|
Министерство
строительства и эксплуатации автомобильных дорог Белорусской ССР Научно-производственное
объединение "Дорстройтехника" РЕКОМЕНДАЦИИ
Одобрены секцией проектирования и строительства автомобильных дорог и постов НТС Миндорстроя БССР Протокол
№ 5 ст. 19.12.88 г. МИНСК
1990 СОДЕРЖАНИЕ
Рекомендации разработаны отделом органических вяжущих
и бетонов Белдорнии НПО "Дорстройтехника". Исполнители: инженеры Козлов Г.Н., Измайлова Л.С.,
Новицкая Т.А., к.т.н, Безбородов Ю.А., с.н.с. Соболевский А.А. Рекомендации разработаны на основании научно-исследовательских
и опытно-технологических работ, выполненных в 1987, I988 годах. В Рекомендациях изложены требования к технологии
приготовления и применения асфальтобетонных смесей с использованием дробленой
резины». Настоящие Рекомендации предназначены для
инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций. Настоящие Рекомендации распространяются на технологию
производства асфальтобетонных смесей с использованием дробленой резины при
устройстве покрытий автомобильных дорог I - IУ категорий. I. Общие положения
1.1. Резиноасфальтобетонную смесь следует
приготавливать смешением в смесительных установках в нагретом состоянии щебня
(гравия), природного или дробленого песка, минерального порошка, нефтяного
дорожного битума и дробленой резины, взятых в определенных соотношениях. 1.2. Дробленую резину рекомендуется вводить в горячие
плотные асфальтобетонные смеси, предназначенные для устройства верхних слоев
покрытий автомобильных дорог. 1.3. Использование в составе асфальтобетона дробленой
резины улучшает деформативные и фрикционные свойства покрытий, увеличивает их
долговечность в условиях изменяющегося температурно-влажностного режима,
уменьшает возможность отражать трещины и другие дефекты перекрываемых слоев. 2. Технические требования
2.1. Для производства асфальтобетонов следует
использовать резиновую крошку марки РДС, полученную при переработке изношенных
автомобильных покрышек и удовлетворяющую требованиям ТУ 38.10438-82
"Резина дробленая марок РД и РДС "Миннефтехимпрома СССР". 2.2. Минеральные материалы и битум, применяемые для
приготовления асфальтобетонных смесей с дробленой резиной, должны
соответствовать требованиям ГОСТ
9128-84, 2.3. Оптимальное количество вводимой в состав
асфальтобетона резиновой крошки должно составлять 1,0-2,0 % от массы
минеральных материалов. 2.4. По гранулометрическому составу горячие
резиноасфальтобетонные смеси должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-84. 2.5. Показатели физико-механических свойств
резиноасфальтобетонов должны отвечать требованиям ГОСТ 9128-84 к соответствующим типам и маркам горячего
асфальтобетона без дробленой резины. Показатель прочности резиноасфальтобетона
на сжатие при 50 °С должен быть на 15 % выше, а при 0 °С на 20 % ниже требуемых
по ГОСТ 9128-84. 3. Организация и технология производства работ
3.1. При производстве резиноасфальтобетонов дробленую
резину можно вводить непосредственно в мешалку или совместно с холодным
минеральным материалом подавать через сушильный барабан. 3.2.При введении дробленой резины в мешалку смеситель
необходимо дооборудовать устройством, включающим расходную емкость закрытого
типа для хранения резины, средства для ее транспортирования от емкости к
мешалке и отдельный дозатор для введения резиновой крошки в мешалку. При
технической возможности дробленую резину можно дозировать с помощью дозатора
минерального порошка. 3.3. При введении дробленой резины непосредственно в
мешалку полученные резиноасфальтобетонные смеси необходимо выдерживать в
накопительных бункерах-термосах при температуре 160-180 °С в течение 1,0-2,0
часов. При этом оптимальное содержание битума в смеси увеличивается на 5-10 %,
время перемешивания - на 10-15 %. 3.4.Дробленую резину можно вводить в состав
минеральной части асфальтобетона через сушильный барабан вместе с
предварительно отдозированными щебнем определенных фракций и песком. Затем
горячим элеватором подавать на грохот для сортировки по отопкам горячего
