Бесплатная библиотека стандартов и нормативов www.docload.ru

Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 01.01.73

Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.

Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в п. 1.2 и разд. 1б.2

(Измененная редакция, Изм. № 8).

(Измененная редакция, Изм. № 12).

СОДЕРЖАНИЕ

1. МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок:

авиационный бензин Б-95/130,

авиационный бензин Б-91/115.

1.2. По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

Б 95/130

Б 91/115

ОКП 02

ОКП 02

51:11 0201

51:11 0301

1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более

3,1

2,5

По ГОСТ 13210-72 или ГОСТ 28828-90 и по пп. 2.4 или 2.7 настоящего стандарта

2. Детонационная стойкость:

 

 

По ГОСТ 511-82

октановое число по моторному методу, не менее

95

01

По ГОСТ 3338-68

сортность на богатой смеси, не менее

130

115

3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее

42947-103 (10250)

По ГОСТ 21261-91

 

4. Фракционный состав:

 

По ГОСТ 2177-82

температура начала перегонки, °С, не ниже

40

 

10 % перегоняется при температуре, °С, не выше

82

 

50 % перегоняется при температуре, °С, не выше

105

 

90 % перегоняется при температуре, °С, не выше

145

 

97,5 % перегоняется при температуре, °С, не выше

180

 

остаток, %, не более

1,5

 

5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.) не менее

33325 (250)

29326 (220)

По ГОСТ 1756-52 или ГОСТ 28781-90

не более

45422 (340)

47988 (360)

 

6. Кислотность в мг/КОН на 100 см3 бензина, не более

0,3

По ГОСТ 5985-79 или ГОСТ 11362-76

7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

-60

По ГОСТ 5066-91 (1 метод - без обезвоживания бензина)

8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более

6,0

2,0

По ГОСТ 2070-82

9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более

35

По ГОСТ 6994-74

10. Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более

4

3

По ГОСТ 1567-83 и п. 2.5 настоящего стандарта

11. Массовая доля серы, %, не более

0,03

По ГОСТ 19121-73

12. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321-92

13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307-75

14. Содержание механических примесей и воды

Отсутствие

По п. 2.6

15. Прозрачность

Прозрачный

По п. 2.6

16. Цвет

Желтый

Зеленый

По п. 2.6

17. Массовая доля параоксидифениламина, %

0,002-0,005

По ГОСТ 7423-55

18. Период стабильности, ч. не менее

12

По ГОСТ 6667-75

19. Плотность при 20 °С кг/м3

Определение обязательно

По ГОСТ 3900-85

(Измененная редакция, Изм. № 10)

(Измененная редакция, Изм. № 11)

(Поправка. ИУС 1-2005)

(Поправка. ИУС 1-2006)

Примечания:

1. (Исключено, Изм. № 6).

2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:

а) йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина,

б) содержание фактических смол не более 4 мг на 100 см3 бензина.

3. (Исключен, Изм. № 8).

4. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004%.

5. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение.

6. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50% на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.

7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин, предназначенный для экспорта.

8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157-103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).

9. (Исключено. Изм. № 7).

10. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «Период стабильности» с нормой «не менее 8 ч».

11. Норма по показателю «Массовая доля ароматических углеводородов» для ПО «Омскнефтеоргсинтез», ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез», Бакинского НПЗ вводится с 01.01.95. Определение обязательно».

12. До 01.01.95 при разногласиях в оценке качества авиационных бензинов по показателю «содержание тетраэтилсвинца» определение проводят по ГОСТ 13210-72, по показателю «давление насыщенных паров» - по ГОСТ 1756-52.

(Измененная редакция, Изм. № 6, 7, 8, 9, 10).

(Измененная редакция, Изм. № 11).

1.3. К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20 % толуола по ГОСТ 14710-78 и 10 % пиробензола.

К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола или алкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6 %.

1.2, 1.3. (Измененная редакция, Изм. № 4,. 5, 6).

1.4. Для окрашивания этилированных бензинов добавляются, красители, указанные в табл. 2.

Таблица 2

Марки бензинов

Цвет

Наименование красителей

Масса красителя, мг на 1 кг бензина

Б-95/130

Желтый

Жирорастворимый желтый К

6±0,1

Б-91/115

Зеленый

Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый

6±0,1

Примечания:

1. Интенсивность окраски (концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924-75.

2. При применении жирорастворимого зеленого антрохинонового красителя, допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8).

1а. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1а.1. Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м3 (определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод).

1а.2. Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус 38°С, область воспламенения 0,98-5,48 % (по объему); температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до плюс 5°С.

1а.3. В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.

1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.

1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека.

При работе с авиационными бензинами применимы индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду рабочего помещения должны быть герметизированы.

