|
МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ СОЮЗДОРНИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Утверждены зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.
Юмашевым Одобрены Главдорстроем
(письмо № 5603/204 от 9.4.85) Москва 1986 Приведены общие сведения о сере,
используемой в виде добавки для повышения качества асфальтобетонов; требования
к ее свойствам; технология введения серы в битум и непосредственно в
минеральный материал. Показаны особенности технологии приготовления асфальтобетонных
смесей с добавкой серы различными способами и устройства из них дорожных
покрытий. Применение серы позволяет снизить расход битума, повысить
производительность АБЗ и уплотняющих механизмов, увеличить срок службы
асфальтобетонных покрытий. Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский
институт, 1986. Предисловие
В последние годы в ряде зарубежных стран успешно используется сера
в качестве добавки к нефтяным битумам. Добавка серы позволяет снизить расход
битума, повысить производительность асфальтосмесителей и уплотняющих
механизмов, уменьшить расход условного топлива на 1 т на 1 км, повысить срок
службы асфальтобетонных покрытий. Исследования Союздорнии за последние годы и результаты
опытно-экспериментальных работ, проведенных в 1982 - 1985 гг. в Волынской и
Оренбургской областях, а также анализ зарубежного опыта явились основой для
разработки «Методических рекомендаций по применению асфальтобетонов с добавкой
серы и по технологии строительства из них дорожных покрытий». В настоящих «Методических рекомендациях» приведены общие сведения
о сере, используемой в виде добавки для повышения качества асфальтобетонов, и
требования к ней, принцип проектирования состава получаемых асфальтобетонов,
технологические способы приготовления асфальтобетонных смесей, особенности
технологии строительства, техники безопасности при работе с серой. «Методические рекомендации»
составили кандидаты технических наук И.А. Плотникова, Е.М. Гурарий и инж.
И.В. Степанян. Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по
адресу: 143900, Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии. 1. Общие положения
1.1. В практике дорожного строительства ряда стран в течение
последних лет прослеживается тенденция использования серы в асфальтобетоне
взамен части нефтяного битума. Применение
серы в качестве добавки позволяет уменьшить расход битума, повысить
производительность применяемых асфальтосмесителей и уплотняющих механизмов,
снизить температуры нагрева битумов и приготовления асфальтобетонных смесей,
повысить водо- и морозостойкость асфальтобетона и, следовательно, долговечность
дорожных покрытий. 1.2. Анализ литературных данных по этой проблеме и выполненные
исследования дают основание полагать, что сера, введенная в битум, находится в
нем в двух агрегатных состояниях - жидком и твердом. Соотношение между количеством жидкой и кристаллической серы
зависит от ряда факторов: химического состава и дисперсной структуры битумов,
температуры смеси и времени, прошедшего с момента введения серы. Сера, введенная в битум при температуре 120 - 140 °С, расплавляется и равномерно
распределяется в нем. В процессе перемешивания сера частично растворяется в
масляных компонентах битума. Растворенная и расплавленная сера оказывает на
битум пластифицирующее действие. При температуре ниже 120 °С расплавленная сера начинает
выкристаллизовываться. После охлаждения асфальтобетона до температуры
окружающего воздуха процесс кристаллизации серы продолжается еще длительное
время (более месяца). Кристаллическая сера играет роль дисперсного наполнителя
в асфальтобетоне, повышает его прочность и теплостойкость. 1.3. Разработаны два способа введения серы в асфальтобетонную
смесь: в виде серно-битумного вяжущего (СБВ), полученного предварительным
введением серы в битум; непосредственно в асфальтобетонную смесь в процессе перемешивания
всех ее компонентов в смесителе. Первый способ проще, легче осуществим в производственных условиях
