|
МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР
Временная
инструкция Москва - 1991 год разработана Государственным институтом по
проектированию предприятий тяжелого машиностроения (Гипротяжмаш) проектного
объединения ПО "Союзтяжмашпроект" Генеральный директор ПО "Союзтяжмашпроект" В.М.
Ярцанкин Главный инженер ПО "Союзтяжмашпроект" А
Н. Савельев Начальник ОРОиБР, руководителе темы В.В.
Кубанцев Главный специалист технического отдела М.В.
Абрамов Главный специалист энергетического
отдела М.Н.
Тер-Микаэлян Главный инженер
проекта В.О.
Меньшинин Начальник группы
ОРОиБР Л.В.
Кузьменкова В работе принимали
участие специалисты ГПистроймаша
(г. Брянск) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1.
Настоящая Временная инструкция*: ____________ *) Инструкция подлежит
пересмотру или дополнению по мере наработки и утверждения новых законодательных
и нормативных документов, регламентирующих процесс ОВОС и рассмотрение ее
результатов: при государственной экологической экспертизе планово-проектной документации. разработана: в
развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на
окружающую среду (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований
(расчетов) и проектов строительства новых и реконструкции, расширения и технического
перевооружения народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной
руководством Госкомприроды СССР 13 мая 1990 г.; с
целью организации проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о развитии
предприятий тяжелого машиностроения; в
дополнение к действующим документам, регламентирующим порядок, объем и
содержание проектных проработок на стадии ТЭО (ТЭР), проекта (рабочего проекта)
тяжелого машиностроения; предназначена
для: организаций-заказчиков
документации, представляющих гарантии обществу экологической безопасности
последствий реализации ТЭО (ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции,
расширения и технического перевооружения** предприятий тяжелого машиностроения; ____________ **) В дальнейшем ТЭО и
проектов строительства предприятий. организаций-разработчиков проектной
документации и материалов ОВОС; ведомственной
экспертизы ТЭО (ТЭР), проектов и смет; определяет: порядок
организации и проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства
предприятий тяжелого машиностроения; объем
проработки вопросов оценки воздействия на окружающую среду на стадии ТЭО и
проекта и в случае внесения изменений в ранее утвержденные проектные решения; ответственность
заказчиков и разработчиков за соблюдение правил проведения ОВОС; принципы
и критерии ОВОС ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого
машиностроения; форму
представления результатов ОВОС и их обсуждения с общественностью региона
размещения нового или действующего предприятия тяжелого машиностроения при его
реконструкции, расширении или техническом перевооружении. 1.2.
ОВОС - это определение характера и уровня опасности всех потенциальных видов
воздействия намечаемых к строительству предприятий на окружающую среду и
здоровье населения, а также оценка экологических и связанных с ними социальных
и экономических последствий реализации намечаемой деятельности. 1.3.
ОВОС проводится в целях: изучения
взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических
условий, медико-биологической обстановки и социально-экономической
инфраструктуры, сложившейся в районах размещения объектов тяжелого
машиностроения; обеспечения
эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития этих
предприятий с развитием предприятий других отраслей; обеспечения
благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения или
эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения; разработки
необходимых и достаточных мер по предотвращению отрицательных экологических
последствий реализации ТЭО или проектов строительства новых, а также деградации
окружающей среды в районах действующих (реконструируемых, расширяющихся)
предприятий; обеспечения
восстановления нарушенных природных систем в результате предыдущей эксплуатации
предприятий тяжелого машиностроения; 1.4.
финансирование работ по
подготовке рабочей документации и строительству объектов по ней допускается при
наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по
соответствующему ТЭО или проекту. 1.5.
