|
ГОСТ
30067-93 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ ЭКСКАВАТОРЫ ОДНОКОВШОВЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОЛНОПОВОРОТНЫЕ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ Минск Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 295 «Машины землеройные» 2 ВНЕСЕН Госстандартом
России 3 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 4-93 от 21.10.93) За принятие проголосовали:
4 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.04.95 № 204 межгосударственный стандарт ГОСТ 30067-93 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1996 г. 5 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ
26959-86, ГОСТ 22894-77, 17343-83, ГОСТ 4.111-84, ГОСТ 12910-79 СОДЕРЖАНИЕ 8 Транспортирование и хранение
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ЭКСКАВАТОРЫ
ОДНОКОВШОВЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОЛНОПОВОРОТНЫЕ Общие технические условия Universal single-bucket full turning excavator. General specifications Дата введения 1996-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт
распространяется на одноковшовые универсальные полноповоротные экскаваторы
массой до 71 т (далее - экскаваторы), предназначенные в основном для разработки
немерзлых грунтов категории I-IV в соответствии с приложением А, а также предварительно разрыхленных скальных
и мерзлых грунтов в диапазоне температур от минус 40 °С до плюс 40 °С (для других диапазонов
температур экскаваторы изготавливают по специальным требованиям) и
устанавливают требования к конструкции, а также к приемке и методам испытаний.
Конкретные условия работы экскаваторов указывают в технических условиях на
каждую модель. Стандарт не распространяется
на экскаваторы специального назначения (железнодорожные, подземные, туннельные,
плавучие и другие), экскаваторы с телескопическим рабочим оборудованием, а
также на экскаваторы с прочим рабочим оборудованием, которые в связи с характером
работы должны отвечать стандартам и предписаниям организаций технического
надзора на экскаваторы на базе тракторов, тягачей, автомобилей и спецшасси
автомобильного типа. Требования 5.1.3;
5.4; 7.1; 7.3.4; 7.3.8-7.3.12; 7.3.14; приложения
В (в части подпунктов, обозначенных - *); 5.2; 5.3; 5.6, приложения Г
настоящего стандарта являются обязательными. Другие требования настоящего
стандарта являются рекомендуемыми. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯТермины и определения
приведены в приложении Б. 4 ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ4.1 В зависимости от
главного параметра (эксплуатационной массы с основным рабочим оборудованием по приложению Б) экскаваторы подразделяют на размерные группы,
которые приведены в таблице. Ряд
одноковшовых универсальных экскаваторов
4.2 В зависимости от ходового устройства экскаваторы подразделяют на следующие типы: гусеничные, гусеничные с увеличенной опорной поверхностью гусениц и колесные. 4.3 В зависимости от
исполнения рабочего оборудовании экскаваторы делят на виды: - экскаваторы с гибкой
подвеской рабочего оборудования; - экскаваторы с жесткой
подвеской рабочего оборудования. 5 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ5.1 Характеристики 5.1.1 Экскаваторы следует
изготавливать в соответствии с обязательными требованиями настоящего стандарта и
технических условий на экскаваторы конкретных моделей, а также по рабочим
чертежам, разработанным в установленном порядке. В технических условиях на
экскаваторы конкретных моделей приводят значения технических показателей
качества, номенклатуру которых устанавливают по согласованию с потребителем с
учетом приложения В. 5.1.2 Экскаваторы
изготавливают в климатическом исполнении и категории размещения по ГОСТ 15150 по согласованию с
