|
ГОССТРОЙ РОССИИ цнииомтп МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОДОВЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ МДС 12-13.2003 Москва ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным
институтом организации, механизации и технической помощи строительству
(ЦНИИОМТП) ВНЕСЕН
Управлением государственной строительной политики Госстроя России и Техническим
комитетом по стандартизации (ТК-376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и
оборудования» 2 ВЗАМЕН «Рекомендаций по определению годовых режимов
работы и эксплуатационной производительности строительных машин» (ЦНИИОМТП, М.,
1982) СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Эффективность
использования машин определяется временем, в течение которого машина выполняет
работу при номинальных режимах нагрузки. Чем больше это время, тем лучше
используется машина и выше качество ее эксплуатации. Оценка
качества использования машины производится сравнением фактического времени,
отработанного машиной, с расчетной нормой времени, определить которую можно,
проведя расчет годового режима работы машины. Важно
не только установить факт выполнения или невыполнения расчетного годового
режима работы машины, но и наметить мероприятия по улучшению ее использования. В
настоящем документе дана методика определения годовых режимов работы
строительных машин и приводятся исходные данные для анализа режимов их работы. Определенные
расчетом годовые режимы работы машин могут применяться не только для оценки
качества эксплуатации строительных машин, но и для сметных расчетов. Настоящий
документ подготовлен ЦНИИОМПТ (Колосков
В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.)
и Управлением государственной строительной политики Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов
С.Н.). 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий
документ распространяется на эксплуатацию строительных машин в части
определения годовых режимов их работы. Документ
устанавливает правила определения годовых режимов работы строительных машин,
содержит исходные данные для расчетов и типовые годовые режимы работы
строительных машин. Документ
предназначен для использования во всех организациях, занимающихся
проектированием, изготовлением и эксплуатацией строительных машин. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В
настоящем документе использованы ссылки на следующие документы. ГОСТ 2.601-95
ЕСКД. Эксплуатационные документы. ГОСТ
25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования. ГОСТ
25866-83. Эксплуатация техники. Термины и определения СП
12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу
строительных и дорожных машин. МДС
12-8.2000. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта
строительных машин. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Годовой
режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и
перерывов в работе в течение года. Суточный
режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и
перерывов в работе в течение суток. Коэффициент
внутрисменного использования строительной машины - отношение
времени использования машины по назначению к продолжительности сменного
рабочего времени. Эксплуатация
строительной машины и условия эксплуатации машины - по ГОСТ 25866. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1.
Режим работы строительных машин определяется продолжительностью времени работы машины
и перерывов в работе машин за соответствующий период календарного времени. Рабочее
время машин включает продолжительность выполнения операций технологического
процесса работ (передвижения машины по фронту работ в пределах одного
строительного объекта), технологических перерывов в работе машин, подготовки
машины к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены, технического
обслуживания машин в течение смены (ЕО). 4.2.
В основном режимы работы машин подразделяются на годовые и суточные, но могут
разрабатываться и на другие периоды календарного времени года. 4.3.
Определение годового режима работы машин предусматривает получение данных по
распределению календарного времени на рабочее время и время, когда машина по
тем или иным причинам не работает: техническое обслуживание, за исключением
ежесменного, ремонт, перемещение с одного объекта на другой, монтаж или
демонтаж и др. В годовом режиме учитываются только целосменные перерывы в
работе машин. Годовой
режим работы может определяться как на каждую машину, так и на среднесписочную
машину по каждой группе. 4.4.
Суточный режим определяет количество смен работы машин в течение суток.
Количество смен работы при этом определяется как средняя величина. 5. РАСЧЕТ ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
5.1.
Годовые режимы работы строительных машин должны разрабатываться применительно к
конкретным условиям их эксплуатации, организованной согласно требованиям ГОСТ
25646. 5.2.
Годовой режим работы машин может быть определен в сутках, сменах и часах
рабочего времени. Расчет
годового режима работы машин заключается в определении количества суток, смен,
часов; времени
работы машины в году; перерывов
в работе машины в результате перебазировок, выходных дней, метеоусловий,
ремонта и др. 5.3.
