|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ЕДИНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСТ 24.702-85 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва РАЗРАБОТАН Министерством приборостроения, средств автоматизации и
систем управления ИСПОЛНИТЕЛИ А. В. Букановский, канд. эконом. наук (руководитель темы); А. И. Богатырев; В. В. Басманов, канд. техн. наук; И. П. Вахлаков; М. Ю. Горнштейн, канд.
эконом. наук; Т. В. Долгова, канд.
эконом. наук; Л. А. Зиновьева; В Г Жиганов; Л. А. Ивановский, канд. техн.
наук; В. Г. Киевский, д-р эконом.
наук; В. Ю. Королев; И. А. Кручинин, д-р
эконом. наук; А Г Кузьминок, канд.
эконом. наук; В. Г. Лисицин, канд.
техн. наук; Т. Ф. Лытня; Ю. Е. Пирогов; В. М. Проняхин; В. И.
Романова; В. В. Соломатин, д-р эконом. наук; Г. А. Старченко; Г. Н. Токмакова; М. Б. Утевский, канд.
эконом. наук; В. А. Халдин ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем
управления Член коллегии Н. И. Гореликов УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета
СССР по стандартам от 27 декабря 1985 г. № 4686 СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА
ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 декабря 1985 г. № 4686 срок введения установлен с 01.01.87 Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы управления (далее - АСУ) всех видов и назначений и их части, вводимые в эксплуатацию для всех уровней управления, кроме общегосударственного, и устанавливает основные положения по определению эффективности АСУ и принципы оценки экономической эффективности АСУ. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Для каждой конкретной АСУ цель ее создания состоит в обеспечении наиболее
полного использования потенциальных возможностей объекта управления для решения
поставленных перед ним задач. 1.2.
Эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ
и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития. Критерий эффективности АСУ
определяют на множестве (системе) показателей, каждый из которых описывает одну
из сторон рассматриваемой системы. В зависимости от используемого
математического аппарата критерий может быть выражен в виде целевой функции или
порядковой меры, устанавливающей упорядоченную последовательность сочетаний
показателей. 1.3.
При определении результатов от функционирования АСУ задают универсальную
систему обобщенных показателей, таких, как оперативность (своевременность),
устойчивость, качество управления и др. Используемые показатели должны быть развернуты
применительно к характеристикам конкретной АСУ (например: оперативность - вероятностно-временные характеристики элементов процесса
управления; устойчивость - показатели
надежности, помехозащищенности и т. п.). 1.4.
К показателям затрат ресурсов относят материальные, людские, финансовые,
временные и др. затраты. 1.5.
Оценку эффективности АСУ проводят при: формировании требований,
предъявляемых к АСУ; анализе создаваемых и
функционирующих АСУ на соответствие заданным требованиям; выборе наилучшего варианта
создания, функционирования и развития АСУ; синтезе (формировании)
наиболее целесообразного варианта построения АСУ по критерию «эффективность - затраты». 1.6.
Целесообразные варианты построения АСУ выбирают путем балансирования
показателей приращения эффективности Э, получаемой
за счет создания или совершенствования АСУ, и затрат Q. Математически эту задачу формируют
в виде: max Э при Q = const или в виде обратной задачи: min Q при Э = const. В тех случаях, когда
приращение эффекта представлено в денежном выражении, определяют экономическую
эффективность АСУ. 2. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1.
Оценку (определение) экономической эффективности АСУ проводят для: анализа и обоснования
целесообразности создания функционирования и развития АСУ; установления основных
направлений применения АСУ; выбора наиболее экономически
эффективного варианта разработки и внедрения АСУ; отражения показателей
экономической эффективности АСУ в нормах, нормативах и планах предприятий,
объединений, министерств; формирования соответствующих
показателей государственной статистической отчетности; определения размеров
отчислений в фонды экономического стимулирования за создание АСУ. 2.2.
