|
ГОСТ Р
52050-2003 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВИАЦИОННОЕ
ТОПЛИВО Технические
условия ГОССТАНДАРТ
РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные
материалы», ОАО «ВНИИ НП», ОАО «ЛУКОЙЛ» ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и
смазочные материалы» 2 ПРИНЯТ И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 5 мая 2003 г. № 138-ст 3 Настоящий
стандарт разработан на основе АСТМ Д 1655-01 (ASTM D 1655-2001) и
ДЕФ СТАН 91-91/4-2002 (DEF STAN 91-91/4-2002) с дополнительными требованиями,
учитывающими потребности экономики страны 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р
52050-2003 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АВИАЦИОННОЕ
ТОПЛИВО ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Технические условия Aviation turbine fuel Jet A-l. Дата введения 2004-01-01 1 Область примененияНастоящий
стандарт распространяется на топливо Джет A-1 (Jet A-1) (далее - топливо), предназначенное для использования в
газотурбинных двигателях воздушных судов гражданской авиации. Дополнения,
отражающие потребности экономики страны, выделены курсивом. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем
стандарте использованы ссылки на нормативные документы: ГОСТ
12.1.007-76 Система стандартов
безопасности труда. Вредные вещества. Классификация
и общие потребности безопасности ГОСТ
12.1.018-93 Система стандартов
безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического
электричества. Общие требования ГОСТ
12.1.044-89 (ИСО
4589-84) Система стандартов безопасности труда.
Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура
показателей и методы их определения ГОСТ
12.4.011-89 Система стандартов
безопасности труда. Средства защиты работающих.
Общие требования и классификация ГОСТ
12.4.020-82 Система стандартов
безопасности труда. Средства индивидуальной защиты
рук. Номенклатура показателей качества ГОСТ
12.4.021-75 Система стандартов
безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие
требования ГОСТ
12.4.034-85 (ЕН
133-90) Система стандартов безопасности труда.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Классификация и маркировка ГОСТ
12.4.068-79 Система стандартов
безопасности труда. Средства индивидуальной защиты
дерматологические. Классификация и общие требования ГОСТ
12.4.103-83 Система стандартов
безопасности труда. Одежда специальная защитная,
средства индивидуальной защиты ног и рук.
Классификация ГОСТ
12.4.111-82 Система стандартов
безопасности труда. Костюмы мужские для защиты
от нефти и нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ
12.4.112-82 Система стандартов
безопасности труда. Костюмы женские для защиты
от нефти и нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ
17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера.
Правила установления допустимых выбросов вредных
веществ промышленными предприятиями ГОСТ
1510-84 Нефть и нефтепродукты.
Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора
проб ГОСТ
5066-91 (ИСО
3013-74) Топлива моторные. Методы определения
температуры помутнения, начала кристаллизации и
кристаллизации Издание
официальное ГОСТ
25950-83 Топливо для реактивных
двигателей с антистатической присадкой. Метод
определения удельной электрической проводимости ГОСТ
Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты.
Метод определения плотности, относительной плотности
и плотности в градусах API ареометром ГОСТ
Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты.
Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии 3 Технические требования3.1
Топливо должно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1. Таблица 1
3.3 Топливо
должно быть изготовлено по технологии, утвержденной в установленном порядке. 3.4 В топливо
могут быть введены следующие антиокислительные присадки: 2,6-дитретбутилфенол,
х.ч.; 2,6-дитретбутил-4-метилфенол,
х.ч.; 2,4-диметил-6-третбутилфенол,
х.ч., а также их смеси, % (по объему): не менее 75 %
2,6-дитретбутилфенола и не более 25 % смеси монотрет- и тритретбутилфенола; не менее 55 %
2,6-дитретбутилфенола и не менее 15 % 2,6-дитретбутил-4-метилфенола и
оставшейся части монометил- и диметилтретбутилфенолов, х.ч.; не менее 72 %
2,4-диметил-6-третбутилфенола и не более 28 % монометил- и
диметилтретбутилфенолов, х.ч. Количество
введенных присадок не должно превышать 24 мг/дм3 активных компонентов
(без растворителя). 3.5 Топливо,
изготовленное по ДЕФ СТАН 91-91/4, может содержать не более 3 мг/дм3 антистатической
присадки СТАДИС 450 (Stadis 450) на месте
производства, на месте применения общее количество присадки не должно превышать
5 мг/дм3. 4 Требования безопасности
4.1 Топливо является малоопасным продуктом и
по степени воздействия на организм человека
относится к 4-му классу опасности по
ГОСТ
12.1.007. 4.2 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе рабочей
зоны 300 мг/м3 в соответствии с
гигиеническими нормативами ГН
2.2.5.686-98. Содержание углеводородов в воздухе рабочей зоны
определяется газохроматографом (Методические указания
Минздрава РФ МУ № 5923-91, выпуск
12) или аналогичным метрологически аттестованным