потребителем. Требования к системам пуска двигателя при низких температурах
устанавливают в технических условиях на конкретные модели экскаваторов. 5.1.3 Конструкция
экскаватора должна обеспечивать: - возможность использования
не менее 3 видов рабочего оборудования (в т.ч. основного по приложению
Б) с различными сменными рабочими органами (например, ковши различного
назначения, рыхлитель, отвал, захват и др.); - движение элементов
рабочего оборудования в отдельности и возможное совмещение рабочих движений; - устойчивость при работе, в
том числе с наклоном в любом направлении на угол не менее 0,087 рад (5°) к горизонту с основным рабочим
оборудованием *; - устойчивость при передвижении
по твердой сухой поверхности вдоль косогора (конкретные значения поперечного
уклона указывают в технических условиях)*; - стопорение поворотной
части относительно неповоротной в транспортном положении *; - установку буксировочного
приспособления и буксирование со скоростью до 40 км/ч (для пневмоколесных
экскаваторов массой до 20 тн)*; - управление колесными
тормозами и стоп-сигналами экскаватора от соответствующих систем тягача (при
передвижении на буксире для пневмоколесных экскаваторов с электрооборудованием
напряжения 12 В)*; - освещение рабочей зоны
собственными источниками света *; - освещение приборов па
пульте управления *. 5.1.4 Топливные баки на
экскаваторе должны иметь вместимость, обеспечивающую не менее 9 моточасов
непрерывной работы двигателя. 5.1.5 Минимальные размеры
смотровых отверстий - по ГОСТ 27921. 5.1.6 Размеры наливных
горловин топливных баков - по ГОСТ 27533. 5.1.7 Смазочные масленки
ниппельного типа - по ГОСТ 19853. 5.1.8 Приборы для
эксплуатации - по ГОСТ 28034. 5.1.9 Конструкция
экскаваторов должна обеспечивать безопасность их эксплуатации, технического
обслуживания и хранения при соблюдении обслуживающим персоналом требовании
эксплуатационной документации. 5.2 Требования эргономики и безопасности 5.2.1 Требования безопасности, предъявляемые к электрооборудованию, - по
ГОСТ 12.2.007.0. 5.2.2 Цвета сигнальные и
знаки безопасности - по ГОСТ 12.4.026. 5.2.3 Требования эргономики и
безопасности - по ГОСТ 12.2.011. 5.2.4 Уровень радиопомех - по
ГОСТ 17822. 5.2.5 Требования пожарной
безопасности - по ГОСТ 12.1.004. 5.2.6 Шумовые и вибрационные
характеристики экскаваторов со специфическими (например, гидромолот) сменными
видами рабочего оборудования - по техническим условиям на конкретные модели,
разработанные в установленном порядке. 5.3 Требования защиты окружающей среды 5.3.1 Конструкция экскаватора должна обеспечивать возможность заправки
топливом и замену смазочных материалов и рабочей жидкости при техническом
обслуживании без загрязнения окружающей среды. 5.3.2 При установке на
экскаваторах тракторных и автомобильных дизелей и их модификаций дымность
отработавших газов: - тракторных дизелей - по
ГОСТ 17.2.2.02; - автомобильных дизелей - по ГОСТ 17.2.2.01 (принимают по документации
предприятия-изготовителя двигателей). 5.3.3 Выбросы вредных веществ
с отработавшими газами из системы выпуска двигателей: - тракторных двигателей и их
модификаций - по ГОСТ 17.2.2.05; - автомобильных дизелей и их
модификаций - по ОСТ 37.001.234 (принимают по документации
предприятия-изготовителя двигателей). 5.3.4 Среднее
давление на опорную поверхность гусеничных экскаваторов не должно быть больше
следующих значений для экскаваторов массой: до 18 т - 50 кПа (0,5 кгс/см2); до 25 т - 65 кПа (0,65 кгс/см2); до 32 т - 90 кПа (0,9 кгс/см2); до 50 т - 120 кПа (1,2 кгс/см2); св. 50 т - 220 кПа (2,2
кгс/см2); 5.4 Требования к приводу и системам управления Конструкция привода и систем управления должна обеспечивать: - герметичность элементов
систем гидропривода - по ГОСТ 20245.
