|
ГОСТ Р 22.1.01-95 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ МОНИТОРИНГ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским
институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с
участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК
71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации
ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 1997-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт устанавливает
основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды
(далее - мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к
нормативному и метрологическому обеспечению этой системы. Положения стандарта подлежат
применению органами управления федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по
защите населения и территорий (акваторий) от ЧС. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Термины и определения основных понятий ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы.
Номенклатура параметров поражающих воздействий ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения ГОСТ 28906-91 Системы
обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ3.1 В настоящем стандарте
применяют следующие термины и определения: 3.1.1 мониторинг окружающей
среды - по ГОСТ Р 22.1.02. 3.1.2 прогнозирование
чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС - по ГОСТ
Р 22.1.02. 3.1.3 метрологическое
обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ,
технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и
требуемой точности измерений. 4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС4.1 Система мониторинга и
прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов: - организационной структуры; - общей модели системы,
включая объекты мониторинга; - комплекса технических
средств; - моделей ситуации (моделей
развития ситуаций); - методов наблюдений,
обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования; - информационной системы. 4.1.1 Общая модель системы
мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС: - природных чрезвычайных
ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления,
установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ
Р 22.0.06; - биолого-социальных
чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ
Р 22.0.04; - техногенных чрезвычайных
ситуаций, установленных в ГОСТ
Р 22.0.05; - чрезвычайных ситуаций в
результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического,
химического оружия и других специальных средств поражения. 4.1.2 Организационная
структура в общем случае включает в себя: - орган управления системы
мониторинга соответствующего уровня (по 4.2); - службу наблюдения и
контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля); - службу сбора и обработки
информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на
предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую
среду и человека; - службу технического
обеспечения деятельности системы. 4.1.3 Комплекс технических
средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля: - обеспечивать осуществление
измерения требуемых параметров; - обладать необходимой для оценки
состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем
автоматизации (в соответствии с моделью ЧС). 4.1.4 Модели ЧС (модели
развития ситуаций) должны содержать: - общее описание ситуаций в
зависимости от процесса его проявления; - комплекс характеристик,
входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих
идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития; - критерии принятия решений. Примечание - При наличии
взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечет- источников
ЧС и механизм их взаимодействия. 4.1.5 Методы наблюдения и
контроля должны содержать: - описание наблюдаемых
процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров; - значения наблюдаемых
параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических; - режим наблюдений -
непрерывный или периодический; - точность измерений
наблюдаемых параметров; - правила (алгоритм)
обработки результатов наблюдений и форму их представления. 4.1.6 Методы прогнозирования
ЧС включают: - описание прогнозируемых
процессов, явлений; - перечень исходных данных
для прогнозирования; - правила оценки
репрезентативности исходных данных; - алгоритм прогноза (включая
оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому
обеспечению; - перечень выходных данных. 4.1.7 Информационная система
мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему
оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и
абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение,
обработку, анализ и рассылку информации. Система должна строиться в
соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ
28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными
задачами. Система должна обеспечивать
безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ
абонентам. Информационная система
мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое,
методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение. 4.2 В зависимости от масштаба
ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней)
мониторинга: - глобальный; - национальный; - региональный; - местный; - локальный. Каждый нижеследующий уровень
мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень. 5 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ5.1 Нормативное обеспечение
мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает: - законодательные акты; - нормативные документы по
стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты; - нормативные документы,
положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного
управления. 5.2 Объектами нормативного
обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС,
установленные в разделе
3. 5.3 В состав комплекса
нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых
распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также
специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при
отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости
установить специфические требования. 6 ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ6.1 Метрологическое
обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения
результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к
допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный
управляющий сигнал в системах управления. 6.2 Метрологическое
обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях
Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»,
законодательных актах, стандартах и других нормативных документах
Государственной системы обеспечения единства измерений. 6.3 Номенклатура измеряемых
величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно
отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе
создания моделей ситуации (моделей развития ситуации). 6.4 Требования
к точности измерений устанавливают, исходя из необходимости исключения или
снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии
ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных
(фоновых), допустимых и критических. Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная
ситуация, мониторинг. прогнозирование, система мониторинга и прогнозирования,
уровни мониторинга, основные элементы системы мониторинга, модель системы
мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы
прогнозирования, информационная система мониторинга, нормативное обеспечение
мониторинга и прогнозирования, метрологическое обеспечение мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций СОДЕРЖАНИЕ 4 основные
положения по составу системы мониторинга и прогнозирования чс 5 требования
к нормативному обеспечению 6 требования
к метрологическому обеспечению |
|
|