|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР УСТАНОВКИ ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА,
СОЗДАВАЕМОГО НА МЕСТНОСТИ, ГОСТ 26820-86 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по
стандартам от 13 февраля 1986 г. № 332 срок действия установлен с 01.01.87 до 01.01.97 Несоблюдение стандарта
преследуется по закону Настоящий стандарт
распространяется на вспомогательные силовые установки (ВСУ) дозвуковых и
сверхзвуковых пассажирских и транспортных самолетов, для которых заявка на
сертификат летной годности прототипа подана после 6 октября 1977 г. Стандарт устанавливает
допустимые уровни шума, создаваемого ВСУ на местности в контрольных точках во
время нормальной эксплуатации в наземных условиях, метод их определения,
способы обработки и оформления полученных результатов Стандарт соответствует
инструктивным указаниям ИКАО по шуму ВСУ (Международные стандарты и
рекомендуемая практика «Охрана окружающей среды», Дополнение Д к Приложению 16
к конвенции о международной гражданской авиации, том I «Авиационный шум»,
первое издание, Монреаль, 1981 г.). 1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ШУМА1.1. Для ВСУ как источника
звука устанавливаются следующие шумовые характеристики: LА - уровень звука в контрольных точках, дБ А; Li - уровень звукового давления в третьоктавных полосах частот в контрольных
точках, дБ. 1.2. Уровень звука,
создаваемого ВСУ в контрольных точках, подлежит нормированию путем сравнения с
установленными предельными значениями - максимально допустимыми уровнями звука
в контрольных точках. 1.3. Уровень звукового
давления в третьоктавных полосах частот, создаваемого ВСУ в контрольных точках,
не нормируется и требуется для определения уровня звука в контрольных точках. 1.4. Уровни шума ВСУ,
определенные при сертификационных испытаниях на одном самолете, являются его
технической характеристикой и распространяются на все самолеты данного типа,
имеющие неизменный тип ВСУ и его компоновку на самолете. 1.5. Допускается
использовать контуры равного уровня звука, создаваемого ВСУ вокруг самолета на
местности. Контуры равного уровня звука не нормируются. Определение контуров
равного уровня звука ВСУ приведено в справочном приложении. 1.6. Устанавливаются
следующие контрольные точки: фиксированные точки
обслуживания при подготовке к полету (багажные люки, двери и точки заправки
горючим); точки, расположенные на
периметре прямоугольника, описанного возле самолета так, как показано на
чертеже. 1.7. Число точек
обслуживания и их расположение определяют в соответствии с руководством по
летной эксплуатации самолетов гражданской авиации, утвержденным в установленном
порядке. 1.8. Контрольные точки на
периметре прямоугольника располагают в вершинах прямоугольника и па его
сторонах с интервалом 5 м. Применительно к самолетам, длина фюзеляжа которых
превышает 30 м, этот интервал принимается равным 10 м. Разметку точек в
пределах длины фюзеляжа самолета осуществляют от хвостовой части к носовой. В
тех случаях, когда длина фюзеляжа самолета не кратна интервалу разбиения,
допускается, чтобы последний интервал в пределах длины фюзеляжа имел 2- 7 м
(при интервале 5 м) или до 12 м (три интервале 10 м). 1.9. Допустимые уровни
звука, создаваемого ВСУ в контрольных точках, не должны превышать норм,
указанных в табл.
