|
ОДН 218.014-99 Отраслевой дорожный норматив АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В
ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНАЯ
ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ МОСКВА 1. Разработано во
исполнение Распоряжения ФДС России от 31.07.98г. № 98 "О разработке отраслевых норм
потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог". 2. Утверждено
руководителем Федеральной дорожной службы В.Г.Артюховым. 3. Введено в действие
приказом Федеральной дорожной службы ____________________________________________________________________ взамен "Нормативов оснащенности
средствами механизации для содержания автомобильных дорог общего
пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР в 1989 г. 4. Разработано ГП
"РОСДОРНИИ" на основе и в соответствии с действующими нормативными
документами, с учетом задач, стоящих перед российскими дорожниками по
организации и проведению работ при содержании автомобильных дорог и сооружений. ОДН 218.014-99 Отраслевой
дорожный норматив АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕНО №.272 от 12.08.99 НОРМАТИВЫ
ПОТРЕБНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ МОСКВА ВВЕДЕНИЕ.Настоящие Нормативы потребности в дорожной технике для содержания
автомобильных дорог разработаны взамен аналогичных "Нормативов",
утвержденных бывшим Министерством автомобильных дорог РСФСР в 1989 году. Документ разработан с учетом новой Классификации работ по
ремонту и содержанию дорог, введенной в действие с 1 января 1998 года приказом
Федеральной дорожной службы России от 18
декабря 1997 года, № 80, а также на основании анализа выпускаемой отечественной
промышленностью и зарубежными фирмами средств механизации для выполнения
комплекса работ по содержанию дорог. Настоящие "Нормативы" предназначены для применения
федеральными и территориальными дорожными органами при комплектовании службы
содержания дорог необходимыми средствами механизации, обеспечивающими
реализацию современных технологических процессов. "Нормативы" разработали специалисты РОСДОРНИИ:
к.т.н. Эрастов А.Я.. инж. Розов Ю.Н., к.т.н. Сорока В.П., к.т.н. Мусатов
С.А. и специалисты Федеральной дорожной службы Сычев В.И. и Секачева Н.А. В работе также участвовали инженеры
РОСДОРНИИ Розов А.Ю., Швецов С.А. и
Якобсон И.М. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.1.1. Разработка и
реализация Нормативов потребности в дорожной технике для содержания
автомобильных дорог (далее "Нормативы") направлены на: - улучшение
транспортно-эксплутационного состояния дорог и повышение безопасности дорожного
движения за счет повышения уровня механизации и качества выполнения основных
технологических процессов; расширение применения многоцелевых шасси с набором сменного
рабочего оборудования, позволяющих сократить парк машин и обслуживающий персонал
и обеспечить оперативное использование техники круглогодично; - сокращение
разномарочности машин и упрощение благодаря этому технического обслуживания и
ремонта техники, снижение эксплуатационных затрат. 1.2.
"Нормативы" позволяют целенаправленно и рационально использовать
средства федерального и территориальных дорожных фондов на приобретение
соответствующих отечественных и зарубежных машин и оборудования. 1.3.
"Нормативы" разработаны с учетом основных технологических процессов в
содержании дорог, установленных согласно действующей Классификации работ по
ремонту и содержанию дорог. Перечень основных технологических процессов
приведен в разделе 2 настоящего
документа. 1.4.
"Нормативы" установлены на 100
км автомобильных дорог I-V категории с учетом типа
дорожных одежд (покрытий) и вида работ на основе расчетов и экспертных оценок
потребности техники на 100 км
двухполосных дорог шириной проезжей части 7,5
м. При определении потребности в машинах для снегоочистки дорог
вводятся поправочные коэффициенты в зависимости от категории трудности
снегоборьбы в соответствии с Приложением 1.
