|
ОТКРЫТОЕ
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ОАО
«АК «ТРАНСНЕФТЬ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
РЕГЛАМЕНТЫ РЕГЛАМЕНТ Москва 2003 Под общей редакцией С.М. Вайнштока Технологические регламенты
(стандарты предприятия) акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть».
В 2 т. / Под общей ред. С.М. Вайнштока. - М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ
нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003. Регламенты, разработанные и утвержденные ОАО
«АК «Транснефть», устанавливают общеотраслевые обязательные для исполнения
требования по организации и выполнению работ в области магистрального
нефтепроводного транспорта, а также обязательные требования к оформлению
результатов этих работ. Регламенты (стандарты предприятия) разрабатываются в системе ОАО «АК
«Транснефть» для обеспечения надежности, промышленной и экологической
безопасности магистральных нефтепроводов, регламентации и установления
единообразия взаимодействия подразделений Компании и ОАО МН при ведении работ
по основной производственной деятельности как между собой, так и с
подрядчиками, органами государственного надзора, а также унификации применения
и обязательного исполнения требовании соответствующих федеральных и отраслевых
стандартов, правил и иных нормативных документов. РЕГЛАМЕНТ
Серия регламентов «Природопользование, Утвержден 23 июня 2001 г. Согласован Минприроды
России 27 апреля 2001 г. 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде [ГОСТ Р 22.0.05-94]. Авария на магистральном трубопроводе - авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом и выливом под давлением опасных химических и пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации [ГОСТ Р 22.0.05-94]. Негативное воздействие на окружающую природную среду - любое антропогенное воздействие, приводящее к отрицательным изменениям окружающей природной среды, создающим реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру [Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утв. Председатель Госкомэкологии России В.И. Данилов-Данильян 6 сентября 1999 года]. Вред окружающей природной среде - негативные изменения окружающей природной среды, вызванные антропогенной деятельностью, возникшие в результате загрязнения природной среды, истощения природных ресурсов, повреждения или разрушения экосистем. Понятие «вред» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убытки [Методические указания...]. Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую природную среду [Методические указания...]. Убытки - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) [Ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации]. Экологическое правонарушение - виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека [Ст. 81 Закона РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»]. Действия, приведшие к возникновению аварии на объекте транспортировки нефти, в результате которой был причинен вред окружающей природной среде, являются экологическим правонарушением. 2.
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1. Настоящий Регламент является ведомственным природоохранным нормативным документом, устанавливающим порядок расследования аварий на объектах хозяйственной и иной деятельности, входящих в инфраструктуру ОАО «АК «Транснефть», в результате которых был причинен вред окружающей природной среде (далее - расследование аварий). Данный документ содержит общие требования к оформлению документации и организации контроля за ликвидацией негативных экологических последствий аварий. 2.2. Настоящий Регламент предназначен для экологических служб дочерних акционерных обществ, их филиалов и функциональных подразделений, входящих в состав ОАО «АК «Транснефть» (далее по тексту - ДАО ОАО «АК «Транснефть»). 2.3. Действие Регламента не распространяется на случаи загрязнения окружающей природной среды нефтью и нефтепродуктами вследствие непреодолимой силы (в т.ч. стихийного бедствия). 2.4. Регламент не регулирует вопросы определения и возмещения вреда, нанесенного здоровью людей в результате загрязнения окружающей природной среды нефтью и нефтепродуктами. 2.5. Регламент определяет основные направления взаимодействия экологических служб ДАО ОАО «АК «Транснефть» и территориальных природоохранных органов при расследовании аварий, произошедших на объектах хозяйственной и иной деятельности, входящих в инфраструктуру ОАО «АК «Транснефть», и приведших к загрязнению окружающей природной среды нефтью и нефтепродуктами. 2.6. Положения настоящего Регламента могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства Российской Федерации, нормативной и методической документации в области охраны окружающей природной среды. 3.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Расследование аварий, в результате которых причиняется вред окружающей природной среде, проводится специальными комиссиями в рамках осуществления производственного экологического контроля ДАО ОАО «АК «Транснефть». Производственный экологический контроль при ликвидации экологических последствий аварий на объектах хозяйственной и иной деятельности, входящих в инфраструктуру ОАО «АК «Транснефть» осуществляют экологические и эколого-аналитические службы ДАО ОАО «АК «Транснефть». Основной задачей производственного экологического контроля в соответствии со статьей 71 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» является проверка выполнения планом и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации и осуществления производственного экологического контроля ДАО ОАО «АК «Транснефть» регулируется документами, разработанными в соответствии с действующим законодательством. 