|
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации В целях упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения
государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной
документации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Установить, что градостроительная, предпроектная и проектная
документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо
от источников финансирования и формы собственности объектов строительства, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении государственной
экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной
документации в Российской Федерации. 3. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу и заинтересованным федеральным органам
исполнительной власти обеспечить проведение государственной экспертизы
градостроительной, предпроектной и проектной документации (далее именуется -
государственная экспертиза) в соответствии с Положением о проведении
государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной
документации в Российской Федерации. 4. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу в 6-месячный срок разработать и утвердить по
согласованию с федеральными органами исполнительной власти нормативы
определения стоимости проведения государственной экспертизы. 5. В постановлении Совета Министров РСФСР от 30 мая 1991 г. N 290
"Вопросы государственной вневедомственной экспертизы в РСФСР" слова:
"Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при
Госкомархстрое РСФСР" и "Главгосэкспертиза РСФСР" в
соответствующем падеже заменить соответственно словами: "Главное
управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном
комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу" и "Главгосэкспертиза России" в соответствующем
падеже. 6. Признать утратившим силу постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 "О
государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и
утверждении проектов строительства" (Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации, 1993, N 26, ст.2427; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст.2587). 7. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу в 3-месячный срок представить в установленном
порядке предложения о внесении в нормативные правовые акты изменений и
дополнений в связи с настоящим постановлением. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок привести свои
нормативные правовые акты по вопросам государственной экспертизы в соответствие
с настоящим постановлением. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты по вопросам государственной
экспертизы в соответствие с настоящим постановлением. Председатель Правительства Положение (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008) I. Общие положения1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной
экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации* и
утверждения ее, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных
экспертных органов в процессе проведения экспертизы. 2. Градостроительная и проектная документация до ее утверждения подлежит
государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы
собственности предприятий, зданий и сооружений (далее именуются - объекты), за
исключением документации на объекты, строительные работы на которых не
затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности
и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения,
капитального ремонта, консервации и ликвидации (далее именуется -
строительство) которых не требуется разрешения. Предпроектная документация на
объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет
средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии,
других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а также на
потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от
источников финансирования и формы собственности подлежит государственной
экспертизе до утверждения этой документации. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных
средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе
средства иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо
сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной
документации принимает заказчик (инвестор). 3. Целями государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и
проектной документации являются: а) предотвращение создания объектов, строительство и использование
которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям
утвержденных в установленном порядке норм и правил; б) оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на
строительство объектов, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и
средств бюджетов субъектов Российской Федерации. 4. При проведении государственной экспертизы градостроительной,
предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия
исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и
строительству объектов, выданным органами государственного надзора и контроля и
заинтересованными организациями. Градостроительная, предпроектная и проектная документация, разработанная
в соответствии с указанными исходными данными, техническими условиями и
требованиями, дополнительному согласованию с органами и организациями, их
выдавшими, не подлежит, за исключением случаев, установленных законодательством
Российской Федерации. 5. На федеральном уровне государственная экспертиза градостроительной,
предпроектной и проектной документации проводится: а) Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации; б) Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при
Государственном комитете Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу с участием следующих федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной
экспертизы (далее именуются - органы специализированной экспертизы): Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций); Министерство природных ресурсов Российской Федерации (государственная
экспертиза в области охраны окружающей природной среды, использования и охраны
водных объектов и недр); Министерство труда и социального развития Российской Федерации
(государственная экспертиза условий труда); Федеральный горный и промышленный надзор России (экспертиза промышленной
безопасности и рационального использования недр); другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на
проведение государственной экспертизы; в) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на
проведение ведомственной экспертизы (далее именуются - органы ведомственной
экспертизы), в соответствии с положениями о разграничении функций по
государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации
между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и
Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу. 6. На уровне субъектов Российской Федерации государственная экспертиза
градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится
организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской
