|
РД 10-112-3-97 РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ЧАСТЬ 3. БАШЕННЫЕ, СТРЕЛОВЫЕ НЕСАМОХОДНЫЕ
Срок действия с 01.01.98 до 31.12.99* _____________ * Документ действующий. Предисловие 1. РАЗРАБОТАН И УТВЕРЖДЕН Специальным конструкторско-технологическим бюро башенного краностроения (СКТБ БК) СОГЛАСОВАН с начальником Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России В.С. Котельниковым - письмо № 12-7/1056 от 13.11.97. 2. РАЗРАБОТЧИКИ: Галетин В.М., Голев С.П., Жуков В.Г., Инденбаум А.И., Котельников В.С., Красных А.М., Лампер Л.И., Лунден Е.Е., Невзоров Л.А., Пазельский Г.Н., Певзнер Е.М., Постникова Н.А. 3. ВЗАМЕН РД 22-318-91 и в дополнение к РД 10-112-96 ч. 1. 1. Область примененияНастоящий документ распространяется на башенные, стреловые несамоходные и мачтовые краны, а также на краны-лесопогрузчики*. ________________ * Далее в тексте документа все вышеперечисленные типы кранов именуются просто "краны" Документ действует совместно с РД 10-112 часть 1 и устанавливает конкретные требования к обследованию вышеуказанных кранов. 2. Термины и определения, нормативные ссылкиВ настоящем РД в дополнение к РД 10-112 часть 1 используются следующие термины и определения:
2.2. В настоящем РД использованы ссылки на стандарты, приведенные в приложении А3. 3. Общие требования3.1. Виды и периодичность обследования3.1.1. Требования по видам и периодичности обследования, приведенные в настоящем РД, основаны на РД 10-112 часть 1 и уточняют их применительно к особенностям кранов, указанных в п. 1, не отменяя указаний, приведенных в эксплуатационной документации, информационных письмах предприятий-изготовителей, Госгортехнадзора и проектных организаций на эти краны. 3.1.2. Первичное обследование крана с истекшим нормативным сроком службы проводится по истечении нормативного срока службы, определяемого с даты выпуска крана предприятием-изготовителем. 3.1.3. Нормативный срок службы крана следует принимать по данным эксплуатационной документации. При отсутствии в документации этих данных нормативный срок службы необходимо принимать по таблице 1.
Таблица 1. Нормативные сроки службы* ________________ * Нормативному сроку службы соответствует ресурс (в мото-часах), принимаемый согласно эксплуатационной документации (ЭД) на кран. При отсутствии этих данных в ЭД ресурс за срок службы рекомендуется принимать: - для кранов грузоподъемностью до 10 т вкл. - 16500 м.ч. - то же, св. 10 т - 27000 м.ч. - для переносных кранов - 8600 м.ч.
3.1.4. Краны в процессе эксплуатации помимо полнокомплектных ремонтов, проводимых по результатам обследования, должны подвергаться и капитально-восстановительному ремонту. При этом ремонте в процессе разборки должна проводиться дефектация всех элементов с ремонтом тех из них, которые имеют дефекты, превышающие допустимые. 3.1.5. Периодичность обследования и сроки проведения капитально-восстановительного ремонта следует принимать согласно таблице 2.
