|
Федеральная служба ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И
ПРАВИЛА
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НП-030-05 Введены
в действие Москва 2005
Настоящие федеральные нормы и правила
устанавливают требования к государственному учету и контролю ядерных материалов
при их производстве, использовании, переработке, хранении и транспортировании. При разработке нормативного документа
использованы Концепция системы государственного учета и контроля ядерных
материалов, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14
октября 1996г. № 1205; Правила организации системы государственного учета и
контроля ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 июля 1998г. №746; Положение о государственном учете
и контроле ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 декабря 2000г. № 962; Гарантии МАГАТЭ. Руководящие
принципы государственных систем учета и контроля ядерных материалов; Свод
федеральных правил Комиссии по ядерному регулированию США. Раздел 10. Часть 74.
Контроль и учет ядерных материалов, а также другие отечественные и зарубежные
документы1. Настоящие федеральные нормы и правила учитывают
изменения, внесенные в ранее действующий документ "Основные правила учета
и контроля ядерных материалов" (НП-030-01).
Выпускаются взамен документа "Основные правила учета и контроля ядерных
материалов" (НП-030-01). Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 03.03.2006 г. № 01/1608-ЕЗ _____________ Нормативный документ подготовлен к утверждению в
Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии
Н.Ф. Андрюшина, В.С. Кирсанова, О.В. Сопова, Л.В. Качана. СодержаниеСписок сокращений
ВОУ - высокообогащенный уран ЗБМ - зона баланса материалов ИР - инвентаризационная разница КТИ - ключевая точка измерений МБО - материально-балансовый отчет МБП - межбалансовый период ОИК - отчет об изменении инвентарного
количества СКД - средство контроля доступа СНК - список наличного количества ядерных
материалов СО - специальный отчет СФНК - список фактически наличного количества
ядерных материалов УИВ - устройство индикации вмешательства Термины и определения
В целях настоящего документа используются
следующие термины и определения. Аномалия в учете и контроле
ядерных материалов
- недостача (излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных
документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам,
нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов. Атрибуты - характеристики предметов (например,
идентификатор предмета, местоположение предмета, состояние устройства индикации
вмешательства, которым снабжен предмет, геометрические размеры, нетто- и
брутто-масса предмета и т.п.), допускающие проверку их наличия средствами
визуального и инструментального контроля. Атрибутивные признаки - признаки, однозначно подтверждающие
наличие или отсутствие какого-либо атрибута предмета. Баланс ядерных материалов - сравнительный итог зарегистрированного
и имеющегося в наличии количества ядерных материалов. Вид ядерных материалов - ядерные материалы, различающиеся по
изотопному составу и количеству. Высокообогащенный уран - уран с обогащением не менее 20% по
изотопу урана-235. Зона баланса материалов - территориально и административно
установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных
материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании
измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении
в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период
времени. Инвентаризационная разница - разница между фактически наличным и
документально зарегистрированным количеством ядерного материала. Ключевая точка измерений - место, где ядерные материалы могут быть
измерены для определения их потока или наличного количества. Контроль ядерных материалов - контроль за наличием и перемещением
ядерных материалов, включающий контроль доступа к ядерным материалам,
оборудованию и информации, наблюдение за ядерными материалами, проверку
санкционированного размещения и перемещения ядерных материалов. Межбалансовый период - период времени между двумя
последовательными физическими инвентаризациями. Партия материала (партия) - некоторое количество материала,
количественный или качественный состав которого определен на основании единого
набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах. Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых
используются для подтверждения всех или некоторых количественных характеристик
и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов, учетных единиц, продуктов. Продукты - вещества в виде соединений, сплавов и
изделий, содержащие ядерные материалы. Система измерения ядерных
материалов
- совокупность средств измерений ядерных материалов и организационных
мероприятий, позволяющих получать на основе выполняемых измерений данные: о
количестве, элементном и изотопном составах ядерных материалов, находящихся и
производимых в ЗБМ, получаемых в ЗБМ или отправляемых из ЗБМ; о фактическом
наличии ядерных материалов в ЗБМ при проведении физических инвентаризаций; о
погрешностях значений каждой измеряемой величины ядерного материала в ЗБМ. Специальные неядерные материалы - материалы, не содержащие или не
способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в
устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения
внутриядерной энергии (ядерного взрыва). Средства контроля доступа - технические средства, предназначенные
для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ядерных
материалов, проникновения в зону ограниченного доступа. Подразделяются на
системы наблюдения и УИВ. Устройство индикации
вмешательства
- техническое устройство, имеющее индивидуальный номер или другой
идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного использования без
нарушения его целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся
регистрации параметров и предназначенное для обнаружения несанкционированного
доступа к ядерным материалам. Учет ядерных материалов - определение количества ядерных
материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов. Учетная единица - поддающийся идентификации предмет,
содержащий ядерные материалы, (имеющий индивидуальный номер или другой
идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение
установленного периода времени. Учетные данные - характеристики ядерных материалов,
используемые в учетных документах. Учетные измерения - измерения количественных характеристик
ядерных материалов, продуктов, результаты которых вносятся в учетные документы. Фактически наличное количество
ядерного материала
- измеренная или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами
масса ядерного материала, фактически имеющегося в наличии в данное время. Физическая инвентаризация - определение фактического количества
ядерных материалов, имеющихся в наличии в ЗБМ. 1. Назначение и область применения
1.1. Основные правила учета и контроля ядерных
материалов (далее - Правила) устанавливают основные требования к
государственному учету и контролю ядерных материалов и специальных неядерных
материалов (далее - ядерные материалы), находящихся в любых химических
соединениях и физических формах, а также критерии их учета и контроля. 1.2. Настоящие Правила распространяются на
деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой,
хранением и транспортированием ядерных материалов. 1.3. Настоящие Правила не распространяются на
ядерные материалы, находящиеся в составе ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и
их составных частей, 1.4. Настоящие Правила не применяются для учета
и контроля ядерных материалов в случаях, указанных в п. 3.1.2.1 Правил. 2. Общие положения
2.1.