при современном серийном оборудовании АБЗ. Второй способ требует дополнительного оборудования
асфальтосмесительных установок линией подачи и дозирования серы в мешалку,
однако он более эффективен. 2. Требования к сере и ее
свойства
2.1. В качестве добавки в асфальтобетонную смесь рекомендуется
использовать техническую серу: комовую, молотую или жидкую (см. приложение к
данным «Методическим рекомендациям»). Физико-химические свойства серы должны отвечать требованиям ГОСТ 127-76. 2.2. Техническая сера при обычных условиях находится в твердом
состоянии. Она отличается малой теплопроводностью, плохо проводит электрический
ток, растворима в сероуглероде, нефти, бензине и многих других органических
растворителях. В воде и кислотах сера практически не растворяется. При 120 °С
сера плавится и превращается в легкоподвижную жидкость желтого цвета, вязкость
которой изменяется с повышением температуры. При
температуре выше 160 °С сера темнеет и при 190 °С превращается в темно-коричневую вязкую массу. С дальнейшим
повышением температуры вязкость массы уменьшается, а при температуре около 300
°С расплав серы становится легкоподвижным. Температура кипения серы 444,6 °С. 2.3. Комовую серу получают из расплавленной серы, которую при
температуре 125 °С разливают на открытые бетонированные площадки, где она
постепенно охлаждается и застывает. Для ускорения застывания серу разливают на
большие площади тонким слоем, наращиваемым в течение нескольких суток по мере
ее охлаждения. Застывшая сера в блоке высотой 3 м и более разрыхляется
экскаватором и складируется в штабели, при этом происходит частичное дробление
серы (крупность частиц колеблется в широких пределах). Требования к зерновому составу серы приведены в табл. 1. Таблица 1
2.4. Молотая сера является продуктом размола комовой серы, имеет
строго определенный зерновой состав (см. табл. 1) и отвечает всем требованиям, предъявляемым к
физико-химическим свойствам серы. Кроме того, для молотой серы дополнительно
регламентируется содержание металлов, а именно: железа, марганца, меди. 2.5. Жидкая сера является наиболее перспективным видом серы. При
хранении и транспортировке жидкой серы отпадает необходимость в открытых
складах, облегчается механизация погрузочно-разгрузочных работ, сохраняется
качество серы. Затраты тепла, расходуемого на поддержание серы в расплавленном
состоянии, значительно меньше, чем при
расплавлении ее потребителем. 3. Проектирование составов
асфальтобетона с добавкой серы
3.1. В основу проектирования составов асфальтобетон с добавками
серы заложен принцип сохранения постоянства объема вяжущего, т.е. независимо от
количества добавки серы общий суммарный объем сернобитумного вяжущего должен
быть равен объему нефтяного битума в асфальтобетон без добавки серы. Только
соблюдением этого условия обеспечивается оптимальная поровая структура
асфальтобетона. 3.2. Зерновой состав минеральной части асфальтобетонной смеси и
оптимальное количество вяжущего (нефтяного битума) проектируют в соответствии с
ГОСТ
9128-84. 3.3. После подбора оптимального состава асфальтобетонной смеси на
нефтяном битуме устанавливают дозировку серы. Рекомендуемое соотношение по
массе между битумом и серой составляет: для битумов марок БНД 40/60, БНД 60/90,
БН 60/90, БН 90/130 - 70:30, для битума марки БНД 90/130 - 60:40. Изменять
вышеуказанные соотношения можно лишь в сторону уменьшения содержания серы в вяжущем. 3.4. Так как плотность серы в 2 раза превышает плотность битума,
необходимо корректировать оптимальное содержание вяжущего В (%) в
асфальтобетонной смеси по формуле , где Б1 - оптимальное количество битума в смеси,
установленное при проектировании состава, % массы; S1 и Б2 - доля соответственно серы и битума в
вяжущем, %; - плотность соответственно серы и битума, г/см3. 3.5. Количество битума (%) в смеси определяют по формуле . Количество серы (%) в смеси определяют по формуле . Пример расчета.