Таблица 2. Максимальная периодичность между обследованиями
3.1.5.1. Максимальный срок допускается принимать в тех случаях, если по результатам обследования отсутствуют существенные замечания по техническому состоянию крана, по системе функционирования ТО и Р и по состоянию крановых путей. 3.1.5.2. Периодичность между обследованиями для кранов повышенного риска устанавливается отдельными методиками, разрабатываемыми для конкретных типов кранов СКТБ БК, а для кранов, работающих в условиях агрессивной среды принимаются на 0,5 года меньше, чем приведено в табл. 2. 3.1.5.3. Решение о досрочном проведении капитально-восстановительного ремонта может принять комиссия, проводящая обследование. 3.1.6. Капитально-восстановительный ремонт может быть совмещен с полнокомплектным ремонтом и перебазировкой крана. 3.1.7. Обследование кранов: - изготовленных по зарубежным нормам; - имеющих серьезные дефекты конструкции или изготовления, которые отражаются на их безопасности (кранов повышенного риска), - работающих в условиях агрессивной среды, должно выполняться в соответствии с требованиями настоящего РД и с учетом дополнительных требований, разрабатываемых для конкретных случаев СКТБ БК, и в частности в соответствии с ВРД 22-28-25, МУ 22-28-01 и МУ 22-28-02. Эти же требования относятся и к кранам, при обследовании которых обнаружены отступления от паспортных данных (по температуре окружающей среды, ветровому или сейсмическому районам, режиму работы, на вечномерзлых грунтах). При указанных отступлениях возможность дальнейшей эксплуатации должна быть подтверждена экспертным заключением головной организации. 3.1.8. Внеочередному обследованию подвергают краны в следующих случаях: - при возникновении в процессе эксплуатации повторных трещин в несущих металлических конструкциях; - при появлении деформаций металлических конструкций, возникающих в процессе перебазировки, монтажа, технического освидетельствования, в случае появления аварийных ситуаций и др.; - по требованию органов госгортехнадзора или по заявке владельца крана. 3.2. Организация обследования
3.2.1. Общие вопросы организации работ при обследовании изложены в разделе 3.2. РД 10-112 часть 1. 3.2.2. При определении возможности дальнейшей эксплуатации в зависимости от состояния крана обследование может проводиться в один или два этапа. 3.2.2.1. В один этап обследование должно проводиться в случае, если в процессе обследования не выявлено дефектов, препятствующих проведению статических и динамических испытаний. Обследование ограничивается одним этапом также и в случае принятия решения о списании крана. 3.2.2.2. В два этапа обследование проводится в случае, если по результатам обследования для устранения выявленных дефектов необходимо проведение ремонта или реконструкции. В этом случае второй этап, заключающийся в оценке качества проведенного ремонта, в проведении испытаний и составлении заключения о возможности продления срока службы, должен проводиться после выполнения ремонта (реконструкции) крана. 3.3. Основные работы при обследовании3.3.1. Обследование кранов, помимо работ, предусмотренных п. 3.3.1. РД 10-112 часть 1, должно включать: 3.3.1.1. Оценку качества проведенного ремонта (реконструкции) в случае их проведения; 3.3.1.2. Оценку состояния функционирования системы технического обслуживания и ремонта; 3.3.1.3. Разработку ограничений по дальнейшей эксплуатации кранов (при необходимости). 3.3.2. Все работы по обследованию должны проводиться в объемах, приведенных в пп.3.4.-3.14 настоящего РД. Последовательность этих работ определяется комиссией. 3.4. Ознакомление с документацией3.4.1. В процессе обследования комиссия должна ознакомиться со следующей документацией, предоставляемой владельцем крана: - паспортом (ПС), включая принципиальную электрическую схему; - техническим описанием (ТО), инструкцией по эксплуатации (ИЭ) и инструкцией по монтажу крана (ИМ); - вахтенным (крановым) журналом; - актами нивелировки и сдачи-приемки кранового пути; - журналом осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (журналом периодических осмотров) кранов (крановых путей); - актами проверки сопротивления изоляции и заземления; - актами поверки приборов устройств безопасности и измерительных приборов; - справкой о характере выполненных краном работ (форма справки дана в приложении Б3); - проектом кранового пути (при его устройстве для специальных условий эксплуатации, в т.ч. на вечномерзлых грунтах ВМГ); - проектом ранее проведенного ремонта или реконструкции крана; - актом предыдущего обследования крана (в случае повторных обследований); - материалами по оценке остаточного ресурса (при ее проведении); - имеющимися информационными письмами или предписаниями органов госгортехнадзора, предприятий-изготовителей, проектных организаций. 3.4.2. В процессе ознакомления с эксплуатационной документацией по крану уточняется рабочая карта обследования, приведенная в приложении В3. При этом из формы рабочей карты исключаются все лишние узлы, которых нет на карте, или вводятся недостающие, не предусмотренные картой. Особое внимание необходимо уделять узлам и элементам, работающим на усталость. 3.4.3. При ознакомлении с паспортом должны быть выявлены: - проведенные на кране ремонты (замены узлов); - наличие технической документации на ремонт и сертификатов свариваемых металлов и присадочных материалов (металлопроката, электродов, сварочной проволоки и др.), использованных при ремонте, а также соответствие их требованиям РД 22-16; - соответствие климатического, ветрового, сейсмического исполнения крана зоне (району) его эксплуатации. 3.4.4. При ознакомлении с актами предыдущих обследований, материалами по оценке остаточного ресурса и информационными письмами выявляется выполнение записанных в этих документах предписаний. 3.4.5. Ознакомление с прочей документацией должно проводиться с целью выявления характера использования крана, уровня его обслуживания и проведенного ремонта (реконструкции), соответствие нормативным данным параметров крана, его пути, приборов безопасности, сопротивления изоляции и заземления. С целью облегчения оценки условий использования крана по группе классификации (режиму работы) в табл. 3 дается перевод режимов работы кранов, записанных в паспортах ранее выпущенных кранов, в группы классификации, принятые в настоящее время в Правилах ПБ-10-14 (ИСО 4301).