Структура государственного учета и контроля ядерных материалов
Государственный учет и контроль ядерных
материалов должен осуществляться: - в ЗБМ; - организациями, осуществляющими обращение с
ядерными материалами, эксплуатирующими организациями (далее - организации); - органами управления использованием атомной
энергии, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на ведомственном и
федеральном уровне. 2.2.
Принципы государственного учета и контроля ядерных материалов
2.2.1. Ядерные материалы должны подлежать
государственному учету и контролю, начиная с минимального количества,
установленного настоящими Правилами. 2.2.2. Ядерные материалы должны
классифицироваться по категориям в целях обеспечения дифференцированного
подхода к определению процедур и методов учета и контроля. 2.2.3. Эксплуатирующие организации должны
устанавливать ЗБМ в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных
материалов. 2.2.4. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ
ядерных материалов. 2.2.5. К ядерным материалам применяются СКД,
подтверждающие достоверность предыдущих измерений количественных характеристик
и атрибутивных признаков ядерных материалов. 2.2.6. Учет ядерных материалов должен
основываться на результатах измерений количественных характеристик ядерных
материалов. Допускается: - использование результатов предыдущих измерений
количественных характеристик ядерных материалов, если их достоверность подтверждена
надлежащим состоянием примененных СКД, соответствующими подтверждающими
измерениями; - применение расчетных методов (методик),
основанных на результатах предварительных измерений, экспериментальных
исследований. 2.2.7. Массы ядерных материалов в продуктах,
находящихся в ядерном реакторе, в целях учета принимаются неизменными с момента
загрузки в реактор до момента выгрузки облученных продуктов из реактора. 2.2.8. Для определения фактически наличного
количества ядерных материалов в ЗБМ должны проводиться физические
инвентаризации. В процессе физических инвентаризаций ядерных материалов
выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения
количественных характеристик ядерных материалов. По завершении физической
инвентаризации должен подводиться баланс ядерных материалов, определяться ИР и
их погрешности в ЗБМ для каждого ядерного материала. 2.2.9. Выводы о недостаче (излишке) ядерных
материалов, об отсутствии аномалий в учете и контроле ядерных материалов должны
делаться на основании результатов определения фактически наличного количества
ядерных материалов, а также путем сравнения полученной величины ИР с ее
допустимой величиной для каждой ЗБМ. 2.2.10. Устанавливается единая система
отчетности для всех уровней государственного учета и контроля ядерных
материалов. 2.2.11. Исправление учетных данных допускается
только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно
сделанной записи. 2.2.12. Исправление отчетных данных допускается
только путем представления новых отчетных документов. 3. Основные элементы государственного учета и
контроля ядерных материалов
3.1.
