|
ГОСТ
27811-95 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ АВТОГУДРОНАТОРЫ ОБЩИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Техническим
комитетом ТК 267 "Машины дорожные" ВНЕСЕН Госстандартом России 2. ПРИНЯТ Межгосударственным
Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 7-95 от 26
апреля 1995 г.) За принятие проголосовали:
3. Постановлением Комитета
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 20.09.95 №
479 межгосударственный стандарт ГОСТ 27811-95 введен в действие непосредственно
в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1996 г. 4. ВЗАМЕН ГОСТ 27811-88. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ АВТОГУДРОНАТОРЫ Общие
технические условия Tar pavers. Дата введения 1996-01-01 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт
распространяется на автогудронаторы, предназначенные для транспортирования
жидких вяжущих материалов и распределения их по ширине дорожного полотна при
строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов при атмосферной
температуре воздуха от плюс 5 до плюс 40 °С. Требования 5.1.2; 5.1.3; 5.3; 5.7; 7.3.8-7.3.10
являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми. Обязательные требования к
автогудронаторам, направленные на обеспечение их безопасности для жизни,
здоровья и охраны окружающей среды изложены в 5.7;
7.3.8-7.3.10. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 2.601-68 ЕСКД. Эксплуатационные документы. ГОСТ 8.326-89 ГСИ. Метрологическая аттестация средств
измерений. ГОСТ 8.513-84 ГСИ. Поверка
средств измерений. Организация и порядок проведения. ГОСТ 9.014-78 ЕСЗКС. Временная противокоррозионная
защита изделий. Общие требования. ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы,
технические требования и обозначения. ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность.
Общие требования. ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и
дорожные. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки
безопасности. ГОСТ 8769-75 Приборы внешние
световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и
полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости. ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов.
Технические требования. ГОСТ 14192-77 Маркировка грузов. ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические
изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия
эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических
факторов внешней среды. ГОСТ 22895-77 Тормозные
системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности.
Общие технические средства. ГОСТ 25646-83 Эксплуатация строительных машин. Общие
требования. ГОСТ 27252-87 Машины землеройные. Консервация и
хранения. ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных
средств. Допустимые уровни и методы измерений. ГОСТ 27436-87 Внешний шум
автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений. ГОСТ 27921-88 Машины землеройные. Минимальные размеры
смотровых отверстий. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯТермины,
применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения
4. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ4.1. Автогудронаторы, в
зависимости от конструкции ходовой части, следует изготавливать трех типов:
самоходные, полуприцепные и прицепные; в зависимости от вместимости цистерны -
двух типоразмеров, указанных в таблице 1.
4.2 Основные показатели
автогудронаторов приведены в таблице 2.
4.3. В технических условиях
на автогудронаторы конкретных моделей рекомендуется включать значения
показателей качества, номенклатура которых устанавливается по согласованию с
потребителем с учетом приведенного перечня: - типа автогудронатора; - типоразмера
автогудронатора; - отклонения удельного
расхода от заданного; - возможности регулирования
ширины распределения; - расхода топлива горелкой
системы подогрева; - рабочей скорости; - транспортной скорости; - обеспечения контроля
рабочей скорости; - массы снаряженного
автогудронатора; - распределения нагрузок от
полной массы автогудронатора на дорогу; габаритных размеров; - скорости подогрева битума
в цистерне; - скорости остывания битума
в цистерне; - полного 80 %-ного ресурса и
критерии предельного состояния; - средней оперативной
трудоемкости ежесменного технического обслуживания; - климатического исполнения
