|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА
ССР Дата введения 01.01.73 Настоящий стандарт распространяется на авиационные
бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой
высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя. Авиационные бензины должны изготовляться по
технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов
бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с
положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке. Добавляемые в авиационные бензины высококачественные
компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической
документации. Обязательные требования к качеству продукции
изложены в п. 1.2 и разд. 1б.2 (Измененная редакция, Изм. № 8). (Измененная редакция, Изм.
№ 12). СОДЕРЖАНИЕ
1. МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Авиационные бензины должны выпускаться
следующих марок: авиационный бензин Б-95/130, авиационный бензин Б-91/115. 1.2. По физико-химическим показателям авиационные
бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1. Таблица 1
(Измененная редакция, Изм.
№ 10) (Измененная редакция, Изм.
№ 11) (Поправка. ИУС 1-2005) (Поправка. ИУС 1-2006) Примечания: 1. (Исключено,
Изм. № 6). 2. Для авиационного бензина марки Б-91/115,
получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются: а) йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина, б) содержание фактических смол не более 4 мг на 100
см3 бензина. 3. (Исключен, Изм.
№ 8). 4. Для авиационных бензинов
марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается
содержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензинов
каталитического крекинга не менее 0,004%. 5. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления
насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за
исключением отгружаемых на длительное хранение. 6. Для авиационных бензинов, сдаваемых после
длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении
фракционного состава по ГОСТ
2177-82 для температуры
перегонки 10 и 50% на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины
после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее
2 ч. 7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин,
предназначенный для экспорта. 8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с
добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157-103
(10300) Дж/кг (ккал/кг). 9. (Исключено.
Изм. № 7). 10. По согласованию с потребителями допускается
изготовлять авиационные бензины по показателю «Период стабильности» с нормой
«не менее 8 ч». 11. Норма по показателю «Массовая доля ароматических
углеводородов» для ПО «Омскнефтеоргсинтез», ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез»,
Бакинского НПЗ вводится с 01.01.95. Определение обязательно». 12. До 01.01.95 при разногласиях в оценке качества
авиационных бензинов по показателю «содержание тетраэтилсвинца» определение
проводят по ГОСТ
13210-72, по показателю
«давление насыщенных паров» - по ГОСТ
1756-52. (Измененная редакция, Изм. № 6, 7, 8, 9,
10). (Измененная редакция, Изм.
№ 11). 1.3. К авиационным бензинам прямой перегонки
допускается добавлять не более 20 % толуола по ГОСТ 14710-78 и 10 %
пиробензола. К авиационному бензину марки Б-95/130
каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола или
алкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6 %. 1.2, 1.3. (Измененная
редакция, Изм. № 4,. 5, 6). 1.4. Для окрашивания этилированных бензинов
добавляются, красители, указанные в табл. 2. Таблица 2
Примечания: 1. Интенсивность окраски
(концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ
20924-75. 2. При применении
жирорастворимого зеленого антрохинонового красителя, допускается зеленый цвет
бензина с синеватым оттенком. (Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8). 1а. ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
1а.1. Авиационный бензин до этилирования и
окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую
жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет
6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м3
(определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод). 1а.2. Температура самовоспламенения авиационных
бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус
38°С, область воспламенения 0,98-5,48 % (по объему); температурные пределы
воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до
плюс 5°С. 1а.3. В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении. 1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его в
отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой
площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением. При работе с бензином не допускается использовать
инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства
пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ,
составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар. 1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистую
оболочку и кожу человека. При работе с авиационными бензинами применимы
индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным
Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом
ВЦСПС. Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с
целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду рабочего помещения
должны быть герметизированы. Помещения, в которых проводятся работы с
авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией. 1а.6. При отборе проб, проведении анализа и
обращении в процессе товарнотранспортных и производственных операций с
авиационными бензинами необходимо соблюдать общие правила техники безопасности,
утвержденные Госгортехнадзором и Президиумом ЦК профсоюза нефтяной, химической
и газовой промышленности. Бензиновые емкости должны быть защищены от
статического электричества. 1б. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
1б.1. Авиационные бензины принимают партиями.
Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного
технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям
качества и сопровождаемого одним документом о качестве. (Измененная редакция, Изм. № 7). 1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85. 1б.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на
всю партию. (Измененная редакция, Изм. № 8). Разд. 1а, 16. (Введены
дополнительно, Изм. № 5). 2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517-85. Объем
объединенной пробы 10 дм3. (Измененная редакция, Изм. № 8). 2.2. Содержание параоксидифениламина определяют на
месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производства
бензина не реже одного раза в месяц. (Измененная редакция, Изм. №4). 2.3. При разногласиях в оценке качества бензина
показатель «кислотность» определяют по ГОСТ
5985-79. (Введен дополнительно, Изм. № 5). 2.4. Содержание свинца в
бензине, полученное по ГОСТ 28828-90, пересчитывают
на содержание тетраэтилсвинца (С1)
в г на 1 кг бензина по формуле где С1
- содержание свинца в бензине по ГОСТ 28828-90, г/дм3; ρ - плотность бензина, кг/м3; 1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец. (Измененная
редакция, Изм. № 8, 10). (Измененная редакция, Изм.
№ 11). (Поправка.
ИУС 1-2000). 2.5. При разногласиях в
оценке качества авиационных бензинов по показателю «Массовая концентрация фактических
смол» определение проводят по ГОСТ 1567-83. 2.6. Прозрачность, цвет,
содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально. Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды. 2.5, 2.6. (Введены
дополнительно, Изм. № 8). 2.7. Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца Метод предназначен для определения содержания свинца
при концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм3 и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5
г/кг. Сущность метода заключается в разложении алкильных
соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическим
титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатора
ксиленолового оранжевого. 2.7.1. Аппаратура,
реактивы, материалы Весы лабораторные общего назначения с наибольшим
пределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ
24104-88. Ареометры для нефти по ГОСТ 18481-81. Термометры ртутные стеклянные ТЛ-4-4-Б2 по ГОСТ
28498-90. Цилиндры по ГОСТ
1770-74, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100 см3. Колбы по ГОСТ
1770-74, исполнения 2, вместимостью 100, 1000 см3. Колбы по ГОСТ
25336-82, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250 см3
ТС. Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10,
25 см3 по ГОСТ
29252-91 Пипетки по ГОСТ 29169-91, исполнения
1-2, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3. Холодильник прямой воздушный. Дефлегматор 250-19/26-29/32. Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2. Электроплитка с закрытой спиралью. Палочка стеклянная. Склянка из темного стекла. Йод, ч. д. а. Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты
(ди-Na-ЭДТА) по ГОСТ
10652-73, раствор концентрации 0,01 моль/дм3. Свинец II азотнокислый, х. ч., по ГОСТ
4236-77 или ТУ 6-09-2008-77, или ОС.Ч. по ТУ 6-09-121-75. Индикатор ксиленоловый оранжевый. Уротропин технический по ГОСТ 1381-73 или другой
марки по физико-химическим показателям не ниже технического. Кислота соляная, х. ч., по ГОСТ
3118-77 или ос. ч. по ГОСТ 14261-77, раствор 0,1
моль/дм3. Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80 или С3
= 80/120, С2 = 80/120. Вода дистиллированная рН 5,4-6,6. Допускается применять реактивы квалификации не ниже
указанной в методе. 2.7.2. Подготовка
к испытанию 2.7.2.1. Приготовление насыщенного раствора йода В склянку с притертой пробкой из темного стекла
помещают 100 см3 бензина и добавляют (6,0±0,5) г кристаллического
йода, взвешенного с погрешностью, не более 0,1 г. Содержимое в склянке
перемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензина
йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут. 2.7.2.2. Приготовление раствора уротропина Навеску уротропина массой (50,0±0,5) г растворяют в 70-80 см3
дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100 см3 и доводят
объем до метки. (Измененная редакция, Изм.