1. Таблица 1
При этом для фиксированных
точек обслуживания разрешается превышать максимально допустимый уровень звука
только в разрешенном числе контрольных точек из общего числа точек
обслуживания, причем суммарное превышение в разрешенном числе точек не должно
превышать значений, указанных в табл. 2. Таблица 2
для фиксированных точек
обслуживания:
где laj - уровни звука, создаваемого
ВСУ в фиксированных точках обслуживания, дБ А; для точек на периметре
прямоугольника:
где laj - уровни звука,
создаваемого ВСУ в точках на периметре прямоугольника, дБ А. 2. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА2.1. Условия проведения измерений шума 2.1.1. Технический метод
определения шумовых характеристик ВСУ устанавливают по результатам измерения
шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей поверхностью. Точки
измерения шума - контрольные точки. 2.1.2. Поверхность земли
между точками измерений и самолетом должна иметь твердое покрытие типа
асфальтового пли бетонного. Между самолетом и точками измерений не должно быть
никаких препятствий и посторонних отражающих поверхностей, искажающих звуковое
поле от работающей ВСУ. Поверхность, окружающая самолет, должна быть в
достаточной степени плоской и ровной в прямоугольной зоне шириной не менее 60
м, окружающей контрольный прямоугольник. 2.1.3. Измерение шума ВСУ в
каждой контрольной точке выполняют на основных эксплуатационных режимах работы
ВСУ на земле, в том числе на режиме максимальной нагрузки при отборе воздуха и
электроэнергии. 2.1.4. Измерения шума
следует проводить при следующих атмосферных условиях (по данным
метеорологической службы аэродрома): отсутствие осадков; температура окружающего
воздуха от 2 до 35 °С; относительная влажность
окружающего воздуха от 30 до 90%; скорость ветра не более 5
м/с на высоте 10 м от поверхности земли; атмосферное давление от 80
до 110 кПа (от 600 до 825 мм рт. ст.). 2.2. Контрольно-измерительная аппаратура 2.2.1. Для приема,
регистрации и анализа шума в каждой контрольной точке используют акустическую
аппаратуру, состоящую из акустического регистрирующего тракта и тракта
обработки магнитной записи. Требования к акустической
аппаратуре - по ГОСТ 17229-85. 2.2.3. Допускается применять
как многоточечный комплект электроакустической аппаратуры, включающий несколько
микрофонов, размещаемых в нескольких точках измерений, так и комплект,
включающий один микрофон, который последовательно перемещают из точки в точку
после окончания измерений в каждой из них. 2.2.4. Акустическую
аппаратуру следует укомплектовывать акустическим калибратором для проведения
калибровки регистрирующего тракта. 2.2.6. Для измерения
параметров атмосферы применяют приборы: термометр, гигрометр, флюгер или
ветровой конус с румбовой шкалой, воздушный анемометр, барометр или барограф. Требования к аппаратуре
измерения параметров атмосферы - по ГОСТ 17229-85. 2.2.7. Для регистрации
эксплуатационных данных ВСУ при проведении каждого измерения используют
бортовую самолетную аппаратуру. 2.3. Методика проведения
измерений 2.3.1. Измерения шума
проводят при помощи акустической аппаратуры, указанной в п. 2.2.2. 2.3.2. Непосредственно до
начала и после завершения измерений проводят акустическую калибровку
регистрирующего тракта с использованием акустического калибратора с целью
проверки чувствительности тракта и получения уровня отсчета для анализа данных.
Дополнительно следует проводить калибровку тракта при установке в магнитный
регистратор каждой новой кассеты магнитной пленки. 2.3.3. Микрофоны располагают
в контрольных точках и ориентируют таким образом, чтобы мембрана микрофона была
направлена вертикально вверх. В контрольных точках на периметре прямоугольника
высота установки микрофона должна быть (1,6±0,1) м. В контрольных точках около
грузовых люков и дверей самолета измерения следует проводить в плоскости
внешней обшивки фюзеляжа в центре проема открытых люков и дверей. 2.3.4. При скорости ветра
более 3 м/с на микрофон следует надеть ветрозащитный экран. 2.3.5. Процедура измерения
шума заключается в записи шума на магнитный регистратор с целью последующей
обработки полученных данных. Продолжительность записи шума в каждой контрольной
точке должна составлять не менее 8 с. 2.3.6. Перед началом
испытаний и в конце их в каждой контрольной точке следует записывать фоновый
шум, включая как акустический фон при неработающей ВСУ, так и электрический фон
измерительного тракта. 2.3.7. Запись шума
работающей ВСУ проводят один раз в каждой контрольной точке. 2.3.8. Данные по шуму ВСУ в
какой-либо контрольной точке считают приемлемыми только тогда, когда уровень
звука фонового шума не менее чем на 10 дБ А ниже уровня звука,
создаваемого работающей ВСУ в той же контрольной точке. 2.3.9. Перед началом
испытаний и в конце их следует регистрировать атмосферные условия. 2.4. Обработка данных измерений 2.4.1. После проведения
измерений шума проводится обработка полученных магнитных записей в диапазоне
частот 45-11200 Гц при помощи указанной в п. 2.2.5 анализирующей
аппаратуры. В процессе обработки магнитных записей шума определяют усредненные
уровни звукового давления в каждой из двадцати третьоктавных полос с
центральными частотами от 50 до 10000 Гц. Время усреднения - не менее 8 с.