Ядерные материалы, подлежащие государственному учету и контролю
3.1.1. Государственному учету и контролю должны
подлежать следующие ядерные и специальные неядерные материалы: ядерные материалы: - плутоний; - уран; - уран-233; - уран-235; - торий; - нептуний-237; - америций-241; - америций- 243; - калифорний-252; специальные неядерные материалы: - литий-6; - тритий, за исключением трития, содержащегося в
тяжелой воде; - дейтерий, за исключением дейтерия,
содержащегося в тяжелой воде, применяемой в качестве замедлителя в ядерных
реакторах. 3.1.2. Постановка на государственный учет и
снятие с государственного учета ядерных материалов. 3.1.2.1. Государственному учету и контролю
должны подлежать ядерные материалы, содержащиеся во всех продуктах, за
исключением: - урана, содержащегося в руде, а также в
промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических
предприятиях *; - тория, содержащегося в руде, а также в
промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических
предприятиях **; - ядерных материалов, содержащихся в закрытых
источниках ионизирующего излучения; - обедненного урана, содержащегося в защитных
контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках
гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов,
транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических
изделиях, используемых для радиационной защиты при транспортировании и хранении
радиоактивных веществ; - нептуния-237, америция-241, америция-243,
калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутоний
содержащих продуктах***; - лития-6, если его содержание в литии не
превышает 7,5 атом. %; - дейтерия, содержащегося в водородсодержащих
материалах, если относительное изотопное содержание дейтерия не превышает 10
атом. %; - ядерных материалов, содержащихся в радиоактивных отходах, находящихся в хранилищах радиоактивных отходов. _____________ * Учету на этих предприятиях подлежит уран,
содержащийся в готовом продукте - оксиде или соли урана. ** Учету на этих предприятиях подлежит торий,
содержащийся в готовом продукте - оксиде или соли тория. *** Указанные ядерные материалы подлежат учету
после их выделения. 3.1.2.2. Снятию с государственного учета должны подлежать: - ядерные материалы, использованные для
изготовления компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных
частей, с момента постановки таких ядерных материалов на учет в системе
государственного учета и контроля ядерных материалов, предназначенных для
оборонных целей; - ядерные материалы, использованные для
изготовления закрытых источников ионизирующего излучения с момента их отправки
из ЗБМ организации-потребителю; - обедненный уран, использованный для
изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов,
радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок
гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других
подобных им специфических изделий, используемых для радиационной защиты при
транспортировании и хранении с момента их отправки из ЗБМ
организации-потребителю в виде готовых изделий; - ядерные материалы, содержащиеся в
радиоактивных отходах, с момента отправки радиоактивных отходов из ЗБМ в
хранилища радиоактивных отходов. 3.1.2.3. Ядерные материалы должны быть
поставлены на учет в ЗБМ после их производства или поступления из другой ЗБМ
той же организации или ЗБМ другой организации. 3.1.2.4. Плутоний, образовавшийся в продуктах,
облученных в ядерных реакторах, должен ставиться на государственный учет после
выгрузки продуктов из ядерного реактора. С этого же момента уран и уран-235,
выгоревшие в реакторе, должны сниматься с учета. 3.1.2.5. Ядерные материалы должны быть сняты с
учета в ЗБМ после их отправления в другую ЗБМ той же организации или в ЗБМ
другой организации. 3.1.2.6. Ядерные материалы, содержащиеся в
продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных
зарядов и их составных частей, должны быть поставлены на учет с момента
передачи этих продуктов для использования в мирных целях. 3.1.3. Количественные критерии постановки на
государственный учет ядерных материалов 3.1.3.1. Ядерные материалы, находящиеся в
пользовании организации, на ядерной установке, в пункте хранения ядерных
материалов, получаемые или отправляемые организацией должны подлежать
государственному учету и контролю, если значения их масс в течение любого
12-месячного периода времени равны или превышают минимальное количество,
указанное в приложении
1. Если в организации находится совокупность
ядерных материалов, продукты, содержащие смесь ядерных материалов, то настоящие
Правила распространяются на них в случае превышения хотя бы одного минимального
количества ядерных материалов, приведенного в приложении
1. 3.1.3.2. В отчетных документах значения масс
ядерных материалов должны быть приведены с последними значащими цифрами,
указанными для каждого ядерного материала в приложении
1. 3.2.
Категории ядерных материалов
3.2.1. Категории ядерных материалов в ЗБМ должны
устанавливаться в соответствии с приложениями 2-5 *. 3.2.2. Если в ЗБМ находятся различные ядерные материалы, различные продукты, то при определении категории ядерных материалов следует исходить из суммарной массы ядерных материалов во всех продуктах и указанных в приложениях 2-5 количественных пределов масс ядерных материалов тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером. _____________ * Приложения 2-5 относятся к Pu с содержанием Pu-238
не более 80% (за исключением п. г) приложения 5). 3.3. Зоны
баланса материалов и ключевые точки измерений
3.3.1. ЗБМ следует организовывать с учетом
следующих требований: - масса ядерного материала, поступающего в ЗБМ и
отправляемого из ЗБМ, должна определяться на основе измеренных характеристик
ядерных материалов (кроме случаев, когда допускается применение расчетных
методик), результатов полного пересчета и идентификации учетных единиц, тары, в
которой находится ядерный материал, по данным сопроводительной документации,
паспортным данным ядерных материалов; - структурные подразделения организации, такие
как заводские лаборатории, зоны перевалки и склады, а также участки с ядерными
материалами, требующие специальной защиты информации, должны быть выделены в
отдельные ЗБМ. 3.3.2. В ЗБМ должны устанавливаться КТИ, в
которых с помощью методик и средств должны измеряться содержание, масса,
изотопный состав, другие количественные характеристики ядерных материалов или
проверяться атрибутивные признаки ядерных материалов. Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом,
чтобы обеспечить измерение потока и фактически наличного количества ядерного
материала в ЗБМ. 3.4.