3.2. Производственный экологический контроль при ликвидации нефтяных загрязнений осуществляется в соответствии с заранее разработанными и утвержденными планами по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти (планами ЛАРН) и действующими нормативно-правовыми документами в области охраны окружающей природной среды. Планы ЛАРН разрабатываются под руководством и при непосредственном участии экологических служб ДАО ОАО «АК «Транснефть» для каждого объекта магистрального трубопроводного транспорта, представляющего опасность для окружающей природной среды, согласовываются и утверждаются в соответствии основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (приложение 3). 3.3. Осуществление производственного экологического контроля при ликвидации аварийных разливов нефти включает следующие основные мероприятия: - заблаговременную разработку планов ЛАРН; - проверку соответствия материальных и технических средств ликвидации аварийных разливов нефти требованиям природоохранительного законодательства; - осуществление эколого-аналитического контроля (в соответствии с Регламентом о порядке организации эколого-аналитического контроля за состоянием окружающей среды на промышленных объектах ОАО «АК «Транснефть») в районе аварийного разлива нефти; - проведение расследования аварии; - взаимодействие с представителями территориальных природоохранных органов, общественных и других организаций. 3.4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 аварийные разливы нефти относятся к чрезвычайным ситуациям. В зависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади разлива выделяются чрезвычайные ситуации: - локального значения - 100 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию объекта; - местного значения - 500 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект; - территориального значения - 1000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории субъекта Российской Федерации; - регионального значения - 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации; - федерального значения - более 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской Федерации. 4.
ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ПРИРОДООХРАННЫМИ
ОРГАНАМИ
4.1. Расследование аварий проводится в рамках производственного экологического контроля специальными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке входят представители экологических служб ДАО ОАО «АК «Транснефть». Целями расследования являются: - установление факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую природную среду; - определение ответственных лиц, виновных в совершении экологического правонарушения, и применение к ним соответствующих санкций; - повышение эффективности взаимодействия с природоохранными и иными органами государственной власти; - обеспечение эффективной правовой защиты интересов ОАО «АК «Транснефть». 4.2. Расследование аварий осуществляется в соответствии с действующим законодательством, федеральными нормативными и методическими документами, государственными и международными стандартами в области охраны окружающей природной среды, настоящим Регламентом и другими нормативными документами, составляющими серию регламентов «Природопользование, охрана окружающей среды, экологическая безопасность» Открытого акционерного общества «АК «Транснефти». При составлении и подписание актов, а также иных нормоопределяемых действиях, проводится уведомление страховой компании. 4.3. Члены комиссии выезжают на место аварии и приступают к установлению факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую природную среду в течение 6 часов с момента получения информации об аварии. 4.4. Первичным документом, создаваемым членами комиссии для фиксации факта аварии и величины вредного воздействии на окружающую природную среду, является протокол о нарушении природоохранительного законодательства Российской Федерации. 4.5. В указанном протоколе должны содержаться следующие основные сведения: - время и место аварии; - вид аварии согласно РД 153-39.4-056-00 «Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов»; - время проведения обследования; - лицо или лица, составившие протокол; - реквизиты юридического или физического лица, виновного в аварии; - характер аварии и ее последствия (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы, размещение отходов и т.д.); - краткая оценка состояния окружающей среды, вида, размера и продолжительности воздействия на природные среды (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель представителей растительного и животного мира, людей) в месте нанесения вреда и его проявления; - статьи законодательных актов и пункты нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании; - сведения о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования; - оперативные меры, принятые для ликвидации последствий аварии, используемые для этих целей средства. В протоколе могут быть приведены как точные, так и предварительные сведения о размерах воздействия на окружающую среду. Содержание протокола конкретизируется в зависимости от вида воздействия на окружающую среду с учетом требований и рекомендаций нормативно-методических документов, утвержденных или разрешенных к применению государственными природоохранными органами. 