|
Утверждены Методические
указания РД 14-119-96 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1.
Настоящие методические указания (в дальнейшем Указания) разработаны в
соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России,
утвержденным Указом Президента РФ № 234 от 18.02.93; Положением об округе
Федерального горного и промышленного надзора России; Перечнем прав должностных
лиц системы Госгортехнадзора России; Типовым положением о проектно-конструкторской
инспекции РД 03-65-94,
утвержденным приказом по Госгортехнадзору РФ № 86 от 03.06.94; Положением о
региональной проектно-конструкторской инспекции (РПКИ) по надзору на предприятиях
по хранению и переработке зерна, утвержденным начальником округа, при котором
действует РПКИ. 1.2.
Указания предназначены для надзорных органов, осуществляющих функции
государственного надзора по соблюдению требований безопасности в проектно-конструкторской
документации для производств и объектов по хранению и переработке зерна. 1.3.
Указания устанавливают порядок рассмотрения проектной документации на новое
строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение
поднадзорных предприятий (объектов) по хранению и переработке зерна на
соответствие современным требованиям действующих нормативных документов по
обеспечению безопасной устойчивой работы производств, последующей безопасной
эксплуатации зданий и сооружений и находящегося в них оборудования,
предупреждения взрывов и пожаров, технической готовности к локализации и
ликвидации аварийных ситуаций, защите людей. 1.4.
Надзор за соблюдением в проектно-конструкторской документации всех требований
безопасности проводится силами РПКИ, созданных в соответствии с приказом
Госгортехнадзора России № 19 от 02.04.92. 1.5.
Надзор проводится выборочно для предприятий (производств и объектов),
поднадзорных Госгортехнадзору России, и проектных организаций при получении
лицензий. 1.6.
Нормативно-правовой основой, надзора при рассмотрении проектно-конструкторской
документации являются нормативно-техническая документация (НТД), утвержденная в
установленном порядке, и другие нормативные акты, в части, относящейся к
компетенции Госгортехнадзора России (стандарты, СНиПы, ведомственные и
отраслевые документы и др.). 1.7.
Основной задачей надзора является выявление допущенных отклонений от требований
норм и правил безопасности в проектно-конструкторской документации с целью их
своевременного устранения путем внесения в техническую документацию
соответствующих корректив до начала строительства или в процессе
строительно-монтажных работ, обеспечив тем самым соблюдение норм безопасности
при последующей эксплуатации объектов. 1.8.
Сведения о намечаемом строительстве, реконструкции и техническом перевооружении
всех поднадзорных производств и объектов по хранению и переработке зерна,
полученные от предприятий, проектных организаций, и др., должны представляться
округами в Отдел по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна
Госгортехнадзора России по установленной форме ежегодно не позднее 01.12 года,
предшествующего планируемому. Отдел доводит эти сведения до РПКИ, которые на их
основе формируют свои квартальные планы, согласовываемыми Отделом и утверждаемыми
округами, в состав которых входят соответствующие РПКИ. 1.9.
Перечень объектов, подлежащих надзору и включенных в квартальные планы РПКИ,
доводится ими до соответствующих инспекций по надзору на предприятиях по
хранению и переработке зерна. 1.10.
Проектная документация объектов строительства, реконструкции и технического
перевооружения на поднадзорных предприятиях, не включенных в планы РПКИ,
рассматривается работниками инспекций по надзору на предприятиях по хранению и
переработке зерна в части соблюдения в проекте требований безопасности. В
случае невозможности у работников инспекций объективно и правильно оценить
полноту и правильность принятых в проектах решений, следует обращаться в Отдел
по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна Госгортехнадзора
России для включения этой работы в план работы соответствующей РПКИ. 1.11.
Для участия в рассмотрении проектов могут привлекаться эксперты из числа
наиболее квалифицированных специалистов соответствующего профиля
производственных предприятий, научно-исследовательских,
проектно-конструкторских и прочих организаций. 1.12.
Проектные организации, не имеющие лицензии Госгортехнадзора России на
проектирование объектов нового строительства, реконструкции и технического
перевооружения для поднадзорных предприятий, лишаются права проектирования
таких объектов. 2. ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ2.1.
Перечень производств и объектов, по проектам которых намечено проведение
надзора, вносится в квартальные планы работы РПКИ. 2.2.
Проведение надзора должно начинаться со сбора информации о сроках завершения
проектирования, передаче заказчику проектной документации и ее комплектность. 2.3.