Меры контроля доступа к ядерным материалам
3.4.1. Учет и контроль ядерных материалов должен
поддерживаться принятием мер по сохранению и (или) подтверждению имеющейся
информации о ядерных материалах. Эти меры должны включать организационные,
технические мероприятия, СКД, а также их комбинации и обеспечивать непрерывный
контроль доступа к ядерным материалам. 3.4.2. Устройства индикации вмешательства 3.4.2.1. УИВ устанавливаются в местах доступа в
помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются
ядерные материалы, и на учетные единицы. 3.4.2.2. Работоспособность и состояние УИВ
должны проверяться периодически с частотой большей, чем частота физической
инвентаризации. Результаты таких проверок должны регистрироваться
документально. 3.4.2.3. В промежутках между инвентаризациями
необходимо выполнять выборочную проверку УИВ в ЗБМ. При определении объема
случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с
доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не
менее 95% УИВ. 3.4.2.4. Применение УИВ и обращение с УИВ в
организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка
подлинности и уничтожение снятых или недоброкачественных УИВ) должно
осуществляться в соответствии с установленными эксплуатирующей организацией
процедурами (программой). 3.4.3. Системы наблюдения за ядерными материалами Системы наблюдения за ядерными материалами
включают: - автоматизированные технические системы,
устройства (мониторы для контроля за перемещением ядерных материалов, доступом
работников (персонала) в помещения, датчики контроля за несанкционированным
вскрытием дверей, люков, аварийные сигнализаторы и т.п.); - технические системы, устройства для теле- или
фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий. 4. Измерения ядерных материалов
4.1. Для каждой ЗБМ должна быть разработана
программа измерений, включающая в себя перечень КТИ, методик выполнения
измерений, технических средств, процедур пробоотбора, сведения о периодичности
проведения измерений, требуемой точности измерений, сроках и форме
представления результатов измерений. Программа должна утверждаться
руководителем организации, в составе которой находится ЗБМ. Программа должна
пересматриваться не реже одного раза в пять лет. 4.2. Методики выполнения измерений необходимо
оформлять в виде отдельных нормативных документов, которые должны быть составлены
в соответствии с требованиями метрологических стандартов. 4.3. Методики выполнения измерений должны быть
метрологически аттестованы в соответствии с требованиями документов в области
стандартизации. Показатели точности методик выполнения измерений в системе
измерения ядерных материалов должны быть максимально приближены к
рекомендованным международным целевым значениям. 4.4. Образцы для градуировки средств измерений и
проверки правильности результатов измерений должны быть метрологически
аттестованы в соответствии с требованиями метрологических стандартов, и иметь
свидетельство об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой
величины и ее погрешности. 4.5. Перечень средств измерений, используемых в
системе измерения ядерных материалов, должен содержать наименование средства,
его тип, заводской номер. 4.6. Средства измерений должны поверяться в
соответствии с действующими нормативными документами. 4.7. В каждой организации должна быть
разработана и внедрена программа контроля качества измерений в рамках системы
измерения ядерных материалов. 5. Процедуры передачи ядерных материалов
5.1.
Общие требования
5.1.1. Передача ядерных материалов должна
сопровождаться оформлением: - предварительных уведомлений, подписанных
руководителем организации-отправителя; - приходно-расходной и сопроводительной
документации. 5.1.2. В сопроводительных документах должны
указываться данные о контейнерах с ядерными материалами (типы и идентификаторы
печатей (пломб), брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные).
Сведения о характеристиках перемещаемых ядерных материалов (паспортные данные)
должны приводиться в документах, отправляемых специальной почтой или вместе с
грузом. 5.1.3. При передачах ядерных материалов должны
быть выполнены следующие процедуры: - внешний осмотр и проверка количества учетных
единиц (контейнеров), проверка УИВ, примененных к транспортному средству и
(или) контейнерам с ядерными материалами (включающая проверку контейнеров,
печатей (пломб), соответствие идентификаторов контейнеров, печатей (пломб) и
мест размещения данным сопроводительных документов); - подтверждающие измерения брутто-массы
контейнеров с ядерными материалами, параметров ядерных материалов. 5.1.4. Вид и объем подтверждающих измерений
должны определяться документацией организации, выполняющей эти измерения,
исходя из: - вида передачи (между ЗБМ одной организации,
между организациями, экспорт - импорт); - видов ядерных материалов; - количества ядерных материалов; - видов продуктов; - типа тары и УИВ; - погрешностей измерений. 5.1.5. Данные, полученные в результате измерений
в процессе входного (выходного) контроля, должны оформляться документально.
Должны приводиться сведения о средствах и методах измерений, результаты
измерений, погрешности измерений, КТИ, в которой выполнялись измерения, типы и
идентификаторы УИВ, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших
измерения. 5.2.
Документирование получений и отправлений ядерных материалов
5.2.1. При получении ядерных материалов
организацией-получателем в течение трех рабочих дней должны быть проверены
атрибутивные признаки тары с ядерными материалами и выполнены подтверждающие
измерения. При отсутствии замечаний должна быть произведена предварительная
приемка и постановка на учет ядерных материалов. Окончательная приемка и постановка на учет
ядерных материалов должна быть произведена не позднее 10 суток после получения
ядерных материалов и паспортов (формуляров, сертификатов) на них. 5.2.2. При отправлении ядерных материалов
организация-отправитель производит снятие их с учета после получения от
организации-получателя оформленного в установленном порядке акта приемки
ядерных материалов или подтвержденной доверенностью организации-получателя
подписи уполномоченного представителя в накладной. 5.2.3. Данные о полученных ядерных материалах
должны быть внесены организацией-получателем в учетные документы. Данные об
отправленных ядерных материалах должны быть внесены в учетные документы
организации-отправителя. 5.3.