4.6. Результаты обследования, зафиксированные в протоколе, подтверждаются подписями всех участников обследования. В случае несогласия с какими-либо обстоятельствами, указанными в протоколе, каждый из них вправе изложить особое мнение. 4.7. Детальное расследование обстоятельств причинения вреда и сбор доказательств, обосновывающих величину ущерба и убытков, может быть продолжено после составления протокола и определяется программой работ, разработанной комиссией и согласованной с соответствующим территориальным природоохранным органом. В приложении 1 приводится порядок определения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате аварии. 4.8. Оформление документов 4.8.1. Формы документов, которыми оформляется факт совершения экологического правонарушения, заполняются уполномоченным должностным лицом, входящим в состав комиссии по расследованию аварии, на стандартных бланках (формы документов приведены в приложении 2). 4.8.2. С оформленного документа снимается необходимое количество копий. Каждый экземпляр копии подписывается лицом, составившим указанный документ, и заверяется печатью. Одновременно в документе заполняется графа о количестве копий. 4.8.3. Выдача бланков отражается в расходных журналах, которые ведутся в ДАО ОАО «АК «Транснефть». 4.8.4. Схема расположения источников загрязняющих веществ, ситуационный план составляются на отдельном листе белой бумаги или на копии карты района. Обозначения отдельных объектов наносятся на схему (план) с необходимыми пояснениями. Схема на копии карты заверяется подписями лиц, присутствующих при составлении Протокола. Схема на бумаге заверяется штампом организации иподписями лиц, присутствующих при составлении Протокола. 4.8.5. Акт об отборе проб является приложением к Протоколу об экологическом правонарушении. Акт об отборе проб составляется на каждую пробу одновременно с составлением указанного Протокола, прилагается к взятой пробе и направляется в организацию, производящую ее анализ. Часть Акта, фиксирующая результаты анализа данного экземпляра пробы, заполняется после проведения анализа и заверяется печатью указанной организации. 4.9. Ответственность должностных лиц и граждан за экологические правонарушения определяется действующим законодательством Российской Федерации. В том числе ст. 81 - 85 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», ст. 50 - 84 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ст. 246, 247, 250, 251, 252, 254, 257, 259, 261, 262 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. 4.10. Взаимодействие с территориальными природоохранными органами осуществляется в области определения и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. 4.10.1. Полномочия должностных лиц природоохранных органов, осуществляющих государственный экологический контроль регулируются действующим законодательством, в т.ч. ст. 70 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и «Правилами осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов», утвержденными Минприроды РФ 17 апреля 1996 г. 4.10.2. В целях повышения эффективности взаимодействия экологических служб ДАО ОАО «АК «Транснефть» с территориальными природоохранными органами целесообразно привлекать представителей последних к проведению совместных расследований аварий. В случае расследования аварий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций территориального, регионального и федерального значений возможно включение (по согласованию) представителей территориальных природоохранных органов в состав комиссии по расследованию аварий. Одновременно с унификацией подходов к расследованию аварий, связанных с причинением вреда окружающей природной среде, и использованием единообразной документации такой подход может существенно снизить временные и материальные затраты, связанные с определением и возмещением вреда окружающей природной среде. 4.11. Оповещение населения проводится посредством передачи в установленном порядке средствам массовой информации (местные, региональные или федеральные) сведений о масштабах загрязнения и проводимых работах по ликвидации и последующей реабилитации пострадавших территорий. Приложение 1
Порядок определения вреда,
причиняемого окружающей природной среде в результате аварийного разлива нефти
1. Вред окружающей природной среде включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убытки. 2. Исчисление убытков осуществляется путем специальных обследований и аналитических расчетов на основании действующих нормативных актов, методической документации, кадастровой оценке природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания причиненного вреда. При исчислении убытков учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменение уровня цен. При исчислении убытков используются прямые методы счета. При исчислении убытков могут быть использованы экспертные оценки. Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются документально. 3. При исчислении общей суммы убытков учитываются, в том числе: - затраты на проведение работ по оценке вредного воздействия на окружающую природную среду, исчислению убытков и оформлению соответствующих документов; - убытки потерпевшей стороны, связанные с ликвидацией последствий экологического правонарушения, которые рассчитываются по документам, представленным потерпевшей стороной. 