|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСТ 25044-81 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО
СТАНДАРТАМ Москва РАЗРАБОТАН Государственным
комитетом СССР по стандартам Государственным комитетом СССР по
производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства Министерством
автомобильной промышленности Министерством тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения Министерством
строительного, дорожного и коммунального машиностроения Министерством
автомобильного транспорта РСФСР ИСПОЛНИТЕЛИ И. В. Негребецкий; В, А. Назаров; канд. техн. наук; В. М. Михлин, д-р техн. наук; А. Н. Харазов, канд. техн. наук; А. И. Зелик, канд. техн. наук; П. Ш. Петросян, канд. техн. наук; А. Т. Остапко, канд. техн. наук; Б. П. Багин, канд. техн. наук; А. П. Дунаев, канд. техн. наук (руководители темы); Н.
Н. Котылева; Б.
И. Транцев, канд. техн. наук; Н.
М. Старовойтов, канд. техн. наук; В.
В. Крупнов; М.
М. Манзон, канд. техн. наук; К.
Ю. Скибневский, канд. техн. наук; В.
Н. Власенко, канд. техн. наук; Л.
А. Колычев ВНЕСЕН
Государственным комитетом СССР по стандартам Член Госстандарта В. Н. Шахурин УТВЕРЖДЕН
И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам
от 16 декабря 1981 г. № 5440 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 16 декабря 1981 г. № 5440 срок
введения установлен с
01.01 1983 г.* * Внедрение стандарта должно осуществляться в
соответствии с планом мероприятий согласно обязательному приложению 1. Несоблюдение стандарта преследуется по
закону Настоящий стандарт
распространяется на автомобили, тракторы, строительные и дорожные машины,
монтируемые на их базе, самоходные сельскохозяйственные машины, многоосные
шасси и силовые агрегаты к ним (далее - машины) и устанавливает основные
положения по обеспечению диагностирования на стадии проектирования вновь
разрабатываемых и модернизируемых машин, организации диагностирования машин в
эксплуатации и ремонте, а также общие требования к документам на
диагностирование. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Техническое
диагностирование проводится: при вводе машин в
эксплуатацию; при техническом обслуживании
(ТО); при текущем (капитальном)
ремонте машины. 1.2. Устанавливают следующие
задачи диагностирования: проверка исправности и
работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной
вероятностью правильности диагностирования; поиск дефектов, нарушивших
исправность и (или) работоспособность машины; сбор исходных данных для
прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины
в межконтрольный период. 1.3. Ответственным за
обеспечение объекта диагностированием является предприятие (организация) -
разработчик, за организацию диагностирования при эксплуатации - предприятия -
потребители машин, при ремонте - ремонтные предприятия. 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ2.1. Порядок разработки
системы диагностирования, требования, предъявляемые к машине и средствам
диагностирования, значения параметров диагностирования устанавливают на стадии
разработки технического задания на машину в соответствии с ГОСТ 20417-75, ГОСТ
23564-79 и заносят в «Техническое задание» в подраздел «Условия эксплуатации
(использования), требования к эксплуатации и ремонту» или в «Дополнительные
требования» по ГОСТ 15.001-73. 2.2.
Для каждой машины на стадии разработки устанавливают: вид, периодичность и объем
диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации; правила и последовательность
диагностирования; номенклатуру диагностических
параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние
машины и обеспечивающих поиск возможных дефектов; номинальные, допускаемые,
предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости
значений параметров от наработки машины; требования к точности
измерения параметров; номенклатуру средств
диагностирования и режимы работы машины и ее составных частей при проведении
диагностирования; требования к
контролепригодности машины по ГОСТ 23563-79, ГОСТ 24029-80 и ГОСТ 24925-81; требования по технике
безопасности труда при диагностировании. 2.3.