Федерации с участием территориальных органов указанных в пункте 5 настоящего
Положения органов специализированной экспертизы. 7. Перечень документов, представляемых для проведения государственной
экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации,
определяется нормативно-техническими требованиями на ее разработку. II. Разграничение полномочий по проведению государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации8. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации проводит
государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной
документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством Российской
Федерации. 9. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при
Государственном комитете Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу проводит государственную экспертизу следующей
градостроительной документации: а) градостроительная документация на объекты градостроительной
деятельности особого регулирования федерального значения, в том числе: градостроительная документация о градостроительном планировании развития
особо охраняемых природных территорий федерального значения и свободных
экономических зон; генеральные планы городов - административных центров субъектов Российской
Федерации; городов, отнесенных к историческим поселениям федерального значения; городов-курортов федерального значения; городов - научных центров; поселений с особым режимом жизнедеятельности
(военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования,
города (поселки) при атомных электростанциях, атомных тепловых электростанциях,
поселения в государственных природных заповедниках, национальных и природных
парках); поселений, расположенных в регионах с особо неблагоприятными
экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной
сейсмичностью, на территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций
природного или техногенного характера, а также в районах залегания полезных
ископаемых; б) градостроительная документация, разрабатываемая за счет средств
федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств
бюджетов субъектов Российской Федерации; в) градостроительные разделы федеральных целевых программ, программ
социально-экономического развития территории Российской Федерации; г) схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального
значения; д) консолидированные схемы градостроительного планирования. 10. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при
Государственном комитете Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу проводит государственную экспертизу
предпроектной и проектной документации на: а) объекты, строительство которых осуществляется полностью или частично
за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов,
получаемых под государственные гарантии, а также за счет других средств,
поступающих в качестве государственной поддержки; б) объекты, находящиеся в государственной собственности; в) объекты: строящиеся за границей при техническом содействии Российской Федерации; находящиеся в совместном пользовании Российской Федерации и других
государств и строящиеся с привлечением иностранных инвестиций; сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции; включенные в федеральные целевые программы социально-экономического
развития регионов; г) экспериментальные и базовые проекты, предназначенные для массового
применения; д) потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от
источников финансирования и формы собственности, в том числе: ядерно опасные и радиационно опасные объекты (атомные электростанции,
исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного
и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов); объекты по уничтожению химического оружия и ракетного топлива,
уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов; гидротехнические
сооружения 1 и 2-го классов; опасные производственные объекты, предусмотренные приложением N 1 к
Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов"; тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше; линии электропередачи и подстанции напряжением 330 киловольт и выше; морские порты, космодромы, аэропорты с длиной основной взлетнопосадочной
полосы 1800 метров и более, мосты и тоннели длиной более 500 метров,
метрополитены; радиолокационные станции, радио- и телецентры, магистральные линии связи; общегородские объекты коммунального хозяйства в городах с расчетной
численностью населения свыше 500 тыс. жителей; крупные объекты пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского
хозяйства, оказывающие влияние на продовольственную безопасность страны и
населения или имеющие важное социальное значение; объекты оборонной промышленности, включая объекты по производству
конверсионной продукции и продукции двойного назначения. 11. Организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов
Российской Федерации проводят государственную экспертизу: а) градостроительной документации, градостроительных разделов целевых
программ субъектов Российской Федерации и местных целевых программ, программ
социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации и
территорий муниципальных образований, а также схем и проектов развития
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства
территорий в части соблюдения градостроительных требований, за исключением
градостроительной документации, рассматриваемой Главным управлением
государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; б) предпроектной и проектной документации на объекты, строительство
которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
а также на объекты, строящиеся на их территориях, независимо от источников
финансирования и формы собственности, в пределах компетенции органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и органов, осуществляющих контроль за соблюдением нормативных
требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов, за
исключением проектной документации, рассматриваемой Главным управлением
государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 12. Органы ведомственной экспертизы в пределах своей компетенции проводят
в соответствии с установленным ими порядком государственную экспертизу
предпроектной и проектной документации с участием организаций государственной
вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации и территориальных
органов специализированной экспертизы. III. Организация проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации13. Для проведения государственной экспертизы градостроительной,
предпроектной и проектной документации необходимые документы в 4 экземплярах
представляются: а) в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации - по
объектам, относящимся к его компетенции; б) в Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при
Государственном комитете Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу - по объектам, указанным в пунктах 9 и 10