Выбор наиболее экономически эффективного варианта создания АСУ проводят по
максимуму народнохозяйственного экономического эффекта, представляющего собой
разность между результатами деятельности и затратами за установленный для
данного мероприятия расчетный период, с учетом народнохозяйственных
экономических нормативов и других (социальных, экологических и пр.)
установленных ограничений. В качестве начала расчетного периода, в пределах которого
учитывают затраты, принимают год начала разработки АСУ. Конец расчетного
периода определяют в соответствии со сроком морального старения технических
средств и проектных решений АСУ. 2.2.1.
Интегральные народнохозяйственные
затраты З на объекте создания АСУ
определяют по формуле
где Тt - длительность расчетного периода; Иt - текущие издержки
(себестоимость), включая затраты на эксплуатацию АСУ в году t; Кt - все виды единовременных
затрат на создание АСУ в году I; Лt - остаточная стоимость
выбывающих в год t основных фондов (при невозможности их использования - их ликвидационная стоимость); at - коэффициент, используемый для приведения разновременных
результатов и затрат к базисному году. 2.2.2.
Народнохозяйственный экономический эффект Э при тождественности конечных
результатов по сравниваемым вариантам определяют по формуле Э=З1-З2, где З1, З2 - общие
интегральные народнохозяйственные затраты в производстве и потреблении по базовому
и новому вариантам на весь объем производимой продукции (работы)
соответственно. 2.2.3.
При нетождественности сравниваемых вариантов по результатам, которые могут быть
приведены к стоимостной форме, изменение этих результатов должно быть дополнительно
учтено в расчетах народнохозяйственного экономического эффекта в виде
дополнительных экономических результатов. 2.3.
За базу сравнения при определении экономической эффективности АСУ принимают: при расчете народнохозяйственного экономического эффекта на этапе выбора наилучшего варианта - технико-экономические показатели наиболее прогрессивных способов производства продукции (работ) в действующем производстве или по имеющимся проектам (в том числе с использованием зарубежной техники, которая может быть закуплена в необходимом количестве или произведена в СССР на основе лицензий или патентов); при расчете показателей
годовой экономической эффективности -
технико-экономические показатели заменяемых способов производства продукции
(работ). При этом за базовый вариант принимают: плановые показатели
производственно-хозяйственной деятельности объекта внедрения (без учета
результатов функционирования АСУ) на год, следующий за годом ввода АСУ в
промышленную эксплуатацию, если внедрение происходит на действующем объекте. В
случае отсутствия названных плановых данных, принимаемых в качестве базового
варианта, показатели последнего года перед внедрением АСУ приводят на год
расчета с учетом их изменения за счет текущего совершенствования деятельности
объекта применения в условиях отсутствия АСУ; проектные
технико-экономические показатели, если АСУ создают на строящемся объекте, в
проекте которого не было предусмотрено ее применение; фактические показатели
объекта-аналога с лучшими показателями хозяйственной деятельности и наименьшей
величиной потерь и упущений, если мероприятия по внедрению АСУ разрабатывают
для проектируемого объекта. Если заменяемый вариант
исчерпал свои ресурсные возможности по
совершенствованию объекта управления, то за базовый вариант принимают
технико-экономические показатели других (помимо АСУ) технологически равноценных
направлений достижения цели. 2.4.
Обязательным условием определения экономической эффективности АСУ является
следующая сопоставимость всех показателей: во времени; по ценам и тарифным ставкам
заработной платы; по элементам затрат; по объемам производства и
номенклатуре выпускаемой продукции или услуг; по сокращению ручного труда
за счет автоматизации; по методам исчисления стоимостных
показателей. Оптовые цены, тарифы и
ставки заработной платы определяют на основе действующих на момент расчета. 2.5.
Источниками экономической эффективности являются сокращение потерь и реализация
резервов улучшения деятельности объекта в результате создания, функционирования
и развития АСУ. 2.6.