Требования и исходные данные по организации технического диагностирования при
эксплуатации и ремонте машин, перечисленные в п. 2.2, указывают: в «Технических
условиях», «Инструкции по эксплуатации» или «Инструкции по техническому
обслуживанию» по ГОСТ 2.601-68-для автомобилей и машин, монтируемых на их базе;
в «Технических условиях», «Техническом описании и инструкции по эксплуатации»
по ГОСТ 2.607-72- для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и
сельскохозяйственных машин. 3. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ МАШИН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ3.1. Предприятие
(организация), осуществляющее эксплуатацию машины, организует и проводит
диагностирование машины перед вводом в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в
соответствии с требованиями, указанными в документах, перечисленных в п. 2.3. 3.2. Результаты каждого
диагностирования машины заносят в диагностическую и накопительную карты. 3.3. По результатам
диагностирования принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины
с назначенным ресурсом после проведения ТО или о необходимости проведения
текущего (капитального) ремонта. 3.4. Объем работ, подлежащих
выполнению при ТО и текущем (капитальном) ремонте машины, устанавливают на
основе диагностирования. 3.5. Ремонтное предприятие
организует и проводит диагностирование машин: поступивших в ремонт с целью
определения объемов работ при капитальном ремонте; прошедших капитальный ремонт
с целью получения исходных данных для оценки качества ремонта и установления
послеремонтного ресурса. 3.6. Значения
диагностических параметров, полученные после выполнения капитального ремонта,
заносят в паспорт (ПС) или формуляр (ФО) и подтверждают подписью и штампом
отдела технического контроля ремонтной организации. 4. ДОКУМЕНТЫ НА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ4.2. Министерство
(ведомство), осуществляющее эксплуатацию и ремонт машин в соответствии с
требованиями документа, указанного в п. 4.1, организует разработку: раздела карты типового
технологического процесса (КТТП) по организации и проведению диагностирования
при выполнении работ по ТО, ТР и капитальному ремонту; диагностической карты; накопительной карты; комплекта учетно-отчетных
документов по диагностированию, накоплению и обработке информации об
эффективности проведения работ по диагностированию. 4.3. Предприятие
(организация), осуществляющее эксплуатацию и (или) ремонт машин в соответствии
с требованиями документов, указанных в п. 4.1 или в разделе карты по
организации и проведению диагностирования КТТП, разрабатывает раздел карты
технологического процесса (КТП) по организации и проведению диагностирования
при выполнении работ по ТО, ТР или капитальному ремонту. 4.4. Диагностическая карта
(см. рекомендуемое приложение 2) служит для регистрации результатов
диагностирования во всех случаях проведения диагностирования и принятия решения
о необходимых работах при ТО и ремонте машины. Диагностическая карта
является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях
проведения диагностирования. 4.5. Накопительная карта
предназначена для накопления информации об изменениях диагностических
параметров в процессе эксплуатации машины, сбору исходных данных для
прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах
межконтрольного периода. 4.6. Накопительная карта
(см. рекомендуемое приложение 3) ведется на каждую машину в течение всего
срока ее эксплуатации. При передаче машины в другую организацию накопительную
карту передают вместе с машиной. 4.7. По требованию предприятия (организации) - разработчика
предприятия, эксплуатирующие машины, обязаны передать ей дубликаты
накопительных карт. Данные накопительной карты
могут быть использованы для статистического анализа надежности машины в целом и
ее составных частей. ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Обязательное
ПЛАН
|
Наименование мероприятий |
Организация, ответственная за
выполнение |
Срок выполнения |
Составление
заявок для обеспечения отраслей необходимым числом экземпляров стандарта. |
Министерства
отраслей народного хозяйства |
В
течение двух месяцев с момента; утверждения стандарта |
Представление
заявок Государственному комитету СССР по стандартам для централизованного
обеспечения |
Министерства