Помещения, в которых проводятся работы с авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.

1а.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе товарнотранспортных и производственных операций с авиационными бензинами необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, утвержденные Госгортехнадзором и Президиумом ЦК профсоюза нефтяной, химической и газовой промышленности.

Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества.

1б. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

1б.1. Авиационные бензины принимают партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве.

(Измененная редакция, Изм. № 7).

1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85.

1б.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

(Измененная редакция, Изм. № 8).

Разд. 1а, 16. (Введены дополнительно, Изм. № 5).

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 10 дм3.

(Измененная редакция, Изм. № 8).

2.2. Содержание параоксидифениламина определяют на месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производства бензина не реже одного раза в месяц.

(Измененная редакция, Изм. №4).

2.3. При разногласиях в оценке качества бензина показатель «кислотность» определяют по ГОСТ 5985-79.

(Введен дополнительно, Изм. № 5).

2.4. Содержание свинца в бензине, полученное по ГОСТ 28828-90, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца (С1) в г на 1 кг бензина по формуле

где С1 - содержание свинца в бензине по ГОСТ 28828-90, г/дм3;

ρ - плотность бензина, кг/м3;

1,561 - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.

(Измененная редакция, Изм. № 8, 10).

(Измененная редакция, Изм. № 11).

(Поправка. ИУС 1-2000).

2.5. При разногласиях в оценке качества авиационных бензинов по показателю «Массовая концентрация фактических смол» определение проводят по ГОСТ 1567-83.

2.6. Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально.

Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.

2.5, 2.6. (Введены дополнительно, Изм. № 8).

2.7. Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца

Метод предназначен для определения содержания свинца при концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм3 и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5 г/кг.

Сущность метода заключается в разложении алкильных соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическим титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого.

2.7.1. Аппаратура, реактивы, материалы

Весы лабораторные общего назначения с наибольшим пределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ 24104-88.

Ареометры для нефти по ГОСТ 18481-81.

Термометры ртутные стеклянные ТЛ-4-4-Б2 по ГОСТ 28498-90.

Цилиндры по ГОСТ 1770-74, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100 см3.

Колбы по ГОСТ 1770-74, исполнения 2, вместимостью 100, 1000 см3.

Колбы по ГОСТ 25336-82, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250 см3 ТС.

Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3 по ГОСТ 29252-91

Пипетки по ГОСТ 29169-91, исполнения 1-2, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3.

Холодильник прямой воздушный.

Дефлегматор 250-19/26-29/32.

Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2.

Электроплитка с закрытой спиралью.

Палочка стеклянная.

Склянка из темного стекла.

Йод, ч. д. а.

Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Na-ЭДТА) по ГОСТ 10652-73, раствор концентрации 0,01 моль/дм3.

Свинец II азотнокислый, х. ч., по ГОСТ 4236-77 или ТУ 6-09-2008-77, или ОС.Ч. по ТУ 6-09-121-75.

Индикатор ксиленоловый оранжевый.

Уротропин технический по ГОСТ 1381-73 или другой марки по физико-химическим показателям не ниже технического.

Кислота соляная, х. ч., по ГОСТ 3118-77 или ос. ч. по ГОСТ 14261-77, раствор 0,1 моль/дм3.

Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80 или С3 = 80/120, С2 = 80/120.

Вода дистиллированная рН 5,4-6,6.

Допускается применять реактивы квалификации не ниже указанной в методе.

2.7.2. Подготовка к испытанию

2.7.2.1. Приготовление насыщенного раствора йода

В склянку с притертой пробкой из темного стекла помещают 100 см3 бензина и добавляют (6,0±0,5) г кристаллического йода, взвешенного с погрешностью, не более 0,1 г. Содержимое в склянке перемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензина йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут.

2.7.2.2. Приготовление раствора уротропина

Навеску уротропина массой (50,0±0,5) г растворяют в 70-80 см3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100 см3 и доводят объем до метки.

(Измененная редакция, Изм. № 11).

2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора азотнокислого свинца

В мерную колбу вместимостью 1000 см3 помещают (3,3±0,1) г азотнокислого свинца, добавляют 500 см3 дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки.

2.7.2.4. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА

Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7±0,1) г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000 см3 в 400-500 см3 дистиллированной воды, перемешивают и доводят объем до метки.

2.7.2.5. Приготовление индикатора

Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой (1,0 + 0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навеской азотнокислого калия массой (100,0±0,5) г до получения однородного цвета смеси и переносят в склянку из темного стекла.

2.7.2.6. Приготовление 0,1-моль/дм3 раствора соляной кислоты

8 см3 концентрированной соляной кислоты растворяют в -500 см3 дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 1000 см3 и доводят объем до метки.

