|
ГОСТ
22055-76 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ БЕНЗИНЫ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ МЕТОД
ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ БЕНЗИНОВ К ОБРАЗОВАНИЮ ИПК
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.07.77 Настоящий стандарт
распространяется на автомобильные бензины и устанавливает метод оценки склонности
бензинов к образованию паровых пробок в системе топливоподачи карбюраторных
двигателей. Сущность метода заключается
в испытании бензинов на лабораторной установке с последующей оценкой склонности
к образованию паровых пробок по величине фазового соотношения пар - жидкость
при заданных температурах нагрева. Метод предназначен для
квалификационных испытаний и научно-исследовательских целей. 1. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ
1.1.
При проведении испытаний применяют: ультратермостат,
обеспечивающий нагрев с погрешностью не более 0,1 °С; бюретку паровую
градуированную, вместимостью 35 см3 с ценой деления шкалы 0,5 см3
(черт. 1); склянку уравнительную
вместимостью 250 - 300 см3; сосуд стеклянный цилиндрический
диаметром 160 мм и высотой 250 мм; воронку стеклянную по ГОСТ
25336, типа 1а; колбу коническую по ГОСТ
25336, вместимостью 10 см3; шприц медицинский
вместимостью 1 - 2 см3 с набором игл; бюретку 6-2-5 по ГОСТ
29251; сосуд Дьюара цилиндрический
внутренним диаметром не менее 40 мм и глубиной 200 мм; баню охлаждающую
водо-ледяную или холодильник; трубку с хлористым кальцием; грушу резиновую № 3; термометр ртутный
электроконтактный по ГОСТ
9871, типа ТПК-4-П-200; термометр ртутный
контрольный по ГОСТ
28498; термометр ртутный стеклянный
по ГОСТ
28498, ТЛ-5, типа 2; барометр-анероид
метеорологический; линейку измерительную с
пределами шкалы 0 - 500 мм; штативы лабораторные; трубку резиновую наружным
диаметром 14 мм и внутренним диаметром 10 мм; трубку резиновую наружным
диаметром 12 мм и внутренним диаметром 8 мм; трубки стеклянные наружным
диаметром 4 - 4,5 и 8 мм; глицерин обезвоженный по ГОСТ 6259; кальций хлористый; ацетон по ГОСТ 2603; воду дистиллированную по ГОСТ 6709; Паровая бюретка 1 - верхний отвод; 2 - запорный краник с отверстием 2 мм; 3 -
донный отвод; 4 - нижний боковой отвод Черт. 1 коллодий медицинский и
полиграфический; цапонлак; жидкость смазочная М-1. (Измененная редакция, Изм. №
1). 2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1.
Для проведения испытаний пробы автомобильных бензинов отбирают по ГОСТ 2517. После отбора проб бутылки
плотно закрывают корковыми пробками, которые заливают коллодием или цапонлаком
и хранят в лабораторных условиях при температуре не выше 20 °С не более 45 сут. 2.2. Калибровку паровой
бюретки и шприца проводят при помощи микробюретки. 2.3. Собирают лабораторную
установку по схеме, указанной на черт. 2. 2.3.1. Устанавливают в
ультратермостат электроконтактный и контрольный термометры и подсоединяют его резиновыми
трубками к водопроводной сети и стоку в канализацию. 2.3.2. Нагнетающий и
отсасывающий штуцеры ультратермостата соединяют резиновыми трубками с водяной
баней. При этом резиновую трубку нагнетающего штуцера укладывают полукольцом на
дне сосуда, а резиновую трубку отсасывающего штуцера опускают в водяную баню на
0,25 - 0,3 ее высоты. 2.3.3. Соединяют резиновыми
трубками уравнительную склянку, паровую бюретку и влагопоглощающую трубку. 1 - ультратермостат; 2 - вход и выход воды; 3 - термометр
контрольный по ГОСТ
28498; 4 - термометр электроконтактный; 5 - насос
циркуляционный; 6 - трубки резиновые; 7 - баня стеклянная
водяная; 8 - термометр по ГОСТ
28498; 9 - бюретка паровая; 10 - склянка уравнительная; 11
- трубка хлоркальциевая; 12 - штативы лабораторные Черт. 2 2.4. Наполняют бачок
ультратермостата дистиллированной водой или водой от водопроводной сети на 0,75
его объема. 2.5. Наполняют водяную баню
водой на 20 мм ниже верхнего края. 2.6. Ультратермостат
заземляют и подсоединяют к электрической сети. Включают циркуляционный насос и
регулятором подачи и отсоса воды устанавливают режим сбалансированной
циркуляции (количество подаваемой воды равно количеству отсасываемой), при
котором уровень воды в водяной бане будет оставаться постоянным. После
окончания регулировки выключают циркуляционный насос. 2.7. Опускают по штативу
уравнительную склянку и вынимают из ее горловины резиновую пробку. При помощи
стеклянной воронки заполняют склянку обезвоженным глицерином на 0,75 объема,
плотно закрывают пробкой и проверяют надежность ее соединения с
влагопоглощающей трубкой. При испытании автомобильных
бензинов, в состав которых входят добавки, растворяющие глицерин, в качестве
затворной жидкости применяют смазочную жидкость М-1. (Измененная редакция, Изм. №
1). 2.9. Бутылку с отобранной
пробой бензина помещают в холодильник или охлаждающую водо-ледяную баню и
охлаждают до температуры от 0 до 4 °С. 2.10. Соединяют шприц с
иглой и досылают поршень до упора. Вводят кончик иглы в небольшую резиновую пробку,
помещают шприц в сосуд Дьюара, обкладывают его льдом и охлаждают до температуры
от 0 до 2 °С. Примечание. При отсутствии
сосуда Дьюара шприц можно охладить в обычном сосуде, покрыв его льдом. 2.11. Поднимают по штативу
паровую бюретку, устанавливают ее над водяной баней и закрепляют. 2.12.
