|
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 сентября
1994 г. N 695
------------------------------------------------------------------ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 18 июля 1994 г. N
222 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В целях реализации статьи 41 Закона
Российской Федерации "Об охране окружающей природной
среды" (раздел VI),
подготовки к выполнению обязательств Российской
Федерации в связи с подписанием международной Конвенции "Об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" и в соответствии
с Положением о Министерстве охраны окружающей
среды и природных
ресурсов Российской Федерации приказываю: Утвердить согласованное с
заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации
(Приложение).
Министр охраны окружающей
среды и
природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение к
приказу Минприроды России
от 18 июля 1994 г. N 222 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Оценка воздействия на окружающую
среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований
законодательства Российской Федерации при подготовке и
принятии решений о социально-экономическом развитии общества. 1.2. ОВОС организуется
и осуществляется с целью
выявления и принятия необходимых и достаточных мер по
предупреждению возможных неприемлемых для общества
экологических и связанных
с ними социальных, экономических и
других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности
<*>. ------------------------------- <*> Далее - последствий. 1.3. Проведение ОВОС
при подготовке документации, обосновывающей развитие видов
и объектов хозяйственной
и иной деятельности, перечень которых приведен
в Приложении, является обязательным. Целесообразность проведения
(или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и
видов деятельности, не
вошедших в перечень обязательных, определяется
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
представлению территориальных органов Минприроды России.
При несогласии органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации с
предложением территориального органа Минприроды
России орган исполнительной власти принимает решение с учетом
заключения Минприроды России. В случае разногласий
между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном
порядке. 1.4. Для объектов
и видов хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также
в случае прекращения начатых работ по
ОВОС заказчик /
разработчик в обосновывающей документации обязан сделать
краткий вывод о
допустимости предполагаемого воздействия на окружающую
среду. 1.5. Результатом проведения ОВОС
является вывод заказчика
о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения,
содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть
разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации. 1.6. Информация о состоянии окружающей
среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью
методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям
законодательства Российской Федерации и
нормативных документов по
обеспечению единства измерений. 1.7. Обосновывающая документация
представляется инициатором / заказчиком на государственную экологическую экспертизу
в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об охране окружающей природной среды" (раздел
5). Обосновывающая документация
по реализации видов и
объектов деятельности, перечень
которых приведен в
Приложении к настоящему
Положению, без результатов проведения ОВОС на
государственную
экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его территориальные
органы не принимается. 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 2.1. ОВОС организуется
и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации: 1) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального
социально-экономического развития; 2) схем комплексного использования и
охраны природных ресурсов; 3) градостроительной документации
(генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и
т.д.); 4) документации по
созданию новой техники,
технологии, материалов и веществ; 5) предпроектных обоснований
инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или
проектов строительства новых, реконструкции, расширения
и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных
объектов и комплексов. 2.2. При подготовке хозяйственных и
иных решений, включающей разработку нескольких видов
обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с
учетом детализации видов,
источников и уровней
воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ 3.1. Для выявления и принятия
необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий
в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой
деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны
быть рассмотрены: 1) цели реализации замысла или
предполагаемого проекта; 2) разумные альтернативы намечаемой
деятельности; 3) характеристика проектных
и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации
на конкретной территории с учетом
ранее принятых решений
о ее социально-экономическом развитии; 4) сведения о
состоянии окружающей среды
на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и
временных рамках; 5) возможные последствия реализации намечаемой
деятельности и ее альтернатив; 6) меры
и мероприятия по
предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления
принимаемых решений; 7)
предложения по разработке
программы мониторинга реализации
подготавливаемых решений и
плана послепроектного экологического анализа. 3.2. Порядок проведения
ОВОС (процедура) при
подготовке каждого вида обосновывающей
документации, перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается
Минприроды России. 4. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС 4.1. При проведении ОВОС: 1) инициатор / инвестор обеспечивает финансирование всех
исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС; 2) инвестор / заказчик организует проведение
ОВОС в процессе
подготовки обосновывающей документации; осуществляет широкий обзор
(общественные слушания) предложений о возможной реализации
намечаемой деятельности на
конкретной территории, кроме объектов специального
назначения, информация о которых требует конфиденциальности; 3) разработчик (в пределах своей
компетенции): проводит ОВОС; рассматривает и учитывает экологические
условия и требования при подготовке обосновывающей документации. 4.2.