Допустим, что при проектировании состава асфальтобетонной смеси установлено
оптимальное содержание битума 7 %. Назначаем соотношение между битумом и серой
70:30. Определяем количество вяжущего в смеси: . Содержание нефтяного битума в смеси составляет , а серы . На 1 т смеси это составит: битума - 57 кг, серы - 25 кг. 3.8. После расчета состава асфальтобетона с добавкой серы следует
приготовить контрольную смесь и определить весь комплекс показателей
физико-химических свойств. Асфальтобетон с добавкой серы должен отвечать тем же
требованиям, что и асфальтобетон с нефтяными битумами без добавки серы в соответствии
с ГОСТ
9128-84. 4. Особенности технологии
приготовления асфальтобетонных смесей с
добавками серы
4.1. Асфальтобетонные смеси с добавками серы следует
приготавливать в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 «Организация, производство и
приемка работ. Сооружения транспорта. Автомобильные дороги». 4.2. Добавку серы вводят в асфальтобетонную смесь двумя способами
- либо в битум, либо непосредственно в смесь. 4.3. Для введения в битум можно использовать комовую или жидкую
серу. Технологический процесс приготовления смесей при введении серы в битум
включает приготовление СБВ и подачу его в смеситель через дозатор битума (см. рисунок). Серу,
отдозированную по объему или массе, постепенно вводят в битумный котел,
заполненный битумом не более чем на 0,75 его объема. Технологическая
схема приготовления СБВ 4.4. Серу смешивают с битумом в рабочем котле мешалкой
пропеллерного или шнекового типа при температуре не выше 130 - 140 °С. Продолжительность перемешивания при введении жидкой серы в
битумный котел - 10 мин, при введении комовой серы - 20 мин. 4.5. Готовое СБВ допускается выдерживать в битумном котле не более
одной рабочей смены. 4.6. СБВ можно приготовить также путем введения дозировочным
насосом расплавленной и нагретой до 130 °С серы в трубопровод, по которому
битум подается в дозатор смесителя. В трубопроводе сера перемешивается с
битумом и в дозатор уже поступает готовое СБВ. 4.7. Продолжительность перемешивания асфальтобетонных смесей с СБВ
приведена в табл. 2. Таблица 2
4.8. Температура смеси при выпуске из смесителя должна быть 130 -
140 °С. 4.9. При введении серы непосредственно в смесь в качестве
самостоятельного компонента можно использовать молотую или жидкую серу. Молотую серу в холодном состоянии подают элеватором в отдельный
отсек бункера по типу минерального порошка. При использовании жидкой серы смеситель оборудуют дополнительным
дозатором, аналогичным битумному. 4.10. Технологический процесс приготовления асфальтобетонных
смесей с добавкой серы включает: дозирование минеральных материалов и битума,
подачу, перемешивание этих компонентов до полного обволакивания минеральных
зерен битумом, введение серы в смесь и окончательное перемешивание смеси. Ввиду того, что серу вводят в смеситель после предварительного
перемешивания битума с минеральными материалами, время приготовления смеси
увеличивается на 30 - 45 с. 4.11. Технологический режим приготовления асфальтобетонной смеси с
добавкой серы непосредственно в смесь должен обеспечивать равномерное
распределение в ней серы и однородность смеси. Следует строго выдерживать время
перемешивания, соблюдать однородность применяемых исходных материалов, точность
их дозирования и не нарушать температурного режима подготовки исходных
материалов и приготовления асфальтобетонной смеси. 5. Особенности технологии
строительства конструктивных
слоев дорожных одежд из асфальтобетонных смесей с
добавками серы
5.1. Все работы по приготовлению, укладке и уплотнению
асфальтобетонных смесей, а также технический контроль следует осуществлять в
соответствии с требованиями действующих нормативных документов. 5.2. При укладке асфальтоукладчиками толщина укладываемого слоя
должна быть больше проектной на 5 - 10 %, а при ручной укладке - на 15 - 20 %. 5.3. Температура асфальтобетонных смесей при укладке в
конструктивный слой дорожной одежды при содержании серы до 2 % должна быть не
ниже 110°С,
при содержании серы свыше 2 % - не ниже 120°С согласно ГОСТ
9128-84. Температуру смеси необходимо проверять в каждом прибывающем
автомобиле-самосвале. 5.4. Длина полосы при укладке смеси одним укладчиком в зависимости
от температуры воздуха и типа местности приведена в табл. 3. Таблица 3
5.5. Уплотнение конструктивных слоев следует начинать сразу же
после укладки смеси, чтобы не допускать ее остывания. При уплотнении смеси число проходов всех видов катков при
содержании серы до 2 % может быть уменьшено на 15-20 %, а при содержании серы
больше 2 % - на 25-30 % по сравнению с асфальтобетонными смесями на нефтяных
битумах без добавки серы. 6. Транспортирование и хранение
серы
6.1. Комовую и молотую серу транспортируют по железной дороге в
вагонах или полувагонах, а также любым другим видом транспорта согласно
действующим правилам перевозки ядохимикатов с соблюдением мер противопожарной
безопасности. 6.2. Жидкую серу транспортируют в специально предназначенных для
этой цепи железнодорожных или автодорожных цистернах с обогревом. 6.3. Жидкую серу хранят в специальных железобетонных, устойчивых к
агрессивному воздействию расплавленной серы резервуарах,
оснащенных устройствами для обогрева и перекачки, а также измерительными
приборами и вытяжными трубами. Паровой обогрев осуществляется с помощью змеевиков,
устанавливаемых у днища и в центральной части резервуара. Перекачка
осуществляется с помощью погружных насосов. 6.4.