Проектную документацию следует получать у заказчика. Отраслевые инспекции
должны оказывать содействие РПКИ по своевременному получению от поднадзорного
округу предприятия проектной документации. Объем передаваемой на рассмотрение
документации определяется РПКИ и согласовывается с нею заранее. В
отдельных случаях (при согласовании с заказчиком) она может быть получена
непосредственно у разработчиков проекта. После завершения рассмотрения проекта
вся полученная документация возвращается заказчику (или разработчику проекта). 2.4.
Рассмотрение документации может проводиться как целиком всего проекта, так и
отдельных его разделов. При поэтапном рассмотрении проекта по разделам или
очередям строительства предварительно согласованный порядок и сроки проведения
надзора могут уточняться с заказчиком. 2.5.
При осуществлении надзора за проектами реконструкции и технического
перевооружения кроме проектно-конструкторской документации в случае
необходимости рассмотрению подлежат материалы технического обследования
состояния зданий и сооружений. 2.6.
Если при рассмотрении проектов реконструкции или технического перевооружения
представленных материалов окажется недостаточно и потребуются какие-то другие
материалы, они должны быть запрошены дополнительно. 3. ПЕРЕЧЕНЬ РАССМАТРИВАЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПРОВЕРЯЕМЫХ ВОПРОСОВ ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ3.1.
Рассмотрению подлежит рабочий проект или рабочая документация на строительство,
расширение, реконструкцию и техническое перевооружение поднадзорных предприятий
(объектов). 3.2.
При проведении надзора следует установить достаточность предусмотренных
проектом мер безопасности, особенно в части обеспечения взрывозащиты и
взрывопредупреждения зданий, сооружений и оборудования. При
рассмотрении проектов реконструкции и технического перевооружения недопустимы
отступления от тех или иных нормативных требований по безопасности,
мотивированные экономической или какой-либо другой целесообразностью со стороны
заказчика или проектной организации. 3.3. В составе рабочего проекта (рабочей
документации) рассмотрению подлежат следующие разделы: 3.3.1.
Паспорт проекта. 3.3.2.
Общая пояснительная записка. 3.3.3.
Охрана труда и взрывопожаробезопасность (самостоятельный раздел или в составе
общей пояснительной записки). 3.3.4.
Генеральный план. 3.3.5.
Архитектурно-строительная часть. 3.3.6.
Технологическая часть. 3.3.7.
Электротехническая часть. 3.3.8.
Автоматика. 3.3.9.
Отопление и вентиляция. 3.3.10.
Водоснабжение и канализация (в части пожарного водоснабжения). 3.3.11.
Другие разделы, связанные с безопасностью (по усмотрению РПКИ). 3.4.1.
Наличие в общих указаниях записи о том, что технические решения, принятые при
проектировании, соответствуют требованиям противовзрывных и противопожарных
норм и обеспечивают безопасную эксплуатацию объекта при соблюдении мер,
предусмотренных в рабочем проекте, давая оценку достаточности этих мер. 3.4.2.
Правильность категорирования производственных помещений и зданий по взрывной и
пожарной опасности. 3.4.3.
Соответствие требованиям действующих правил и норм объемно-планировочных и
конструктивных решений (обеспеченности помещений легкосбрасываемыми
конструкциями - ЛСК: этажности зданий и размещения производственных помещений;
огнестойкости конструкций; типа и устройства лестничных клеток, лифтовых
холлов, тамбур-шлюзов; ширины и уклонов лестниц; путей эвакуации людей;
устройств соединительных тоннелей и галерей между зданиями; проемов и их
заполнений; полов и отделки помещений; наличия, размещения и устройства
встроенных помещений, площадок, антресолей, ограждений и др.). При
необходимости следует проанализировать, как учтена возможность повышенной
временной нагрузки от давления, развиваемого при взрыве в помещениях, и условия
срабатывания ЛСК. 3.4.4.
Схемы и типы отопления и вентиляции, размещение трубопроводов и воздуховодов
для систем воздушного отопления и вентиляции, их конструкции и материалы, типы
отопительных приборов, обеспечение подпора воздуха в помещениях, удаление дыма
при пожаре, наличие оборудования во взрывозащищенном исполнении, его размещение
и т.д. 3.4.5.
Электрооборудование, электроосвещение, связь, сигнализация (в том числе
пожарная), размещение электропомещений и т.д. Наличие молниезащиты, зануления и
заземления оборудования. 3.4.6.
