|
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ Об охране
атмосферного воздуха (с изменениями от 22 августа
2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) Принят
Государственной Думой 2 апреля 1999 года Одобрен
Советом Федерации 22 апреля 1999 года Атмосферный
воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды,
неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Настоящий
Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и
направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную
окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду; трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства; неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха; предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух; технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду; предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса; мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения; охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду; гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду; качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха. Статья 2. Законодательство
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха. 3.
Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране
атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством. Глава II. Управление в области
охраны атмосферного воздуха
Статья 3. Основные принципы
государственного управления в области охраны атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласность,
полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его
загрязнении; научная
обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного
воздуха и охране окружающей природной среды в целом; обязательность
соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 4. Государственное
управление в области охраны атмосферного воздуха
Государственное
управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или
через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей
среды. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 5. Полномочия органов
государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации; установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха; формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха; формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха; установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются; установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха и вредными физическими воздействиями на атмосферный воздух; установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; установление порядка использования сборов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; установление порядка организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха; организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения; установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; установление порядка сертификации топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, подтверждающей их соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха; определение величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области; организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха; осуществление
иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с
законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. определение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. организация и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 6. Полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: Утратил
силу с 1 января 2005 г. принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; Утратил
силу с 1 января 2005 г. разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха; Утратил
силу с 1 января 2005 г. участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха; Утратил силу с 1 января 2005 г. осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха; информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий; Утратил
силу с 1 января 2005 г. участие в
проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на
соответствующей территории субъекта Российской Федерации; право принятия
и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том
числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива,
сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования
производства и применения экологически безопасных видов топлива и других
энергоносителей; организация и
проведение государственного контроля (государственного экологического контроля)
за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; введение
ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах
отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предъявление
исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения
законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в
результате организации и проведения государственного контроля за охраной
атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Статья 7. Полномочия органов
местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха
Органы
местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными
полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ статья 8 настоящего Федерального утратила силу с 1 января 2005 г. Глава III. Организация деятельности
в области охраны атмосферного воздуха
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 9 настоящего Федерального утратила силу с 1 января 2005 г. Статья
9. Программы охраны атмосферного воздуха и мероприятия по его охране Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 10 настоящего Федерального утратила силу с 1 января 2005 г. Статья
10. Финансирование программ охраны атмосферного воздуха и мероприятий по его
охране Статья 11. Нормирование качества
атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух
1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. 2.
Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха,
предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух
устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством
Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 12. Нормативы выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на атмосферный воздух
1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. 2. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. 3. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). 4. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей природной среды. 5. В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. 6. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. 7. Нормативы
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно
допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух,
временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для
которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 13. Государственная
регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ
Федеральный
орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний
вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые
оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую
природную среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением,
утвержденным Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 14. Разрешение на выброс
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное
физическое воздействие на атмосферный воздух
1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды,в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. 2. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. 3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 4. За выдачу
разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и
вредные физические воздействия на атмосферный воздух могут взиматься сборы в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N
45-ФЗ в пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального
опубликования указанного Федерального закона 5. При
отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при
нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут
быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 15. Общие требования к
хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на
атмосферный воздух
1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. 2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха. 3. Производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха. 4. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. 5.
Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих)
веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей,
транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам
выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива
установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ в пункт 6 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены
изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г. 6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. 7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. 8. Действия,
направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений,
могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и
здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений,
выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 16. Требования охраны
атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности
1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. 2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности. 3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. 4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти. 5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами. 6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. 7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. 8. Запрещаются
проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной
деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным
изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей,
уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных,
наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ в статью 17 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 17 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 17. Регулирование выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и
эксплуатации транспортных и иных передвижных средств
1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. 2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. 3. Утратил
силу с 1 января 2005 г. 4.
Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное
воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие
таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации. 5. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд
транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и
туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение
транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 18. Регулирование выбросов
вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и
сжигании отходов производства и потребления
1. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается. 2. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья. 3. Места
хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и
потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального
органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других
федеральных органов исполнительной власти. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 19. Мероприятия по защите
населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и
здоровью людей
1. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. 2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти. 3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий. 4. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статья 20. Трансграничное
загрязнение атмосферного воздуха
В целях
уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками
выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Российской
Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по
уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а
также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Глава IV. Государственный учет
вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 21. Государственный учет вредных воздействий на
атмосферный воздух и их источников
1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Перечень
организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в
области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется
территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области
охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами
государственной статистики. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 22. Инвентаризация выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических
воздействий на атмосферный воздух и их источников
1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. 2. Источники
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных
физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих)
веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух,
подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и
иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом
устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических
воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей
среды. Глава V. Контроль за охраной
атмосферного воздуха
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие
в силу с 1 января 2005 г. Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 3.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в
области охраны окружающей среды
совместно с территориальными органами специально уполномоченного федерального
органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней
областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых
должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 24. Государственный контроль
за охраной атмосферного воздуха
1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение: условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране; иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. 2.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют
федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей
среды и его территориальные органы в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ в статью 25 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 25 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 25. Производственный
контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. 2. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. 3. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды. Статья 26. Общественный контроль за
охраной атмосферного воздуха
Общественный
контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды, законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об
общественных объединениях. Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N
199-ФЗ в статью 27 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 27 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 27. Права и обязанности
государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за
охраной атмосферного воздуха
1. Должностные
лица федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды, его территориальных
органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, являются государственными инспекторами по
охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха на
основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N
45-ФЗ в пункт 2 статьи 27 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования
указанного Федерального закона 2. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке: беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух; проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами; проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха; направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях; аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются; вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности; проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом; давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции. 3. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны: иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха; осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации; осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы; взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха; обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха; информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции; подготавливать
и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы. Глава VI. Экономический механизм
охраны атмосферного воздуха
Статья 28. Плата за загрязнение
окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и другие виды воздействия на него
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава VII. Права граждан,
юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного
воздуха
Статья 29. Права граждан, юридических
лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха
1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на: информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него; участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества. 2. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха. 3.
Представители общественных объединений имеют право доступа на территории
объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения
атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на
условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ в статью 30 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 30. Обязанности граждан и
юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. 2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов. Глава VIII. Ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха
Статья 31. Ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 32. Возмещение вреда,
причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и
окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха. Глава IX. Международное
сотрудничество Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Статья 33. Международное
сотрудничество Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Глава Х. Заключительные положения
Статья 34. Вступление в силу
настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027). 3. Признать утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1028). 4. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ |
|
|