|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND
CERTIFICATION
Вагоны пассажирские ОКРАСКА Технические условия Москва ИПК Издательство стандартов Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ
по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ
1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ
1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты
межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения
о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным Государственным
унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт
железнодорожного транспорта» (ФГУП ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения России
и Федеральным Государственным унитарным предприятием «Государственный
научно-исследовательский институт вагоностроения» (ФГУП ГосНИИВ) 2 ВНЕСЕН Госстандартом России 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по
стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 24 от 5 декабря 2003 г.) За
принятие проголосовали:
4 Постановлением Государственного комитета
Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 2 марта 2004 г. № 79-ст
межгосударственный стандарт ГОСТ 12549-2003 введен в действие непосредственно в
качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г. 5 ВЗАМЕН ГОСТ 12549-80 Информация о введении
в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе
«Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется
в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений -
в информационных указателях
«Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта
соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе
«Национальные стандарты» СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ 12549-2003 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Вагоны
пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 мм ОКРАСКА Технические условия Passenger cars of 1520 mm gauge main-line railways.
Painting. Specifications Дата введения - 2004-07-01 1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования на
получение лакокрасочных и защитных покрытий на вновь изготовляемых
цельнометаллических пассажирских, почтовых, багажных вагонах,
вагонах-ресторанах, вагонах-электростанциях локомотивной тяги и вагонах
электропоездов и дизель-поездов (далее - вагоны), а также на их деталях и
сборочных единицах, предназначенных для работы в районах с умеренным климатом У
категорий размещения 1, 2, 3 по ГОСТ
15150 на магистральных железных дорогах колеи 1520 мм. Стандарт не распространяется на специальные вагоны. 2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие
межгосударственные стандарты: ГОСТ
9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий.
Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения ГОСТ
9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий.
Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации ГОСТ
9.402-80 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий.
Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед
окрашиванием ГОСТ
9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий.
Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида ГОСТ 12.1.004-91
Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ
12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие
санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ
12.3.035-84 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Работы
окрасочные. Требования безопасности ГОСТ 12.3.003-86
Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования
безопасности ГОСТ 12.3.005-75
Система стандартов безопасности труда. Работы окрасочные. Общие требования
безопасности ГОСТ 12.4.013-85
Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Общие технические условия
* * В Российской Федерации вместо указанного стандарта
действует ГОСТ Р 12.4.013-97
«Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Общие технические
условия». ГОСТ
12.4.034-2001 Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка ГОСТ
12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная
защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация ГОСТ
3191-93 Вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Детали из древесины и
древесных материалов. Общие технические условия ГОСТ 5470-75 Лаки
марок ПФ-283 и ГФ-166. Технические условия ГОСТ 5494-95 Пудра
алюминиевая. Технические условия ГОСТ 7313-75 Эмали
ХВ-785 и лак ХВ-784. Технические условия ГОСТ
8420-74 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости ГОСТ
8904-81 Плиты древесно-волокнистые твердые с лакокрасочным покрытием.
Технические условия ГОСТ 9109-81
Грунтовка ФЛ-03К и ФЛ-03Ж. Технические условия ГОСТ 9980.5-М36
Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение ГОСТ 12707-77
Грунтовки фосфатирующие. Технические условия ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для
различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и
транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 15907-70 Лаки ПФ-170
и ПФ-171. Технические условия ГОСТ
19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени
высыхания ГОСТ 19433-88 Грузы
опасные. Классификация и маркировка ГОСТ
23143-83 Эмали ЭП-773. Технические условия ГОСТ 23343-78 Грунтовка
ГФ-0119. Технические условия ГОСТ
