|
Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека О реализации приказа Роспотребнадзора от
21.11.2005 N 776 В
связи с поступающими обращениями органов и учреждений Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о применении
приказа от 21 ноября 2005 года N
776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности
(работ, услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ)
сообщаю. Основаниями
для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований,
исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок
(далее - санитарно-эпидемиологические экспертизы) в рамках надзора в
соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" могут быть предписания
главных государственных санитарных врачей (их заместителей) в адрес
проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (пункт 5
раздела 2 Приказа). Предписание
в адрес федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров
гигиены и эпидемиологии (далее - ФГУЗ) не направляется, учитывая, что в
соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года N
134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"
предписание - это мера, принимаемая должностным лицом органов государственного
контроля (надзора) по фактам нарушений, выявленных при проведении мероприятия
по контролю. Согласно
статье 26.4. КоАП
РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном
правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в
науке, технике, искусстве или ремесле, орган, должностное лицо, в производстве
которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым
поручено проведение экспертизы. Основанием
для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз вне рамок надзора для
ФГУЗ являются заявления, поданные гражданами, индивидуальными
предпринимателями, юридическими лицами непосредственно в адрес ФГУЗ, что
является их коммерческой хозяйственно-договорной деятельностью, не относящейся
к надзорной деятельности территориального управления. При
отборе проб в порядке проведения мероприятий по надзору следует
руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N
134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)",
предусматривающей, что данное мероприятие должно проводиться уполномоченными
должностными лицами органов государственного контроля (надзора) с составлением
соответствующего акта, а также статьей 26.5. КоАП
РФ, согласно которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу
об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и
образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. При
этом следует отметить, что обеспечение деятельности по отбору проб
осуществляется специалистами ФГУЗ в обязательном присутствии уполномоченного
должностного лица территориального управления и подписании им акта отбора проб. Проведение
санитарно-эпидемиологических экспертиз осуществляется только ФГУЗ на основании
направлений или вынесенных определений Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов в
целях: -
осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора; -
проведения расследований причин и условий возникновения и распространения инфекционных,
паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных
факторов среды обитания человека; -
обеспечения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при
чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к возникновению инфекционных и
массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей и (или) оказать
негативное воздействие на среду обитания; -
принятия мер в связи с поступающими жалобами граждан; -
выполнения решений правоохранительных и судебных органов, обращений федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления. Выдача
санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги),
продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на
объектах железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляет
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (пункт 4.2.
Приказа). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11 января 2003 года N 17-ФЗ
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный
транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс,
включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный
подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения
потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках
железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в
выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким образом,
выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды деятельности
(работы, услуги), продукцию, проектную документацию Территориальным управлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по железнодорожному транспорту является неправомочной. В
соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательным
условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление
соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
санитарным правилам отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности выдаются на
деятельность, подлежащую лицензированию, а также на производство новых видов
(впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов,
пищевых добавок, продовольственного сырья на безвозмездной основе. Указанные
заключения оформляются без ограничения срока действия. Федеральный
закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
предусматривает, что ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов
допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии
таких объектов санитарным правилам. Оформление таких заключений производится
территориальными управлениями и их территориальными отделами на бланках
санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работ, услуг) на
основании результатов осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости
санитарно-эпидемиологических экспертиз к их осуществлению могут привлекаться
ФГУЗ, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача
санитарно-эпидемиологических заключений территориальными управлениями в этих
случаях осуществляется на безвозмездной основе. Указанные заключения
оформляются без ограничения срока действия. Санитарно-эпидемиологические
заключения на продукцию, перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе
поступающую для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, но не ее территориальными управлениями, независимо от места
таможенного оформления груза. При
выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на вид деятельности, работ,
услуг с использованием источников ионизирующего излучения следует
руководствоваться действующими санитарными правилами ОСПОРБ-99 СП
2.6.1.799-99 в п. 3.4.3. которых определено:
"Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с
источниками ионизирующего излучения санитарным правилам действительно на срок
не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора "О сроках действия СЭЗ на
виды деятельности с использованием ИИИ" (исх. N 0100/11744-05027 от
22.12.2005) считать недействительным. Приложение
N 3, пункт 7 Приказа распространяется на материалы и изделия, содержащие
повышенные уровни природных радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12
Приказа распространяется и на минеральное сырье. Ранее
выданные санитарно-эпидемиологические заключения действуют до окончания
указанного в них срока действия. Руководитель Г.Г. Онищенко |
|