В отношении снегоочистительного оборудования для привлекаемого автотранспорта
(см. Приложение 2 к таблице. 1) поправочный коэффициент принимают равным 1 независимо от района трудности снегоборьбы. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.2.1. С учетом
специфики работ по содержанию в разные периоды года перечень основных
технологических процессов определен для двух временных периодов: весенне-летне-осеннего
и зимнего. 2.2. В
весенне-летне-осенний период основными технологическими процессами при
содержании дорог являются: а) полоса отвода - очистка полосы отвода от мусора и
посторонних предметов; планировка полосы отвода с прочисткой и профилированием
кюветов и водоотводных канав: - скашивание травы и
ликвидация кустарника; ликвидация нежелательной растительности химическим способом; б) земляное полотно - уборка с обочин, откосов и разделительной полосы
посторонних предметов и мусора; - устранение мелких повреждений (в т.ч. размывов) на
неукрепленных обочинах и откосах с подсыпкой в отдельных местах грунта,
планировкой и уплотнением; - устранение мелких
повреждений на укрепленных обочинах (в т.ч. на асфальтобетонных,
щебеночно-гравийных); - скашивание травы на
обочинах, откосах и разделительной полосе; - ликвидация
кустарника на откосах и обочинах. в) проезжая часть асфальтобетонные (и другие "черные") и
цементобетонные покрытия: - очистка от мусора,
пыли и грязи; - заделка трещин и
швов; - устранение мелких
повреждений (выбоин, просадок, колей и др.); - устранение
скользкости, вызванной выпотеванием битума; - поверхностная
обработка (в т.ч. двойная) покрытий, включая очистку покрытия от пыли и грязи,
распределение битумного вяжущего, распределение щебня (в т.ч. обработанного
битумом), укатка, уборка неприжившегося щебня; гравийные и щебеночные покрытия: - восстановление
профиля гравийных и щебеночных покрытий (в т.ч. с добавлением нового
материала); - планировка и обеспыливание гравийных и щебеночных покрытий; г) искусственные
сооружения - очистка проезжей
части и тротуаров мостов от грязи и мусора; - устранение мелких
повреждений на ж/б элементах мостов; - исправление или
замена отдельных секций перил или ограждений на мостах; - очистка перил и
ограждений от пыли и грязи; - покраска перил и
ограждений (кроме оцинкованных); - очистка лотков и
водопропускных труб от грязи, снега и льда; - устранение мелких
повреждений лотков и труб. включая оголовки: д) обустройство и
обстановка дороги - восстановление и нанесение
вновь дорожной разметки; очистка и мойка дорожных знаков, стоек, ограждений,
сигнальных столбиков и др.; - замена поврежденных
и установка недостающих дорожных знаков (включая знаки индивидуального
проектирования), недостающих ограждений и направляющих устройств; - содержание в чистоте
и порядке автобусных остановок, автопавильонов, площадок отдыха и элементов их
обустройства; - уход за дорожным
освещением (замена ламп и светильников); чистка, мойка и окраска опор
(вертикальная разметка): - устройство
снегозащитных лесных полос, выращивание и уход за посадками и саженцами, рубки
ухода: обрезка веток для обеспечения видимости и др. 2.3. В зимний период
основными технологическими процессами при содержании дорог являются: - патрульная очистка
проезжей части дорог от снега; - удаление снежных
валов с обочин: сдвиганием, перекидкой, перекидкой у барьерных ограждений,
сдвиганием с погрузкой в автосамосвалы (в основном на развязках в двух уровнях)
и др.; - удаление с проезжей
части уплотненного снега; - расчистка снежных
заносов толщиной до 0,4 м, от 0,4 до 0,6
м, от 0,6 до 1,0 м и более 1,0 м; борьба с зимней скользкостью, в т.ч.: распределение
пескосоляной смеси, распределение твердых реагентов в чистом виде,
распределение увлажненных реагентов, распределение жидких реагентов; - устройство снежных
траншей или валов на придорожной полосе для защиты дороги от снежных заносов. 3. НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.3.1.
"Нормативы" по основным типам специальных машин, поливомоечные и
подметально-уборочные машины; машины и оборудование для заделки трещин и швов в
асфальтобетонных (и других "черных") и цементобетонных покрытиях;
машины и оборудование для устранения ямочности на асфальтобетонных (и других
"черных") и цементобетонных покрытиях; машины и оборудование для
скашивания травы; плужно-щеточные снегоочистители; распределители
противогололедных материалов; комплект машин для поверхностной обработки
покрытий; машины для разметки проезжей части дорог с асфальтобетонным (и другим
"черным") и цементобетонным покрыгиями) определены расчетом (см.