Под факторами экономической эффективности АСУ понимают средства реализации
источников эффективности. К ним относят совершенствование перспективного,
годового, текущего планирования и оперативного регулирования, совершенствование
управления технологическими процессами, улучшение условий труда работников
предприятия (организации) и др. 2.7.
В целях планирования, учета, отчетности и материального стимулирования
мероприятий по созданию АСУ используют показатели годовой экономической
эффективности. 2.8.
Расчеты экономической эффективности АСУ выполняют на стадиях, определенных
соответствующими государственными стандартами, и утверждают на предприятии (в
организации) заказчика АСУ. 3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
АСУ
3.1.
При оценке экономической эффективности АСУ используют обобщающие и частные
показатели. 3.1.1.
Основные обобщающие показатели экономической эффективности АСУ следующие: годовой экономический
эффект; расчетный коэффициент эффективности
капитальных затрат на разработку и внедрение АСУ; срок окупаемости капитальных
затрат на разработку и внедрение АСУ. 3.1.2.
К основным частным показателям, характеризующим экономическую эффективность
АСУ, относят: годовую экономию (годовой прирост
прибыли); снижение издержек
производственно-хозяйственной деятельности на объекте управления в результате
разработки и внедрения АСУ; повышение производительности
труда; экономию по видам ресурсов; высвобождение работающих; повышение качества выпускаемой
продукции. 3.2.
Годовой экономический эффект от разработки и внедрения АСУ, определяемый как
разность между расчетной годовой экономией и расчетными приведенными затратами
на разработку и внедрение АСУ, представляет собой расчетный годовой экономический
эффект. 3.3.
Годовой экономический эффект от разработки и внедрения АСУ, определяемый как
разность между годовой экономией (годовым приростом прибыли) и приведенными
единовременными затратами на разработку и внедрение АСУ, утвержденный в установленном
порядке и зафиксированный в акте приемки в промышленную эксплуатацию,
подтвержденный заказчиком (пользователем системы) на основе фактических данных
опытной эксплуатации, представляет собой фактический годовой экономический
эффект. 3.4.
Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат на
разработку и внедрение АСУ представляет собой отношение расчетной годовой
экономии (годового прироста прибыли) к капитальным затратам на разработку и
внедрение АСУ. 3.5.
Срок окупаемости представляет собой отношение капитальных затрат на разработку
и внедрение АСУ к годовой экономии (к годовому приросту прибыли). 3.6. Годовая экономия
(годовой прирост прибыли) от разработки и внедрения АСУ включает в себя: годовой прирост прибыли,
вызванный увеличением объема хозяйственной деятельности (производства, услуг
или работ) при разработке и внедрении АСУ; годовой прирост прибыли за
счет сокращения сроков строительства, а также ускорения освоения новой
продукции (услуг) в результате разработки и внедрения АСУ; экономию, текущих затрат на
производство продукции, услуг или работ в условиях функционирования АСУ; экономию прочих затрат, не
входящих в себестоимость производства или работ, обеспечиваемую
функционированием АСУ как непосредственно на объекте внедрения, так и в
сопряженных сферах и отраслях. 3.7.
Единовременные затраты на разработку и внедрение АСУ включают в себя: затраты на разработку АСУ
(предпроизводственные затраты); капитальные затраты на
приобретение (изготовление), транспортирование, монтаж и наладку вычислительной
техники, периферийных устройств, средств связи, программных средств,
вспомогательного оборудования, оргтехники, производственно-хозяйственного
инвентаря; затраты на строительство
(реконструкцию) зданий, сооружений, необходимых для функционирования АСУ; изменение оборотных средств
в связи с разработкой и внедрением АСУ; затраты на подготовку
(переподготовку) кадров. Примечание. Если автоматизированные системы управления или отдельные их элементы поставляют как продукцию производственно-технического назначения, то затраты на их разработку и приобретение определяют, исходя из действующих прейскурантных и договорных цен. |
|
|