|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ВНУТРЕННИЙ ШУМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ И МЕТОДЫ
ИЗМЕРЕНИЙ ГОСТ 27435-87 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с 01.01.89 до 01.01.94 Настоящий стандарт
распространяется на легковые, грузопассажирские, грузовые автомобили,
автопоезда и автобусы (далее - автомобили), предназначенные для эксплуатации на
общей сети автомобильных дорог СССР. Стандарт устанавливает
допустимые уровни внутреннего шума автомобилей и методы его измерения. Стандарт не распространяется
на автомобили, находящиеся в эксплуатации. 1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА1.1. В
качестве оценочного показателя устанавливается уровень звука в децибелах (дБ А)
по ГОСТ 17187-81. 1.2. Допустимые уровни шума
опытных образцов автомобилей приведены в таблице. 1.3. Допускается увеличение
уровней внутреннего шума полноприводных легковых и грузопассажирских
автомобилей на 2 дБ А. 1.4. Для автобусов с
передним расположением двигателя, производство которых начато до 01.01.89,
допускается увеличение уровней шума на 2 дБ А. 1.5. Уровни шума серийных
автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать
более чем на 1 дБ А значений, приведенных в таблице. Допустимые уровни шума
базовых моделей автомобилей
Примечания: 1. Под грузовыми автомобилями и автопоездами для международных и междугородных перевозок подразумеваются автомобили, в которых имеется спальное место. 2. Для модифицированных автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей. 2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ2.1.
Для измерения шума автомобилей должны применяться следующие приборы: 1) шумомер 1-го класса по ГОСТ
17187-81; 2) приборы для измерения
скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя
(относительная погрешность измерения ±3 %); 3) прибор для измерения
скорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с (погрешность измерения
±0,5 м/с); 4) прибор для измерения
температуры окружающего воздуха (погрешность измерения ±1°С); 5) прибор для измерения
атмосферного давления (погрешность измерения ±2,6 гПа (±2,0 мм рт. ст.). 2.2. Шумомер следует
калибровать по стандартному источнику шума непосредственно до и после каждой
серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем
на 1 дБ А, то его необходимо снова калибровать, а испытания повторить. 3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ3.1. Автомобиль,
предназначенный для испытаний, должен быть технически исправным, отрегулирован,
обкатан, укомплектован, заправлен топливом и маслом в соответствии с
нормативно-технической документацией на автомобиль конкретной модели. 3.2. Шины не должны иметь
повреждений, их износ не должен превышать 30 % первоначальной высоты рисунка
протектора. Давление в шинах должно отвечать требованиям завода-изготовителя
автомобиля. 3.3. Автомобили испытывают
без полезной нагрузки, прицепов и полуприцепов, за исключением не расцепляемых
автотранспортных средств. 3.4. Перед испытаниями
двигатель и другие агрегаты автомобиля должны быть прогреты до рабочей
температуры. 3.5. При измерениях окна,
люки в крыше и отверстия для вентиляции должны быть закрыты. 3.6. Оборудование
специальных и специализированных автомобилей, работающее во время движения
автомобиля (например, холодильные установки), при измерениях должно быть
включено. 3.7. Передвижные
регулируемые сиденья, возле которых проводятся измерения, должны находиться в
среднем положении. Спинки сидений, если имеется возможность их регулировки,
должны находиться в нормальном положении. Регулируемые подголовники сидений
должны находиться в среднем положении. 3.8. В автомобиле должны
находиться два человека: водитель и испытатель. В автомобиле с числом сидений
более 9 допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних
предметов не допускается. 3.9. Испытания следует
проводить на прямом, сухом, гладком и чистом участке дороги с покрытием из
бетона или асфальта в хорошем техническом состоянии. Продольный уклон
измерительного участка не должен превышать 1%. На расстоянии 20м от продольной
оси измерительного участка не должны находиться большие объекты, которые могли
бы отражать звук. 4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ4.1. Испытания проводят при
следующих климатических условиях: 1) отсутствие атмосферных
осадков; 2) атмосферное давление -
1013 гПа (760 мм рт. ст.), допустимое отклонение ±5%; 3) температура окружающего
воздуха от минус 5 до плюс 30°С; 4) скорость ветра не более 5
м/с. 4.2.