23494-79 Грунтовка ХС-059, эмали ХС-759, лак ХС-724. Технические условия Примечание - При пользовании настоящим стандартом
целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные
стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если
ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом
следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный
документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Технические требования
3.1 Окраску вагонов следует проводить в
соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам,
утвержденным в установленном порядке. Работы по получению лакокрасочных покрытий на вагонах,
деталях и сборочных единицах следует проводить в помещениях при температуре не
менее 10 °С и относительной влажности не более 70 %. 3.2 Требования к подготовке
поверхности перед окрашиванием 3.2.1 Металлические поверхности вагонов,
деталей и сборочных единиц, подготовленные к окрашиванию, должны быть очищены
от продуктов коррозии, отслаивающейся окалины, сварочных брызг, формовочной
земли, жировых и других видов загрязнений по ГОСТ 9.402. Для вновь изготовляемых литых деталей вагонов допускается
применение грунтовок по ржавчине УНИКОР ДЖ и ВД-КЧ-1Ф. При этом толщина
оставшегося слоя ржавчины не должна превышать 50 мкм. 3.2.2 Качество обезжиривания перед
окрашиванием должно соответствовать второй степени, очистка от окислов: второй
степени - по кузову, третьей степени - по подвагонному оборудованию по ГОСТ 9.402. 3.2.3 Внешний вид подготовленных металлических
поверхностей вагонов - по ГОСТ 9.032. 3.2.4 Металлические поверхности вагонов,
подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими и обеспыленными. 3.2.5 Поверхности деревянных деталей,
подготовленные к окрашиванию, должны быть чистыми и соответствовать требованиям
ГОСТ 3191. 3.3 Требования к
окрашиванию 3.3.1 Лакокрасочные материалы (грунтовки,
шпатлевки, мастики, эмали и лаки) для окрашивания
вагонов, деталей и
сборочных единиц, количество слоев эмалей, лаков, толщины лакокрасочных
покрытий шпатлевки и мастики, а также классы покрытий должны соответствовать
требованиям, указанным в приложении А. Допускается применение других лакокрасочных материалов,
обеспечивающих защитные и декоративные показатели не ниже предусмотренных в
приложении А
и согласованных с заказчиком. 3.3.2 Требования к окрашиванию деталей и
сборочных единиц, не предусмотренные настоящим стандартом, устанавливают по
согласованию с заказчиком. Допускается применение альтернативных лакокрасочных
материалов по согласованию с заказчиком. 3.3.3 Цвет лакокрасочного покрытия должен
соответствовать художественно-конструкторской документации на вагоны,
согласованной с заказчиком, а также соответствовать международной цветовой
картотеке RAL. 3.3.4 Все применяемые лакокрасочные материалы
должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения. 3.4 Требования к сушке
лакокрасочных покрытий 3.4.1 Лакокрасочные покрытия, нанесенные на
поверхности вагонов, сборочных единиц и деталей, следует подвергать горячей или
естественной сушке до степени 3 по ГОСТ 19007. Допускается нанесение покрывных лакокрасочных материалов по
недосушенной грунтовке и по недосушенному промежуточному слою покрывных
материалов, для которых это предусматривается техническими документами,
утвержденными в установленном порядке. 3.4.2 Качество сушки следует обеспечивать
соблюдением режимов сушки, установленных предприятием-изготовителем. 3.5 Требования к
долговечности лакокрасочных покрытий 3.5.1 Срок службы (долговечность)
лакокрасочных покрытий на наружных металлических поверхностях кузовов при
использовании материалов на полиуретановой основе - 6 - 7 лет, алкидных и
водно-дисперсионных материалов - 4 года; на внутренних металлических
поверхностях кузовов - 16 лет, при соблюдении правил эксплуатации и ремонта. 3.6 Перечень лакокрасочных и вспомогательных
материалов, применяемых для окрашивания вагонов, деталей и сборочных единиц,
приведен в приложении Б. 4 Требования безопасности
4.1 При разработке технологических процессов
окрашивания, а также в процессе окрашивания следует строго соблюдать общие
требования безопасности ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.005,
ГОСТ 12.3.003,
ГОСТ 12.3.005,
ГОСТ 12.3.035,
требования по определению категорий помещений и зданий по взрыво-,
пожароопасности, а также требования техники безопасности, пожарной и
производственной санитарии, установленные «Межотраслевыми правилами охраны
труда при окрасочных работах» ПОТ Р М-017 [1]
и «Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими
требованиями к производственному оборудованию» [2]. 4.2 Все работы, связанные с окрашиванием
методом пневматического, безвоздушного, электростатического и комбинированного
распыления, следует проводить в соответствии с ГОСТ 12.3.005
и установленными «Санитарными правилами для окрасочных работ с применением
ручных распылителей» [3]. 4.3 К работе по подготовке поверхности и
нанесению лакокрасочных материалов допускаются лица в возрасте не моложе 18
лет, прошедшие предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр,
вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, обучение, проверку знаний и
стажировку. 4.4 Все работы, связанные с изготовлением,