Таблица 3. Перевод режимов работы существующих кранов и механизмов в группы классификации по Правилам
3.5. Проверка состояния металлических конструкций3.5.1. При проверке состояния металлических конструкций следует руководствоваться указаниями раздела 3.5. РД 10-112 ч.1. 3.5.2. Основные конкретные места возможного появления характерных повреждений металлических конструкций приведены в приложении Г3. 3.5.3. При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают в первую очередь у концентраторов местных напряжений. На рис. 1-5 стрелками показаны места наиболее вероятного возникновения усталостных трещин. К типичным концентраторам относятся: а) элементы с резким перепадом поперечных сечений (рис. 1)
Фактические отклонения определяются оп формуле Для измерений непараллельности оси второй грани (Б) металлоконструкция поворачивается вокруг продольной оси и рейки переставляются на эту грань. Д3-3. Отклонение DL от прямолинейности оси стрелы следует определять либо на кране в рабочем положении или при опущенной стреле либо в демонтированном - на земле. Д3-3.1. Отклонение от прямолинейности оси стрелы на кране должно определяться аналогично башне (п. Д3-2.1) с помощью стальной струны, натянутой вдоль проверяемого пояса стрелы со стороны наибольшего его прогиба. С помощью линейки определяется стрела прогиба, которая не должна быть более L/600 мм (гдеL - длина стрелы). Для удобства измерений рекомендуется подъемную стрелу опустить вдоль башни крана. Балочную стрелу, если ее опускание затруднено, можно проверять в горизонтальном положении. При этом грузовая тележка ставится у корня стрелы. Д3-3.2. Проверка отклонения от прямолинейности оси, снятой с крана стрелы (в 2-х плоскостях), может быть проведена также с помощью струны, подкладок и линейки, либо с помощью теодолита и геодезических реек (рис. Д3-2). Измерения производятся аналогично вышеописанному в п. Д3-2.2 для башен. При этом рейка Р1 установлена на уровне отверстий проушин, Р2 - посередине, а Р3 - в точке пересечения расчала с осью стрелы. Величина отклонения от прямолинейности вычисляется по формуле
Д3-3.3. Отклонение De от прямолинейности оси пояса или раскоса решетчатых башен и стрел следует проверять на кране как в рабочем, так и в разобранном состоянии (см. приложение Г3 п. Г3-6.1.). Измерения проводятся с помощью металлической линейки и штангенциркуля в плоскости, в которой обнаружено наибольшее искривление. Вместо линейки можно применять стальную струну, натягивая ее вдоль элемента на подкладках одинаковой толщины и измеряя линейкой стрелу прогиба De, которая не должна выходить за пределы L/600 мм. Приложение Е3(справочное) Основные характерные дефекты и повреждения механизмов, канатно-блочных систем и других узлов
Приложение Ж3(Справочное) Характерные дефекты и повреждения элементов электрооборудования и устройств безопасности
Приложение И3(рекомендуемое) МЕТОДИКА Методика распространяется на краны как с поворотной, так и неповоротной башнями и предназначена для определения перекоса (суммарного люфта или рабочего зазора) шариковой или роликовой поворотной опоры (опорно-поворотного устройства) при проведении обследования или испытаниях крана в рабочем состоянии. Методика может использоваться при измерениях перекоса и других кранов. Методика соответствует СТ СЭВ 3268.