Вытекание рабочей жидкости через неподвижные и поворотные сопряжения не
допускается. Вынос масла в подвижных соединениях (на поверхности штоков
гидроцилиндров, во вращающихся соединениях и т.п.) при работе не должен
превышать норм, установленных стандартами и техническими условиями на элементы
гидропривода *; - предотвращение вытекания
рабочей жидкости из гидробака при замене рабочего оборудования и техническом
обслуживании фильтров; - ограничение скорости
опускания стрелы *; - предотвращение опускания
под действием силы тяжести стрелы или рукояти при включении гидроцилиндров на
подъем этих элементов рабочего оборудования *; - возможность свободного
перемещения стрелы и поворота платформы при буксировке экскаватора типа ЭП (при
буксировке с опиранием ковша на буксирующую машину)*. 5.5 Комплектность 5.5.1 В комплект
экскаватора, как правило, входят: рабочее оборудование и
рабочие органы согласно договору на поставку; запасные части, инструмент,
принадлежности и материалы согласно ведомости ЗИП - по ГОСТ 2.601; вентилятор; переносная электрическая
лампа; огнетушитель; стеклоочиститель с
электрическим или другим механизированным приводом; устройство для крепления
запасного колеса на пневмоколесном экскаваторе в транспортном положении; запасное колесо и
буксировочное устройство для экскаваторов типа ЭП. К экскаватору, как правило,
прикладывают: каталог деталей и сборочных
единиц по ГОСТ 2.602; ремонтная документация по ГОСТ 2.602; эксплуатационная
документация в соответствии с требованиями ГОСТ
2.601 (формуляр, ведомость ЗИП, техническое описание и инструкция по
эксплуатации). Инструкция по эксплуатации
должна содержать схемы: размещения и крепления
гусеничных экскаваторов 3-5-й размерных групп на прицепе тяжеловоза и буксировки
тягачом пневмоколесного экскаватора типа ЭП; строповки экскаватора при
подъеме краном; размещения на
железнодорожной платформе. Конкретный перечень
комплектации определяется согласно договору на поставку. 5.6.1 На каждом экскаваторе
должна быть прикреплена маркировочная табличка, содержащая следующие данные: наименование предприятия
изготовителя и (или) его товарный знак; индекс экскаватора (по приложению Г); номер по системе нумерации
предприятия-изготовителя; обозначение нормативного
документа, по которому изготовлен экскаватор. 5.6.2 На каждое грузовое
место наносят транспортную маркировку по ГОСТ 14192. 5.7 Упаковка Требования к упаковке
устанавливают в технических условиях на экскаваторы конкретных моделей в
соответствии с ГОСТ 27252. 6 ПРИЕМКА6.1 Для проверки качества
изготовления экскаваторов серийного производства проводят приемо-сдаточные и
периодические испытания. 6.2 Приемо-сдаточные
испытания экскаватора проводят по техническим условиям на конкретные модели,
разработанные с учетом настоящего стандарта. 6.2.1 Приемо-сдаточные
испытания, как правило, включают: визуальный контроль, при
котором проверяют комплектность экскаватора, внешний вид (правильность сборки,
отсутствие видимых повреждении агрегатов, сборочных единиц и деталей, состояние
покрытий, окраски, сварных швов и крепежных соединений), заправку экскаватора
топливом, рабочими и охлаждающими жидкостями, смазочными материалами в
необходимых количествах, наличие пломб и маркировки; проверку функционирования
механизмов и устройств в отдельности и машины в целом на холостом ходу,
движение элементов рабочего оборудования и возможное совмещение операций, вращение
поворотной платформы, передвижение машины вперед и назад, развороты, торможение; проверку работы экскаватора
под нагрузкой, при которой контролируют работу механизмов, систем силового
привода и управления (эффективность работы стояночного и основного тормозов,
отсутствие утечки рабочей жидкости из гидросистемы, отсутствие
самопроизвольного опускания (просадки) рабочего оборудовании под действием силы
тяжести при включении гидроцилиндров (лебедок) на подъем), давление в
гидросистеме на соответствие нормам, установленным в конструкторской и
эксплуатационной документации. 6.3 Периодические испытания
проводят по программам и методикам, разработанным с учетом требований
настоящего стандарта и нормативно-технической документации. 6.3.1 При периодических испытаниях
проверяют: габаритные размеры
экскаватора в транспортном положении; рабочие параметры (например,
глубину, радиус копания обратной лопаты и драглайна, высоту копания и радиус
выгрузки прямой лопаты); вместимость ковшей; эксплуатационную массу экскаватора
с одним из видов рабочего оборудования и массу испытуемого сменного рабочего
оборудования; продолжительность рабочего
цикла и производительность; расход топлива
(электроэнергии); оперативную трудоемкость
ежесменного технического обслуживания (ЕО) и оперативную трудоемкость
технического обслуживания (ТО-1); выполнение требований