4. По результатам работы комиссии составляется Акт о размерах причиненных убытков. 5. Размер вреда, причиненного загрязнением атмосферного воздуха, определяется исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере. Масса загрязняющих веществ определяется расчетным или экспертным путем по действующим методикам. 6. Размер вреда, причиненного загрязнением водного объекта, определяется суммированием ущерба от изменения качества воды и размера потерь, связанных со снижением биопродуктивности. Размер потерь, связанных со снижением биопродуктивности водного объекта, определяется на основе непосредственного обследования биологических ресурсов, экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности, с учетом действующих методических документов. 7. Размер вреда, причиненного загрязнением земель, рекомендуется определять в соответствии с порядком определения размеров убытков от загрязнения земель химическими веществами и экспертной оценки убытков, связанных с деградацией земель в результате вредного воздействия. 8. Величина вреда, причиненного засорением поверхности водных объектов и захламленности земель, определяется в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденными Минприроды России 26.01.93, зарегистрированными Минюстом России 24.03.93, рег. № 190. Для расчета массы, объема, состава, класса токсичности отходов (веществ) используются данные аналитических замеров и экспертных оценок. 9. При оценке и возмещении вреда, нанесенного в результате экологических правонарушений, рекомендуется использовать следующие нормативно-правовые документы (перечень утвержден Приказом Госкомэкологии РФ от 23 июля 1998 г. № 448): 1. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64 г. 2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84 г. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 г. № 51-ФЗ. 4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.95 г. № 70-ФЗ. 5. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 г. № 167-ФЗ. 6. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 г. № 22-ФЗ. 7. Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.91 г. № 1738-1 (с изм. на 27.12.95 г.). 8. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г. № 2060-1 (с изм. на 02.06.93 г.). 9. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. № 68-ФЗ. 10. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 г. № 33-ФЗ. 11. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 г. № 52-ФЗ. 12. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30.11.95 г. № 187-ФЗ. 13. Указ Президента Российской Федерации от 23.12.93 г. № 2271 «О ставке отчисления (сбора) на воспроизводство, охраны и защиту лесов». 14. Постановление Совета Министров - Правительства СССР от 25.10.74 г. № 831 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный ресурсам живых организмов «сидячих» видов, являющихся естественными богатствами континентального шельфа СССР»*. * Не
действует на территории Российской Федерации. 15. Постановление Правительства РСФСР от 18.12.91 г. № 48 «Об утверждении Положения о Государственных природных заповедниках в РСФСР» (с изм. на 23.04.96 г.). 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.92 г. № 67 «Об утверждении размеров неустоек за нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства в Российской Федерации» (с изм. на 27.12.94 г.). 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.94 г. № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера изыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей объектов водных биологических ресурсов». 19. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.95 г. № 718 «О должностных лицах Минприроды России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль» (с изм. на 22.10.97 г.). 20. Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха. Утверждены Минэкологией России 02.11.92 г., зарегистрированы в Минюсте России 16.11.92 г., рег. № 87. 21. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утверждены Минприроды России 26.01.93 г., зарегистрированы в Минюсте России 24.03.93 г., рег. № 190. 22. Приказ Минприроды России от 04.05.94 г. № 126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира», зарегистрирован в Минюсте России 06.06.94 г., рег. № 592. 23. Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, зарегистрировано в Минюсте России от 11.09.95 г., рег. № 946. 24. Правила осуществления государственного контроля должностными лицами Минприроды России и его территориальных органов. Утверждены Минприроды России 17.04.96 г., зарегистрированы в Минюсте России 30.04.96 г., рег. № 1076. 25. Приказ Госкомэкологии России от 27.11.97 г. № 527 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», зарегистрирован в Минюсте России 29.12.97 г., рег. № 1445. 26. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате сброса в рыбохозяйственные водоемы сточных вод и других отходов. Утверждена Минрыбхозом СССР 16.08.67 г. № 30-1-11. 27. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушения правил рыболовства и охраны рыбных запасов. Утверждена Минрыбхозом СССР 12.07.74 г. № 30-2-02. 28. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах, обусловливающее отнесение этих отходов к категории по токсичности. Утверждено Минздравом СССР 18.12.84 г. №3170-84. 29. Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства. Утверждена постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.86 г. № 1. 