Степень округления полученных уровней звукового давления - 0,5 дБ. 2.4.2. В полученные
третьоктавные уровни звукового давления вносят все необходимые поправки,
учитывающие систематическую погрешность измерительной аппаратуры, влияние
ветрозащитного экрана и т.п. Если вносимые поправки лежат в пределах ± 0,5 дБ,
то разрешается их не учитывать. 2.4.3. В полученные
третьоктавные уровни звукового давления, создаваемого ВСУ в каждой контрольной
точке, вносят поправки на полученные третьоктавные уровни звукового давления
для фонового шума в той же контрольной точке согласно следующим правилам. Если разность между
третьоктавным уровнем звукового давления, создаваемого ВСУ, и уровнем звукового
давления для фонового шума в той же третьоктавной полосе частот DLAj меньше 5 дБ, то уровень
звукового давления, создаваемого ВСУ в этой третьоктавной полосе, принимают
равным измеренному уровню звукового давления шума в той же третьоктавной
полосе. Если DLAj равна или больше 5 дБ, то
из третьоктавного уровня звукового давления, создаваемого ВСУ, вычитают
поправку, указанную в табл. 3. Таблица 3
2.4.4. После внесения в
данные по шуму ВСУ всех поправок получают скорректированные усредненные уровни
звукового давления в двадцати четырех третьоктавных полосах частот от 50
до 10000 Гц, которые используют для вычисления уровня звука, создаваемого
ВСУ в каждой контрольной точке, на каждом режиме испытаний по формуле где Ki - значение относительной
частотной характеристики А шумомера на i-й частоте, взятой по ГОСТ
17187-81. Степень округления полученных уровней звука - 0,5 дБ А. 2.4.5. После внесения в
данные по фоновому шуму поправок получают скорректированные усредненные уровни
звукового давления в двадцати четырех третьоктавных полосах частот от 50 до
10000 Гц, которые используют для вычисления уровня звука фонового шума в каждой
контрольной точке в соответствии с формулой (3). 2.5. Оформление результатов 2.5.1. Результаты измерений
оформляются в виде отчета, в котором должна быть представлена информация: о самолете и ВСУ: место, дата и время
проведения измерений; тип, модель, серийный номер
и заводской номер самолета, вспомогательного газотурбинного двигателя (ВГТД) и
оборудования, связанного с работой ВСУ; любые модификации или
нестандартное оборудование, которые могут повлиять на характеристики шума ВСУ; схематическое изображение
самолета, на котором отмечены: ВГТД и связанные с ВГТД бортовые системы
самолета, воздухозаборные и выхлопные отверстия ВСУ, входные и выходные
отверстия связанных с ВГТД бортовых систем самолета, направление выхлопных
газов по отношению к самолету, все контрольные точки; об атмосферных условиях: температура и относительная
влажность окружающего воздуха; скорость и направление ветра
относительно осевой линии самолета (прямое направление 0°); атмосферное давление; о контрольно-измерительной
аппаратуре: перечень акустической
аппаратуры; перечень приборов,
использованных для определения метеорологических данных; перечень бортовой
аппаратуры, использованной для определения эксплуатационных параметров ВСУ; об эксплуатационных
параметрах ВСУ при каждом измерении: режим работы ВГТД; частота вращения валов ВГТД; температура выхлопных газов
ВГТД в месте, указанном в руководстве по летной эксплуатации самолетов
гражданской авиации, утвержденном в установленном порядке; режим работы системы
кондиционирования воздуха с указанием расхода воздуха по указателю расхода; число работающих установок
кондиционирования воздуха; другие потребители воздуха и
режимы их работы; мощность на валу отбираемой
от ВГТД механической энергии и (или) электрическая мощность; об уровнях шума: третьоктавные уровни
звукового давления для фонового шума и для шума ВСУ на всех режимах работы для
каждой контрольной точки в табличной форме; уровни звука для фонового
шума и для шума ВСУ на всех режимах работы в сопоставлении с максимально
допустимыми уровнями для всех контрольных точек в виде одной сводной таблицы; значения имеющихся
превышений в сопоставлении с требованиями пп. 1.10 и 1.11 для
тех контрольных точек, где имеется превышение максимально допустимых уровней
звука. 2.5.2. Выводы и заключение
отчета должны содержать: подтверждение соответствия
испытуемого экземпляра ВСУ и самолета типу ВСУ и типу самолета; подтверждение того, что в
процессе испытаний и при обработке материалов измерений учтены требования
настоящего стандарта; оценку соответствия шумовых
характеристик типа ВСУ на самолете конкретного типа требованиям настоящего
стандарта. ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТУРОВ РАВНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ВСУ1. Для получения контуров равного
уровня звука в границах площади контрольного прямоугольника проводят измерения
в узлах прямоугольной координатной сетки. 2. Разметку координатной
сетки осуществляют в соответствии с чертежом так, что ее узлами на сторонах
контрольного прямоугольника являются контрольные точки на периметре
прямоугольника. 3. Контуры равного уровня звука получают путем линейной интерполяции результатов измерений в узлах координатной сетки. СОДЕРЖАНИЕ |
|
|