Оценка расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя
Расхождения данных организации-отправителя и
организации-получателя о массе ядерных материалов при их передачах должны
определяться как разница между значениями масс, указанных
организацией-отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений
организацией-получателем. Если результаты согласуются (расхождение данных
организации-отправителя и организации-получателя находится в интервале,
соответствующем доверительной вероятности 0,99* с учетом погрешностей измерений
организации-отправителя и организации-получателя), то ядерные материалы должны
быть поставлены на учет организацией-получателем по данным
организации-отправителя. ______________ *Здесь и далее доверительные вероятности
задаются для двусторонних доверительных интервалов. 5.4.
Действия при обнаружении аномалий в учете и контроле ядерных материалов
5.4.1. При обнаружении статистически значимого
расхождения, исходя из доверительной вероятности 0,99 в данных
организации-отправителя и организации-получателя, организацией-получателем должны
быть приняты меры по выявлению причин расхождения. 5.4.2. Если наличие статистически значимого
расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя
подтвердилось, то организация-получатель обязана составить специальный отчет и
направить его в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий
учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, в орган управления
использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных
материалов на федеральном уровне, и в орган государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии. 6. Физическая инвентаризация, подведение
материального баланса и оценка инвентаризационной разницы
6.1.
Общие требования
6.1.1. Физические инвентаризации должны проводиться
в целях: - определения фактически наличного количества
ядерных материалов в ЗБМ; - установления соответствия фактических
параметров учетных единиц существующим учетным данным; - подведения баланса ядерных материалов,
определения ИР и ее погрешности; - установления недостатков и нарушений в учете и
контроле ядерных материалов. 6.1.2. Процедуры физических инвентаризаций
должны осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями, действующими
в эксплуатирующей организации. 6.1.3. Процедуры физических инвентаризаций
должны основываться на: - подготовке к физической инвентаризации в ЗБМ; - составлении СНК и СФНК и проверке учетных
документов; - проверке соответствия СНК учетным данным; - проверке состояния СКД; - учетных и подтверждающих измерениях фактически
наличного количества ядерных материалов с учетом погрешностей измерений; - оценке величины неизмеренных потерь и ее
погрешности; - определении ИР и ее погрешности для каждого
ядерного материала. 6.1.4. Количество ядерных материалов, находящихся
в каждой ЗБМ, должно определяться путем измерения количества и состава ядерных
материалов в КТИ, контролироваться путем оперативно-технического учета и
контрольных проверок наличия ядерных материалов в форме учетных единиц по
атрибутивным признакам, периодических сверок учетных и отчетных документов и
проверяться путем проведения физической инвентаризации. Оперативно-технический
учет должен включать процедуры, осуществляемые в процессе выполнения
технологических операций, обеспечивающие учет и контроль ядерных материалов.
Физическая инвентаризация должна завершаться подведением баланса для каждого
ядерного материала в ЗБМ за МБП, определением ИР и ее погрешности с последующим
статистическим анализом значимости ИР в соответствии с требованиями, установленными
в пп. 6.4.1 и 6.4.2 настоящих Правил. Инвентаризационная разница данного ядерного
материала в ЗБМ определяется с помощью уравнения: ИР = КК - ДК =
КК - УВ + УМ - НК, где КК - фактически наличное количество ядерного
материала в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации; ДК - документально зарегистрированное количество
ядерного материала в ЗБМ на начало инвентаризации; УВ - определенное и документально
зарегистрированное увеличение количества ядерного материала в ЗБМ за данный
межбалансовый период (далее - МБП) в результате всех поступлений, наработок и
т.д.; УМ - определенное и документально
зарегистрированное уменьшение количества ядерного материала в ЗБМ за данный МБП
в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь и т.д.; НК - наличное количество ядерного материала в
ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного МБП. 6.1.5. Должна быть определена масса каждого
ядерного материала. Значение массы ядерного материала, а также значения
погрешности измерения для доверительной вероятности, равной 0,95,
регистрируются документально. 6.1.6. Ранее определенные значения массы ядерных
материалов могут использоваться при выполнении учетных процедур (физических
инвентаризаций, передач ядерных материалов и т.д.) только в тех случаях, когда
их достоверность с момента их определения до момента использования может быть
подтверждена надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждена в
процессе выполнения учетной процедуры измерениями количественных параметров
ядерных материалов и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов. 6.1.7. Объем применения подтверждающих измерений
должен определяться в зависимости от объема применения и результатов проверки
СКД, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового
количества для каждого ядерного материала, приведенного в п. 6.4.3 настоящих Правил. Статистически значимая разница
между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров
ядерных материалов, учетных единиц, продуктов должна устанавливаться на
основании доверительной вероятности 0,99. 6.1.8. В случае установления статистически
значимой разницы между результатами учетных и подтверждающих измерений об этом
должно быть сообщено руководству эксплуатирующей организации, а также выяснены
причины возникновения разницы. При необходимости должны быть выполнены новые
учетные измерения и внесены изменения в учетные документы. 6.2.