30. Методика подсчета убытков, причиненных загрязнением морской среды в экономической зоне СССР. Утверждена Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР, 1987 год. 31. Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах. Утверждена Госкомприроды СССР 20.10.89 г. 32. Временная методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиненного водным биоресурсам загрязнением водохозяйственных водоемов. Утверждена Минрыбхозом СССР, 1989 год. 33. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Утверждены Минприроды России 27.11.92 г. 34. Приказ Минприроды РФ от 29 июня 1993 г. № 123, утверждающий Инструкцию о порядке производства по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира. 35. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. Утвержден Минприроды России 18.11.93 г. 36. Методика определения ущерба окружающей природной среды при авариях на магистральных нефтепроводах. Утверждена Минтопэнерго России от 01.11.95 г. Приложение 2
Формы документов, рекомендуемых
к использованию при расследовании аварий на объектах транспортировки нефти с
негативными экологическими последствиями
Приложение 3
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. 2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий. 3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России разработать в 3-месячный срок мероприятия, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктом организаций независимо от формы собственности, осуществляющих добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, и внести предложения по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации М. КАСЬЯНОВ Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 1. Настоящие Основные требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации. 2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов: - нефтеналивное судно - 2 танка; - нефтеналивная баржа - 50 % ее общей грузоподъемности; - стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн; - автоцистерна - 100 процентов объема; - железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе; - трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода; - трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней. 3. В зависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади разлива выделяются чрезвычайные ситуации: - локального значения - 100 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию объекта; - местного значения - 500 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект; - территориального значения - 1000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории субъекта Российской Федерации; - регионального значения - 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации; - федерального значения - более 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской Федерации. 4. Планом должны предусматриваться: а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов; б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований; в) организация взаимодействия сил и средств; г) состав и дислокация сил и средств; д) организация управления, связи и оповещения; е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности; ж) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации; и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации; к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи; л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; м) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. 5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться: а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов; б) площадь разлива; в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта; г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте; д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов; е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы; ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта; з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов); и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов; к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов; л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации; м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве. 6. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море на федеральном уровне разрабатывается Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службой Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и утверждается Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством природных ресурсов Российской Федерации. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на речных акваториях и во внутренних водоемах на федеральном уровне разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими добычу, транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 7. Отчет о проведении операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов должен содержать: а) причину и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов; б) описание и оценку действий виновника загрязнения; в) оценку воздействия разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую природную среду и здоровье населения; г) затраты по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории; д) уровень остаточного загрязнения. 8. В целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года. Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного и территориального значения, определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям соответствующих субъектов Российской Федерации. СОДЕРЖАНИЕ
|
|