методом. 4.3 Пары алифатических предельных углеводородов
при вдыхании оказывают наркотическое действие
на организм человека. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу
человека, вызывая ее поражение и возникновение
кожных заболеваний. При длительном контакте с топливом оно вызывает
изменения функций центральной нервной системы
и повышенную заболеваемость органов дыхания у
человека. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны
контролируют в соответствии с Руководством Р
2.2.755-99. 4.4 В соответствии с ГОСТ
12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся
жидкость температурой самовоспламенения 230 °С. 4.5 При загорании топлива применяют следующие
средства пожаротушения: углекислый газ, химическую
пену, перегретый пар, распыленную воду, порошок
ПСБ-3; в помещении - объемное тушение. 4.6 В помещениях для хранения и
эксплуатации топлива запрещается обращение с
открытым огнем, электрооборудование сети и арматура
искусственного освещения должны быть выполнены
во взрывобезопасном исполнении. При работе с топливом не допускается использовать
инструменты, дающие при ударе искру. 4.7 Емкости, в которых хранят и транспортируют
топливо, должны быть защищены от статического
электричества в соответствии с требованиями ГОСТ
12.1.018. 4.8 Помещения, в которых проводят работы
с топливом, должны быть оборудованы общеобменной
приточно-вытяжной вентиляцией, отвечающей требованиям
ГОСТ
12.4.021, а в местах интенсивного выделения
паров - местным отсосом. В помещениях для хранения топлива не допускается
хранить кислоты, баллоны с кислородом или
другие окислители. 4.9 При разливе топлива необходимо собрать
его в отдельную тару, место разлива промыть
мыльным раствором, затем горячей водой и
протереть сухой тканью. При разливе на открытой площадке место разлива
засыпать песком с последующим его удалением
и обезвреживанием. 4.10 Необходимой
мерой предосторожности при работе с топливом
является применение средств индивидуальной защиты
по ГОСТ
12.4.011, ГОСТ
12.4.103, ГОСТ
12.4.111 или ГОСТ
12.4.112. В местах с концентрацией паров топлива,
превышающей ПДК, применяют противогазы марки
ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ
12.4.034. При попадании топлива на открытые участки
тела необходимо его удалить и обильно
промыть кожу водой с мылом, при попадании
на слизистую оболочку глаз -обильно промыть теплой водой. Для защиты кожи рук применяют защитные рукавицы
в соответствии с ГОСТ
12.4.020, мази и пасты в соответствии
с ГОСТ
12.4.068. 4.11 Все работающие с топливом должны проходить
предварительные и периодические медицинские осмотры
согласно приказу МЗ И МП и ГКСН
280/88 и приказу МЗ № 90-96. 5 Охрана окружающей среды5.1 С целью охраны атмосферного воздуха
от загрязнения выбросами вредных веществ должен
быть организован контроль за содержанием предельно
допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ
17.2.3.02. 5.2 Основными средствами охраны окружающей
среды от вредных воздействий является использование
герметичного оборудования в технологических процессах
и операциях, связанных с производством, транспортированием
и хранением данного продукта, а также
строгое соблюдение технологического режима. 5.3 При производстве, хранении и применении
топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие
попадание данного продукта в системы бытовой
и ливневой канализации, а также в открытые
водоемы. 6 Правила приемки6.1 Топливо принимают партиями. Партией считают
любое количество топлива, изготовленного в ходе
технологического процесса, однородного по показателям
качества, сопровождаемое одним документом о качестве,
с указанием сведений, приведенных в ГОСТ
1510. Дополнительные
сведения о качестве топлива по согласованию участников контракта могут быть
представлены в виде таблицы (приложение Б). 6.2 Отбор проб Пробы топлива на
испытания отбирают в соответствии с [23]
приложения А. Рекомендуемые
пробоотборники и процедура отбора проб приведены в [25] приложения А. Для объединенной пробы берут 2 дм3
топлива. По требованию потребителя
допускается отбор проб по ГОСТ 2517. 6.3 При
получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному
показателю по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той
же партии. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 6.4 Цвет топлива
не является браковочным показателем. Цвет стандартного топлива колеблется от
бесцветного до бледно-соломенного. Изменение цвета топлива
может быть признаком утраты качества и требует его перепроверки по всем
показателям качества. 7 Методы испытаний7.1 Перечень
нормативных документов на методы испытаний топлива приведен в приложении А. 7.2 Требования
пункта 3.2 реализуются визуально. 8 Хранение и транспортирование
8.1 Хранение и транспортирование топлива
- по ГОСТ
1510. Особые условия
хранения и транспортирования согласовываются между поставщиком и потребителем в
соответствии с международной практикой. 9 Гарантии изготовителя
9.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества
топлива требованиям настоящего стандарта при
соблюдении условий транспортирования и хранения. 9.2 Гарантийный срок хранения - пять лет со дня изготовления.