Наличие дистанционного автоматизированного управления и дистанционного контроля
за работой машин и механизмов, а также местного управления у каждой машины с
возможностью аварийной остановки электродвигателей. Контроль и регулировка
загрузки оборудования и емкостей продуктом. Блокировку электродвигателей
технологического, транспортного и аспирационного оборудования, в том числе
аварийная. 3.4.7.
Дистанционное измерение температуры продукта, наличие и места установки
приборов и устройств для термометрии, в том числе контроль температуры мягкого
сырья, наличие датчиков уровня, подпора, реле контроля скорости, конечных
выключателей, предохранительных клапанов, манометров и др. 3.4.8.
Защищенность оборудования взрыворазрядителями (места установки, площади их
проходных сечений и отводящих трубопроводов, объединение в коллекторы от группы
оборудования, величина коэффициентов местных сопротивлений и т.д.). 3.4.9.
Оснащение оборудования цехов и участков системами локализации взрыва (СЛВ). 3.4.10.
Соответствие проектно-конструкторских решений, заложенных в проекте,
современному уровню развития техники и технологии по вопросам безопасности. Примечание: П.п. 3.3 и 3.4
устанавливают обязательный перечень рассматриваемых вопросов и разделов
проекта. При необходимости дополнительный перечень рассматриваемых вопросов
определяется РПКИ. 4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ4.1.
Результаты рассмотрения проектно-конструкторской документации оформляются в
виде акта, который подписывается всеми специалистами, участвовавшими в его
рассмотрении как в целом, так и отдельных разделов. В тех случаях, когда при
рассмотрении документации выявлены нарушения требований норм и правил
безопасности, составляется предписание, которое также подписывается всеми
специалистами, участвующими в рассмотрении проекта. При отсутствии нарушений
предписание не составляется. 4.2.
Предписание должно содержать: -
наименование организации, составившей предписание; -
порядковый номер или шифр предписания; -
наименование проекта; -
полное или краткое наименование заказчика; -
полное или краткое наименование организации-разработчика проекта; -
год разработки проекта; -
год и месяц составления предписания; -
город, где расположена РПКИ, составившая предписание, с указанием почтового
адреса и номера телефона; -
перечень представленной проектно-конструкторской документации с указанием
номеров и шифров разделов проекта, альбомов и т.п.; -
выявленные отклонения от требований нормативно-технической документации (НТД); -
требования, начинающиеся со слов "ПРЕДЛАГАЕТСЯ" или
"ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ": а)
о доработке или корректировке проектной документации по устранению выявленных
нарушений и являющиеся обязательными для заказчика (разработчика проекта); б)
по информированию РПКИ об устранении выявленных отклонений от требований НТД; в)
о представлении проектной документации на повторное рассмотрение (при
необходимости). 4.3.
Любое из выявленных нарушений требований НТД в обязательном порядке должно
аргументироваться ссылкой на наименование нормативного документа с точным
указанием пунктов (разделов) соответствующего документа. Не
допускается отмечать отступление от требований НТД без необходимой ссылки. Не
допускается также считать нарушением неиспользование какого-либо
нормативно-технического документа, если при этом не выявлено конкретного
отступления от его требований. 4.4.
При первой ссылке на какой-либо документ следует приводить его полное
наименование, а при последующих (на этот же документ) он может даваться в
сокращенном виде. Принятые сокращения указываются в тексте сразу после первого
упоминания или в сноске на той же странице. При
наличии в конце предписания списка использованных нормативно-технических
документов допускается ссылку в тексте предписания давать на тот порядковый
номер, под которым этот документ значится в списке. В этом случае номер
документа в тексте указывается в квадратных скобках после номера пункта
(раздела) этого документа. 4.5.
Предписания составляются в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается или
направляется заказчику, который в последнем случае уведомляет РПКИ о его
получении, второй экземпляр - начальнику инспекции того округа Госгортехнадзора
России, на территории которого находится данное поднадзорное предприятие.
Допускается направление первого экземпляра также начальнику инспекции для
вручения его заказчику и сообщения о том в РПКИ. Третий экземпляр предписания с
подписями исполнителей хранится в РПКИ. При необходимости копии предписаний
могут высылаться разработчикам проектно-конструкторской документации и другим
заинтересованным организациям. В
тех случаях, когда предписание не составляется, заказчику, начальнику инспекции
соответствующего округа и при необходимости другим заинтересованным
организациям направляется акт о результатах рассмотрения проекта за подписью
всех специалистов, проводивших рассмотрение документации. Все
предписания и акты направляются с сопроводительными письмами за подписью
руководителя РПКИ. СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|