|
МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ Одобрены Минтрансстроем Москва 1981 МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КАТИОННОГО ПАВ-КОЛЛЕКТОРА АНП-2 ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ. Союздорнии.
М., 1981. Приведены общие
сведения о коллекторе АНП-2 и требования, предъявляемые к его качеству. Рекомендовано
применение АНП-2 для повышения сцепления
битумов с минеральными материалами кислых
пород. Изложена
технология введения АНП-2 в битум (1,0 - 3,0 %) и на поверхность минеральных материалов (0,1 - 0,2 %), что позволяет
значительно улучшить сцепление битумов с минеральными материалами кислых пород
(граниты, пески и т.д.) и приводит к повышению
водо- и морозостойкости дорожных покрытий и, следовательно, к увеличению срока
их службы. Показано, что применение АНП-2 позволяет снизить расход битума, повысить
производительность АБЗ, удлинить сезон строительных
работ. Табл. 2. Предисловие
Опыт эксплуатации асфальтобетонных
покрытий показывает, что наиболее часты разрушения, связанные с их недостаточной
водо- и морозостойкостью, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием прочного
сцепления между битумом и минеральными материалами. Поскольку практически все битумы не
обеспечивают прочного сцепления с поверхностью минеральных материалов кислых пород,
наиболее эффективным является применение
катионактивных веществ, в частности коллектора АНП-2
(выпускаемого Днепродзержинским объединением Азот). Исследования, проведенные в Союздорнии, и
результаты, полученные при строительстве асфальтобетонных покрытий с
использованием АНП-2 дорожно-строительными организациями Уфимдорстроя и Югозапдорстроя,
позволили разработать «Методические рекомендации по применению катионного ПАВ-коллектора АНП-2 при строительстве
асфальтобетонных покрытий». В Методических рекомендациях приведены
общие сведения об АНП-2 и требования, предъявляемые к его качеству; область
применения и способы его введения; технологические
особенности процессов приготовления и
уплотнения асфальтобетонных смесей в присутствии АНП-2; правила техники безопасности при
работе с АНП-2. Настоящие «Методические рекомендации» составили кандидаты технических наук Д.С.
Шемонаева и Л.М.
Гохман. Общие положения
1. Долговечность дорожных
асфальтобетонных покрытий в значительной мере обусловливается качеством битума, который должен обладать комплексом
необходимых структурно-механических свойств, в
частности обеспечивать прочное сцепление с поверхностью минеральных материалов. 2. Битумы при наличии в них
достаточного количества поверхностно-активных соединений (асфальтогеновых кислот, их ангидридов и полярных асфальтенов) обеспечивают
хорошее сцепление с сухой поверхностью минеральных материалов карбонатных,
основных и ультраосновных пород (известняки, доломиты, базальты и т.д.),
содержащих более 50 % окислов тяжелых и
щелочноземельных металлов. Битумы не обеспечивают прочного сцепления
с поверхностью кислых минеральных материалов, а также с влажными минеральными
материалами независимо от их природы. 3. Применение катионных ПАВ, в частности коллектора АНП-2, улучшает сцепление битумов с сухими и влажными
минеральными материалами кислых пород. 4. Коллектор АНП-2 относится к классу катионных ПАВ и представляет собой
смесь хлоргидратов алкиламинов с содержанием атомов углерода от С12 до С18, получаемых на базе жидкого нефтяного парафина. Формула
АНП-2 C15H31NH2×HCl. 5. АНП-2 - жидкость темно-коричневого
цвета, растворимая в воде и нефтепродуктах.
Средняя молекулярная масса АНП-2 - 261,5, плотность при 20
°С - 0,9 - 1,0 г/см3, температура застывания 4 °С. 6. Введение АНП-2 в небольших количествах в битум или на поверхность
минеральных материалов позволяет: обеспечить надежное сцепление поверхности
минеральных
материалов кислых пород с жидкими и вязкими
битумами; снизить температуру приготовления горячих асфальтобетонных смесей и замедлить
процесс их старения; повысить производительность АБЗ и
уплотняющих машин; повысить водо- и морозостойкость
асфальтобетонных
покрытий и,
следовательно, их долговечность. Материалы, технические
требования, технология введения АНП-2 в процессе приготовления асфальтобетонных
смесей
7. АНП-2 должен удовлетворять
следующим техническим требованиям МРТУ-6-03-184-87: Внешний
вид Жидкость
темно-коричневого цвета Плотность
при 20 °С, г/см3 0,9 - 1,0 Аминное
число, не ниже 10,0 Содержание
воды, %, не более 20,0 Растворимость
в воде 1 г коллектора должен
растворяться в 100 г воды без заметной мути
* * Допускается легкая
опалесценция. 8. В условиях АБЗ АНП-2 может быть введен в битум и на поверхность минеральных материалов. 9. АНП-2, отдозированный весовым или объемным
способом, вводят в рабочий битумный котел битумоплавильных установок либо в
дозаторный бачок асфальтосмесительной установки.