Опускают в водяную баню термометр типа 2 и закрепляют его на штативе. 3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. Вынимают из охлаждающей
бани (холодильника) бутылку с отобранной пробой бензина и хорошо перемешивают
взбалтыванием. 3.2. Вынимают из сосуда
Дьюара шприц, снимают с иглы резиновую пробку, открывают бутылку с отобранной
пробой и частично заполняют шприц бензином. Поднимают иглу вверх и нажатием на
поршень удаляют все пузырьки воздуха, после чего снова наполняют шприц бензином
до отметки 1,5 см3. 3.3. Вводят пробу бензина в
паровую бюретку следующим образом: нажимают на поршень и
доводят его до метки 1 см3; не изменяя положения поршня,
вводят иглу на всю длину в резиновую пробку нижнего бокового отвода паровой
бюретки, досылают поршень до отказа и извлекают иглу из пробки. Так как бензин легче
глицерина, то вся введенная в бюретку проба бензина расположится в верхней
части паровой бюретки над глицерином. Примечание. Если фазовое
соотношение пар-жидкость при самой высокой температуре нагрева ожидается больше
35, то объем пробы, вводимой в паровую бюретку, должен быть соответственно
меньше 1 см3. 3.4. Опускают паровую
бюретку в водяную баню так, чтобы вода покрыла запорный краник, и закрепляют ее
на штативе. 3.5. Опускают уравнительную
склянку так, чтобы уровень глицерина в ней был ниже уровня глицерина в паровой
бюретке. При этом снижается давление, что способствует образованию паровой
фазы. 3.6. Включают циркуляционный
насос ультратермостата и проверяют стабильность режима сбалансированной
циркуляции воды в водяной бане. При необходимости повторно регулируют подачу и
отсос воды. 3.7.
Фазовое соотношение пар-жидкость определяют для ряда фиксируемых значений
температуры нагрева бензина. В диапазоне температур 15 - 30 °С объем паровой
фазы отсчитывают через каждые 5 °С, а выше 30 °С - через каждые 1 - 2 °С. Такие интервалы фиксируемых температур
обеспечивают достаточное количество данных для построения графика зависимости
фазового соотношения от температуры. Максимально допустимая
температура нагрева бензина зависит от фракционного состава и ограничивается
объемом образовавшейся паровой фазы, который не должен превышать 35 см3. 3.8. Объем паровой фазы при
каждом фиксируемом значении температуры нагрева бензина определяют в
соответствии с пп. 3.8.1 - 3.8.3. 3.8.2. При установившейся
температуре воды несколько раз осторожно встряхивают паровую бюретку, не
вынимая ее из водяной бани, выдерживают 5 мин и устанавливают в паровой бюретке
нормальное атмосферное давление 0,132 МПа (760 мм рт. ст.). 3.8.2.1. Если
барометрическое давление (Рб) ниже нормального, то уравнительную
склянку необходимо поднять так, чтобы уровень глицерина в ней был выше уровня
глицерина в паровой бюретке на величину (760 - Рб) К (в
миллиметрах), где К = 10,8 - отношение плотностей ртути и глицерина. 3.8.2.2. Если
барометрическое давление (Р6) выше нормального, то уравнительную
склянку необходимо опустить так, чтобы уровень глицерина в ней был ниже уровня
глицерина в паровой бюретке на величину (Рб - 760) К (в
миллиметрах). Необходимую разность уровней
глицерина в уравнительной склянке и паровой бюретке устанавливают при помощи
измерительной линейки. 3.9. Устанавливают указатель
электроконтактного термометра последовательно на каждое следующее фиксируемое
значение температуры (см. п. 3.7) и определяют объем паровой фазы в
соответствии с пп. 3.8.1 - 3.8.3. 3.10. Выключают нагреватели
и циркуляционный насос ультратермостата и отсоединяют его от электрической
сети. 3.11. Поднимают на штативе
паровую бюретку и устанавливают ее над водяной баней так, чтобы был обеспечен
доступ к запорному кранику. 3.12. Открывают запорный
краник бюретки и выпускают пары бензина. 3.13. Поднимают на штативе
уравнительную склянку и выталкивают столбом глицерина остаток жидкого бензина