безопасности, эргономики и экологии. 6.3.2 Устойчивость, частоту
вращения поворотной платформы, проходимость и маневренность экскаватора (углы
въезда и съезда, клиренс, минимальный радиус поворота для пневмоколесных
экскаваторов), обзорность и освещенность, а также скорость передвижения при
периодических испытаниях проверяют в случае, если при серийном производстве
проводилось усовершенствование соответствующих механизмов систем. 6.3.3 Проверку уровня
радиопомех проводят в случае, если при приемочных испытаниях их значение
превышало 1/3 допустимых значений. 7 МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ7.1. Требования к средствам испытаний * 7.1.1 Перечень средств
испытаний должен быть приведен в программе и методике испытаний конкретной
модели экскаватора. 7.1.2 Стандартизованные
средства измерений должны быть поверены в соответствии с требованиями ГОСТ
8.513, а нестандартизованные - аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 8.326. 7.1.3 Погрешности
применяемых средств измерений должны быть не более: ±2 % - при измерении массы; ±0,5 мм - при измерении линейных размеров до 1
м; ±5 мм - при измерении линейных размеров до 10
м; ±3° - при измерении угловых размеров; ±1 °С - при измерении
температуры окружающей среды; ±5 % -при измерении освещенности; ±5 % - при измерении эргономических
показателей; от 1 до 2,5 % - при
измерении частоты вращения. 7.1.4 Для измерения
неоговоренных выше физических величин допускается использовать другие средства
измерений, которые соответствуют классам точности от 0,6 до 2,5. 7.2 Подготовка к испытаниям 7.2.1 Для проведения приемо-сдаточных испытаний подготавливают
документацию в объеме, определяемом предприятием-изготовителем. 7.2.2 Для периодических
испытаний, как правило, подготавливают: программу и методику
периодических испытаний; акт приемо-сдаточных
испытаний; комплект сборочных чертежей
серийного производства; материалы предшествующих
периодических испытаний; материалы основных
конструктивных и технологических изменений, внесенных в документацию в период
между предшествующими и настоящими периодическими испытаниями; инструкцию по эксплуатации и
формуляр или паспорт; нормативно-техническую
документацию на серийно выпускаемые экскаваторы. 7.3 Проведение испытаний 7.3.1 Испытания экскаватора проводят как в лабораторных условиях, так и
в условиях эксплуатации или на специализированных полигонах. 7.3.2 Габаритные размеры
экскаватора и линейные параметры рабочего оборудования определяют в
соответствии с ГОСТ 27256. 7.3.3 Проверку
эксплуатационной массы экскаватора и его составных частей проводят в
соответствии с ГОСТ 27922. 7.3.4 Давление на опорную
поверхность определяют как отношение эксплуатационной массы экскаватора к
площади опорной поверхности его гусеничного хода в соответствии с приложением Д *. 7.3.5 Вместимость ковша - по
ГОСТ 17257. 7.3.6 Определение времени и
скорости перемещения рабочих органов - по ГОСТ
27251. 7.3.7 Определение скорости
движения экскаваторов - по ГОСТ 27927. 7.3.8 Испытание звуковой
сигнализации - по ГОСТ 29292 *. 7.3.9 Дымность отработавших
газов тракторных и автомобильных двигателей и их модификаций, а также выбросы
вредных веществ с отработавшими газами из системы выпуска двигателей принимают
по документации на двигатели *. 7.3.10 Проверку уровня
радиопомех проводят по ГОСТ 17822 *. 7.3.11 Испытания
экскаваторов под нагрузкой с рабочим оборудованием и рабочими органами из числа
входящих в комплект экскаватора проводят при выполнении наиболее характерных
видов работ. При этом проводят хронометраж и учет наработки экскаватора,
фиксируются неисправности и их причины *. 7.3.12 Проверку технически
достижимых: продолжительности рабочего цикла, максимальной производительности и
минимального удельного расхода топлива проводят в соответствии с приложением *. 7.3.13 Оперативную
трудоемкость плановых технических обслуживаний (ЕО, TO-1) проверяют на основании
данных хронометража при имитации выполнения всех операций, предусмотренных
инструкцией по эксплуатации экскаватора. Повторность выполнения операций - не
менее 3 раз. 7.3.14
Проверку выполнения требований безопасности и эргономики проводят в
соответствии с ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, ГОСТ
27534, ГОСТ 27717* и нормативной
документацией предприятия-изготовителя экскаватора. 7.3.15 Сроки проведения,
объем периодических испытаний, а также неустановленные методы испытаний и
методы испытаний неоговоренных показателей устанавливают
предприятия-изготовители. 7.3.16 Результаты
приемосдаточных и периодических испытаний оформляют протоколом. 7.3.17 Результаты
хронометрических наблюдений заносят в ведомости (приложения К,
Л, М). 8 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ8.1 Группа условий хранения и
