|
Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О ходе реализации приказа Роспотребнадзора
от 21.11.2005 N 776 (взамен писем N 0100/1049-06-32 от 03.02.2006 и N 0100/2254-06-32
от 01.03.2006) Анализ хода реализации
приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека от 21 ноября 2005 года N
776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ,
услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ) свидетельствует,
что в ряде территорий допускаются его неправильное толкование и применение. Проведение санитарно-эпидемиологических
экспертиз для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора должно
осуществляться Центром гигиены и эпидемиологии. Это требование обусловлено Федеральным
законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением об осуществлении
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N
569, которыми установлено, что Центры гигиены и эпидемиологии осуществляют свою
деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического
надзора. Для выполнения этой задачи федеральным бюджетом предусмотрено соответствующее
финансирование. Вместе с тем, необходимо
отметить, что в целях проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования,
обследования, исследования, испытания субъекты предпринимательства вправе самостоятельно
обратиться в любую организацию, аккредитованную в установленном порядке, в том числе
и в Центр гигиены и эпидемиологии, для которого в этом случае проведение указанных
работ является предпринимательской деятельностью, выполняемой в соответствии с уставом. Основанием для проведения
Центром гигиены и эпидемиологии санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках
надзора в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" является
предписания главного государственного санитарного врача (его заместителя) в Центры
гигиены и эпидемиологии (подпункт 4) пункта 1 статьи 51 Федерального закона). Иных
оснований действующее законодательство не предусматривает. Таким образом, оценка продукции,
а также оценка объекта с целью определения возможности осуществления на нем конкретного
вида деятельности, в том числе и с проведением экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок является
составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В случаях, если при производстве
по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании
специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, и этими возможностями
на располагает Центр гигиены и эпидемиологии, главный государственный санитарный
врач или его заместитель в соответствии со статьей 26.4. КоАП
РФ, выносит определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для
исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. Право отбора для исследований
проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов
закреплено п. 1 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". При отборе проб следует
руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)", предусматривающей, что данное мероприятие
должно проводиться уполномоченными должностными лицами органов государственного
контроля (надзора) с составлением соответствующего акта, а также статьей 26.5. КоАП
РФ, согласно которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об
административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров
и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. При этом следует отметить,
что в случае, если отбор проб осуществляет специалист Центра гигиены и эпидемиологии,
обязательно присутствие уполномоченного должностного лица территориального управления
и подписание им акта отбора проб. Выдача санитарно-эпидемиологических
заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию,
предназначенные для использования на объектах железнодорожного транспорта общего
пользования, осуществляет Территориальное управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту
(пункт 4.2. Приказа). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003
года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный
транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий
в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав,
другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц,
юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях
публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими
перевозками. Таким образом, выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие
виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию Территориальным
управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по железнодорожному транспорту является неправомочной. В приложении 4 к приказу
от 21.11.2005 года N
776 приведены те виды деятельности, которые могут осуществляться только при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения, что предусмотрено соответствующим
нормативным правовым актом Российской Федерации, в том числе и положениями о лицензировании
отдельных видов деятельности. Санитарно-эпидемиологические
заключения на деятельность, подлежащую лицензированию, а также на производство новых
видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых
добавок, продовольственного сырья выдаются на безвозмездной основе. Указанные заключения
оформляются без ограничения срока действия. Федеральный закон от 30
марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что ввод
в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии
санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным
правилам. Оформление таких заключений производится территориальными управлениями
и их территориальными отделами на бланках санитарно-эпидемиологических заключений
на виды деятельности (работ, услуг) на основании результатов осуществления государственного
санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости к проведению санитарно-эпидемиологических
экспертиз привлекаются Центры гигиены и эпидемиологии, причем санитарно-эпидемиологические
экспертизы и выдача санитарно-эпидемиологических заключений территориальными управлениями
в этих случаях осуществляется на безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются
без ограничения срока действия. Санитарно-эпидемиологические
заключения на продукцию, перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую
для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но
не ее территориальными управлениями, независимо от места таможенного оформления
груза. При выдаче санитарно-эпидемиологических
заключений на вид деятельности, работ, услуг с использованием источников ионизирующего
излучения следует руководствоваться действующими санитарными правилами ОСПОРБ-99
СП 2.6.1.799-99
в п. 3.4.3. которых определено: "Санитарно-эпидемиологическое заключение о
соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам
действительно на срок не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора "О сроках
действия СЭЗ на виды деятельности с использованием ИИИ " (исх. N 0100/11744-05-27
от 22.12.2005) считать недействительным. Приложение N 3, пункт 7 Приказа распространяется
на материалы и изделия, содержащие повышенные уровни природных радионуклидов выше
740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и на минеральное сырье.
Ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения действуют до окончания указанного
в них срока действия. По имеющейся информации,
в ряде территорий допускаются факты издания писем, комментариев, искажающих смысл
приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека от 21 ноября 2005 года N
776, в которых расширительно толкуются права и полномочия Центров гигиены и
эпидемиологии что недопустимо. Территориальным управлениям
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
и их территориальным отделам следует установить постоянный контроль за деятельностью
Центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, в том числе и по вопросам организации
и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ,
услуг), продукции, проектной документации. Руководитель Г.Г. Онищенко |
|