Приложение 2) с учетом их
эксплуатационной производительности, а также коэффициентов цикла на
соответствующие виды работ в соответствии с "Нормативными затратами на
содержание км федеральных автомобильных
дорог по органам управления дорожным хозяйством". "Нормативы" по остальному перечню машин
установлены на основе экспертных оценок специалистов и с учетом накопленного
опыта в содержании дорог дорожной службой. 3.2. Разработанные
"Нормативы" приведены в таблице 1,
при этом потребность в снегоочистительной технике установлена для условий
легкой снегоборьбы (см. Приложение 2). В
таблице указаны также марки основных машин и оборудования и их основные
параметры. Для возможности выбора эффективной зарубежной техники в таблице
приведены (по большей части средств механизации) зарубежные аналоги. Таблица 1.
Примечания: 1. Машины, указанные в
п.п. 1.6.-1.9., предназначены для устройства поверхностной обработки и
специальных слоев с применением битума и битумной эмульсии. 2. Нормативы по п.п. 1.6.-1.9.
установлены для условий III дорожно-климатической зоны (ДКЗ). Нормативы для
других ДКЗ определяют путем умножения приведенных в таблице нормативов на
коэффициенты; для I зоны - 2,0, II зоны - 1,4, IV и V зон - 0,7. 3. Кроме указанных снегоочистительных
машин настоящие "Нормативы" предусматривают также необходимость
наличия комплектов стандартных навесных одноотвальных плугов для привлекаемого
автотранспорта: 8 комплектов для дорог I категории, 4 комплекта для дорог II и
III категорий и 3 комплекта для дорог IV и V категорий из расчета на 100 км., 4. В графе 3 пункта 2.1. указано
количество машин для дорог I категории с 6-полосным движением, для дорог с 8- и
4-полосным движением соответственно принимают коэффициент 1,2 и 0,7. 5. В графах 3, 4, 5 пункта 1.16.
количество кусторезов (сучкорезов) уточняется в зависимости от протяжения
лесопосадок и объема работ. 6. В графах 3, 4, 5 пункта 2.4.
указанное количество машин приобретается по лизингу или в аренду. 7. В раздел III. «Машины для
содержания мостов и других искусственных сооружений» прияты из расчета на 1
специализированную бригаду, которая может выполнять работы по содержанию
1000-1200 пог.м. мостов в год. 8. Марки машин и оборудования,
указанные в графе 2, могут быть заменены другими (см. Краткий справочник
«Строительная, дорожная и специализированная техника». - М.: АО «ПРОФТЕХНИКА»,
1998, 129085, г. Москва, а/я 18, телефон (095) 485-54-54). Приложение 1.Поправочные коэффициенты для определения Нормативов потребности в снегоочистительной технике
Приложение 2.Расчет потребности основных типов специальных машин и оборудования.А. Поливомоечное и
подметально-уборочное оборудование на базовой машине. , (1) где F -
обрабатываемая площадь проезжей части, м2; кц -
коэффициент цикла, характеризующий число обработок площади F за сезон (принято кц=10,0); кпр -
коэффициент, учитывающий перекрытие проходов машины (кnp= l.2); Пэ -
эксплуатационная производительность машины, м2/ч: Тс -
продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут; mт, - число дней возможной работы машины за сезон,
сут; кип -
коэффициент использования парка (кип=0,7). Б. Машины и оборудование для скашивания травы. , (2) где Fт - площадь скашивания травы
на обочинах, откосах и полосе отвода, м2; кпрк -
коэффициент, учитывающий перекрытие проходов косилки (кпрк=1,1); кцт -
коэффициент цикла (принято кцт=2,0); Пэт -
эксплуатационная производительность машины, оборудования, м2/ч; Тст -
продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут; mэт - число дней работы машины за сезон, сут; кип -
коэффициент использования парка (кип=0,7). В. Машины и оборудование для заделки раскрытых трещин и
швов. , (3) где Lтр - длина, подлежащая
заделке раскрытых трещин и швов, км; кцтр -
коэффициент цикла (кцтр= 1,0); Пэтр -
эксплуатационная производительность машины, м/ч; Тстр -
продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут: mэтр - число дней работы машины за сезон, сут; кип -
коэффициент использования парка (кип=0,7). Г. Машины и оборудование для устранения ямок, выбоин,
просадок. , (4) где Fя- площадь устраняемых дефектов, м2; кця -
коэффициент цикла (принято кця =