Органы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации при подготовке и принятии ими
решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта
намечаемой деятельности: 1) участвуют в рассмотрении
обосновывающей документации; 2) выдают
(или согласовывают) обоснованные экологические условия и
требования для проработки
предложений по реализации проекта намечаемой деятельности; 3) принимают решения
о санкционировании реализации проекта намечаемой
деятельности при условии
соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его
осуществления. 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ
СЛУШАНИЯ 5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику /
заказчику в проведении
общественных (публичных) слушаний или
обсуждений в средствах
массовой информации проектных и
иных предложений о
реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной
оценки: 1) применяемых методов
анализа и прогноза
воздействия намечаемой деятельности на окружающую
среду; 2) достоверности представленных
результатов ОВОС; 3) полноты и
достаточности предлагаемых в
обосновывающей документации мер по предотвращению
неблагоприятного воздействия. 5.2. Заказчик с
участием разработчика проводит
общественные слушания или обсуждения в средствах
массовой информации проектных и иных предложений в целях: 1) информирования общественности о
проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных
предложениях; 2) выявления и
фиксации всех возможных
неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных
решений; 3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия
осуществления проекта намечаемой деятельности. 5.3. Общественные (публичные) слушания
и обсуждения организуются и проводятся: 1) на
федеральном уровне, когда
преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят
общенациональный характер; 2) на местном уровне или уровне
субъекта Российской Федерации, когда преимущества и
издержки реализации проекта
намечаемой деятельности распространяются на
определенный географический регион в пределах субъекта Российской
Федерации. 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
ПРАВОНАРУШЕНИЯ Инициатор / заказчик намечаемой
деятельности и разработчик обосновывающей документации по
ее развитию в
соответствии с Законом Российской Федерации
"Об охране окружающей
природной среды" (раздел XIII) несут
ответственность за: 1) невыполнение правил проведения ОВОС; 2) нарушение процедуры оценки воздействия на окружающую
среду при подготовке обосновывающей документации; 3) предоставление неполных
результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них.
Приложение
к Положению об оценке
воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И
ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ОЦЕНКА
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОВОДИТСЯ В
ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ 1. Предприятия по добыче нефти мощностью
500 тыс. т/год
и более. 2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500
млн. куб. м/год и более. 3. Нефтеперерабатывающие заводы и
установки для газификации и сжижения угля или
битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более. 4. Тепловые электростанции и
другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт и более, а также
атомные электростанции и другие
сооружения с ядерными
реакторами (за исключением исследовательских установок для
производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих
материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной
тепловой нагрузки). 5. Золоотвалы ТЭЦ
и котельных с объемом золы 100
тыс. куб. м/год и более. 6. Установки для
извлечения, переработки и
преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с
годовой мощностью: 1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс.
т и более; 2) фрикционных материалов - 50 т и
более; 3) других видов применения асбеста -
200 т и более. 7. Предприятия химической
промышленности всех видов. 8. Производство целлюлозы
и бумаги мощностью 200 т/сутки и более. 9. Крупные склады
для хранения 50 тыс. куб. м и
более нефтяных, нефтехимических и химических
продуктов. 10. Микробиологические производства. 11. Крупные производства
строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика). 12. Крупные установки
для доменного и
мартеновского производств и предприятия цветной
металлургии: 1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более; 2) все коксовые печи; 3) установки для
производства чушкового чугуна
и нерафинированной стали мощностью 1 млн.
т/год и более; 4) установки для
производства стали из
металлических руд мощностью 200 тыс. т/год и более; 5) установки для обработки цветных
тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более; 6) установки для
производства, извлечения или
обработки цветных металлов, их соединений или
других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами
мощностью 100 тыс. т/год и более. 13. Крупные установки
и предприятия черной
и цветной металлургии: 1) окомкование и спекание железной руды
в установках мощностью 1 млн. т/год и более; 2) все коксовые печи и коксохимические
производства; 3) установки для производства чугуна и
стали мощностью 1 млн. т/год и более; 4) установки для
обработки руд тяжелых
цветных металлов, производства, извлечения
или обработки цветных
металлов, их соединений
или других сплавов
термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100
тыс. т/год и более. 14. Установки по
производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по
удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и
реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов. 15. Объекты использования
ядерно-взрывной технологии. 16. Крупные ускорительные комплексы для получения
интенсивных пучков элементарных частиц и
высокоэнергетичных ядер. 17. Медицинские центры,
осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и
терапевтические процедуры. 18. Космодромы, аэропорты,
аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения
(затопления) химического оружия, ракетных топлив. 19. Объекты и/или
полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения
нерадиоактивных отходов. 20. Строительство автомобильных
дорог, автострад, трасс
для магистральных железных дорог
дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы
1500 м и более. 21. Метрополитены. 22. Нефте- и газопроводы с трубами
диаметром 600 мм и более. 23. Порты, терминалы,
судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и
порты для внутреннего судоходства, допускающие проход
судов водоизмещением 1350 т
и более. 24. Крупные плотины
высотой 15 м и более,
водохранилища с площадью
поверхности 2 кв. км и
более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и
системы водоснабжения крупных городов. 25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных
сточных вод с годовым стоком более 5% от объема
стока бассейна реки. 26. Водозаборы подземных вод с объемом
забираемой воды 10 млн. куб. м/год и более. 27. Крупномасштабная добыча,
извлечение и обогащение металлических руд и угля: 1) предприятия по
добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и
более; 2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и
более; 3) предприятия по
добыче, извлечению и
обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более; 4) крупномасштабная добыча
нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях. 28. Разведка, добыча
нефти и газа,
лицензируемые виды геологических изысканий. 29. Сплошнолесосечная заготовка
древесины на лесосеках
с площадью вырубки более
200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в
нелесные в целях,
не связанных
с ведением лесного
хозяйства и пользованием лесным фондом. 30. Крупные животноводческие комплексы
мощностью: 1) свиноводческие - 30 тыс. голов и
более; 2) по откорму молодняка крупного
рогатого скота - 2 тыс. голов и более; 3) молочные - 1200 коров и более. 31. Звероводческие комплексы. 32. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек,
3 млн. бройлеров и более. 33. Объекты хозяйственной и/или
иной деятельности, расположенные на
особо охраняемых территориях
и эксплуатация которых не связана с режимом этих
территорий. |
|
|