2.7.2.7. Установление фактора (f) раствора ди-Nа-ЭДТА)

К 20 см3 0,01 моль/дм3 раствора азотнокислого свинца добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и 0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски и титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.

Фактор раствора вычисляют по формуле

где 20 - объем раствора 0,01 моль/дм3 азотнокислого свинца, см3;

V - объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см3.

Фактор раствора f вычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V.

При температуре (20±0,5) °С определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900-85.

2.7.3. Проведение испытания

В коническую колбу вместимостью 250 см3 помещают 100 см3 дистиллированной воды и подогревают до температуры 80-90°С.

Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 см3 испытуемого бензина и 10 см3 раствора йода.

Присоединяют к колбе обратный холодильник или дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовую прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допуская бурного кипения, постоянно перемешивая.

После обесцвечивания анализируемого раствора выключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение 30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускается выдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, до полного удаления избытка йода.

В колбу с содержимым добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и 0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.

Параллельно проводят контрольный опыт с дистиллированной водой.

2.7.4. Обработка результатов

Концентрацию свинца, г/дм3, вычисляют по формуле

где V1 - объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Na-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см3;

V2 - объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование контрольного опыта, см3;

V - объем испытуемой пробы бензина, см3;

2,072 - масса свинца, эквивалентная 1 см3 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, мг;

f - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА.

За результат измерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений.

Содержание тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по формуле

где С - концентрация свинца в бензине, г/дм3;

ρ - плотность бензина при 20 °С, г/см3;

1,561-коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.

2.7.5. Точность метода

Сходимость

Два результата определений, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03 г/дм3 (свинца).

Воспроизводимость

Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения 0,05 г/дм3 (свинца).

2.7-2.7.5. (Введены дополнительно, Изм. № 10).

3. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

3.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ 1510-84.

При хранении, транспортировании и обращении с этилированными бензинами должны соблюдаться санитарные правила и инструкции, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

3.2. (Исключен, Изм. № 7).

4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

4.2. Гарантийный срок хранения бензинов - пять лет со дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.X. Мелик-Ахназаров, канд. техн. наук; В.В. Булатников, канд. техн. наук; П.С. Дейнеко, канд. техн. наук; В.Е. Емельянов, канд. техн. наук (руководители темы); Е.А. Никитина, канд. техн. наук; С.А. Бнатов, канд. техн.- наук; И.X. Городничева

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 № 19

3. ВЗАМЕН ГОСТ 1012-54

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 511-82

1.2.2а

ГОСТ 10652-73

2.7.1

ГОСТ 1381-73

2.7.1

ГОСТ 11362-76

1.2

ГОСТ 1510-84

3.1

ГОСТ 13210-72

1.2, примечание 12

ГОСТ 1567-83

1.2

ГОСТ 14261-77

2.7.1

ГОСТ 1756-52

1.2

ГОСТ 14710-78

1.3

ГОСТ 1770-74

2.7.1

ГОСТ 18481-81

2,7.1

ГОСТ 2070-82

1.2

ГОСТ 19121-73

1.2.11

ГОСТ 2177-82

1.2, примечание 6

ГОСТ 20924-75

1.4

ГОСТ 2517-85

1б.2, 2.1

ГОСТ 21261-91

1.2

ГОСТ 3118-77

2.7.1

ГОСТ 24104-88

2.7.1

ГОСТ 3338-68

1.2

ГОСТ 25336-82

2.7.1

ГОСТ 3900-85

1.2, 2.7.2

ГОСТ 28498-90

2.7.1

ГОСТ 4236-77

2.7.1

ГОСТ 28781-90

1.2, примечание 12

ГОСТ 5066-91

1.2

ГОСТ 28782-90

2.4, 1.2

ГОСТ 5985-79

1.2, 2.3

ГОСТ 29169-91

2.7.1

ГОСТ 6307-75

1.2

ГОСТ 29252-91

2.7.1

ГОСТ 6321-92

1.2

ТУ 6-09-121-75

2.7.1

ГОСТ 6667-75

1.2

ТУ 6-09-2008-77

2.7.1

ГОСТ 6994-74

1.2

 

 

ГОСТ 7423-55

1.2

 

 

ГОСТ 8489-85

1.2

 

 

ГОСТ 8505-80

2.7.1

 

 

(Поправка. ИУС 1-2005)

5. Снято ограничение срока действия стандарта Постановлением Госстандарта СССР от 18.07.91 № 1271

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменениями № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, утвержденными в ноябре 1976 г., феврале 1984 г., сентябре 1989 г., декабре 1990 г., июле 1991 г. (ИУС 1-77, 7-82, 5-84, 3-87, 1-90, 4-91, 10-91).

 




Rambler's Top100 Яндекс цитирования
  Copyright © 2008-2024, www.docload.ru