Частота физических инвентаризаций
6.2.1. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ
должны выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от
категории ядерных материалов в ЗБМ, технологических и других особенностей
организации. Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть
спланированы, организованы и проведены не реже следующих временных пределов: - для ЗБМ с ядерными материалами категории 1 -
один календарный месяц; - для ЗБМ с ядерными материалами категории 2 -
три календарных месяца; - для ЗБМ с ядерными материалами категории 3 -
шесть календарных месяцев; - для ЗБМ с ядерными материалами категории 4 -
12 календарных месяцев; - по всем ЗБМ эксплуатирующей организации,
организации - 12 календарных месяцев. 6.2.2. Частота физических инвентаризаций в ЗБМ
может быть уменьшена по совместному решению органа управления использованием
атомной энергии, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов на
федеральном уровне, и органа государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии, осуществляющего надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов, на основании
представленного эксплуатирующей организацией обоснования с обязательным
условием принятия дополнительных мер контроля доступа к ядерным материалам. 6.3.
Организация физической инвентаризации
6.3.1. Для проведения физической инвентаризации
распорядительным документом руководителя организации должны быть назначены
инвентаризационная комиссия, ответственный за ее проведение, определены сроки
подготовки и проведения инвентаризации, а также время, после которого
запрещаются любые перемещения ядерных материалов (кроме участков разделительных
и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки
ядерных материалов) на период физической инвентаризации без разрешения
председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение
ядерных материалов. 6.3.2. По завершении физической инвентаризации
должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии и подведен баланс ядерных
материалов в ЗБМ, определена и проанализирована ИР, оформлены учетные
документы, составлены и утверждены МБО и СФНК. 6.3.3. Если в результате анализа баланса
ядерного материала не установлена аномалия в учете и контроле ядерного
материала на основании п. 6.4 настоящих Правил, то документально
зарегистрированное в СНК количество ядерного материала в ЗБМ должно
использоваться в качестве наличного количества ядерного материала в ЗБМ на
начало следующего МБП. 6.3.4. Если в результате инвентаризации
установлена аномалия в учете и контроле ядерного материала, то ответственный за
проведение инвентаризации в данной ЗБМ должен немедленно уведомить об этом
председателя инвентаризационной комиссии. Для выяснения причин аномалии должны
быть выполнены специальные исследования, определено и документально
зарегистрировано значение наличного количества ядерных материалов в ЗБМ. 6.4.
Критерии обнаружения аномалий в учете и контроле ядерных материалов
6.4.1. Недостача (излишек) учетной единицы
является критерием обнаружения аномалий в учете и контроле ядерных материалов. 6.4.2. Если в течение МБП, предшествующего
данной инвентаризации, выполнялись учетные измерения данного ядерного материала
при его производстве, получении, переработке, отправлении или таковые
производились в процессе инвентаризации, то критерием обнаружения аномалий в
учете и контроле этого ядерного материала должно являться превышение модулем
инвентаризационной разницы либо ее утроенной среднеквадратической погрешности,
либо значений любой из следующих величин при доверительной вероятности 0,95: - 2% от суммы зарегистрированного количества
данного ядерного материала и всех увеличений его количества за МБП - для
промышленных ядерных установок; - 3 % от такой же величины - для
исследовательских ядерных установок; - 3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ,
содержащих ядерные материалы категорий 1, 2; - 8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих
ядерные материалы категорий 1, 2 и 3; - 70 кг - по урану-235 для урана с обогащением
менее 20%. 6.4.3. Если в течение МБП и в процессе
проведения инвентаризации учетные измерения данного ядерного материала не
выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была
обеспечена применением СКД, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле
ядерных материалов должны быть сделаны на основе результатов выборочных
подтверждающих измерений, объем которых определяется по специальной методике,
исходя из значений двух параметров - порогового количества ядерных материалов
для обнаружения недостачи (излишка) ядерных материалов и величины вероятности
обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества. Для ядерных материалов категорий 1, 2 и 3
пороговое количество составляет: - 3 кг - для плутония, урана-233; - 8 кг - для урана-235. Для урана с обогащением менее 20% (категория 4)
пороговое количество составляет 70 кг по урану-235. Вероятность обнаружения недостачи (излишка)
порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки
подтверждающих измерений приведена в приложении
6. 7. Учетные, отчетные документы. Предварительные
уведомления
7.1.
Учетные документы
7.1.1. Учетные документы должны вестись для
каждой ЗБМ и содержать данные о каждом виде ядерного материала, включая: - количество ядерных материалов в ЗБМ; - изменения количества ядерных материалов в ЗБМ. 7.1.2. В учетных документах должны быть отражены
все изменения количества ядерных материалов для каждой партии, характеристики
партии и исходные данные для формирования партии, указаны даты изменения
количества ядерных материалов, ЗБМ организации-отправителя и ЗБМ
организации-получателя. 7.1.3. Данные, используемые для определения
количественных и качественных изменений ядерных материалов в ЗБМ, включая
результаты калибровки, проверки и поверки всех средств измерений, данные об
отборе проб и результатах их анализа, результаты контроля качества измерений,
случайные и систематические погрешности измерений должны быть отражены в
соответствующих документах. 7.2.