автогудронатора и категорий размещения по ГОСТ
15150; - уровня звука на рабочем
месте*; - уровня вибрации сиденья
водителя и органов управления рабочими операциями автогудронатора*. ________ * Показатели должны обязательно включаться в технические условия. 5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ5.1. Характеристики 5.1.1. Автогудронаторы
должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и
технических условий на автогудронаторы конкретных моделей, а также по рабочим
чертежам, утвержденным в установленном порядке. 5.1.2. Конструкция автогудронатора
должна обеспечивать: - наполнение цистерны
разогретым до рабочей температуры битумом и опорожнение ее с помощью насоса; - поддержание температуры
битума в цистерне с допускаемым снижением в течение часа не 3 % от перепада
температур окружающего воздуха и битума в цистерне на стоянке; - дополнительный подогрев
битума в цистерне при его циркуляции; - одновременное начало и
окончание истечения битума из всех сопел распределителя; - свободный и безопасный
доступ к соплам, кранам и местам смазки узлов автогудронатора; - отклонение удельного
расхода битумных материалов, определяемого на площади 200´200 мм, от заданного
удельного расхода не более чем на 25 %; - время ежедневного
технического обслуживания не более 7 ч в неделю; - работоспособность при
соблюдении потребителем правил эксплуатации; - циркуляцию горячего битума
по распределительной трубе и битумной коммуникации. 5.1.3. Автогудронатор должен быть
оборудован: - устройством для контроля
уровня битума в цистерне; - термометром для измерения
температуры битума внутри цистерны; - фильтром для очистки
битума от посторонних включений при загрузке; - устройством для снижения
гидравлического удара в цистерне; - устройством для ручного
распределения битума. 5.1.4. Конструкция
автогудронатора предусматривает оснащение: - устройством для контроля
рабочей скорости в диапазоне от 0 до 15 км/ч; -
информационно-диагностической системой. 5.1.5. Лакокрасочные покрытия - по ГОСТ 9.032. 5.2. Комплектность 5.2.1. Автогудронаторы комплектуются
запасными частями, инструментом и принадлежностями в соответствии с ведомостью
ЗИП и эксплуатационными документами по ГОСТ
2.601. 5.3. Маркировка 5.3.1. На каждом
автогудронаторе должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные: - наименование
предприятия-изготовителя или его товарный знак; - индекс автогудронатора и
его заводской номер; - обозначение
нормативно-технического документа, по которому изготовляется автогудронатор. 5.3.2. Транспортная
маркировка (за исключением автогудронаторов, транспортируемых самоходом - по ГОСТ 14192. 5.4. Упаковка 5.4.1. Требования к упаковке
должны быть установлены в технических условиях на автогудронаторы конкретных
моделей в соответствии с требованиями ГОСТ
27252 и ГОСТ 9.014. 5.5. Транспортирование 5.5.1. Автогудронатор
поставляется потребителю в собранном виде или в комплектности согласно
заказу-наряду. Транспортирование
автогудронатора осуществляется своим ходом или любым видом транспорта. 5.6. Хранение и консервация 5.6.1. Требования к хранению
и консервации автогудронаторов устанавливаются в технических условиях на
автогудронаторы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014. 5.7. Требования
эргономики, безопасности и защиты окружающей среды 5.7.1. Конструкция
автогудронатора должна соответствовать требованиям эргономики и безопасности по
ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 12.4.026 и ГОСТ
27921. 5.7.2. Автогудронатор должен быть
оборудован: - рабочей и стояночными
тормозными системами по ГОСТ 8769; - внешними световыми
приборами по ГОСТ 8769. 5.7.3. На автогудронаторе должны
быть установлены: - два огнетушителя; - цвета сигнальные и
предупредительный знак № 29 по ГОСТ
12.4.026 с надписью "Осторожно! Горячий битум!". 5.7.4. Шумовые
характеристики на рабочем месте водителя-оператора и в рабочей зоне - по ГОСТ 12.1.003. Значения и методы измерений
устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 27435 и ГОСТ
27436. 5.7.5. Уровень вибрации
сиденья оператора - по ГОСТ 12.1.012. 5.7.6. Дымность отработавших
газов двигателя по ГОСТ 21393
определяют по документации на двигатель автомобиля. 6. ПРИЕМКА6.1. Автогудронаторы
серийного производства подвергаются приемосдаточным и периодическим испытаниям.