По истечении гарантийного срока хранения топливо
испытывают перед применением на соответствие
требованиям настоящего стандарта. ПРИЛОЖЕНИЕ
А
(обязательное) Перечень нормативных документов на методы испытаний
топлива Джет А-1 (Jet A-1)
[1] АСТМ Д 56 Метод определения температуры вспышки в закрытом
тигле Тага [2]
АСТМ Д 86 Метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении [3] АСТМ Д 130
Метод определения коррозии меди под воздействием нефтепродуктов по потускнению
медной пластины [4] АСТМ Д 381 Метод определения фактических смол в топливах
выпариванием струей [5]
АСТМ Д 445 Метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных
жидкостей (расчет динамической вязкости) [6] АСТМ Д 1094 Метод определения взаимодействия авиационных
топлив с водой [7]
АСТМ Д 1266 Метод определения серы в нефтепродуктах (ламповый метод) [8] АСТМ Д 1298 Метод определения плотности, относительной
плотности (удельного веса) или плотности в °API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром [9] АСТМ Д 1319 Метод определения углеводородного состава
жидких нефтепродуктов с помощью флуоресцентной индикаторной адсорбции [10] АСТМ Д 1322 Метод определения высоты некоптящего пламени
авиационного турбинного топлива [11] АСТМ Д 1552 Определение серы в нефтепродуктах (высокотемпературный
метод) [12]
АСТМ Д 1840
Определение нафталиновых углеводородов в авиационных турбинных топливах методом
ультрафиолетовой спектрометрии [13] АСТМ Д 2386 Метод определения температуры
плавления кристаллов в авиационных топливах [14]
АСТМ Д 2622 Определение серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с
дисперсией длины
волны [15] АСТМ Д 2624 Метод определения удельной электрической
проводимости авиационных и дистиллятных
топлив [16] АСТМ Д 3227 Потенциометрический метод
определения меркаптановой (тиоловой) серы в бензине, керосине, авиационных
турбинных и дистиллятных топливах [17] АСТМ Д 3241 Метод определения термоокислительной
стабильности авиационных турбинных топлив (метод на установке JFTOT) [18] АСТМ Д 3242 Метод определения кислотного
числа в авиационном турбинном топливе [19]
АСТМ Д 3828 Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле малого
размера [20]
АСТМ Д 3338 Метод оценки теплоты сгорания авиационных топлив [21] АСТМ Д 3948 Метод определения
характеристик отделения воды от авиационных турбинных топлив с использованием
минисепарометра [22] АСТМ Д 4052 Метод определения плотности и относительной
плотности жидкостей с применением цифрового плотномера [23] АСТМ Д 4057 Руководство по ручному отбору проб нефти и
нефтепродуктов [24]
АСТМ Д 4294 Определение серы в нефти и нефтепродуктах методом
рентгенофлуоресцентной спектрометрии на основе энергии дисперсионного
взаимодействия [25] АСТМ Д 4306 Руководство по испытанию пробоотборников для
авиатоплив на присутствие следов загрязнений [26] АСТМ Д 4529 Расчетный метод определения низшей теплоты
сгорания авиационных топлив [27]
АСТМ Д 4809 Метод определения теплоты сгорания жидких углеводородных топлив в
калориметрической бомбе (точный метод) [28] АСТМ Д 4952 Метод качественного определения активных
компонентов серы в топливах и растворителях (докторская проба) [29] АСТМ Д 5001 Метод определения смазывающей способности
авиационных турбинных топлив (ВОКЛЕ) [30] АСТМ Д 5972 Определение температуры плавления кристаллов
в авиационных топливах (метод самопроизвольного фазового перехода) [31] IP 354 Определение общей кислотности авиационных турбинных
топлив. Метод цветного индикаторного титрования ПРИЛОЖЕНИЕ Б(рекомендуемое) Форма представления результатов контроля качества авиационного
топлива для газотурбинных двигателей ДЖЕТ А-1 (Jet A-1)
Руководитель
лаборатории Сведения о сертификации Ключевые слова: авиационное
топливо, присадки, методы испытаний, газотурбинные двигатели, гражданская
авиация |
|
|