транспортирования экскаваторов - 7 (Ж1) по ГОСТ
15150. 8.2 Экскаваторы при
транспортировании с основными видами рабочего оборудования следует вписывать в
установленный габарит погрузки в соответствии с «Техническими условиями
погрузки и крепления грузов» Министерства путей сообщения, в том числе: экскаваторы 1-2-х размерных
групп и гусеничные экскаваторы 3-4-х размерных групп без разборки; экскаваторы с увеличенной
опорной поверхностью и колесные экскаваторы, а также гусеничные экскаваторы 5-й
размерной группы - с частичной разборкой (кабина, рабочее оборудование и
гусеничные ленты); экскаваторы 6-й размерной
группы - с разборкой на основные составные части. 8.3 Габариты колесных
экскаваторов должны допускать перегон собственным ходом (без разборки) по
дорогам общей сети страны под мостами и другими наддорожными сооружениями в
соответствии с «Правилами дорожного движения», утвержденными МВД. 9 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ9.1 Эксплуатацию
экскаваторов следует осуществлять в соответствии с настоящим стандартом,
техническими условиями и эксплуатационном документацией на конкретные модели,
утвержденными в установленном порядке. 9.2 К эксплуатации
допускаются только полностью укомплектованные и технически исправные машины. 9.3 К управлению
экскаваторами допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления
экскаваторами данной модели. 10 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ10.1 Изготовитель
гарантирует соответствие экскаватора требованиям настоящего стандарта и
техническим условиям при соблюдении потребителем условий эксплуатации, хранения
и монтажа, установленных настоящим стандартом и техническими условиями. Остальные требования к
конкретной продукции должны быть установлены разработчиком в технических
условиях, согласованных в установленном порядке. ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое) КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ Классификация
немерзлых и мерзлых грунтов в зависимости от числа ударов динамического
плотномера приведена в таблице.
Среднее по глубине копания
число ударов Сср рассчитывают по формуле где С1
- среднее число ударов на поверхности грунта; С2 - среднее число ударов на
средней глубине промерзшего слоя грунта (или слоя немерзлого грунта, плотность
которого отличается от плотности нижележащего слоя грунта); С3 - среднее число ударов на
границе промерзшего и немерзлого грунта, плотность которых отличается друг от
друга; С4 - среднее число ударов на дне траншеи; h1 - глубина промерзания грунта
(или толщина немерзлого грунта, плотность которого отличается от плотности
нижележащего слоя грунта), м; h2 - толщина немерзлого слоя
грунта (или толщина немерзлого слоя грунта, плотность которого отличается от
плотности вышележащего слоя грунта), м; Н - глубина копания, м. Примечание. Среднее число ударов динамического плотномера C1-С2 следует определить как среднеарифметические значения измерений, выполняемых не менее чем в трех точках на поверхности грунта, на равной глубине и на дне траншеи. Динамический плотномер ___________ * Размеры для справок 1 - ручка; 2 - втулка в
сборе; 3 - шток; 4 - груз; 5 - наконечник ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое) Термины, применяемые в
настоящем стандарте, и их пояснения
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное) НОМЕНКЛАТУРА 1 Геометрическая и
номинальная вместимость ковша 2 Мощность основного двигателя
или основной насосной установки 3 Давление на опорную
поверхность (для гусеничных машин)* 4 Эксплуатационная масса 5 Рабочие параметры (глубина,
радиус копания обратной лопаты и драглайна, высота копания и радиус выгрузки
прямой лопаты) 6 Уровень внешнего шума* 7 Уровень шума в кабине
машиниста* 8 Уровень вибрации на рабочем
месте машиниста* 9 Габаритные размеры 10 Продолжительность рабочего
цикла 11 Расход топлива
(электроэнергии) 12 Частота вращения
поворотной платформы 13 Клиренс 14 Углы въезда и съезда (для
пневмоколесных экскаваторов) 15 Минимальный радиус
поворота (для пневмоколесных экскаваторов) 16 Скорость передвижения ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное) ИНДЕКСАЦИЯ ПОЛНОПОВОРОТНЫХ ОДНОКОВШОВЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Примечания 1 Основное исполнение У для макроклиматических
районов с умеренным климатом и индексе не указывают. 2 Если модернизация не проводилась, то ее
обозначение не указывают. 3 Порядковый номер модификации экскаватора указывают соответствующей арабской цифрой после основного индекса. 4 Индекс присваивают на основе утвержденного техническою задания на проектирование экскаватора (или заменяющего документа) базовой организацией по стандартизации (или техническим комитетом). Пример