бункера. При этом резиновая крошка, проходя через сушильный барабан вместе с
каменными материалами, под действием постоянно повышающейся температуры и
механического воздействия массы минеральных материалов подвергается
термомеханической обработке и активирует их. Дробленую резину в этом случае
целесообразно вводить через дополнительный дозатор непрерывного действия,
например СБ-110, на транспортер, подающий холодный каменный материал в
сушильный барабан. 3.5. Дробленая резина должна подаваться на ленточный
транспортер таким образом, чтобы минеральный материал обеспечивал засыпку ее на
транспортере и предохранял от выдувания. 3.6. При введении дробленой резины на холодные
минеральные материалы не требуется увеличение расхода битума, термовыдерживания
готовых смесей в накопительных бункерах-термосах; время перемешивания
минеральных материалов с битумом остается неизменным. 3.7. Требуемая температура нагрева минеральных
материалов при приготовлении асфальтобетонных смесей с использованием дробленой
резины должна быть в пределах 165-180 °С, вяжущего - 130-150 °С. 3.8. Не допускается подача дробленой резины в
сушильный, барабан без минеральных материалов. 3.9. Для повышения совместимости деструктурированной
резины с битумом рекомендуется использовать мягчители, например, сланцевое или
антраценовое масла, каменноугольную смолу; мазут в количестве 5-50 % от массы
дробленой резины. Оптимальное количество мягчителя зависит от его вида и
уточняется лабораторным подбором. Мягчитель следует предварительно смешать с
резиной. 3.10. Для обеспечения однородности асфальтобетонных
смесей с дробленой резиной необходимо строго соблюдать технологический режим их
приготовления: заданное время перемешивания смеси, точность дозирования
компонентов, состав асфальтобетона и однородность применяемых исходных
материалов, а также температуры нагрева исходных материалов и асфальтобетонной
смеси. 3.11. При приготовления и укладке горячих
асфальтобетонных смесей с дробленой резиной следует руководствоваться
требованиями ГОСТ 9120-64, СНиП
3.06.03-85 и Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных
покрытий. 3.12. Температура резиноасфальтобетонных смесей при
выходе из смесителя должна быть не менее 160 °С. 3.13. Асфальтобетонные смеси, приготовленные с
использованием дробленой резины, транспортируют к месту работ в
автомобилях-самосвалах, внутренние стенки и дно кузовов которых должны быть
предварительно смазаны мазутом. Не допускается смазка кузова автомобиля
соляровым маслом, так как частицы резины в нем набухают. 3.14. Температура смесей при укладке в покрытие должна
составлять 120-140 °С. 3.15. Асфальтобетонные смеси с дробленой резиной
следует уплотнять при несколько пониженной (по сравнению с принятой для обычных
смесей) температуре - 100-120 °С. В случае появления на покрытии во время
укатки волосяных трещин укатку следует приостановить, возобновив ее после
снижения температуры смеси на 10 °С. Укатку следует начинать легкими катками
(2-4 прохода по одному следу). Дальнейшее уплотнение проводят средними и
тяжелыми катками (10-15 проходов по одному следу). Не рекомендуется
использовать для первоначального уплотнения смесей с дробленой резиной катки на
пневматических шинах из-за повышенного сцепления их с покрытием. 4. Технологический
контроль
4.1.Контроль качества исходных материалов, качества
приготовления и укладки асфальтобетонных смесей с добавкой дробленой резины,
качества готового покрытия следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85. 5. Техника безопасности
5.1. Работы по производству и применению
асфальтобетонных смесей с дробленой резиной следует выполнять с соблюдением
правил техники безопасности, изложенных в "Правилах техники безопасности
при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог",
утвержденных: Минтрансстроем 29 апреля 1977 г. и Минавтодором РСФСР от 25
февраля 1977 г. и согласованных с ЦК профсоюза рабочих автомобильного
транспорта и шоссейных дорог 25 января 1977 г. |
|