К основным принципам ОВОС относятся: интеграция
(рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных,
экологических, экономических и других показателей проектных решений; альтернативность
(вариантность) проектных решений, обеспечивающих соблюдение экологических ограничений
(требований); учет
в проектных решениях региональных особенностей территории,
где размещается площадка намечаемого строительства или действующего
предприятия, включая: состояние
экосистем и уровень их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую
среду; состояние
здоровья населения; исторические,
культурные, этнические и другие интересы населения региона; перспективы
социально-экономического развития региона. 1.6.
В результате проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства
выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, реализации
которых: не
представляет угрозы для здоровья персонала предприятия, населения и условий его
жизнедеятельности при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах
воздействия предприятия и производимой им продукции с учетом отдаленных
последствий; не
приведет к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде в период
строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий. 1.7.
Ответственность за организацию и проведение ОВОС при разработке ТЭО и проектов
строительства предприятий отрасли, а также за качество передаваемых
разработчику исходных данных несет заказчик документации, который обеспечивает
подбор компетентных исследовательских, проектных организаций и специалистов,
финансирование необходимых для этого работ, включая, в частности, сбор
соответствующей информации, проведение инженерно-экологических изысканий и
научных исследований. 1.8.
Разработчик документации отвечает перед заказчиком за полноту и качество
проведения ОВОС и оформления полученных результатов. 1.9.
Стоимость разработки материалов ОВОС определяется на основании рассчитанных
трудозатрат и предусматривается дополнительно к смете расходов на разработку
ТЭО или проекта строительства. 1.10.
За искажение и сокрытие информации о возможных отрицательных последствиях
должностные лица организаций-заказчиков и разработчиков документации
привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. 1.11.
Неотъемлемой частью настоящей инструкции
является "Пособие по обеспечению проведения ОВОС при подготовке ТЭО и
проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения"*. ____________ *) В дальнейшем "Пособие" 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ2.1.
Требование о проведении ОВОС формулируется заказчиком в задании на разработку
ТЭО и проекта. 2.2.
Для проведения ОВОС заказчик передает разработчику исходную информацию в
соответствии с перечнем, приведенным в "Пособии". 2.3.
На начальном этапе разработки ТЭО заказчик или по его поручению разработчик
документации готовит "Заявление о намерениях", в котором излагает
принципиальные решения о будущей хозяйственной деятельности и ожидаемых
воздействиях на окружающую среду, и организует его предварительное обсуждение с
территориальными органами власти и управления и представителями общественности
региона. Обсуждение проводится с целью выявления экологически значимых позиций
местного населения, экологических ограничений и условий ведения хозяйственной
деятельности, обусловленных социально-экономическими, природными, историческими
и иными особенностями территории. Полученная информация используется при
разработке ТЭО и проекта и проведении ОВОС. 2.4.
разработчик ТЭО или проекта
систематизирует и анализирует исходную информацию, собирает дополнительные
данные об экологических последствиях эксплуатации аналогичных предприятий
отрасли или других ведомств, определяет направления дополнительных
проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, необходимых для выполнения
ОВОС (если такие требуются), проводит оценку воздействия и оформляет ее
результаты в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции. 2.5.
На основе результатов ОВОС заказчик и разработчик документации подготавливают
"Заявление об экологических последствиях" (ЗЭП), передают его в Совет
народных депутатов тех административно-территориальных образований, где
намечается реализовать хозяйственную деятельность, и организуют обсуждение ЗЭП
с представителями общественности. Итоги обсуждения оформляются протоколом.
Форма ЗЭП приведена в "Пособии". 2.6.
По результатам обсуждения при необходимости вносятся коррективы и изменения в
ТЭО или проект, после чего ТЭО или проект передается в ведомственную, а затем
на государственную экологическую экспертизу, которая является последним этапом
ОВОС. 3. СОДЕРЖАНИЕ ОВОС3.1.