Количество рабочих суток машины в году Д определяется путем исключения из календарного времени года
числа суток перерывов в работе машины по всем причинам, т.е. Д = 365 - (Дв +
Дпр + Дм
+Дн + До + Дрем), (1) где Дв - праздничные и выходные дни; Дпр - время,
затрачиваемое на перебазировку машин (время на демонтаж, перевозку и монтаж
машин на новом месте работы); Дм - перерывы в работе,
связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, при которых машины
не могут работать; Дн - непредвиденные перерывы в работе машин; До - время, затрачиваемое на
доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания
ремонта; Дрем - время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте. Количество
смен работы машины в году Дсм определяется исходя из
количества смен работы машины в сутки, с учетом требований технологии
производства работ и фактически достигнутой сменности, учитывающей конкретные
условия эксплуатации машин в организации, для которой разрабатываются годовые
режимы работы Дсм = ДКсм, (2) где Ксм - количество смен работы машины в
сутки. Для
группы (вида) машин Ксм
рассчитывается исходя из данных о количестве машин, работавших с
различной сменностью в сутки соответствующего календарного периода времени по
следующей формуле (3) где Ксм.м
- количество смен работы отдельных машин в сутки; Мк - среднесписочное количество машин, работавших со
сменностью, равной соответствующей величине Ксм.м; Тк - количество суток работы данной группы машин с одинаковой
сменностью; М - общее
среднесписочное количество работавших машин; Т - количество суток, отработанных машинами в соответствующем периоде. Количество
часов рабочего времени машины в течение года Дч при продолжительности смены в часах
согласно режиму, установленному для данной организации и в соответствии с
действующим законодательством, определяется как Дч = ДДсмПсм, (4) где Псм
- продолжительность рабочей смены, ч. 5.4.
Количество праздничных и выходных дней Дв принимается по календарю, а при
работе машинистов по скользящему графику - на основании графиков, принятых в
данной организации. 5.5.
Количество суток, затрачиваемых на перебазировку машин в течение года Дпр, определяется на основании данных о
количестве и территориальном размещении строящихся объектов, продолжительности
их строительства. При этом учитываются намечаемые на планируемый период
изменения структуры работ, количества и размещения объектов и мероприятия,
сокращающие продолжительность перебазировки. При определении продолжительности
перебазировок машин могут быть использованы данные, приведенные в прил. 1 (табл. 1 - 5). При
расчете режимов использования самоходных колесных машин, которые имеют
постоянную стоянку на эксплуатационной базе строительной организации, время, затрачиваемое
ежедневно на переезды к месту работы и обратно (при расстояниях не более 25 -
30 км), учитывают в составе сменного рабочего времени и в затраты времени на
перебазировку не включают. 5.6.
Перерывы в работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими
условиями, определяются на основании данных соответствующих районных управлений
гидрометеослужбы с учетом типа машины. Данные
гидрометеослужбы по отдельным географическим пунктам о количестве дней в году с
неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность
рабочего времени машин, приведены в прил. 1 (табл. 6). 5.7.
При расчете годового режима может быть предусмотрено время на перерывы в работе
машин по непредвиденным причинам и резерва времени машин Дн, продолжительность которых
принимается 3 % календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней. 5.8.
Время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а
также время ожидания ремонта определяются на основании расчетов и данных о
фактических затратах времени (прил. 2). 5.9.
Время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте Дрем (в сутках) определяется по формуле (5) где Дп = Дв
+ Дпр + Дм + Дн + До - перерывы в работе машин по всем
причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта; Ксм - количество
смен работы в сутки; Псм - продолжительность
смены, ч; Рч - количество дней нахождения машин в техническом
обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени машины. 5.10.
При наличии счетчика моточасов время нахождения машины в техническом
обслуживании и ремонте (в сутках) можно определить из выражения Дрем = (Tм.ч/Kп)Pч, (6) где Тм.ч
- наработка машины в моточасах. 5.11.
Величина Рч принимается на основании показателей,
содержащихся в эксплуатационной документации, по ГОСТ 2.601, заводов-изготовителей
и фактических сведений по аналогичным машинам. Если
эти данные отсутствуют, то Рч определяется по формуле (7) где Ктор - количество технических обслуживаний
и ремонтов каждого вида машин за один ремонтный цикл; Пр - продолжительность
одного технического обслуживания и ремонта соответствующего вида машин в
рабочих сутках; Цм - продолжительность ремонтного цикла в моточасах; Кп - коэффициент отношения наработки машины в
моточасах к сменному рабочему времени, за которое она получена. Значения
величины Пр принимаются поданным МДС
12-8.2000. Коэффициент Кп определяется по каждой организации, для которой рассчитывают
режимы работы машин. 5.12.
Для упрощения расчетов Рч при отсутствии фактических данных о наработке машин можно
пользоваться усредненными значениями коэффициента Кп,
приведенными в табл. 7 прил. 1. При определении режимов работы
для парка менее 15 одноименных машин затраты времени на ремонты рекомендуется определять
для каждой машины с учетом фактически отработанного количества часов. 5.13.
При определении продолжительности перерывов в работе машин по различным
причинам рекомендуется учитывать возможность сокращения их за счет совмещения
перерывов во времени. Так, сутки с неблагоприятными метеорологическими
условиями могут совпадать с выходными и праздничными днями. Продолжительность
перерывов в работе машин в связи с выходными днями может быть уменьшена за счет
введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для
технического обслуживания машин могут быть сокращены за счет организации
проведения его в выходные дни или в нерабочие смены. 6. РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАШИН
6.1.
Годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины П
определяется на основании данных годового режима работы машины и ее
эксплуатационной производительности П = ТчПэ, (8) где Тч - количество часов рабочего времени
в году; Пэ -
эксплуатационная производительность машины. 6.2.
Эксплуатационная производительность машины определяется на основании данных о
фактическом количестве часов рабочего времени и выполненном объеме работ за
расчетный период. Эксплуатационная
производительность Пэ может быть подсчитана по формулам
технической производительности Пт с учетом коэффициента
внутрисменного использования рабочего времени Kв, т.е. Пэ = ПтКв. (9) 6.3.
Коэффициент использования внутрисменного времени Кв определяется
на основании данных систематических наблюдений о внутрисменных потерях рабочего
времени. Если
эти данные отсутствуют, можно использовать значения Кв, приведенные в СП 12-134-2001. 7. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
7.1.
Для оценки использования строительных машин по времени и производительности
следует применять следующие показатели: коэффициент
использования машины по времени в году; коэффициент
использования внутрисменного времени; показатель
использования машины по производительности в году. 7.2.
Коэффициент использования машины по времени в году Кг определяется (10) где Дф
- фактическое количество суток, отработанное машиной в течение года. 7.3.
Коэффициент использования внутрисменного времени Кв определяется (11) где Псмф
- фактическое время работы машины в смену. 7.4.
Показатель использования машины по производительности в году Р определяется (12) где Пф - фактическая годовая эксплуатационная
производительность (выработка) машины. 7.5.
Дополнительными показателями оценки использования машин могут служить данные
анализа режимов работы, полученные путем сравнения фактических затрат времени на
перебазировку машин, техническое обслуживание и ремонт машин, потерь рабочего
времени в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и
непредвиденными причинами с затратами времени, предусмотренными в режимах
работы. Эти
данные используют при расчете режимов работы на последующий планируемый период
и разработке мероприятий по улучшению использования машин. 8. ПРИМЕНЕНИЕ РАСЧЕТОВ ГОДОВЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
8.1.
Типовые годовые режимы работы строительных машин приведены в табл. 1 - 9 и могут быть использованы: для
практических целей планирования и анализа фактического использования машин,
если исходные данные, принятые для расчета режимов, соответствуют условиям
работы организаций, использующих эти режимы; в
качестве методического пособия для разработки режимов при различии исходных
данных соответствующей строительной организации и принятых в типовых режимах. 8.2.
За основу расчета режимов работы машин приняты: двухсменная
работа машин при пятидневной рабочей неделе; продолжительность
смены 8,2 ч; количество
выходных и праздничных дней - по календарю; затраты
времени на перебазировку машин - по фактическим данным ряда строительных
организаций. При
расчете режимов перерывы в работе машин по метеорологическим причинам приняты
не в среднем по зоне, а применительно к конкретным пунктам. Для экскаваторов,
погрузчиков, бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I зона - Краснодар, II зона - Петербург, III зона - Москва, IV зона - Хабаровск, V зона - Чита, VI зона - Бодайбо;
для тракторов с навесным экскаваторным оборудованием вместимостью 0,25 м3,
скреперов, автогрейдеров: I зона -
Краснодар, II зона - Воронеж, III зона - Волгоград, IV зона - Казань, V зона - Иркутск;
для кранов башенных: I зона -
Краснодар, II зона - Минск, III зона - Москва, IV зона - Вятка, V зона - Кемерово. Продолжительность
пребывания машин в ремонте и техническом обслуживании определена на основе
данных, приведенных в МДС
12-8.2000. Техническое
обслуживание машин частично производят во внесменное время, поэтому время,
необходимое для технического обслуживания, уменьшено на 5 - 10 %. Для
землеройных машин, учитывая сезонный характер их использования и возможность
проведения ремонтов в межсезонный период, в режимах указана лишь
продолжительность технических обслуживаний. По этой же причине в режимах не
предусмотрено время на доставку этих машин в ремонт и обратно и ожидание
ремонта. Среднесуточное время работы принято 16,4 ч. Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Таблица 6
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА РЕЖИМОВ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Таблица 1 Средние скорости перевозки строительных машин на трайлере
Таблица 2 Средние скорости передвижения пневмоколесных машин, буксируемых
тягачами
Таблица 3 Средние скорости передвижения автомобильных и пневмоколесных
кранов
Таблица 4 Затраты времени при перебазировке строительных машин
Таблица 5 Затраты времени на одну перебазировку (монтаж, демонтаж и
перевозка) башенного крана
Таблица 6 Число суток в году с неблагоприятными метеорологическими
условиями, влияющими на продолжительность рабочего времени машин
Таблица 7 Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и
ремонте, приходящееся на 1 моточас и значения коэффициента Кп
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕР РАСЧЕТА ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Исходные данные Состав
парка: экскаваторы - 8 шт., третьей размерной группы, универсальные,
гидравлические, на гусеничном ходу, оборудованные обратной лопатой с ковшом
вместимостью 0,65 м3. В планируемом
году пройдут капитальный ремонт 2 экскаватора. Температурная
зона, для которой рассчитывается режим работы, - III (Волгоград). Фактическое
число перебазировок экскаваторов за прошедший год составило 96, или 96/8 = 12 перебазировок
на один среднесписочный экскаватор при среднем времени на одну перебазировку 7
ч. Экскаваторы
работают в 1,5 смены, продолжительность смены 8,2 ч при пятидневной рабочей
неделе. Расчет годового
режима 1.