Отчетные документы
7.2.1. В каждой организации должны быть созданы,
и действовать основанные на учетных документах следующие отчетные документы: - отчет об изменении инвентарного количества; - материально-балансовый отчет; - список наличного количества; - список фактически наличного количества; - специальный отчет. 7.2.2. Отчетные документы организации
направляются на регулярной, заранее согласованной, основе в эксплуатирующую
организацию, в орган управления использованием атомной энергии по подчиненности
организации, а также в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне. 7.2.3. ОИК, СНК, СФНК должны составляться по ЗБМ
и по организации. Эти отчеты должны содержать информацию о наличном количестве
ядерных материалов и их перемещениях между ЗБМ или между организациями. 7.2.4. ОИК по ЗБМ должны направляться в службу,
осуществляющую на регулярной основе учет ядерных материалов в организации,
непосредственно после события, связанного с каждым изменением количества
ядерных материалов, или ежемесячно по имевшимся в этот период изменениям
количества ядерных материалов, но не позднее чем через 15 дней после последнего
дня месяца, в котором произошли указанные изменения. 7.2.5. ОИК организации должны направляться
ежеквартально и содержать данные об имевшихся в этот период изменениях
инвентарного количества ядерных материалов. 7.2.6. За отчетные периоды, в течение которых не
было изменений инвентарного количества ядерных материалов по ЗБМ организации,
организация должна направлять отчет, заполненный по форме в установленном порядке,
с указанием, что за отчетный период инвентарное количество ядерных материалов
не изменилось. 7.2.7. По результатам физической инвентаризации
в ЗБМ должен быть подготовлен МБО. 7.2.8. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по
каждому ядерному материалу должны быть отражены: - начальное зарегистрированное количество
ядерных материалов; - увеличение и (или) уменьшение количества
ядерных материалов за отчетный МБП; - конечное фактически наличное количество ядерных
материалов, установленное по результатам физической инвентаризации; - значение ИР и погрешности ее определения. 7.2.9. В МБО организации должен быть показан
баланс ядерных материалов, основанный на фактически наличном количестве ядерных
материалов, определенном в ходе физической инвентаризации. 7.2.10. В МБО организации в виде отдельных
записей по каждому виду ядерного материала должны быть отражены: - начальное зарегистрированное количество
ядерных материалов; - конечное зарегистрированное и фактически
наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической
инвентаризации. 7.2.11. Если при сравнении фактически наличного
количества ядерного материала с конечным зарегистрированным в СНК наличным
количеством была выявлена аномалия, то к МБО должны быть приложены необходимые
документы, подтверждающие обоснованность принятия наличного количества ядерного
материала в качестве начального для следующего МБП. 7.2.12. Одновременно с МБО должен быть составлен
СФНК на конец МБП. 7.2.13. СФНК ЗБМ должен быть составлен на дату
физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждого вида и
партии материала с указанием идентификационных и других характеристик для
каждой партии и вида ядерного материала отдельно. 7.2.14. МБО и СФНК ЗБМ должны быть направлены
ответственным за учет и контроль в ЗБМ в службу учета ядерных материалов
организации в срок не более 15 дней после определения наличного количества
ядерных материалов. 7.2.15. СО должен быть составлен эксплуатирующей
организацией, организацией в случае выявления утраты, хищения,
несанкционированного использования, при обнаружении недостачи (излишка) ядерных
материалов, а также в случае превышения установленного предела для значения ИР
или статистически значимых расхождений данных организации-отправителя и
организации-получателя. СО должен предоставляться в соответствующие
органы управления использованием атомной энергии и в орган государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии в течение 24 ч с
момента установления вышеуказанных фактов. 7.2.16. СО должен содержать: - описание обстоятельств, события и (или) серии
событий, связанных с ядерными материалами, в отношении которых имело место
несанкционированное действие; - идентификацию и определение вида ядерного
материала; - исходные данные для определения количественных
характеристик ядерных материалов; - принятые меры и программу последующих действий
для решения возникших проблем. 7.2.17. Отчетные документы организации по ЗБМ
предоставляются организацией органу государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющему надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов (или его территориальному
органу) по запросу. 7.3.