Сбор и анализ необходимой информации о: возможных
способах осуществления намечаемой деятельности и вариантах технологических процессов
и оборудования (как правило, развитие предприятий отрасли должно планироваться
с применением технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу, а
также результатов научно-исследовательских проработок, проводимых отраслью); реальных
альтернативах принимаемому решению; социально-экономической
инфраструктуре территории, на которой размещается предприятие; состоянии
окружающей среды для всех рассмотренных вариантов размещения предприятия; демографических
показателях и заболеваемости населения. 3.2.
Определение источников, видов и объектов воздействия. 3.2.1.
В качестве основных источников воздействия предприятий тяжелого машиностроения
рассматриваются: технологические
процессы и производства; вспомогательные
объекты на территории предприятия, включая хранилища химически опасных веществ,
топлива, отходов и др., энергетическое хозяйство; транспорт
для перевозки сырья и продукции. 3.2.2.
Характерными для предприятий отрасли видами воздействия являются: химическое
загрязнение; тепловое
воздействие; физическое
воздействие (шум, вибрация, электромагнитное излучение); изъятие
природных ресурсов (отбор воды, изъятие земель, уничтожение растительности); 3.2.3.
Объектами воздействия предприятий тяжелого машиностроения могут быть: персонал
предприятия; население,
проживающее в пределах зоны нормируемого воздействия; отдельные
элементы природной среды; охраняемые
территории и отдельные объекты (истерические, культурные, природные) и т.д. 3.3.
Прогнозирование возможных изменений в окружающей среде от воздействий
предприятий, которое проводится по выявленным экологически значимым позициям и
включает в себя прогноз изменения качества и состояния окружающей среды,
условий для воспроизводства растительного и животного мира, изменения ландшафта
и т.д. 3.4.
Оценка возможных последствий для окружающей среды, здоровья и условий жизни
населения, вызываемых прогнозируемыми изменениями. 3.5.
Оценка вероятных аварийных ситуаций и их последствий для окружающей среды и
здоровья населения. Как
наиболее характерные для предприятий машиностроения рассматриваются: технические
ошибки персонала; отказы
технических систем; пожар; взрывы; аварийные
ситуации на соседних предприятиях (объектах) повышенного аварийного риска; стихийные
бедствия. 3.6.
Определение мер и мероприятий по снижению (предупреждению отрицательных
воздействий на окружающую среду и здоровье населения в условиях нормальной
эксплуатации, и в аварийной ситуации, к которым относятся специальные
технические средства по очистке газовых выбросов, сточных вод, организации
водооборотных систем, переработке и хранению отходов производств и т.д. В
случае реконструкции, расширения или технического перевооружения предприятия
анализируется эффективность ранее выполненных мероприятий по охране атмосферного
воздуха, поверхностных и подземных вод, рекультивации земель и т.п. 3.7.
Определение остаточных воздействий на окружающую среду с указанием
количественных показателей для нормируемых воздействий и методов контроля. 3.8.
Анализ полноты и достаточности мер и мероприятий по предотвращению и снижению
отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических
последствий реализации намеченных проектных решений. В
случае размещения предприятий тяжелого машиностроения с относительно незначительной
численностью персонала в населенных пунктах (со сложившейся
социально-демографической структурой, оценка социально-экономических
последствий размещения (развития) объекта может даваться в общем виде, имея в
виду, что такие предприятия не могут оказать заметного влияния на социальную
инфраструктуру, условия жизни населения, его занятость и т.п. 3.9.
Эколого-экономическая оценка проектных решений: расчет
полных общественных затрат на осуществление предлагаемых вариантов с учетом
выявленных социально-экологических последствий; дополнительные
("частные") оценки, такие как хозрасчетные выгоды, объем
компенсационных выплат и затрат на ликвидацию или снижение отдельных
отрицательных последствий и т.п.; ориентировочные
расчеты рентабельности объекта с учетом динамики цен на сырье, материалы,
продукцию, изменения источников поставок исходного сырья и комплектации. 3.10.
Анализ альтернативных вариантов осуществления хозяйственных решений и
формирование новых (при необходимости). 3.11.