применением и испытанием лакокрасочных материалов, следует проводить в
помещениях, имеющих местную и общую приточно-вытяжную вентиляцию,
обеспечивающую чистоту воздуха рабочей зоны производственных помещений,
содержание вредных веществ в котором не должно превышать предельно допустимых
концентраций (ПДК). Состояние воздуха рабочей зоны производственных помещений
должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005
и гигиеническим нормам [4]. 4.5 Предельно допустимые концентрации
стирола при применении водно-дисперсионных материалов в атмосфере
производственных помещений 5 мг/м3. Пожароопасные характеристики
водно-дисперсионных материалов: температура самовоспламенения 492 °С, класс
опасности 9.1 по ГОСТ 19433. При нагревании происходит вспенивание
вещества и спекание. 4.6 Вентиляторы вытяжных систем могут быть
изготовлены с получением соответствующих сертификатов и применяться в
соответствии с категорией помещений с выбросом воздуха за пределы помещений. 4.7 Все лица, работающие с лакокрасочными
материалами, должны быть обеспечены в соответствии с типовыми отраслевыми
нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты: спецодеждой,
спецобувью, средствами защиты рук по ГОСТ 12.4.103
(при изготовлении - комбинезоном, брезентовым фартуком, при нанесении
пневмораспылением - средствами защиты органов зрения -
очками типа ЗП по ГОСТ 12.4.013,
средствами защиты органов дыхания по ГОСТ 12.4.034
и респираторами РМП-62, мужскими и женскими костюмами для маляров по окраске
подвижного состава). Руки следует защищать резиновыми перчатками, надетыми
поверх хлопчатобумажных. Все лица, работающие с лакокрасочными материалами,
должны регулярно проходить в установленном порядке периодические медицинские
осмотры. 4.8 Краскозаготовительные отделения,
малярные цеха и участки должны быть обеспечены средствами для тушения пожара в
случае загорания при приготовлении лакокрасочных материалов и работе с ними. 5 Требования к профилактическому
уходу в эксплуатации за окрашенной поверхностью
5.1 Для очистки загрязненных поверхностей
вагонов следует применять водные специальные растворы на кислой основе типов
ФМС-К и КИМ, на щелочной основе - типов ФМС-Щ и ТИСС, биологически разрушаемые
в сточных водах. 5.2 Для проведения обмывки вагонов депо
должно иметь специализированные моечные участки, оснащенные вагономоечными
машинами, баками и дозаторами моющего раствора, водоструйными щетками и другим
необходимым оборудованием. 5.3 Обмывку вагонов следует проводить в
соответствии с технологическими инструкциями по наружной обмывке кузовов
вагонов с применением специализированных кислотных или щелочных моющих средств
на основе биоразлагаемых компонентов. 6 Требования охраны окружающей
среды
6.1 При применении лакокрасочных материалов
следует соблюдать экологические требования для предупреждения вреда окружающей
природной среде и здоровью человека с соблюдением требований, предусмотренных в
4.4. 6.2 При проведении окрасочных работ следует
применять экологически благоприятные лакокрасочные материалы. 6.3 При проведении работ по окраске вагонов
следует выполнять мероприятия по охране окружающей среды, обеспечивающие защиту
атмосферы, поверхностных и грунтовых вод и почвы от загрязнения вредными
пылевыми и газовыми выбросами, жидкими стоками и твердыми отходами. 6.4 Система приточно-вытяжной вентиляции
окрасочных цехов (участков) должна быть оснащена пылеочистительным
оборудованием, обеспечивающим предельно допустимую концентрацию пыли в выбросах
в атмосферу и воздухе рабочей зоны [5],
[6]. 6.5 Расположение окрасочного цеха (участка)
должно соответствовать требованиям норм [7]. 6.6 Выброс загрязненного воздуха,
содержащего пары органических растворителей, следует осуществлять выше зоны
аэродинамической тени через трубу высотой не менее 5 м над коньком крыши цеха и
обеспечивать ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе согласно
гигиеническим нормативам [5],
[8]. 6.7 Расчеты ПДК и ОБУВ следует выполнять в
соответствии с методиками [9],
[10]. 6.8 Жидкие и твердые отходы, образовавшиеся
после очистных окрасочных работ, в том числе от промывки оборудования и
коммуникаций, должны быть собраны, утилизированы или захоронены. Накопление,
транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов проводят в соответствии
с санитарными правилами [11]. 7 Правила приемки
Проверку качества окрашивания и противокоррозионной защиты
следует проводить на каждом вагоне на соответствие требованиям настоящего
стандарта. 8 Методы контроля
8.1 При окрашивании контролю подлежат:
подготовка поверхности под окраску, число слоев окраски, толщина комплексных
лакокрасочных покрытий на металлических поверхностях вагонов, внешний вид
лакокрасочных покрытий. 8.2 В помещениях, где проводят окрасочные
работы, следует контролировать температуру и влажность воздуха. 8.3 Контроль выполнения малярных работ
следует проводить с начала подготовки поверхности к окраске и до ее окончания.
Помимо контроля выполнения операций технологического процесса необходимо также
проверять качество лакокрасочных материалов. В процессе подготовки материалов к
применению следует контролировать их однородность (визуально на отсутствие
расслоений пигментной, смоляной и лаковой частей) и вязкость по ГОСТ 8420.
