|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР САМОЛЕТЫ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И
ПОСАДКИ ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ ГОСТ 24659-81 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1981 г. № 1671 срок
введения установлен с 01.01.1982 г. Настоящий стандарт
распространяется на винтовые самолеты короткого взлета и посадки (СКВП)
гражданской авиации с максимальной взлетной массой более 5700 кг и с потребной
длиной взлетно-посадочной полосы (ВПП) не более 600 м. Стандарт устанавливает
максимально допустимые уровни шума, создаваемого винтовыми СКВП гражданской
авиации на местности, и метод их определения. Стандарт соответствует
стандарту ИКАО по шуму (Приложение 16 «Авиационный шум» к Чикагской конвенции о
международной гражданской авиации, третье издание, июль 1978 г.), МС ИСО 3891 и
рекомендации МЭК Р 561. 1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА1.1. Шум, создаваемый СКВП, выражают
в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в ЕРNдБ,
установленных в ГОСТ 17229-78. 1.2.
Допустимые уровни шума устанавливают для контрольных точек, указанных в
таблице.
1.3.
Максимальный уровень шума в каждой контрольной точке, определенный по ГОСТ
17229-78 и методикой летных испытаний (разд. 2), не должен превышать:
где т - максимальная взлетная масса
СКВП в кг; т0 - нормирующая константа,
равная 1 кг. Примечание. Установленные настоящим стандартом максимально допустимые уровни шума являются технической характеристикой СКВП. Допустимые уровни шума для ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов и аэродромов установлены в ГОСТ 22283-76. 1.4. Расчет максимально
допустимых уровней шума по приведенной формуле производят с округлением
конечного результата до 0,1 ЕРNдБ. График зависимости
максимально допустимых уровней шума от взлетной массы СКВП приведен в
рекомендуемом приложении. 1.5. Допускается превышение
указанных в п.
1.3 максимально допустимых уровней шума в одной или двух контрольных
точках. При этом превышение в одной контрольной точке должно быть не больше 3
ЕРNдБ, а в двух контрольных точках не более 4 ЕРNдБ. Любое превышение допустимых
уровней шума должно быть скомпенсировано соответствующим снижением уровней шума
в другой точке или точках. 2. МЕТОДИКА ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ2.1. СКВП при взлете должен
иметь: максимальную взлетную массу,
для которой производится сертификация по шуму; частоту вращения вала
двигателя или винта (об/мин), режим мощности, воздушную скорость, градиент
набора высоты, пространственное положение и конфигурацию, соответствующие
значениям, установленным в требованиях по технике пилотирования для каждого
конкретного СКВП в режиме КВП. 2.2. СКВП при заходе на
посадку должен иметь: максимальную посадочную
массу, для которой производится сертификация по шуму; частоту вращения вала
двигателя или винта (об/мин), режим мощности, воздушную скорость, градиент
снижения, пространственное положение и конфигурацию, соответствующие значениям,
установленным в требованиях по технике пилотирования для каждого конкретного
СКВП в режиме КВП. 2.2.1. Режим реверса тяги
после посадки должен быть максимальным из указанных в установленных требованиях
по технике пилотирования. 2.3. Проведение акустических
измерений, обработка магнитных записей и расчет эффективных уровней воспринимаемого
шума - по ГОСТ 17229-78. 3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИСПЫТАНИЙ 3.1. Результаты испытаний
оформляются в виде отчета, в котором должна быть представлена следующая
информация: о СКВП и режимах его полета тип СКВП и двигателей,
бортовой номер СКВП и заводские номера двигателей и винтов; чертежи: три проекции СКВП с
указанием габаритных размеров, фотографии СКВП под ракурсом 3/4
спереди и 3/4 сзади; масса и конфигурация СКВП при
каждом испытательном полете, включая положение закрылков и шасси; режимы работы двигателей; измеренные траектории
полета; максимальные взлетная и
посадочная массы, для которых проведена сертификация СКВП; об атмосферных условиях при
каждом полете: температура и относительная
влажность окружающего воздуха; скорость и направление
ветра; атмосферное давление; о контрольно-измерительной
аппаратуре: перечень
контрольно-измерительной бортовой и наземной аппаратуры, использованной для
определения и анализа характеристик шума СКВП и метеорологических данных,
тарировочные характеристики, а также сведения о государственной или
ведомственной поверке аппаратуры; о точках измерения шума схема и описание
расположения точек измерения шума, характера земной поверхности и факторов,
влияющих на ослабление шума; об уровнях шума: измеренные и
скорректированные уровни звукового давления в 1/3 -
октавных полосах частот в каждой точке измерения при всех полетах СКВП и
рассчитанные по ним эффективные уровни воспринимаемого шума EPNL; уровни шумового фона при
каждом измерении (РNдБ); средние значения приведенных
к исходным условиям эффективных уровней воспринимаемого шума и соответствующие
им значения 90%-ных доверительных интервалов для каждой контрольной точки в
сопоставлении с допустимыми уровнями, установленными в разд. 1; оценка погрешности
определяемых величин. 3.2. В случае соответствия
полученных средних значений эффективных уровней воспринимаемого шума
требованиям разд.
1 оформляют сертификат по результатам летных испытаний шума СКВП, в
котором указывают: наименование органа,
выдавшего сертификат по шуму; тип, бортовой и заводской
номера СКВП; тип, модель и заводские
номера двигателей; максимальные взлетную и
посадочные массы СКВП, для которых определены эффективные уровни
воспринимаемого шума; определенные в соответствии
с настоящим стандартом средние значения эффективных уровней воспринимаемого
шума и значения 90%-го доверительного интервала для каждой контрольной точки в
сопоставлении с установленными в настоящем стандарте допустимыми уровнями. ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое ЗАВИСИМОСТЬ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ ШУМА ОТ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ САМОЛЕТАСОДЕРЖАНИЕ |
|
|