|
КАТЕГОРИРОВАНИЕ
ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В нормативных документах, касающихся установок
топливозаправки (бензин, дизельное топливо) автомобильного транспорта,
приводятся изложенные ниже данные по категорированию объектов по взрывопожарной
опасности и классификации взрывоопасных зон. 1. "Правила технической документации
стационарных и передвижных автозаправочных станций", утверждены
председателем Госкомнефтепродукта РСФСР 15 апреля 1981 г. Взрывоопасные установки
АЗС представлены в таблице.
Обращает на себя внимание неправомерность
категорирования наружных взрывоопасных установок и несоответствие указанных
размеров взрывоопасных зон требованиям главы 7.3 ПУЭ. 2. СНиП II-93-74 "Предприятия
по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования". Категорирование установок в нормах
отсутствует, но приведены следующие расстояния от раздаточных колонок
нефтепродуктов: до зданий АЗС II степени
огнестойкости -
4 м; до зданий АЗС III степени
огнестойкости -
7 м; до подземных резервуаров
нефтепродуктов -
4 м; до раздаточных колонок
нефтепродуктов -
не нормируется; до
проездов или площадок автомобилей (край заправочного островка) - 0,8 м. Расстояние между заправочными островками
должно приниматься: при расположении заправляемых автомобилей в
один ряд равным ширине автомобиля плюс 1 м, но не менее 3 м; при расположении автомобилей в два ряда - равным
удвоенной ширине автомобиля плюс 1,5 м, но не менее 7 м. Указанные расстояния между заправочными
островками должны увеличиваться на 4 м, если между ними предусматривается также
транзитный проезд автомобилей к другим заправочным колонкам станции. Классы взрывоопасных зон согласно указанию
СНиП 11-93-74 должны определяться по требованиям главы 7.3 ПУЭ. 3. ВСН 01-89 "Предприятия
по обслуживанию автомобилей", Минавтотранс РСФСР. В составе ТЗП для бензина и дизельного
топлива, размещаемого на территории автотранспортных предприятий,
предусматриваются следующие сооружения: подземные резервуары для хранения топлива; островки для размещения раздаточных
колонок; павильон для установки пультов управления
(может не сооружаться). Расстояния от раздаточной колонки до других
сооружений ТЗП следует принимать не менее: до павильона ТЗП - 4 м; до проезда, до края островка для раздаточной
колонки - 0,8 м; до подземного резервуара - 4 м; до раздаточной колонки - не нормируется. Расстояние между островками для раздаточных
колонок можно принимать согласно п. 2 настоящего документа. В ВСН 01-89 имеется указание,
что при проектировании должны выдерживаться требования ПУЭ. Это означает, что
классификация взрывоопасных зон установок ТЗП должна выполняться согласно главе
7.3 ПУЭ. 4. Перечень категорий помещений и
сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной
опасности Минавтотранса РСФСР (1989 г.). Выписка из перечня
Примечание. СНГ
- сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ. Приведенная выше информация по АЗС, ТЗП
свидетельствует о ее противоречивости, особенно в части категорирования и
классификации пространства у топливозаправочных колонок. Согласно приведенным
документам транспортное средство при заправке, как правило, располагается
непосредственно во взрывоопасной зоне класса В-1г, что является недопустимым. В рассмотренных выше документах СНиП II-93-74 и ВСН 01-89 в части
классификации взрывоопасных зон сделаны ссылки на главу 7.3 ПУЭ "Электроустановки во
взрывоопасных зонах". Следует иметь в виду, что требования ПУЭ определяют
общие принципы классификации взрывоопасных зон и специфика АЗС, ТЗП,
естественно, в главе 7.3 не отражена. Как разработчик главы 7.3 институт
Тяжпромэлектропроект рекомендует для объектов АЗС, ТЗП принимать следующие
решения: у наружной топливозаправочной колонки имеет
место взрывоопасная зона класса В-1г (зона 2 согласно публикации 79-10 МЭК и
проекта главы 7.3 ПУЭ
7-го издания) на расстоянии 0,5 м от корпуса колонки. Это решение соответствует
требованиям раздела 514 национального электротехнического кода США для
разливочных автоматов заправки автотранспорта. В рекомендациях МЭК не
содержится конкретных указаний по топливозаправочным колонкам, но анализ
документа 31J секр.
10 от мая 1987 г., подготовленного ТК 31 МЭК, позволяет принять для данной
конструкции зону класса 2 радиусом 1 м от возможного источника выделения, что
примерно соответствует протяженности зоны 0,5 м от корпуса колонки; при непринятии мер по удалению пролившегося
топлива пространство у земли вокруг топливозаправочной колонки высотой 0,5 м и
радиусом 3 м от оси колонки следует также относить к взрывоопасной зоне класса
В-1г; пространство внутри кожуха
топливораздаточной колонки классифицируется согласно главе 7.3 ПУЭ только в
том случае, если это оговорено техническими условиями или стандартами на
изготовление топливораздаточной колонки; классификацию помещений с установками
заправки автомобилей рекомендуется производить согласно пп. 3.1.1, 3.1.2 ВНТП 10-90 "Определение категорий
помещений и зданий заводов Минавтосельхозмаша по взрывопожарной и пожарной
опасности", Минавтосельхозмаш СССР, 1990 г.; размеры взрывоопасных зон остальных
наружных взрывоопасных установок АЗС, ТЗП должны приниматься в соответствии с
отраслевыми нормами технологического проектирования, при разработке которых
следует учитывать рекомендации ТК 31 МЭК. Часть из них содержится в работе
Тяжпромэлектропроекта "Классификация взрывоопасных зон в национальных и
международных стандартах, правилах" (шифр М788-1082, 1992 г.). При отсутствии отраслевых норм
технологического проектирования должны быть учтены требования п. 7.3.44 главы
7.3 ПУЭ 6-го
издания. |
|
|