Объем и периодичность проведения периодических испытаний устанавливает
завод-изготовитель. 6.2. Приемосдаточным
испытаниям подвергают каждый автогудронатор. При этом проверяют соответствие
автогудронатора требованиям 5.1.5, 5.2, 5.3, 5.7.2, 5.7.3. Проводится проверка
работоспособности автогудронатора на холостом ходу и под нагрузкой. 6.3. На равномерность
распределения проверяется одна машина из 100 (на жидкости вязкостью 0,8 - 1,0
П). 6.4. Периодическим
испытаниям подвергают автогудронатор, прошедший приемосдаточные испытания. При этом проверяют: - комплектность машины в
соответствии с требованиями нормативно-технической документации, комплектность
сопроводительной документации, отсутствие видимых повреждений агрегатов,
деталей, состояние уплотнений, отсутствие подтекания жидкостей, наличие
маркировки, упаковку; - вместимость цистерны; - максимальный удельный
расход битума; - минимальный удельный
расход битума; - максимальную ширину
распределения битума; - равномерность
распределения битума; - удельную массу
автогудронатора; - скорость дополнительного
подогрева битума в цистерне; - качество сварных
соединений; - наличие и состояние
внешних световых приборов; - герметичность цистерны и
битумопровода; - качество лакокрасочных и
гальванических покрытий; - уровень звука на рабочем
месте; - уровень вибрации сиденья
оператора; - выполнение требований
безопасности, эргономики и экологии. 6.5. В тех случаях, когда предусматривается
выпуск базовой модели и модификации автогудронаторов, периодическим испытаниям
подвергают базовую модель. Модифицированные автогудронаторы подвергают
периодическим испытаниям в технически обоснованных случаях по согласованию с
заказчиком. 7. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ7.1. Требования к средствам испытаний. 7.1.1. Перечень средств
измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения
испытаний, приводят в методике, составленной на каждый вид испытаний и
утвержденной в установленном порядке. 7.1.2. Стандартизованные
средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513,
нестандартизованные - по ГОСТ 8.326. 7.2. Подготовка к испытаниям. 7.2.1. С автогудронатором, в
зависимости от вида испытаний, предъявляют комплект документации, приведенный
ниже: - программа и методика
испытаний; - инструкция по эксплуатации
и формуляр по ГОСТ 2.601; - нормативно-техническая
документация на серийно выпускаемые автогудронаторы; - акт приемосдаточных
испытаний (для периодических испытаний); - комплект чертежей
сборочных единиц. 7.3. Проведение испытаний. 7.3.1. Комплектность машины,
комплектность сопроводительной документации, отсутствие видимых повреждений
агрегатов, деталей, сварных швов и крепежных соединений, состояние уплотнений,
отсутствие подтекания в местах смазки и жидкости гидросистемы, заправка тягача
топливом, рабочей и охлаждающей жидкостями, смазочными материалами в
необходимых количествах, качество сборки и монтажа узлов и агрегатов, наличие
маркировка и упаковка проверяются визуальным контролем без снятия и разборки
агрегатов. 7.3.2. Вместимость цистерны
проверяют заполнением ее водой или маслом через водомер или расходомер масла. 7.3.3. Максимальный и
минимальный удельные расходы битума, а также равномерность распределения битума
определяют взвешиванием битума, разлитого в специальные ванночки размером 200´200 мм, разложенные на
обрабатываемой полосе. 7.3.4. Максимальную ширину
распределения битума определяют измерением ширины обработанной полосы после
розлива битума распределителем с максимальной шириной. Расстояние между
измерениями должно быть не менее 20 м, число измерений - не менее 4. 7.3.5. Удельная масса
автогудронатора определяется как отношение массы оборудования автогудронатора
(без шасси) к вместимости цистерны. 7.3.6. Скорость
дополнительного подогрева битума в цистерне определяется как отношение разности
температур в конце и начале эксперимента к продолжительности эксперимента. 7.3.7. Наличие и состояние
внешних световых приборов проверяют визуальным контролем и включением. 7.3.8. Уровень звука на рабочем
месте определяют по ГОСТ 12.1.003. 7.3.9. Уровень вибрации
сиденья оператора определяют по ГОСТ
12.1.012. 7.3.10. Дымность отработавших газов
двигателя - по ГОСТ 21393. 8. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ8.1. Требования к
эксплуатации автогудронаторов - по ГОСТ
25646. 8.2. В эксплуатационной
документации указывается перечень документов для ухода и регулирования
автогудронатора, а также перечень приборов для обслуживания автогудронаторов. 9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ9.1. Изготовитель
гарантирует соответствие каждого автогудронатора требованиям настоящего
стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении
потребителем правил транспортирования, хранения и эксплуатации. 9.2. Гарантийный срок
эксплуатации автогудронаторов - не менее 18 мес. со дня ввода в эксплуатацию,
но не более гарантийного пробега тягача. 9.3. Гарантийный срок
эксплуатации на комплектующие изделия устанавливается в стандартах и (или)
технических условиях. Ключевые слова: автогудронатор, цистерна, сопла, битумопровод,
гидравлический удар. |
|
|