И3-1. Общие положения. И3-1.1. Измерение перекоса ОПУ проводится для решения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации опоры. Признаком предельного состояния, при котором опора не допускается к дальнейшей эксплуатации, является перекос (за счет технологического люфта опоры и износа ее дорожек катания) более 0,004. И3-1.2. Измерения проводят на действующем кране, находящемся в рабочем состоянии, как в летний, так и в зимний периоды при температуре воздуха не ниже минус 20°С при ветре не более 10 м/с. И3-1.3. Положение поворотной части крана по отношению к неповоротной (в плане) - произвольное. И3-1.2. Перед проведением измерений необходимо убедиться, что все болты крепления опоры имеются в наличии и затянуты моментом, отвечающим эксплуатационной документации.
И3-2. Объем, последовательность и порядок проведения работ. И3-2.1. Для измерения величины перекоса j опоры производятся замеры линейных перемещений противоположных точек А и Б полуобойм (см. рис. И3-1) опоры, жестко закрепленных к поворотной части крана, относительно его венца, закрепленного к неповоротной части. Линейные перемещения определяются по разнице измерений при ненагруженном кране и с номинальной нагрузкой на крюке.
где Ас и Бс - среднеарифметические результаты измерений ( и ) перемещений по шкале индикатора соответственно со стороны противовеса и стрелы при подъеме номинального груза. Приложение К3(рекомендуемое) Метод отбора проб (образцов) для определения химсостава и механических свойств металла. К3.1. Для проведения химического анализа металла основных несущих элементов с целью стандартного определения марки стали от каждого элемента обследуемого узла берут на анализ от 20 до 30 г. стружки*. __________________ * При сложности отбора указанного количества металла по рекомендации СКТБ БК могут быть использованы опытные методы, при которых объем отбираемого металла может составлять 15-20 мм3 при площади образца не менее 5 мм2. Стандартный отбор проб для химического анализа металла производится в соответствии с требованиями ГОСТ 7565 "Стали и сплавы. Методы отбора проб" и осуществляется при обследовании металлоконструкций крана. К3.1.1. Место, с которого берется стружка, должно быть предварительно очищено от пыли, грязи, смазочных материалов и зачищено до металлического блеска. Стружка отбирается засверливанием отверстия при температуре не ниже плюс 10°С. Диаметр сверла d=5¸8 мм, но не более полуторной толщины элемента (листа, профиля, трубы) анализируемого узла. Расстояние между отверстием и краем элемента должно быть не менее 5d ( как правило, не менее 25 мм). В тех случаях, когда температура окружающего воздуха ниже плюс 10°С, отбор стружки для анализа следует выполнять с подогретой до указанной температуры поверхности металла. К3.1.2. Место, откуда взята стружка, подлежит восстановлению с применением сварки до пуска крана в работу, о чем должна быть сделана отметка в журнале осмотров, технических обслуживаний и ремонтов крана, а чертеж восстановления элемента металлоконструкции после взятия пробы должен храниться наравне с паспортом. К3.1.3. Отобранная стружка упаковывается, маркируется, составляется ведомость с указанием места взятия стружки (узла, элемента) марки крана, его заводского и регистрационного номеров. Химический состав стружки определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 22536.0., ГОСТ 22536.1, ГОСТ 22536.2, ГОСТ 22536.3, ГОСТ 22536.4, ГОСТ 22536.5. К3.2. Определение механических свойств (предела текучести, временного сопротивления разрыву, относительного удлинения, ударной вязкости) производится из проб, вырезанных из элементов металлоконструкций, подлежащих проверке. К.3.2.1. Наиболее приемлемым методом отбора металла для определения его механических свойств из листовых конструкций является вырезка заготовки в виде круга (блина) (рис. К.3.1.). Вырезка заготовки выполняется механическим путем (дрелью со специальной насадкой) или газовой резкой ацетиленовым или пропан-бутановым пламенем с обеспечением отсутствия пережога или перегрева вырезаемой заготовки. Из получаемой заготовки изготавливают два плоских образца I для определения предела текучести, временного сопротивления разрыву и относительного удлинения в соответствии с требованиями приложения 3 ГОСТ 1497 (тип 1 или 2).
