|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ПРАВИЛА СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 24408-80
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам
строительства ИСПОЛНИТЕЛИС.П. Епифанов, канд. техн.
наук; Г.К. Башков, канд. техн. наук; В.В. Колесниченко; В.Г. Вердников, канд.
техн. наук; В.М. Зотова; А.С. Розенсон; В.И.
Кириллов; В.П. Кушнер; В.Н. Шафранский; Ю.С. Востриков; Д.М. Соловьев; Е.Г.
Гологорский, канд.
техн. наук; А.Е. Куликов; Б.Ф. Хазов;
канд. техн. наук; Л.А. Лифшиц; В.В. Рогач;
Н.Ф. Бороздна ВНЕСЕН
Государственным комитетом СССР по делам строительства Начальник Отдела механизации строительства П. И. Моисеев УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5033 СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5033 срок действия
установлен с 01.01 1982 г. до 01.01 1985 г. Настоящий
стандарт устанавливает общие требования к строительным машинам (далее - машины)
и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и
выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта. Стандарт не распространяется на железнодорожные краны и плавучие земснаряды и землесосы (Измененная
редакция. Изм.
№ 1) 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сдача в ремонт машин и их составных частей и
выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями
ГОСТ-19504-74, настоящего стандарта и стандартов на сдачу в ремонт и выдачу из
ремонта машин отдельных видов. 1.2. Сельскохозяйственные тракторы, включая
тракторы, на базе которых созданы машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта в
соответствии с требованиями ГОСТ
18524-80, а дизельные двигатели тракторного типа, применяемые на машинах по
ГОСТ
18523-79. При этом гарантии, установленные ГОСТ
18524-80, не распространяются на строительные машины, созданные па базе
тракторов. 1.3. Автомобили, на шасси которых созданы машины,
и двигатели автомобильного типа, применяемые на машинах, сдают в первый ремонт
в соответствии с требованиями ГОСТ
18506-73, выдают из ремонта по ГОСТ
22581-77 первой комплектностью, установленной ГОСТ
18505-73 (кроме запасного колеса). Сдачу их в последующие ремонты и выдачу
из ремонта производят согласно нормативно-технической документации,
утверждаемой в установленном порядке. 1.4. При первом ремонте машин не допускается
обезличивать их базовые детали. Перечень необезличиваемых базовых деталей
приводят в технических условиях на ремонт соответствующих машин. 1.5. Составные части сдают в ремонт для
последующего их использования при различных видах ремонта машин агрегатным
методом в условиях эксплуатации. 1.6. Храпение машин (составных частей), ожидающих
ремонта, - в соответствии с требованиями ГОСТ
25640-83 и эксплуатационных документов на машины конкретных марок. Хранение машин (составных частей), выдаваемых из
ремонта, - в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ремонтных
документов на машины конкретных марок. Подготовка к транспортированию машин (составных
частей) в ремонт или из ремонта транспортом любого вида - в соответствии с
требованиями, настоящего стандарта, эксплуатационных и ремонтных документов на
машины конкретных марок и с правилами, действующими на транспорте
соответствующего вида. 1.7.
Допускается сдавать в ремонт и выдавать из ремонта машины без огнетушителя,
средств индивидуальной защиты, питьевого бачка, напольного коврика,
светозащитного козырька и других составных частей, перечень которых
устанавливается в отраслевой нормативно-технической документацией. 1.6,
1.7. (Введены дополнительно. Изм.
№ 1) 2.
ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ
2.1. В ремонт разрешается сдавать машины,
выработавшие установленный нормативно-технической документацией ресурс до
первого или очередного ремонта и достигшие предельного состояния. Критерии предельного состояния машин
конкретных марок и их составных частей устанавливаются соответствующей
нормативно-технической документацией. Допускается сдавать в ремонт машины, не
выработавшие ресурс, установленный нормативно-технической документацией, но
достигшие предельного состояния, а также в случае аварийных повреждений. В
первом случае заказчик совместно с представителем незаинтересованной
организации составляет акт о техническом состоянии машины, в котором указывает
причину неполной выработки ресурса, а во втором - аварийный акт. Акты
направляют вышестоящей организации по подчиненности. Если причиной неполной выработки ресурса явилось
несовершенство конструкции машины или низкое качество ее изготовления, в
составлении технического акта должны принимать участие соответственно
представители разработчика и изготовителя машины. Номенклатуру машин, на которые составляют
технический акт с участием разработчика (изготовителя), определяют по
согласованию между министерством-изготовителем и основным потребителем. В техническом акте указывают номер машины по
системе нумерации предприятия-изготовителя, ее наработку с начала эксплуатации
или от капитального ремонта и причины неполной выработки ресурса. Копии
технических актов направляют предприятию-изготовителю, головной организации
разработчика, головной организации потребителя, занимающейся оценкой качества
машин. Примечание. Порядок направления в ремонт
импортных машин, не выработавших ресурс вследствие несовершенства конструкции,
определяется отраслевой нормативно-технической документацией. (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 2.2. Машины, сдаваемые в ремонт, должны быть
полностью укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными
конструкторской документацией, за исключением инструмента, и иметь один вид
рабочего оборудования. Все сборочные единицы, детали и приборы должны
быть закреплены, как это предусмотрено конструкцией машины. Машины на пневмоколесном и автомобильном ходу
сдают в ремонт с укомплектованными колесами, кроме запасного с накачанными и
годными к эксплуатации шинами. Машины, конструкцией которых предусмотрено
применение аккумуляторных батарей, сдают в ремонт с годными к эксплуатации
аккумуляторными батареями. Допускается для машин, сдаваемых в ремонт,
отсутствие до 10 % крепежных деталей (болтов, гаек, винтов, шплинтов) от их
числа, предусмотренного конструкторской документацией, и отдельных мелких
деталей (крышек баков и радиаторов, дверных ручек, запоров капотов, головок
рычагов управления). Комплектность
составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должна соответствовать
требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному
методу ремонта машин. (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 2.3. Машины и их составные части, сдаваемые в
ремонт, должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные неокрашиваемые
поверхности (штоки гидроцилиндров, пневмоцилиндров и др.) покрыты
консервирующей смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц
(впускные и выпускные каналы двигателей, гидронасосов, гидромоторов и др.)
закрыты. У машин, направляемых в ремонт автомобильным,
железнодорожным или водным транспортом, должны быть слиты охлаждающая жидкость
и топливо, кабина и капот опломбированы. Допускается снятие с машины отдельных сборочных
единиц и деталей (фары, рычаги, щетки стеклоочистителей и др.). Снятые
сборочные единицы и детали должны быть упакованы в ящики. На них должна быть
составлена опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1. Из картеров составных частей машин, сдаваемых в
ремонт отдельно, должно быть слито масло. 2.4. Машины и их составные части не принимают в
ремонт при наличии: несоответствия комплектности требованиям пп. 1.2, 1.3
и 2.2; неустранимых дефектов базовых
деталей, указанных в нормативно-технической документации; сборочных единиц и деталей, отремонтированных
способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта
(сварка вместо предусмотренного крепления болтами и т.п.). Машины (составные части) не принимают в ремонт также при отсутствии
документации, которая должна направляться вместе с ними, или при неправильном ее оформлении. Машины с дефектами базовых деталей, устранение
которых не предусмотрено действующей нормативно-технической документацией, а
также с дефектами, возникшими в результате аварии, могут быть приняты в ремонт
по соглашению между заказчиком и исполнителем. (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 3. ПОРЯДОК
СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В РЕМОНТ
3.1. Вместе с машиной заказчик направляет исполнителю: а) формуляр или паспорт машины
предприятия-изготовителя; б) аварийный акт, если машину направляют в ремонт вследствие аварии; в) акт о техническом состоянии, если в ремонт
направляют машину, не выработавшую ресурс. При сдаче в ремонт отдельной составной части
заказчик направляет паспорт (если он предусмотрен предприятием-изготовителем),
а при его отсутствии - справку о ее техническом состоянии. Форма справки
приведена в рекомендуемом приложении
2. При одновременной отправке нескольких составных частей в одном
упаковочном месте на них составляют опись. Форма описи приведена в
рекомендуемом приложении 1. (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 3.2. Документация, отправляемая вместе с машинами
или составными частями, должна быть упакована заказчиком в пакет из
водонепроницаемой бумаги или полиэтиленовой пленки, закреплена и опломбирована
на пульте управления машины или на составной части, если ее направляют в ремонт
отдельно. 3.3. При приемке поступившей в ремонт машины или
составной части исполнитель проверяет: а) комплектность машины (составной части) внешним
осмотром; б) техническое состояние машины (составной части)
внешним осмотром, при
помощи
средств технической диагностики или путем разборки отдельных составных частей
(сборочных единиц); в) наличие документации в соответствии с
требованиями п. 3.1 и правильность оформления формуляра (паспорта). (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 3.4. На принятую в ремонт машину или составную
часть исполнитель составляет акт. Форма акта приведена в рекомендуемом
приложении 1 к ГОСТ 19504-74. 4.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ
4.1. Отремонтированные машины (составные части)
должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на их
ремонт, разработанной в соответствии с ГОСТ 2.602-68.
Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме
послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных
машин (составных частей) должны быть на уровне новых машин (составных частей).
Показатели послеремонтного ресурса машин устанавливают в стандартах на сдачу в
ремонт и выдачу из ремонта или в технических условиях на ремонт конкретных
видов машин. 4.2. Каждая отремонтированная машина и составная
часть должны быть испытаны в соответствии с техническими условиями на их
ремонт, приняты службой технического контроля исполнителя, в формуляре
(паспорте) машины (составной части) должна быть произведена запись о
проведенном ремонте, а на составную часть, не имеющую паспорта, нанесено клеймо
службы технического контроля. 4.3. Приемо-сдаточные испытания отремонтированных
машин (составных частей) должны производиться с учетом требований ГОСТ 24826-81 и соответствующих документов на конкретные
виды машин. (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 4.4. Счетчик учета наработки при его монтаже на
машину должен быть установлен исполнителем на начало отсчета и опломбирован. 4.5. Отремонтированная машина должна
соответствовать требованиям ГОСТ
12.2.011-75. На машине исполнителем должны быть восстановлены все надписи,
предусмотренные конструкторской документацией на новую машину, в том числе
табличка предприятия-изготовителя при ее повреждении. 4.6. На отремонтированной машине исполнитель
должен закрепить табличку, соответствующую требованиям ГОСТ 12969-67
и содержащую следующие данные: а) наименование и товарный знак ремонтного
предприятия; б) наименование и индекс (марку) машины; в) год и месяц проведения ремонта; г) обозначение технических условий, в соответствии
с которыми выполнен ремонт. 4.7. К отремонтированной составной части
исполнитель должен прикрепить этикетку размером 60×40 мм, указав на ней
следующие данные: а) наименование и товарный знак ремонтного
предприятия; б) наименование составной части; в) наименование и индекс (марку) машины, на
которой ее устанавливают; г) штамп ОТК; д) год и месяц проведения ремонта; е) обозначение технических условий, в соответствии
с которыми выполнен ремонт. 4.8. Отремонтированные машины должны быть
полностью заправлены, маслами (смазками) и рабочей жидкостью, в соответствие с
требованиями, указанными в инструкции по эксплуатации. Кроме того, машина, отправляемая заказчику своим
ходом, должна быть заправлена топливом в объеме, согласованном с заказчиком с
учетом обязательной возможности передвижения машин до ближайшего пункта
заправки топливо - смазочными материалами. Составные
части машин, выдаваемые из ремонта отдельно, должны быть полностью заправлены
смазкой, кроме жидкой смазки картеров (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 4.9. Кабина и капот машины, отправляемой после
ремонта заказчику автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, должны
быть опломбированы. Давление в шинах у машин на пневмоколесном или
автомобильном ходу должно быть снижено до 70-80 % от номинального. Документация
упакована и опломбирована согласно требованиям п.
3.2. 4.10. Машина, отправляемая заказчику после ремонта транспортом любого вида,
должна быть подвергнута исполнителем консервации. Вид консервации должен
соответствовать ремонтным документам на машины конкретных марок в зависимости
от срока хранения (включая время транспортирования). (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 4.11. Гидромоторы, гидронасосы, распределители, гидроцилиндры,
электрооборудование, компрессоры и радиаторы перед отправкой заказчику после
ремонта должны быть упакованы исполнителем в деревянные ящики, изготовленные по
технической документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ
16536-78 ГOCT
2991-76 4.12. Стрелы, рукояти, ходовые тележки, передние и
задние мосты, лебедки, редукторы после ремонта транспортируют без упаковки. 4.13. Комплектность выдаваемых из ремонта машин
должна соответствовать конструкторской документации предприятия-изготовителя
(без комплекта ЗИП). Примечание. Допускается отсутствие некоторых мелких
составных частей машины, которые не были представлены заказчиком при сдаче
машины в ремонт в соответствии с п. 1.7. Комплектность
составных частей, выдаваемых из ремонта отдельно, должна соответствовать
требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному
методу ремонта машин 4.13.
