|
Письмо
Минприроды
РФ "Об обязательном использовании процедуры
и результатов ОВОС при разработке предплановой, предпроектной и проектной
документации" В соответствии с Законом
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (статья
41, пункт 1) при размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть
обеспечено выполнение требований по "Учету ближайших и отдаленных
экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности
этих объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния
населения". Полнота и достаточность гарантий выполнения указанных
требований оцениваются Минприроды России и его территориальными органами при
организации и осуществлении ими государственной экологической экспертизы
предплановой, предпроектной и проектной документации, обязательность которой
определена статьей 36 того же Закона. Для обеспечения выполнения
указанных требований Минприроды России считает необходимым при разработке
предплановой, предпроектной и проектной документации использовать процедуру
оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая состоит из следующих
этапов: 1) определение цели замысла инициатора деятельности; 2) установление масштабов (охват) работ по оценке воздействия намечаемой
деятельности на окружающую среду; 3) подготовка материалов, характеризующих возможное воздействие
вариантов намечаемой деятельности на окружающую среду; 4) получение (или согласование) в органах власти и государственного
управления документа, содержащего экологические условия и требования для
дальнейшей проработки замысла; составление необходимых программ изысканий и
научных исследований; 5) подготовка уточненных материалов о возможных воздействиях на
окружающую среду по результатам проработки проектных и других решений,
выполнения программ изысканий и научных исследований, для общественной
апробации (общественные слушания, опрос общественного мнения и т.д.); 6) общественная апробация замысла инициатора деятельности с целью
выявления возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними
социальных, экономических и других последствий его осуществления; 7) корректировка замысла инициатора и документации по реализации
намечаемой деятельности с учетом выявленных возможных неблагоприятных
экологических, экономических, социальных и других последствий. По требованию специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды инициатор деятельности обязан предоставлять всю
необходимую информацию, связанную с воздействием предлагаемой деятельности на
окружающую среду. Результатом выполнения
процедуры ОВОС являются собственно проектные и другие решения, подлежащие
государственной экологической экспертизе при рассмотрении вышеуказанной документации. В настоящее время Минприроды
России разрабатывает дополнительные инструктивно-методические материалы по
проведению ОВОС на разных стадиях подготовки хозяйственных и/или иных решений с
тем, чтобы заранее предъявить комплекс требований, выполнение которых должно
быть проверено экспертными подразделениями Минприроды России и его
территориальных органов. Минприроды России
информирует, что в феврале 1991 г. Госкомприроды СССР от бывшего СССР,
правопреемником которого является Российская Федерация, подписала международную
Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте,
содержащую процедуру ОВОС для видов деятельности, имеющих трансграничное
воздействие. В целях отработки механизмов
выполнения процедуры ОВОС на всех стадиях подготовки документации, обобщения и
распространения практического опыта, а также подготовки предложений по
совершенствованию экспертной деятельности подразделений природоохранных органов
просим информацию о намечаемых и проводимых работах по ОВОС для объектов и
видов деятельности, приведенных в приложении, направлять в Главное управление
нормативно-правового регулирования Минприроды России. Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации В.И.Данилов-Данильян Приложение Перечень 1. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения
угля или битуминовных сланцев производительностью 500 т в сутки и более. 2. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой
мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и другие сооружения с
ядерными ректорами (за исключением исследовательских установок для производства
и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность
которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки). 3. Крупные установки для доменного, мартеновского, литейного и
прокатного производства и предприятия цветной металлургии. 4. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и
асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью: а) асбестоцементных
продуктов - 20 тыс. т и более; б) фрикционных материалов -
50 т и более; в) других видов применения
асбеста - 200 т и более. 5. Предприятия химической промышленности всех видов. 6. Производство целлюлозы и бумаги с суточным объемом 200 т и более. 7. Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических
продуктов. 8. Микробиологические производства. 9. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, извести,
керамики). 10. Агломерационное производство. 11. Коксохимическое производство. 12. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива,
сбору, удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных
отсеков. 13. Космодромы, объекты, полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения
и захоронения химического оружия, ракетных топлив. 14. Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и
захоронения нерадиоактивных отходов. 15. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для железных
дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной
полосы 1 500 м и более. 16. Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра. 17. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а
также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие
проход судов водоизмещением 1350 т и более. 18. Крупные плотины, водохранилища, магистральные каналы,
гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов. 19. Водозаборы подземных вод с годовым объемом забираемой воды 10 млн.
куб. м и более. 20. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и
угля. 21. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических
изысканий. 22. Вырубка лесов на больших площадях. 23. Разработка и реализация проектов для решения глобальных экологических
проблем (связанных с активным воздействием на атмосферу, в том числе -
сохранение озонового слоя; охрана, использование, схемы комплексного
использования водных ресурсов; защиты территорий от затопления). 24. Крупные животноводческие комплексы мощностью: а) свиноводческие - 50 тыс.
голов и более; б) по откорму молодняка КРС
- 6 тыс. голов и более; в) молочные - 1200 коров и
более. 25. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более. Начальник Главного
управления нормативно-правого
регулирования Минприроды
России Ю.Л.Максименко |
|
|