Рис. К3.1.
Из этой же заготовки вырезают также три образца 2 для определения ударной вязкости. Образцы вырезают в соответствии с требованиями ГОСТ 9454. Образцы испытывают при минимальной температуре эксплуатации крана. К3.2.2. Отбор проб в трубчатых конструкциях (секции башен, верхний пояс секций стрел, несущие пояса оголовка) производится следующим образом: например, из трубы несущего пояса Æ 140х10 мм вырезается заготовка (рис. К3.2.) с закруглениями диаметром 60мм. Длина заготовки 120 мм. Из нижних несущих поясов стрелы вырезать стандартные заготовки металла для проверки механических свойств не допускается ввиду невозможности восстановления конструкции без снижения ее прочностных свойств.
Рис. К3.2
К3.2.3. Из полученной заготовки размером 120х60 мм изготавливают (Рис. К3.3.) полосы шириной 16 мм (две шт.) и шириной 9 мм (две шт.). Из двух первых полос для определения предела текучести , временного сопротивления и относительного удлинения изготавливают два образца на растяжение по ГОСТ 1497, прил. 2. черт. 5 тип У, номер образца 5. Из двух других полос изготавливают три образца для определения ударной вязкости при температуре минус 40°С (краны исполнения У) или минус 60°С (краны исполнения ХЛ) согласно требованиям ГОСТ 9454 черт. 1, вид концентратора U, тип образца 7. К3.2.4. Места вырезки заготовок должны быть восстановлены без снижения несущей способности конструкции с выполнением требований, записанных в п. К3.1.2. настоящего приложения. К3.2.5. В случае сложности или невозможности вырезки стандартных заготовок заданных размеров механические свойства металлоконструкций могут быть определены опытным методом без вырезки дополнительных проб по тому же образцу, вырезанному согласно сноске * к п К3.1. настоящего приложения.
Рис. К3.3.
Приложение ЛЗ Форма
Формат листа 210х297 мм (пример заполнения)
"УТВЕРЖДАЮ" ______________________________ (Руководитель организации, проводившей обследование крана) _____________________Петров И.И. (подпись) (Ф.И.О.) " ___ "__________199 г.
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ 1. Общие сведения по крану.
2. Сведения об организации, проводившей обследование.
3. Паспортные данные по крану.
4. Соответствие фактических условий использования крана паспортным данным.
___________________ * ВМГ - вечномерзлые грунты. 5. Результаты обследования.
6. Заключение комиссии.
7. Рекомендации по изменению паспортных данных и/или уточнению условий использования.
Вниманию владельца крана! 1. За невыполнение рекомендаций настоящего Акта и неустранение замечаний, отмеченных в Ведомости дефектов, комиссия, проводившая обследование, ответственности не несет. 2. Данный Акт является неотъемлемой часть Паспорта крана. Приложения: 1. Ведомость дефектов (передается владельцу крана и в СКТБ башенного краностроения). 2. Справка о характере работ, выполняемых краном. 3. Выписка из паспорта об основных параметрах крана. 4. Копия приказа владельца крана о проведении обследования. 5. Акт о проведении статических и динамических испытаний. 6. Результаты проверки химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлоконструкций (если проводились). 7. Заключение по результатам неразрушающего контроля (если проводился) с указанием вида контроля и мест, где это выполнялось. 6. Заключение о состоянии кранового пути. Примечания: 1. Приложения 2-8 хранятся в архиве организации, проводившей обследование, и передаются владельцу крана, если это было предусмотрено Договором. 2. При выполнении специализированной организацией оценки остаточного ресурса, копия отчета и расчеты должны быть направлены в СКТБ башенного краностроения. Председатель комиссии: ___________________ ИВАНОВ Ю.И. (Подпись) Члены комиссии: ___________________ ПЕТРОВ С.И. (Подпись) ___________________СУХОЙ Ю.С. (Подпись) |
|
|