При этом емкости заполняют битумом не более чем на 0,7 объема. 10. Температура вязких
битумов (ГОСТ 22245-76) при введении АНП-2 в
зависимости от марки битума должна быть в пределах 90
- 130 °С, температура жидких битумов (ГОСТ 11955-74) - 70 - 100 °С (табл. 1). Таблица 1
11.
АНП-2
смешивают с битумом в рабочем котле путем циркуляции с помощью битумного
насоса. 12.
Время перемешивания при введении АНП-2 в
битумный котел должно быть не менее 30 мин. 13.
Битум с АНП-2 в битумном котле при рабочей
температуре не рекомендуется выдерживать более одной рабочей смены. 14.
При введении на поверхность минерального материала АНП-2 добавляют непосредственно в мешалку принудительного
действия асфальтосмесительной установки
под давлением Рmax = 0,5 МПа. Отдозированный АНП-2 предварительно
смешивают с пластификатором - водой или
битумом (в соотношении 1:3). При этом введенное
количество битума должно входить в общее количество битума в асфальтобетонной смеси. Вода в процессе приготовления смеси полностью испаряется
и не ухудшает качества асфальтобетона. Особенности технологии
приготовления асфальтобетонных смесей с применением АНП-2
15.
Все работы по приготовлению, укладке и уплотнению асфальтобетонных смесей с
применением АНП-2 осуществляют в соответствии
с «Руководством по строительству дорожных
асфальтобетонных покрытий» (М., «Транспорт», 1978). 16.
Образцы из асфальтобетонных смесей с АНП-2,
подобранных в соответствии с табл. 5 ГОСТ 9128-76 «Смеси
асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к
горячему, теплому или холодному асфальтобетону. 18.
Оптимальную концентрацию АНП-2 необходимо
подбирать в лаборатории в каждом конкретном случае с учетом природы минеральных материалов и битума. 19.
Оптимальная концентрация АНП-2, применяемого в
составе асфальтобетона активированного минерального
порошка, может быть ниже рекомендуемого предела концентраций. 20.
Критерием оценки оптимума АНП-2 служит весь комплекс физико-механических показателей
свойств асфальтобетона, в первую очередь коэффициенты длительной водо- и
морозостойкости, а также прочность при сжатии при 60 °С, которые должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-76. 21. Асфальтобетонные смеси с
АНП-2
приготавливают в асфальтосмесительных установках,
оборудованных лопастными мешалками принудительного действия (типа Д-597, Д-508-2А), в соответствии с режимами перемешивания, указанными в
«Руководстве по строительству дорожных асфальтобетонных
покрытий». Продолжительность перемешивания горячих и теплых асфальтобетонных смесей приведена в табл. 2 (извлечение из табл. 5.2 «Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных
покрытий»). Таблица 2
22. При применении ПАВ, а
также активированного минерального порошка
время «мокрого» перемешивания может быть уменьшено на 15 - 30 %. Время
приготовления холодных смесей должно в 1,3
- 1,5 раза превышать время
приготовления однотипных горячих смесей. 23. Температура
нагрева битумов с АНП-2, температура
асфальтобетонных смесей при выпуске из смесителя и укладке в покрытие в зависимости от марки битума приведены в
табл. 1 настоящих Методических рекомендаций. Технический контроль
24. При производстве
дорожных работ с применением АНП-2 необходимо контролировать: качество АНП-2; качество битума с добавкой АНП-2; качество минеральных материалов; оптимальное количество вводимого ПАВ; качество асфальтобетонной смеси с АНП-2; технологию приготовления и укладки смеси. 25. Контроль осуществляют
следующим образом: АНП-2 принимают по прилагаемым паспортным данным
завода-поставщика и оценивают его эффективность в соответствии с методикой, приведенной в приложении
настоящих «Методических рекомендаций»; качество битумов проверяют в соответствии
с требованиями ГОСТ 22245-76 «Битумы нефтяные