Количество слоев и качество нанесения проверяют визуально (мастер по окраске
или контролер ОТК). 8.4 Качество подготовки поверхности перед
нанесением покрытий контролируют внешним осмотром в соответствии с ГОСТ 9.402. 8.5 Качество сушки обеспечивают контролем
режимов сушки в соответствии с ГОСТ 19007. 8.6 Внешний вид окрашенных поверхностей
проверяют по ГОСТ 9.032. 8.7 Толщину комплексных лакокрасочных
покрытий на стальных поверхностях и толщину неотслаивающегося слоя ржавчины
следует проверять неразрушающими методами контроля, с помощью магнитных
толщиномеров типов ТПН-1, МИП-10, «Константа-М1», «Константа-К5» или
индукционным толщиномером покрытий типа «Константа-МК». 9 Транспортирование и хранение
Транспортирование и хранение лакокрасочных материалов
проводят по ГОСТ 9980.5. 10 Гарантии изготовителя
10.1 Предприятие-изготовитель гарантирует
соответствие лакокрасочных покрытий на вагонах требованиям настоящего стандарта
при соблюдении условий эксплуатации и правил ухода за поверхностью вагонов и
при отсутствии механических повреждений. 10.2 Гарантийный срок сохранности защитных
свойств лакокрасочных покрытий - в течение следующих сроков со дня подписания
акта приемки вагонов: на наружных поверхностях кузовов при использовании алкидных
и водно-дисперсионных лакокрасочных материалов: пассажирских вагонов
локомотивной тяги, вагонов электропоездов и дизель-поездов - в течение двух лет
для всех цветов эмалей; на наружных поверхностях кузовов при использовании комплекса
лакокрасочных материалов на акриловой, акрилуретановой, полиуретановой и
эпоксидной основах: пассажирских вагонов локомотивной тяги, вагонов электропоездов и дизель-поездов - в течение пяти лет
для всех цветов эмалей; на подвагонном оборудовании и автосцепном устройстве - в
течение двух лет. К моменту истечения гарантийного срока состояние защитных
свойств лакокрасочных покрытий должно быть не выше балла 2 на наружных
поверхностях кузовов вагонов и не выше балла 4 - на подвагонном оборудовании и
автосцепном устройстве по ГОСТ
9.407. Приложение А
(обязательное) Лакокрасочные материалы для
окрашивания вагонов
Таблица А.1 - Грунтовки для
окрашивания вагонов
Таблица
А.2 - Шпатлевки, мастики и их толщины при
окрашивании вагонов
Таблица А.3 - Эмали, краски и лаки, классы и толщины
лакокрасочных материалов для окрашивания вагонов
Приложение Б
(справочное) Перечень лакокрасочных и
вспомогательных материалов для окрашивания пассажирских вагонов
В
таблице Б.1 приведен перечень
лакокрасочных и вспомогательных материалов для окрашивания пассажирских
вагонов.
Библиография
[1] ПОТ Р М-017-2001 Межотраслевые правила по охране труда
при окрасочных работах. Минтруда и социального развития
РФ, 2001 г. [2] № 1042-73 Санитарные правила организации
технологических процессов и гигиенические
требования
к производственному оборудованию. Минздрав СССР, 1973 [3] № 991-72 Санитарные
правила для окрасочных работ с применением ручных распылителей. Минздрав СССР,
1972 [4] ГН 2.2.5.1313-2003 «Предельно допустимые концентрации
(ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны». 2003 г. [5] ГН 2.1.6.1338-2003 «Предельно допустимые концентрации
(ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». 2003 г. [6] СанПиН 2.1.6.983-2000 «Гигиенические требования к охране
атмосферного воздуха населенных мест». 2000 г. [7] СанПиН 2.2.1/2.1.1-1200-2003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и других объектов». 2003 г. [8] ГН 2.1.6.1339-2003 «Ориентировочные безопасные уровни
воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных
мест». 2003 г. [9] ОНД-86 «Методика расчета
концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ,
содержащихся в выбросах
предприятий». Госкомгидромет. 1987 г. [10] ОНД-86 «Методика проведения
инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу на
предприятиях железнодорожного транспорта». НИИАТ. 1992 г. [11] СП 3183-84 «Порядок
накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных
отходов, утвержденный Минздравом СССР 29 декабря 1984 г.» Ключевые слова: вагоны пассажирские,
окрашивание, лакокрасочные материалы, противокоррозионная защита, требования
безопасности, требования охраны окружающей среды, правила приемки, методы
контроля, требования к профилактическому уходу за окрашенной поверхностью,
гарантии изготовителя |
|