1,0); Пэя -
эксплуатационная производительность машины по заделке дефектов а/б смесью, m'/h; Тся, -
продолжительность работы машины в течение суток, ч; mэя, - число дней работы машины в течение сезона,
сут; кип -
коэффициент использования машин (кип=0,7). Д. Плужно-шеточные снегоочистители для легких условий
снегоборьбы. , (5) где Fсн - площадь проезжей части, подлежащая снегоочистке, м2: кцсн -
коэффициент цикла; ктрс -
коэффициент трудности снегоборьбы (см. Приложение 1); Пэсн -
эксплуатационная производительность снегоочистителя, тыс.м2/ч; Тэсн -
средняя продолжительность работы в течение суток, ч; mэсн - количество дней работы машины в течение
сезона, сут; кип -
коэффициент использования машин (кип=0.7). Е. Распределители противогололедных материалов. , (6) где Fрп - площадь проезжей части, подлежащая обработке противогололедными
материалами, м2; кцрп -
коэффициент цикла; Пэрп -
эксплуатационная производительность распределителя, тыс.м2/ч; Тсрп -
средняя продолжительность работы в течение суток, ч; mэрп - количество дней работы машины в течение
сезона, сут; кип -
коэффициент использования машин (кип=0,7). Ж. Машины и оборудование для разметки проезжей части дорог
с асфальтобетонным (и другим "черным") и цементобетонным покрытиями. а) для разметки краской , (7) где Lpз - длина дорожной разметки, п.м; кцрз -
коэффициент цикла (кцрз=1,0); Пэрз -
эксплуатационная производительность оборудования маркировочной машины, п.м/ч; Тсрз -
средняя продолжительность работы машины в течение суток, ч; mэрз - число дней работы машины за сезон, сут; кип -
коэффициент использования машин (кип=0,7). б) для разметки термопластиком коэффициент цикла кцрз=1/3»0,33 (разметка
термопластиком выполняется один раз в три года). 3.
Комплект машин для поверхностной обработки с применением битума. Состав комплекта Автогудронатор;
Щебнераспределитель; Каток самоходный средний, комбинированного действия; Каток самоходный тяжелый пневмоколесный. а) автогудронатор. , (8)
где Fоб - площадь проезжей части, подлежащая обработке битумом за сезон,
тыс.м2; Примечание: Поверхностную обработку возобновляют один раз в три
года. кпер -
коэффициент, учитывающий перекрытие проходов гудронатора (кпср=1,1); Па -
эксплуатационная производительность автогудронатора в день (в смену), тыс.м2/
см; mа
- число рабочих дней (смен) за сезон, сут; кип -
коэффициент использования машин (кип=0,7). Примечание: В расчете должна учитываться предварительная
подгрунтовка покрытия жидким битумом. б) щебнераспределитель. , (9) где Foб - площадь
проезжей части, обработанная битумом за сезон, тыс.м2; Пщ -
эксплуатационная производительность щебнераспределителя в день (в смену), тыс.м2/
см; mщ- число
рабочих дней (смен) в году, сут; кип -
коэффициент использования машин (кип=0,7). в)
катки. , (10) где Fоб - площадь проезжей части, подлежащая укатке за сезон, тыс.м2; кпер -
коэффициент, учитывающий перекрытие проходов катка (кпер=1,1); кпрох -
количество проходов катка по данному следу (кпрох=3): Пкс -
эксплуатационная производительность катка в день (в смену), тыс.м2/см; mкc - число рабочих дней
(смен) катка за сезон, сут; кип -
коэффициент использования машин (кип=0,7). Приложение 3ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО ЗИМНЕМУ СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГСхема 1. ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА
Схема 2. ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА
Схема 3 ПАТРУЛЬНАЯ УБОРКА СНЕГА НА ДОРОГАХ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСОЙ
Схема 4 ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА (СКОРОСТНАЯ)
Схема 5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЙ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА
ПОКРЫТИЯ
Схема 6 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА
ПОКРЫТИЯ
Схема 7 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИДКИХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА
ПОКРЫТИЯ
Схема 8 ОЧИСТКА ДОРОГИ ОТ СНЕЖНОГО
НАКАТА
Схема 9 УБОРКА СНЕГА НА ПУТЕПРОВОДАХ
Схема 10 УБОРКА СНЕГА НА ОГРАНИЧЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТАХ, НА
ТРОТУАРАХ ЗА БАРЬЕРНЫМИ ОГРАЖДЕНИЯМИ
|
|
|