через открытый краник в трубку верхнего отвода паровой бюретки. При этом
глицерин должен заполнить отверстие краника и нижнюю часть трубки на 5 - 10 мм. 3.14. Резиновой грушей со
вставленной стеклянной трубкой тщательно отсасывают из трубки верхнего отвода
паровой бюретки жидкий бензин, сливают его в коническую колбу и закрывают
пробкой. 3.15. Открывают краник
паровой бюретки и опускают на штативе уравнительную склянку так, чтобы уровень
глицерина в ней был ниже донной части бюретки. Дают возможность глицерину стечь
в уравнительную склянку, после чего зажимают винтовым зажимом резиновую трубку
у края донного отвода паровой бюретки. 3.16. Отсоединяют резиновую
трубку от донного отвода и снимают бюретку со штатива. 3.17. Тщательно промывают
паровую бюретку, шприц и иглу горячей водой, затем ацетоном и просушивают в
струе воздуха. 3.18. Если температура воды
в бачке ультратермостата и в водяной бане превышает 20 °С, то воду меняют. 3.19. Устанавливают на
штативе чистую паровую бюретку и соединяют ее с уравнительной склянкой. 3.20. Подготовку к
очередному испытанию проводят в соответствии с пп. 2.8 - 2.12. Примечание. Для сокращения времени на подготовку приборов к очередным испытаниям
целесообразно пользоваться двумя паровыми бюретками и двумя шприцами. 4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Фазовое соотношение
пар-жидкость (Фt) для каждой фиксируемой температуры нагрева пробы
бензина при нормальном атмосферном давлении вычисляют по формуле , где Vt - объем паровой фазы в равновесии
с жидким бензином при данной фиксируемой температуре и нормальном атмосферном
давлении, см3; V0 - начальный объем пробы
бензина, введенной в паровую бюретку, см3. 4.2. Отобранную пробу
бензина испытывают не менее трех раз. За результат испытания принимают среднее
арифметическое трех параллельных определений, допускаемые расхождения каждого
определения не должны превышать 5 % среднего результата определения фазового
соотношения. Результаты испытаний заносят
в протокол и строят график зависимости фазового соотношения пар-жидкость от
температуры нагрева (см. приложение). 4.3. По графику определяют
склонность бензина к образованию паровой пробки. Для этого через точку
температурной оси Т = Тн.max проводят вертикальную линию
до пересечения с фазовой характеристикой и определяют соответствующее точке
пересечения фазовое соотношение пар-жидкость Фt. Условием склонности бензина
к образованию паровой пробки является Фt ³ Фtкр. Условием отсутствия паровых
пробок является Фt < Фtкр, где Тн.max - максимальная температура
нагрева бензина в системе топливоподачи автомобиля в данной климатической зоне; Фtкр
- критическое значение фазового соотношения пар-жидкость, вызывающее в системе
топливоподачи автомобиля паровую пробку. ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ПРОТОКОЛА И ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКА
ЗАВИСИМОСТИ ФАЗОВОГО СООТНОШЕНИЯ ПАР-ЖИДКОСТЬ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ НАГРЕВА БЕНЗИНА
ПРОТОКОЛ № Марка бензина А-76 по ГОСТ
2084-77 Завод-изготовитель Московский
нефтеперерабатывающий завод Номер пробы и дата отбора Проба
№ 1 18.09.78 Дата проведения испытаний 24.09.78 Организация, проводившая
испытания _______________________________________ Результаты испытаний
Испытания проводил _______________________________________________ (должность, фамилия, инициалы) График зависимости фазового соотношения пар-жидкость от температуры
нагрева бензина А-76 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1.
РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров
СССР от 19.08.76 № 1982 3. ВВЕДЕН
ВПЕРВЫЕ 4. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного
Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94) 6. ИЗДАНИЕ (март 2001 г.) с
Изменением № 1, утвержденным в июне 1988 г. (ИУС 10-88) СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|