№ 11). 2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора
азотнокислого свинца В мерную колбу вместимостью 1000 см3
помещают (3,3±0,1) г азотнокислого свинца, добавляют 500 см3
дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки. 2.7.2.4. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7±0,1) г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000
см3 в 400-500 см3 дистиллированной воды, перемешивают и
доводят объем до метки. 2.7.2.5. Приготовление индикатора Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой
(1,0 + 0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навеской
азотнокислого калия массой (100,0±0,5) г до получения однородного цвета смеси и
переносят в склянку из темного стекла. 2.7.2.6. Приготовление 0,1-моль/дм3 раствора соляной кислоты 8 см3 концентрированной соляной кислоты
растворяют в -500 см3 дистиллированной воды в мерной колбе
вместимостью 1000 см3 и доводят объем до метки. 2.7.2.7. Установление фактора (f)
раствора ди-Nа-ЭДТА) К 20 см3 0,01 моль/дм3
раствора азотнокислого свинца добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3
раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и
0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски
и титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до
перехода окраски в устойчивый желтый цвет. Фактор раствора вычисляют по формуле где 20 - объем раствора 0,01 моль/дм3
азотнокислого свинца, см3; V - объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см3. Фактор раствора f
вычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V. При температуре (20±0,5) °С определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900-85. 2.7.3. Проведение
испытания В коническую колбу вместимостью 250 см3
помещают 100 см3 дистиллированной воды и подогревают до температуры
80-90°С. Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 см3
испытуемого бензина и 10 см3 раствора йода. Присоединяют к колбе обратный холодильник или
дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовую
прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допуская
бурного кипения, постоянно перемешивая. После обесцвечивания анализируемого раствора
выключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение
30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускается
выдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, до
полного удаления избытка йода. В колбу с содержимым добавляют 5 см3 0,1
моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора
уротропина и 0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получения
сиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет. Параллельно проводят контрольный опыт с
дистиллированной водой. 2.7.4. Обработка
результатов Концентрацию свинца, г/дм3, вычисляют по
формуле где V1
- объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Na-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см3; V2 - объем 0,01
моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА,
израсходованного на титрование контрольного опыта, см3; V - объем испытуемой пробы
бензина, см3; 2,072 - масса свинца, эквивалентная 1 см3
0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, мг; f - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА. За результат измерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений. Содержание тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по
формуле где С
- концентрация свинца в бензине, г/дм3; ρ - плотность бензина при 20 °С, г/см3; 1,561-коэффициент пересчета содержания свинца на
тетраэтилсвинец. 2.7.5. Точность
метода СходимостьДва результата определений, полученные одним
исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной
вероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03 г/дм3
(свинца). Воспроизводимость
Два результата испытаний, полученные в двух разных
лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью),
если расхождение между ними не превышает значения 0,05 г/дм3
(свинца). 2.7-2.7.5. (Введены
дополнительно, Изм.
№ 10). 3. УПАКОВКА,
МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
3.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и
хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ
1510-84. При хранении, транспортировании и обращении с
этилированными бензинами должны соблюдаться санитарные правила и инструкции,
утвержденные Министерством здравоохранения СССР. 3.2. (Исключен,
Изм. № 7). 4. ГАРАНТИИ
ИЗГОТОВИТЕЛЯ
4.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 4.2. Гарантийный срок хранения бензинов - пять лет
со дня изготовления. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ
Т.X. Мелик-Ахназаров, канд. техн. наук; В.В. Булатников, канд. техн. наук; П.С. Дейнеко, канд. техн. наук; В.Е. Емельянов, канд. техн. наук
(руководители темы); Е.А. Никитина,
канд. техн. наук; С.А. Бнатов,
канд. техн.- наук; И.X. Городничева 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 № 19 3. ВЗАМЕН ГОСТ 1012-54 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
(Поправка. ИУС 1-2005) 5. Снято ограничение срока действия стандарта Постановлением Госстандарта СССР от 18.07.91 № 1271 6. ПЕРЕИЗДАНИЕ
с Изменениями № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, утвержденными в ноябре 1976 г., феврале
1984 г., сентябре 1989 г., декабре 1990 г., июле 1991 г. (ИУС 1-77, 7-82, 5-84,
3-87, 1-90, 4-91, 10-91). |
|
|