Количество выходных и праздничных дней в году - 115. Для повышения выработки
машин на летние месяцы (июнь, июль, август) следует организовать скользящий
график работы машинистов и за счет этого уменьшить простои в выходные и
праздничные дни. Количество
выходных и праздничных дней Дв в этом случае составит: Дв = 115 - 27 = 88 дней, где 27 - количество выходных дней в июне -
августе. 2.
Затраты времени на перебазировку машин. В планируемом году, для которого
определяют режим работы экскаваторов, увеличивается число строящихся объектов,
причем средняя величина объема земляных работ, приходящаяся на один объект,
уменьшается на 8 % и составит по отношению к базовому году 0,92. В
результате среднее количество перебазировок на одну машину изменится следующим
образом 12/0,92 = 13. Затраты
времени на перебазировку экскаватора составят: 13×7 = 91 ч. При
организации работ по перебазировке машин в две смены затраты Дпр в сутках составят: Дпр = 91 : 16,4 = 6
суток. 3.
Перерывы в работе экскаваторов в связи с неблагоприятными метеорологическими
условиями. В
соответствии с прил. 1 (табл. 6) для III зоны (Волгоград) число суток с неблагоприятными условиями Дм (с дождем) составляет 7,9 » 8. 4. Перерывы
в работе машин по непредвиденным причинам. Величину перерывов по непредвиденным
причинам определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в
работе машин за отчетный (базовый) период. Для
данного примера принимается продолжительность непредвиденных перерывов Дн в размере 3 % количества календарных
суток, за исключением праздничных и выходных дней, т.е. Дн = (365 - 87)0,03 = 8 суток. 5.
Время, затрачиваемое на перевозку машин в ремонт и из ремонта и на ожидание
ремонта, До определяют
расчетом из условия, что перевозка в капитальный ремонт осуществляется на
трайлере на расстояние L = 100 км по дорогам первой группы со скоростью V = 15 км/ч (прил. 1, табл. 1), затраты времени на погрузку и разгрузку на объекте и
ремонтном предприятии t = 2 ч (прил. 1, табл. 4), сдача машин в ремонт и приемка из ремонта
занимают tп = 3 суток и
ожидание ремонта t0 = 4 суток. Таким
образом, время, затрачиваемое на транспортировку в ремонт и из ремонта и
ожидание ремонта, составит где 12 - продолжительность движения трайлера и погрузочно-разгрузочных работ, ч/сут. На одну
среднесписочную машину рассматриваемого парка величина До составляет где 8 - количество
машин в парке, из которых 2 подвергаются капитальному ремонту. 6. Затраты
времени на техническое обслуживание и ремонт экскаваторов определяются
по формуле (2). Общая
величина перерывов в работе Дп равна Дп = Дв + Дпр + Дм + Дн + До = 88 + 6 + 8 + 8 +
2 = 112 суток. Количество
суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч
сменного времени Рч определяется
по данным прил. 1 (табл. 7) Количество
суток нахождения экскаваторов в техническом обслуживании и ремонте Дрем составит 7.
Годовой режим работы экскаваторов характеризуется следующими данными: Количество нерабочих суток в году...................................................... 135 В
том числе: праздничные и выходные дни............................................... 88 перебазировка машин............................................................ 6 метеорологические причины................................................ 8 непредвиденные причины..................................................... 8 техническое обслуживание и ремонт.................................. 23 доставка в ремонт, из ремонта и ожидание
ремонта......... 2 Количество суток работы в году........................................................... 221 Среднесуточное время работы, ч.......................................................... 16,4 Количество часов рабочего времени в году......................................... 3624 8.
Годовая эксплуатационная производительность (выработка) составит Пэ = ТчПтКв
= 3624×36×0,8 = 104371 м3
» 104 тыс. м3, где Пт
= 36 м3/ч - техническая производительность экскаватора; Кв = 0,8 - коэффициент использования внутрисменного времени для данной
организации при работе в грунтах 1 группы в отвал. |
|