выдерживают в течение
30 мин при температуре 130 °С, затем охлаждают до
комнатной температуры и повторно разогревают до 130 °С.
Смесь
считается однородной, если не наблюдается выпадения осадка и появления
сгустков. Выпадение осадка и появление сгустков определяют с помощью стеклянной
палочки, которую погружают в хорошо перемешанную расплавленную смесь битума с
добавкой “КАП”. После извлечения палочки смесь должна стекать с нее равномерно.
При этом фиксируют время, необходимое для получения гомогенного вяжущего.
3.6.
Введение “КАП” в ПБВ осуществляют в зависимости от имеющегося оборудования
следующими способами:
- перед
приготовлением ПБВ добавку вводят в нефтяной битум по технологии п. 3.5, а затем приготавливают ПБВ;
- “КАП”
вводят в готовое ПБВ также по технологии п. 3.5.
3.7.
Показатели свойств битума с “КАП” должны удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-90, а ПБВ с “КАП” -
требованиям ОСТ 218.010-98.
3.8.
Добавка “КАП” обладает высокой термостабильностью. Введенная в битум или ПБВ
добавка сохраняет адгезионную способность при 130 - 150 °С в течение 48 ч, а вяжущее сохраняет свои
свойства.
4.1.
Добавку “КАП” вводят в битум или ПБВ для улучшения сцепления вяжущего с
поверхностью минерального материала, применяемого для приготовления
асфальтобетонной смеси.
4.2. Сцепление
вяжущего с минеральными материалами, используемыми для приготовления смесей
(далее - рабочие минеральные материалы), оценивают по методикам ГОСТ 11508-74, в сравнении с
контрольными образцами. При этом показатель сцепления вяжущего, активированного
добавкой КАП, должен быть улучшен не менее чем на один контрольный образец по
сравнению с этим показателем исходного вяжущего.
4.3.
Введение добавки “КАП” в битум оказывает стабилизирующее действие на систему,
обеспечивая повышение устойчивости против старения битума и пластифицирующий
эффект, при этом:
-
снижает показатели пенетрации при 0 °С и 25 °С на 10 - 15 %;
-
температуру хрупкости на 2 - 4 °С;
-
увеличивает растяжимость при 0 °С на 5 - 10 %.
5.1.
Введение в состав асфальтобетонной смеси активированного добавкой “КАП” битума
позволяет снизить его расход до 15 %.
5.2.
Применение битумов, активированных добавкой “КАП” в составах асфальтобетонной
смеси, повышает водостойкость асфальтобетона, его прочностные характеристики
при 20 и 50 °С. Количественную оценку
улучшения указанных характеристик асфальтобетона проводят путем параллельных
испытаний идентичных составов асфальтобетонной смеси без добавки и с добавкой
“КАП”.
5.3.
Пластифицирующее действие добавки “КАП” облегчает процессы перемешивания,
укладки и уплотнения. Время перемешивания минеральных материалов с битумом,
активированным “КАП”, можно сократить на 10 - 15 с.
6.1. При
производстве дорожных работ с применением добавки “КАП” необходимо
контролировать:
-
качество применяемых минеральных материалов;
-
качество катионно-адгезионной добавки “КАП”, в соответствии с п. 4 табл. 1;
-
качество битума или ПБВ с добавкой “КАП”;
-
технологический процесс приготовления и применения, а также качество
битумоминеральных смесей с добавкой “КАП”.
6.2.
Контроль качества битума или ПБВ с добавкой “КАП” осуществляют в сравнении с
показателями исходного битума или ПБВ в соответствии с ГОСТ 22245-90 или ОСТ 218.010-98.
Помимо
этого, должно быть определено сцепление вяжущего с минеральными материалами по п. 4.2.
При этом
показатель сцепления вяжущего, активированного добавкой “КАП”, должен быть
улучшен не менее чем на один контрольный образец по сравнению с показателем
исходного вяжущего.
6.3.
Технический контроль за приготовлением асфальтобетонных и других
битумоминеральных смесей с добавкой “КАП”, контроль за устройством и качеством
готовых покрытий осуществляют в соответствии со СНиП 3.06.03-85.
7.1.
“КАП” поставляется в картонных барабанах весом до 60 кг или в железных бочках.
Каждая
поставляемая партия продукта должна сопровождаться документом (паспортом),
удостоверяющим его качество и соответствие ТУ 2484-008-22288198-97. В документе
должно быть указано:
-
наименование продукта;
- номер
партии;
- масса
нетто;
-
результаты проведенного анализа.
Входной
контроль поставленной на предприятие партии осуществляют также в соответствии с
ТУ 2484-008-22288198-97.
7.2.
Добавка “КАП”, упакованная в картонные барабаны или железные бочки, может
храниться на площадках под навесом или в складских помещениях.
7.3.
Срок хранения битума, ПБВ с “КАП” не более 1 года при температуре окружающего
воздуха. Через 1 год свойства битума или ПБВ с добавкой “КАП” проверяют
согласно соответствующим стандартам. Если показатели свойств не ухудшились, то
битум или ПБВ можно рекомендовать к использованию.
8.1. В
процессе использования добавки “КАП” вторичные опасные соединения не
образуются. Добавка относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности,
кожно-раздражающими, сенсибилизирующими, кожно-резорбтивными, кумулятивными
действиями не обладает, гигиеническое заключение на катионно-адгезионную
добавку “КАП” № 000175.02.02 от 12.02.2002 г.
8.2. При
производстве и работе с препаратом следует пользоваться индивидуальными
средствами защиты: одежда специальная, защитная, средства индивидуальной защиты
ног и рук по ГОСТ 12.4.103-83.
При
попадании препарата на кожу необходимо смыть его теплой водой с мылом.
Разлитый
продукт засыпают песком и убирают механическим путем.
8.3.
Препарат “КАП” - горючий продукт. Температура вспышки - 179 °С.
Показатели
пожароопасности определены по ГОСТ
12.1.007-76.
Средства
пожаротушения:
- при
загорании небольшого количества продукта - пенные, углекислотные огнетушители,
вода, песок,
- при
загорании продукта на значительной площади - тонко распыленная вода,
воздушно-механическая или химическая пена.
Содержание
3.
Технические требования к катионно-адгезионной добавке “КАП”. Технология ее
введения
4.
Влияние катионно-адгезионной добавки “КАП” на свойства битума, ПБВ
5.
Влияние катионно-адгезионной добавки “КАП” на свойства асфальтобетона
|
|