Уровень шумовых помех должен быть не менее чем на 10 дБА ниже измеряемого
уровня шума. Если это условие не соблюдается, следует внести поправки на
уровень помех по ГОСТ 12.1.026-80. 4.3. При измерении шума
вентиляционные установки (кондиционеры, отопители или вентиляторы) должны работать
в режиме, соответствующем наиболее шумной работе. 4.4. Если автомобиль
оборудован жалюзи и (или) вентилятором системы охлаждения двигателя с
автоматическим приводом, испытания должны проводиться при их работе в
автоматическом режиме с указанием рабочего положения в протоколе испытаний.
Если автомобиль оборудован жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при
полностью открытых жалюзи. 4.5.
Измерения уровня шума следует проводить в следующих точках: 1) у сиденья водителя; 2) у сиденья водителя, а
также над последним рядом сидений (у сиденья, расположенного ближе к продольной
оси симметрии автомобиля) в автомобиле с числом мест для сидения не более 9; 3) у сиденья водителя, а
также над первым (за сиденьем водителя) и последним рядами сидений в автомобиле
с числом мест для сидения более 9; 4) в автомобиле с числом
рядов сидения более 3 (за сиденьем водителя) дополнительно проводят измерение
над средним рядом сидений. При выборе точек измерения
откидные сиденья во внимание не принимают. В случае расположения
сидений вдоль борта автомобиля измерительные точки располагаются в продольной
плоскости симметрии автомобиля. В автомобилях, где
отсутствуют места для сидения, измерения проводят в местах для стояния на
высоте (1,6±0,1) м от пола. Измерения проводят в передней, средней и задней
части пассажирского помещения. В местах, предназначенных
для лежащих пассажиров, измерения проводят на высоте (0,15±0,02) м над
серединой подушки. 4.6. Ось максимальной
чувствительности микрофона должна находиться в направлении движения автомобиля.
Микрофон, расположенный у сидений пассажиров, устанавливают в точке А,
указанной на чертеже. Микрофон, расположенный у
сиденья водителя, должен быть смещен от его оси симметрии на (0,20±0,02) м в
направлении, центра автомобиля согласно точке Б, указанной на чертеже. Расстояние микрофона от
стенок кабины или лиц, проводящих измерения, должно быть не менее 0,15 м. Если
при измерении в автомобиле находится третье лицо, расстояние от него до
микрофона должно быть не менее 1 м. 4.7. При измерении уровня
шума в шумомере включают временную характеристику «Быстро». 5. ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА5.1.