(Введен дополнительно. Изм.
№ 1) 5. ПОРЯДОК
ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ РЕМОНТА
5.1. Выдачу машин и составных частей из ремонта
оформляют актом. Форма акта на выдачу машин из ремонта приведена в
рекомендуемом приложении 2 к ГОСТ 19504-74. 5.2. К выдаваемой из ремонта машине исполнитель
должен прилагать: формуляр (паспорт) машины предприятия-изготовителя
с соответствующими записями в нем о проведенном ремонте, а для грузоподъемных
машин и компрессоров записью о первом техническом освидетельствовании; акт на выдачу машины (составной части) из ремонта. паспорта отдельных составных частей, представленные
заказчиком с машиной; документ о консервации и упаковке машины (составной
части) - по ГОСТ
2.601-68 (при транспортировании заказчику). К составной части, выдаваемой из ремонта отдельно,
исполнитель должен прилагать паспорт (если он представлен заказчиком). Примечание. Допускается вместо документа
о консервации и упаковке выполнять соответствующие записи в формуляре
(паспорте) машины составной части). (Измененная редакция. Изм.
№ 1) 5.3. Получая машину (составную часть) из ремонта,
заказчик проверяет: наличие формуляра (паспорта) и записей в нем о
проведенном ремонте и первом послеремонтном техническом освидетельствовании
машин, техническое состояние которых контролирует Госгортехнадзор; комплектность и техническое состояние машины
(составной части); правильность оформления акта на выдачу машины
(составной части) из ремонта. 6.
ГАРАНТИИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. Исполнитель должен гарантировать соответствие
качества отремонтированной машины (составной части) требованиям
нормативно-технической документации на ее ремонт при соблюдении правил
эксплуатации машины (составной части). 6.2. Конкретные значения гарантийных сроков и
наработок машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из
ремонта конкретных видов машин или в другой нормативно-технической
документации, утвержденной в установленном порядке и указываются исполнителем в
акте на выдачу их из ремонта. 6.3. Гарантийный срок исчисляют с момента
получения отремонтированной машины (составной части) заказчиком, а гарантийную
наработку - с момента ввода отремонтированной машины (составной части) в
эксплуатацию. Показания счетчика до начала эксплуатации должны быть занесены в
формуляр (паспорт) заказчиком. 6.4. Если в период гарантийного срока машина
(составная часть) находилась в ремонте по вине исполнителя, то гарантийный срок
продлевают на продолжительность простоя машины (составной части) в ремонте, о
чем исполнитель производит соответствующую запись в формуляре (паспорте). ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
ОПИСЬ № ____________________ упакованных
составных частей машины, направляемых ______________________________________________________________________________ (наименование, тип, марка и номер машины по системе нумерации ______________________________________________________________________________ предприятия - изготовителя), направляемой ______________________________________________________________________________ (наименование владельца машины) ______________________________________________________________________________ (наименование ремонтного предприятия) Составные части сняты, проверены, покрыты предохраняющей от коррозии
смазкой и упакованы в
___________________________________________________________________ (наименование упаковки и число мест) Копия описи вложена в ящик № _________ Перечень и число составных частей,
упакованных в ящике (ящиках)
Подпись
(должность и фамилия)_________________________________________________ Дата________________________________________ |
______________________________________________________________________________ (наименование и подчиненность эксплуатационного предприятия) СПРАВКА
о техническом состоянии составных частей, сдаваемых в ремонт "____"_________________ 19___ г. Настоящей
подтверждается, что составные части, наименование и число которых приведены в
перечне, после снятия с эксплуатации и перед отправкой в капитальный ремонт
подсборке негодными деталями не подвергались, соответствуют требованиям
стандарта на сдачу в капитальный ремонт строительных машин и их составных
частей
Руководитель предприятия
____________________________________________________
(подпись) Механик предприятия ________________________________________________________ (подпись) |
|
|