дорожные вязкие» и ГОСТ 11955-74 «Битумы нефтяные дорожные жидкие; качество используемых минеральных
материалов и готовой асфальтобетонной смеси проверяют в соответствии с
требованиями ГОСТ 9128-76. 26. Процесс приготовления
асфальтобетонных смесей с применением АНП-2
контролируют в соответствии с требованиями Руководства по строительству
дорожных асфальтобетонных покрытий и пп. 17
- 23 настоящих «Методических рекомендаций». 27. В процессе приготовления
асфальтобетонной смеси контролируют дозировку
используемых материалов, в первую очередь АНП-2 (точность дозирования
которого составляет ±15 %), температуру
нагрева минеральных материалов и битума с АНП-2
в рабочих котлах через 2 - 3 ч и температуру выпускаемой смеси. Качество готовой
асфальтобетонной смеси проверяют в лаборатории, для чего отбирают одну пробу в
смену из каждого смесителя. 28. При устройстве покрытия
проверяют: температуру асфальтобетонной смеси,
толщину уложенного слоя, качество уплотнения. Транспортирование и хранение
АНП-2
29. АНП-2 транспортируют в обогреваемых железнодорожных цистернах
или стальных бочках емкостью 250 л. 30. Хранят АНП-2 в герметично закрытых емкостях без доступа воздуха в
соответствии с требованиями ГОСТ 1510-76 «Нефть и нефтепродукты. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение». 31. Гарантийный срок
хранения АНП-2 - 3 месяца. При
удовлетворительном его состоянии хранение продлевают на 3 месяца и т.д. Техника безопасности при работе
с АНП-2
32. При использовании АНП-2 необходимо руководствоваться положениями Правил техники
безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (М., «Транспорт», 1978), «Инструкции по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов» ВСН 59-68 (М., Оргтрансстрой, 1968). 33. АНП-2 - малолетучее горючее вещество, не взрывоопасно, с
температурой вспышки выше 160 °С. 34. Ввиду раздражающего
действия коллектора АНП-2 на незащищенные кожные
покровы при работе необходимо соблюдать
следующие правила техники безопасности: надеть защитную спецодежду, прежде всего
перчатки и очки; при попадании продукта на кожу лица и рук
тщательно промыть эти места большим количеством воды; при попадании АНП-2 в глаза немедленно промыть
их большим количеством воды и обратиться к врачу. ПРИЛОЖЕНИЕ
Метод определения сцепления
битума с минеральной частью асфальтобетонной смеси *
* Извлечение из ГОСТ 12801-77 «Смеси
асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Методы испытаний». От средней пробы
асфальтобетонной смеси, приготовленной в лаборатории или на заводе, отвешивают на технических весах две навески по 50 г и помещают одну из
них на сетку. Вторую навеску оставляют для последующего сравнения со смесью,
прошедшей испытание. Химический
стакан заполняют 15
%-ным раствором
поваренной соли в дистиллированной воде примерно на 2/3 объема и устанавливают на электрическую плитку, песчаную
«баню» или над пламенем газовой горелки. Сетку с навеской
асфальтобетонной смеси опускают в стакан с кипящим раствором поваренной соли таким образом, чтобы слой кипящего
раствора над сеткой был не менее 30 - 40 мм. При испытании вязких битумов сетку с испытуемым образцом выдерживают в течение 30 мин в кипящем растворе, а при испытании жидкого битума -
в течение 5 мин. Кипение раствора не должно
быть бурным. Битум, в процессе кипячения всплывший на поверхность
смеси, снимают
фильтровальной бумагой. По истечении
указанного времени сетку со смесью переносят в стакан с холодной водой для охлаждения и чтобы смыть соль, осевшую на
частичках смеси, после чего смесь помещают на
фильтровальную бумагу для испарения воды. Сцепление
оценивают после полного высыхания смеси. Битум
считается выдержавшим испытание на сцепление с минеральной частью асфальтобетонной смеси, если после испытания вся
поверхность минеральных материалов покрыта битумом. СОДЕРЖАНИЕ |
|