условного обозначения индексации одноковшового универсального экскаватора 4-й размерной
группы на пневмоколесном ходовом устройстве с жесткой подвеской рабочего
оборудования, второй модели, первой модернизации, в исполнении для
макроклиматических районов с холодным климатом, первая модификация: ЭО-4322 АХЛ-1 ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(рекомендуемое) МЕТОДИКА Давление на опорную
поверхность Рон, кПа, рассчитывают по формуле где G -
эксплуатационная масса экскаватора с рабочим оборудованием, кг; g - ускорение земного
тяготения, равное 9,81 м/с; Вг - ширина гусеничной ленты, м; l - среднее
расстояние между ведущим и натяжным колесами гусениц, рассчитанное исходя из
шага гусеничной цепи и числа звеньев, м; d -
диаметр окружности, описанный вокруг гусеницы, лежащей на ведущем колесе, м. ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
(рекомендуемое) МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ ТЕХНИЧЕСКИ
ДОСТИЖИМЫХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ЦИКЛА, 1 Указанные показатели
используют для подтверждения данных технической характеристики конкретных
моделей экскаваторов. 2 Проверку показателей
проводят при соблюдении следующих условий: - температура воздуха - от 10
°С до 25 °С; - погода - без осадков; - регулирование двигателя -
на максимальную подачу топлива или на рекомендуемое ПТД
предприятия-изготовителя экскаватора; - нагрев рабочей жидкости в
гидросистеме - до плюс (50±10) °С; - квалифицированное
обслуживание и управление экскаватором. 3 Проверку показателей для
основных видов оборудования проводят на следующих видах работ: - для экскаваторов, оборудованных
прямой лопатой, - разработка в грунтах III категории траншеи глубиной не
более 2/3 наибольшей кинематической глубины копания, но
не менее 2,5 м для экскаваторов 3-й размерной группы и 3,0 м для экскаваторов
4-6-й размерных групп и шириной не более двухкратной ширины ковша с выгрузкой в
отвал; - для экскаваторов,
оборудованных прямой лопатой - разработка в грунтах III категории забоя высотой не
менее половины наибольшей кинематической высоты копания с выгрузкой в отвал; - для экскаваторов с рабочим
оборудованием драглайна - разработка грунта III категории в котловане
глубиной не более 2/3, но не менее половины максимальной
глубины копания с выгрузкой в отвал. Условия испытаний и методика
проверки технически достижимых показателей экскаваторов с другими видами
рабочего оборудования и рабочих органов, а также экскаваторов с увеличенной
опорной поверхностью устанавливают в программе и методике испытаний на
конкретную модель. 4 Продолжительность рабочего
цикла определяют как среднее арифметическое не менее десяти измерений времени
при работе со средним углом поворота 1,57 рад (90°), коэффициентом наполнения
копта не менее 1,0. 5 Техническую
производительность рассчитывают, исходя из фактических данных по
продолжительности цикла, коэффициентов наполнения ковша и разрыхления грунта,
зафиксированных при проведении испытании по проверке продолжительности рабочего
цикла. 6 Производительность
экскаватора для определения минимального удельного расхода топлива выявляют по
объему грунта, разработанного в течение 30 мин непрерывной работы (включая
время на необходимые передвижения и подготовку забоя), исходя из измерений
траншеи или выработки. Допускается определение
объема грунта по числу ковшей с соответствующим учетом коэффициентов наполнения
ковша и разрыхления грунта. За производительность
принимают среднее арифметическое значение результатов трех испытаний, каждое из
которых проводят в течение 30 мин на одной и той же машине квалифицированным
машинистом. Расход топлива при этом
следует определять с помощью тарированного бака и градуированного щупа (бак
должен быть оттарирован до начала испытаний) или взвешиванием. Расход электроэнергии
контролируют путем регистрации показаний счетчика электроэнергии при проверке
производительности. ПРИЛОЖЕНИЕ К
(рекомендуемое) ХРОНОМЕТРАЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
(рекомендуемое) ХРОНОМЕТРАЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Хронометражисты:
___________________________________________________ ___________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ М
(рекомендуемое) СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ хронометражных наблюдений за
работой экскаватора __________________________________________________ (индекс) наименование предприятия-изготовителя Номер экскаватора по системе
нумерации предприятия-изготовителя _____________________________________ с рабочим оборудованием
Ключевые слова: экскаватор, гибкая подвеска рабочего оборудования,
жесткая подвеска рабочего оборудования, глубина копания, прямая лопата,
обратная лопата, драглайн, вместимость ковша |
|
|