Измерение проводят при разгоне автомобиля на высшей передаче до скорости 120
км/ч или скорости, соответствующей 0,9×nном (nном - номинальная частота
вращения коленчатого вала двигателя), выбирая наименьшее значение. Если при частоте вращения
0,9×nном скорость автомобиля на
высшей передаче превышает 120 км/ч, измерения следует проводить на более
низкой передаче, но не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более
передач, и не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач. 5.2. Измерение следует
проводить, начиная с наименьшей допустимой скорости, но не ниже скорости,
соответствующей 0,45×nном. Если при частоте 0,9×nном скорость автомобиля на
выбранной передаче превышает 120 км/ч, начальная скорость автомобиля должна
составлять 60 км/ч. 5.3. В автомобиле с
автоматической коробкой передач измерение проводят, начиная со скорости,
соответствующей 0,45×nном. При этом скорость
автомобиля не должна быть выше 60 км/ч. Если в коробке передач происходит
переключение передач раньше, чем частота достигнет 0,9×nном или скорость 120 км/ч,
начальную скорость принимают равной 50% от скорости, при которой происходит переключение
передач. Принудительное включение
понижающей передачи должно быть исключено. 5.4. В момент достижения
автомобилем начальной скорости следует резко нажать до упора педаль дроссельной
заслонки или подачи топлива и удерживать ее в таком положении до достижения
скорости, указанной в п. 5.1. 5.5. При измерении шума
регистрируют максимальное показание шумомера. В каждой точке расположения
микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения принимают
среднее арифметическое значение, округленное до целого числа. Если разность наибольшего и
наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ, проводят
повторное измерение. За окончательный результат
принимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждой
точке расположения микрофона. Результаты испытаний следует
сравнить с допустимыми значениями, приведенными в таблице. 6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ С ПОСТОЯННЫМИ СКОРОСТЯМИ И НА НЕПОДВИЖНОМ АВТОМОБИЛЕИзмерение шума опытных
образцов автомобилей при движении с постоянными скоростями и на неподвижном
автомобиле проводят в соответствии с методикой, приведенной в рекомендуемом приложении 1. 7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙРезультаты испытаний должны
быть занесены в протокол, образец которого приведен в рекомендуемом приложении 2. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое Измерение шума при движении автомобиля с постоянными скоростями и на неподвижном автомобиле1. Измеряют уровни шума в
децибелах (дБ А). Аппаратура, подготовка автомобиля к испытаниям,
условия проведения испытаний должны соответствовать разд. 2, 3 и 4 настоящего стандарта. 2. Измерение шума при
движении с постоянными скоростями проводят на высшей передаче в
диапазоне скоростей выше 60 км/ч или 40% от максимальной скорости автомобиля,
но не более 120 км/ч или 80% от максимальной скорости автомобиля. Из указанных
скоростей выбирают наименьшую. Измерения проводят не менее
чем при пяти значениях постоянных скоростей с округлением до 5 км/ч:
наименьшей, наибольшей и промежуточных, обеспечивая равномерность интервалов
между значениями скоростей. В каждой точке измерения в
соответствии с п.
4.5 настоящего стандарта и при каждой скорости в течение 5 с регистрируют
среднее значение показания шумомера. При измерении шума в шумомере
включают временную характеристику «медленно». 3. Измерение шума на
неподвижном автомобиле проводят только на грузовых автомобилях и автобусах,
оснащенных дизельными двигателями. Измерение проводят в режиме холостого хода
двигателя: при минимальной частоте
вращения коленчатого вала двигателя; при ускорении частоты
вращения от минимальной до максимальной (при резком нажатии до упора педали
подачи топлива и удержании ее в этом положении не менее 5с). При измерении шума при
минимальной частоте в шумомере включают временную характеристику «медленно», а
при ускорении - «быстро». 4. В каждой точке
расположения микрофона проводят не менее трех измерений. За результат измерения
принимают среднее арифметическое значение, округленное до целого числа. Если разность наибольшего и
наименьшего значений уровней шума в каждой точке превышает 2 дБ А,
проводят повторное измерение. За окончательный результат
принимают наибольшее значение уровня шума, полученное при измерении в каждой
точке размещения микрофона. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И
ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР. ИСПОЛНИТЕЛИ: И.И.Малашков (руководитель темы);
Ю.К.Есеновский, канд. техн. наук; Б.М.Енукидзе, канд. техн.
наук; В.Е.Тольский, д-р техн. наук; Г.В.Латышев, канд. техн.
наук; А.А.Носенкова, канд. техн. наук; В.И.Сальников; С.А.Воронцов,
канд. техн. наук 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от
29.09.87 № 3807 3. Срок первой проверки 1992
г. 4. Стандарт соответствует
стандарту ИСО 5128 (в части методов измерений) 5. ВЗАМЕН ГОСТ 19358-85 в
части пп. 1.1-1.5, разд. 2 и 3, пп. 4.1.1-4.1.6, 4.1.8, 4.1.9, 4.2.2-4.2.6,
4.4, 4.6, 4.7. 6. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|