Открытое складирование серы не допускается во избежание ухудшения качества серы
в связи с загрязнением ее посторонними примесями (при длительном хранении
увеличивается содержание золы). Кроме того, при открытом хранении повышается
влажность серы, что приводит к увеличению ее кислотности. 6.5.
Транспортное оборудование, используемое для перемещения серы, должно быть
полностью укрыто; из-под укрытия должен быть обеспечен отсос воздуха. Высота
перепадов материала при перегрузках должна быть минимальной. 7. Техника безопасности при
работе с серой
7.1. При использовании серы необходимо руководствоваться
«Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании
автомобильных дорог» (М.: Транспорт, 1978). 7.2. В твердом виде сера - горючее вещество, нетоксична, класс
опасности 4. Жидкая сера токсична. Серная пыль взрывоопасна. Нижний предел взрываемости серной пыли
фракции 850 мкм - 2,3 г/м3, температура самовоспламенения - 575 °С. Образующиеся при переливе и хранении жидкой серы пары серы и
сероводорода взрывоопасны и могут вызвать отравление. Предельно допустимые
концентрации (ПДК) в воздухе рабочей зоны по ГОСТ 12.1.005-76 составляют: для
сероводорода 10 мг/м3, сернистого газа - 10 мг/м3, серной
пыли - 2 мг/м3. Контроль за ПДК
осуществляется местным отделением санэпидстанции. 7.3. Производственные помещения и лаборатории, где ведутся работы
с серой, должны быть оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией,
обеспечивающей соблюдение в воздухе рабочей зоны ПДК вредных веществ. 7.4.
Складские площадки и склады должны быть оснащены стационарными системами
пожаротушения. Запрещается применение всех видов открытого огня. Тушение
горячей серы производится распыленной водой со смачивателем, а также пеной. 7.5. При работе с серой обслуживающий персонал должен быть
обеспечен защитными очками, резиновыми перчатками и респираторами. 7.6. Лица моложе 18 лет к работе с серой не допускаются. 7.7.
Использование серы в качестве добавки в асфальтобетонные смеси допускается в
условиях строительства дорожных покрытий вне населенных пунктов. 8. Технико-экономическая
эффективность использования асфальтобетона с добавками серы
Применение асфальтобетона, модифицированного серой, по сравнению с
традиционным асфальтобетоном позволяет: сэкономить до 30 % битума; повысить производительность асфальтосмесителей на 10 % за счет
уменьшения времени перемешивания в случае применения СБВ; увеличить производительность уплотняющих механизмов на 30 % за
счет уменьшения числа проходов катков; снизить температуры нагрева вяжущего и минеральных компонентов
асфальтобетонных смесей на 20-30 °С; снизить расход условного топлива на 0,672-1 т на 1 км; увеличить
срок службы покрытия на 5 %. Приложение
СОДЕРЖАНИЕ |
|