Система предварительных уведомлений о передаче ядерных материалов
7.3.1. При передаче ядерных материалов между
организациями организация-отправитель не менее чем за 10 дней до предполагаемой
даты отправления ядерных материалов должна направить предварительное уведомление
об отправлении ядерных материалов организации-получателю, в орган управления
использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных
материалов на федеральном уровне, и в структурное подразделение органа
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии,
осуществляющее надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов в организации-отправителе. 7.3.2. В случае внеплановых отправлений по
специальному распоряжению соответствующих органов исполнительной власти
предварительные уведомления должны быть направлены не позднее трех дней после
определения сроков отправления. 7.3.3. После получения и постановки на учет
ядерного материала в случаях, указанных в пп. 7.3.1 и 7.3.2 настоящих Правил,
организация-получатель должна направить подтверждение факта его получения в
организацию-отправитель, в орган управления использованием атомной энергии,
осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и в
структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности
при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов в организации-получателе. 8. Учет и контроль ядерных материалов в
организациях
8.1. Учет и контроль ядерных материалов в
организациях должен включать измерения количества ядерных материалов, ведение
учетных и отчетных документов, административный контроль за их наличием и
перемещением. 8.2. Руководителем организации должно быть разработано
и утверждено положение (инструкция) об учете и контроле ядерных материалов, в
котором должны быть определены: - организация работ по учету и контролю ядерных
материалов в организации и в ЗБМ, структура и состав работников (персонала),
занятых учетом и контролем ядерных материалов. Права и обязанности этих
работников (персонала) определяются положениями о подразделениях, должностными
и рабочими инструкциями; - применяемые в организации нормативные и
технические документы для учета и контроля ядерных материалов; - количество ЗБМ, их границы и структура; - применяемые организации методики и средства
измерений для учета и контроля ядерных материалов; - СКД к ядерным материалам; - перечень и формы учетных и отчетных
документов; - порядок контроля состояния учета и контроля
ядерных материалов в ЗБМ; - порядок расследования аномалий в учете и
контроле ядерных материалов; - порядок подготовки и допуска работников
(персонала) к работам по учету и контролю ядерных материалов; - сроки составления СНК в ЗБМ и в целом в
организации; - порядок проведения физических инвентаризаций. 8.3. Достоверность представления в системе учета
и контроля ядерных материалов в ЗБМ данных об идентификаторах учетных единиц,
идентификаторах УИВ и местоположении учетных единиц должна быть не менее 99%. 8.4. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и
утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю ядерных
материалов, в которых должны быть определены: - КТИ, а также применяемые в них методики и
средства измерений; - СКД к ядерным материалам; - процедуры учета и контроля ядерных материалов,
применяемые в данной ЗБМ; - процедуры оценки потерь ядерных материалов. 8.5. Любые потери ядерных материалов должны быть
определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах
предварительных измерений или экспериментальных исследований. Максимальные
допустимые величины потерь ядерных материалов должны быть согласованы с органом
управления использованием атомной энергии. 8.6. Для каждой ЗБМ должны назначаться лица,
ответственные за ядерные материалы, находящиеся в данной ЗБМ. 8.7. Передача ядерных материалов от материально
ответственного лица другим лицам должна быть оформлена документально. 8.8. Передача ядерных материалов, находящихся в
технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между
сменами должна быть оформлена документально. 9. Ведомственный контроль за государственным
учетом и контролем ядерных материалов
9.1. Порядок осуществления ведомственного
контроля за государственным учетом и контролем ядерных материалов,
взаимоотношения представителей ведомств и организаций с ответственными лицами и
работниками (персоналом), порядок проведения инспекционных проверок должны
устанавливаться ведомственным положением об учете и контроле ядерных
материалов. После каждой проверки должен быть составлен акт о ее результатах. 9.2. Частота проверок организации на
ведомственном уровне должна быть не реже одного раза в пять лет. 9.3. При необходимости орган управления
использованием атомной энергии должен проводить внеплановые проверки состояния
учета и контроля в организации, находящейся в его ведении, поставив в
известность руководителя организации не позднее чем за пять суток до начала
проверки. 9.4. Деятельность по ведомственному контролю должна
включать: - контроль ведения учетных и отчетных
документов; - проверку соблюдения требований к учету и
контролю ядерных материалов в ЗБМ, организациях; - сверку данных учетных и отчетных документов; - проверку порядка проведения физической
инвентаризации и подведения баланса ядерных материалов; - проверку порядка использования СКД; - проверку наличия ядерных материалов в местах
их нахождения; - проверку наличия и качества методик и средств
измерений, применяемых для учета и контроля ядерных материалов, в том числе
путем выполнения дополнительных измерений параметров ядерных материалов
работниками (персоналом) организаций; - проверку процедур оценки потерь ядерных
материалов; - контроль проведения исследований организациями
причин и обстоятельств аномалий в учете и контроле ядерных материалов, принятия
соответствующих мер. 10. Требования к работникам (персоналу),
осуществляющим учет и контроль ядерных материалов
10.1. Работники (персонал), осуществляющие учет
и контроль ядерных материалов, должны проходить обучение по выполнению
соответствующих процедур на специализированных курсах, организуемых в рамках
системы государственного учета и контроля ядерных материалов, а также
периодическую проверку знаний согласно установленному в организации порядку. 10.2. Периодичность проведения проверок знаний
процедур учета и контроля ядерных материалов для различных категорий работников
(персонала) должна быть установлена руководителем организации. Проверки должны
проводиться не реже одного раза в три года. Приложение
1
Минимальное количество ядерных материалов в
организации, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю
Приложение
2
Ядерные материалы категории 1
Приложение 3
Ядерные материалы категории 2
Приложение 4
Ядерные материалы категории 3
Приложение
5
Ядерные материалы категории 4
Приложение
6
Вероятность обнаружения недостачи (излишка)
порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки
подтверждающих измерений
Если ядерные материалы представлены в форме учетных единиц, целостность которых при нахождении в ЗБМ в МБП обеспечена их конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ядерными материалами, покрытые оболочками, в результате ядерные материалы не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек) и может быть подтверждена (например, визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ядерных материалов при расчете объема выборки для подтверждающих измерений применяются параметры обнаружения, аналогичные применяющимся к ядерным материалам с УИВ. |
|