отраслей народного хозяйства |
В
течение двух месяцев с момента утверждения стандарта |
Составление
и согласование с Госстандартом плана внедрения стандарта |
То
же |
В
течение двух месяцев с момента регистрации стандарта |
Обеспечение
предприятий отрасли необходимыми средствами диагностирования |
|
По
плану министерств |
Обеспечение
предприятий отрасли необходимой документацией, предусмотренной стандартом |
|
То
же |
Внедрение
стандарта в отрасли народного хозяйства |
|
По
плану министерств, согласованному с Госстандартом |
Разработка
форм диагностической и накопительной карт с учетом обработки их данных на
ЭВМ: |
|
|
для
автомобилей и монтируемых на их базе машин; |
Минавтотранс
РСФСР |
1-й
кв. 1982 г. |
для
тракторов и монтируемых на их базе машин; для строительных и дорожных машин |
Госкомсельхозтехника
СССР, строительные и монтажные министерства (при необходимости) |
1-й
кв. 1982 г. |
Оборотная сторона диагностической карты
Наименование диагностического
параметра |
Заключение |
Угол
поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов
прерывателя, град |
|
Начальный
угол опережения зажигания, град |
|
Угол
опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, град |
|
Суммарный
угол опережения зажигания при 1000 об/мин, град |
|
Напряжение
аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В |
|
Вторичное
электрическое напряжение, кВ |
|
Давление
топлива после насоса, кПа |
|
Минимально
устойчивая частота вращения коленчатого вала, с-1 |
|
Содержание
окиси углерода в отработавших газах, %: |
|
на холостом ходу |
|
при большой частоте вращения |
|
Суммарный
угловой люфт коробки передач, град: |
|
на второй передаче |
|
на прямой передаче |
|
Удельный
расход топлива, кг/с: |
|
на холостом ходу |
|
при скорости 100 км/ч |
|
Суммарный
угловой люфт карданной передачи, град |
|
Биение
карданного вала, мм |
|
Суммарный
угловой люфт главной передачи, град |
|
Мощность
на прокручивание ведущих колес, кВт (л. с.) (или выбег 50-30 км/ч), м |
|
Мощность
на ведущих колесах автомобиля, кВт (л. с.) |
|
Радиальный
люфт в шкворневых соединениях, мм: |
|
слева |
|
справа |
|
Осeвой люфт в шкворневых соединениях, мм: |
|
слева |
|
справа |
|
Асинхронизм
искрообразования, град |
|
Зазор между втулкой и валиком распределителя
высокого напряжения, мм |
|
19____г.
Модель автомобиля
____________Год выпуска ______Государственный № ______
Гаражный № ________
|
||||||
Наименование диагностического параметра |
Значения параметра |
Показания спидометра |
||||
Предельные |
Номинальные |
Дата______ км |
Дата_____ км |
и т.д. |
||
Значения параметров при
диагностировании |
||||||
Угол
поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов
прерывателя, град |
|
|
|
|
|
|
Начальный
угол опережения зажигания, град |
|
|
|
|
|
|
Угол
опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, град |
|
|
|
|
|
|
Суммарный
угол опережения зажигания при 1000 об/мин, град |
|
|
|
|
|
|
Напряжение
аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В |
|
|
|
|
|
|
Вторичное
электрическое напряжение, кВ |
|
|
|
|
|
|
Давление
топлива после насоса, кПа |
|
|
|
|
|
|
Минимально
устойчивая частота вращения коленчатого вала, с-1 |
|
|
|
|
|
|
Содержание
окиси углерода в отработавших газах, %: |
|
|
|
|
|
|
на холостом ходу |
|
|
|
|
|
|
при большой частоте вращения |
|
|
|
|
|
|
Суммарный
угловой люфт коробки передач, град: |
|
|
|
|
|
|
на второй передаче |
|
|
|
|
|
|
на прямой передаче |
|
|
|
|
|
|
Удельный
расход топлива, кг/с: |
|
|
|
|
|
|
на холостом ходу |
|
|
|
|
|
|
при скорости 100 км/ч |
|
|
|
|
|
|
Суммарный
угловой люфт карданной передачи, град |
|
|
|
|
|
|
Биение
карданного вала, мм |
|
|
|
|
|
|
Суммарный
угловой люфт главной передачи, град |
|
|
|
|
|
|
Мощность
на прокручивание ведущих колес, кВт (л. с.) (или выбег 50-30 км/ч), м |
|
|
|
|
|
|
Мощность
на ведущих колесах автомобиля, кВт (л. с.) |
|
|
|
|
|
|
Радиальный
люфт в шкворневых соединениях, мм: |
|
|
|
|
|
|
слева |
|
|
|
|
|
|
справа |
|
|
|
|
|
|
Осевой
люфт в шкворневых соединениях, мм: |
|
|
|
|
|
|
слева |
|
|
|
|
|
|
справа |
|
|
|
|
|
|
Асинхронизм
искрообразования, град |
|
|
|
|
|
|
Зазор
между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм |
|
|
|
|
|
|
Условия
эксплуатации |
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
|