настоящего Положения; в) в органы ведомственной экспертизы - по объектам в соответствии с
положениями о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению
предпроектной и проектной документации между соответствующими федеральными
органами исполнительной власти и Государственным комитетом Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; г) в организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов
Российской Федерации по месту размещения объектов - по объектам, указанным в
пункте 11 настоящего Положения. 14. Орган (организация) государственной экспертизы в срок не более 30
дней: а) регистрирует представленные документы и проверяет их комплектность; б) определяет совместно с органами специализированной экспертизы
необходимость их участия в проведении государственной экспертизы, сроки
подготовки заключений органов специализированной экспертизы и стоимость
проведения экспертизы; в) разрабатывает проекты договоров с органами специализированной
экспертизы о выполнении работ в пределах общей стоимости проведения
государственной экспертизы; г) готовит и предварительно согласовывает с заказчиком (инвестором)
проект договора о проведении государственной экспертизы; д) направляет заказчику (инвестору): проект договора о проведении государственной экспертизы (при условии
соответствия представленных документов установленным требованиям); уведомление о сроках представления недостающих документов (в случае
несоответствия представленных документов установленным требованиям). 15. При неполучении от заказчика (инвестора) в течение 30 дней
подписанного им договора о проведении государственной экспертизы и
предусмотренной в нем платы за проведение государственной экспертизы или
непредставлении заказчиком (инвестором) в указанный срок запрашиваемых
документов государственная экспертиза не проводится, а все документы в
7-дневный срок возвращаются заказчику (инвестору). 16. Стоимость проведения государственной экспертизы определяется на
основании утвержденных в установленном порядке нормативов. Продолжительность
проведения государственной экспертизы устанавливается договором, но не должна
превышать 3 месяцев. 17. В процессе проведения государственной экспертизы по договоренности с
заказчиком (инвестором) могут быть уточнены стоимость и сроки ее проведения.
Достигнутая договоренность оформляется дополнительным договором. При этом общий
срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 6 месяцев. IV. Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации18. Сводное заключение по результатам проведения государственной
экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации (далее
именуется - сводное заключение) содержит совокупную оценку экономической
целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с
учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также
соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений
технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и
безопасности. В сводном заключении также устанавливаются основные
технико-экономические показатели строительства объектов. 19. Сводное заключение подготавливается: а) на федеральном уровне - Главным управлением государственной
вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; б) на региональном уровне - организациями государственной
вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации. 20. Сводное заключение подготавливается с учетом заключений (или с
участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их
территориальных органов, органов ведомственной экспертизы, заинтересованных
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, других органов и организаций, а также результатов общественного
обсуждения. 21. Сводное заключение утверждается в порядке, установленном органом,
осуществляющим государственную экспертизу, и направляется заказчику
(инвестору). 22. К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемлемой частью
заключения органов специализированной экспертизы. Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных
заключений органов специализированной экспертизы и включает выводы о
соответствии градостроительной, предпроектной и проектной документации
предъявляемым требованиям и рекомендации по ее утверждению (согласованию) с
указанием основных технико-экономических показателей. Без положительного сводного заключения утверждение градостроительной,
предпроектной и проектной документации, финансирование и строительство объектов
независимо от источников финансирования и формы собственности не допускаются.
Отрицательное сводное заключение содержит выводы: о необходимости доработки градостроительной, предпроектной и проектной
документации с указанием конкретных недостатков; о недопустимости использования указанной документации для строительства
объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям. 23. В случае составления отрицательного сводного заключения в связи с
необходимостью доработки градостроительной, предпроектной и проектной
документации заказчик (инвестор) вправе представить документы на повторную
государственную экспертизу при условии их доработки с учетом замечаний и
предложений, изложенных в сводном заключении. V. Утверждение градостроительной, предпроектной, и проектной документации24. Градостроительная документация утверждается в соответствии со
статьями 21-23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 25. Предпроектная документация утверждается заказчиком (инвестором). 26. Проектная документация утверждается: а) по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств
федерального бюджета, - Государственным комитетом Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу или в порядке, устанавливаемом
этим Комитетом совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти; б) по объектам, строительство которых осуществляется за счет бюджетов
субъектов Российской Федерации, - в порядке, устанавливаемом органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных
средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе
средства иностранных инвесторов, - заказчиком (инвестором). Примечание. Разделы III-IV настоящего
Положения в части проведения государственной экспертизы градостроительной
документации являются примерными. ______________________________ * Под градостроительной документацией понимается документация о
градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их
застройке, предусмотренная в главах V - IX Градостроительного кодекса
Российской Федерации. Под предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций,
привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического
перевооружения предприятий, зданий и сооружений. Под проектной документацией понимается инвестиционный проект, проект
(рабочий проект) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта
и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, а также
консервации и ликвидации опасных производственных объектов. |
|
|