Предложения по организации научных исследований, направленных на изучение
экологических последствий вновь выявленных неизученных и ненормируемых
воздействий. 3.12.
На стадии ТЭО (ТЭР) на строительство новых, реконструкцию, расширение,
техническое перевооружение действующих предприятий тяжелого машиностроения ОВОС
проводится в объеме, предусмотренном разделом 3 настоящей Инструкции. 3.13.
На стадии проекта (рабочего проекта) ОВОС в объеме раздела 3 настоящей Инструкции
проводится в тех случаях, когда на предыдущей стадии проектирования оценка
воздействия не выполнялась. В
других случаях ОВОС заключается в детализации и уточнении отдельных показателей
уровней воздействия предприятий на окружающую среду и может ограничиваться
объемом, предусмотренным СНиП 1.02.01-85 или экспертными оценками, о чем должна
быть сделана соответствующая запись-обоснование. 4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС4.1.
Основные выводы и предложения о вариантах хозяйственной деятельности,
базирующиеся на материалах ОВОС, излагаются в общей пояснительной записке ТЭО
или проекта. 4.2.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду излагаются в отдельной
брошюре и в следующей последовательности: указывается
наименование организаций, участвовавших в проведении и подготовке ее
результатов; в
краткой форме приводится обоснование принимаемого решения по созданию
предприятия (производства), даются ссылки на документы более ранних стадий, на
основании которых разрабатывались данные проектные решения; описываются
существующее состояние окружающей среды и здоровья населения, а также
существующая социально-экономическая структура района размещения нового или
реконструируемого предприятия (производства); приводятся
общие сведения об альтернативах создаваемого (реконструируемого и т.д.)
предприятия, включая источники, виды и характеристики его воздействия на
окружающую среду; перечисляются
экологические ограничения, выявленные и учтенные при разработке проектных
решений; излагаются
выявленные экологически значимые позиции различных групп населения
(общественности, профессиональных сообществ и т.д.) по поводу проектируемого
предприятия (производства); описываются
изменения в окружающей среде и прогнозируемые последствия реализации данных
проектных решений в районе намечаемого размещения или расположения
реконструируемого предприятия (производства) при их нормальной эксплуатации и в
условиях аварийной ситуации; приводится
перечень мероприятий по предотвращению или снижению отрицательного воздействия
создаваемого или реконструируемого предприятия (производства) на окружающую
среду, здоровье людей и социально-демографическую структуру района размещения
объекта*. ____________ *) Описание технических,
технологических, организационных и других мер и мероприятий по охране
окружающей среды в соответствии с результатами ОВОС, приводится в разделе ТЭО
или проекта строительства предприятия "Охрана окружающей среды". 4.3. К материалам ОВОС прилагаются: документы
согласования проектных решений с органами системы Минздрава СССР и органами
государственного надзора, ответственными за соблюдение требований
природоохранительного законодательства Союза ССР; заключение
ведомственной экспертизы ТЭО или проекта строительства предприятия; материалы
обсуждения ОВОС по ТЭО или проекту строительства с общественностью района
размещения или эксплуатации предприятия (производства) с изложением основных
разногласий. 4.4.
Изложение результатов ОВОС завершается "Заявлением об экологических
последствиях", которое подписывается заказчиком и разработчиком
(генеральным проектировщиком) документации и включает: титульный
лист; цель
и необходимость реализации данных проектных решений; описание
наиболее значимых воздействий на окружающую среду и экологических последствий
для условий жизни и здоровья населения в результате реализации выбранного
варианта, в том числе и в аварийных ситуациях; количественные
оценки уровня потенциальной экологической опасности проектируемого предприятия
(производства, мощности); перечень
основных мер и обязательств, гарантирующих создание, эксплуатацию и ликвидацию
данного объекта в соответствии с природоохранными нормами и правилами. СОДЕРЖАНИЕ |
|
|