|
Министерство транспортного строительства ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ
ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Одобрены Техническим управлением Москва - 1974 Приводятся
конструкции двух типов тонкослойных покрытий на стальных настилах проезжей
части и тротуаров автодорожных мостов, данные по приготовлению вяжущих
материалов на полимерной основе и полимербетонов, а также технологические требования к производству работ и
перечень необходимого оборудования. Рис. - 3, табл. - 1. ПредисловиеЛенинградским филиалом
Союздорнии, проведенными исследованиями вяжущих материалов на полимерной
основе, получен новый материал - эпослан, обладающий комплексом ценных
физико-механических свойств. Получение такого материала позволило разработать
конструкции покрытий проезжей части и тротуаров уменьшенного веса из эпосланбетона
(24 - 26 кг/м2) и асфальтобетона на гидроизоляционном слое из
эпослана (45 - 70 кг/м2). Строительство тонкослойных
покрытий из эпосланбетона и асфальтобетона на гидроизоляционном слое из
эпослана на автодорожных мостах дает большой экономический эффект (до 1,5 - 2
руб. на 1 м2) по сравнению с покрытиями из армированного
асфальтобетона толщиной 5 - 6 см. В «Методических
рекомендациях по строительству тонкослойных покрытий на основе
полимерно-битумного вяжущего на стальных настилах автодорожных мостов» отражены
основные принципы проектирования и строительства тонкослойных покрытий проезжей
части и тротуаров из эпосланбетона и асфальтобетона. Настоящие «Методические
рекомендации» составил канд. техн. наук В.А. Захаров под руководством докт.
техн. наук, профессора А.А. Калерта. Все замечания и пожелания по
работе просим направлять по адресу: 143900, Московская область, Балашиха-6,
Союздорнии. 1. Общие положения
1. К тонкослойным покрытиям
проезжей части мостов и тротуаров относят покрытия из эпосланбетонах)
толщиной 12 - 15 мм для проезжей части и 5 - 7 мм для тротуаров и покрытия из
асфальтобетона, со специальной подготовкой поверхности стальных настилов,
толщиной 30 - 35 мм для проезжей части и 20 - 25 мм для тротуаров. х) Авторское свидетельство № 319566, бюл. № 33, 1971. 2. Покрытия из эпосланбетона
рекомендуется устраивать на неразводных и разводных пролетных строениях мостов,
а покрытия из асфальтобетона - только на неразводных пролетных строениях. 3. Тонкослойные покрытия из
эпосланбетона и асфальтобетона применяют при строительстве и реконструкции
автодорожных мостов. 4. Стальные ортотропные
плиты мостов, на которых устраивают тонкослойные покрытия, должны иметь толщину
12 - 14 мм. 2. Конструкции
покрытий
5. Тонкослойное покрытие
проезжей части и тротуаров из эпосланбетона состоит из следующих конструктивных
элементов: а) грунтовочного слоя; б) основного слоя из
эпосланбетона; в) слоя износа (только для
проезжей части). При укладке эпосланбетонного
покрытия необходимо устраивать металлические ячейки на стальной опорной плите. 6. Тонкослойное покрытие
проезжей части и тротуаров из асфальтобетона состоит из следующих слоев: а) грунтовочного; б) гидроизоляционного; в) защитного; г) основного слоя из асфальтобетонной
смеси. 7. Металлические ячейки
прямоугольной формы в плане размером 5 - 6 м2 (рис. 1)
устраивают под тонкослойное эпосланбетонное покрытие из стальных полос путем
точечной приварки в пересечениях. Рис. 1. Схема конструкции
металлических ячеек на проезжей части и тротуарах моста: 1 - стальной настил; 2 - стальные полосы; 3 - точечная приварка 8.
Тонкослойное эпосланбетонное покрытие (рис. 2) устраивают: а) грунтовочный слой - на
стальном настиле из эпослана толщиной 0,2 мм с присыпкой кварцевого песка
фракций 0,5 - 2 мм; б) основной слой - из
эпосланбетонной смеси толщиной 10 - 12 мм на проезжей части и 5 - 7 мм на
тротуарах; в) слой износа - из эпослана
и дробленого песка толщиной 2 - 3 мм (по способу поверхностной обработки). Рис. 2. Конструкция
тонкослойного эпосланбетонного покрытия (металлические ячейки не показаны) на
проезжей части (а) и тротуарах (б): 1 - слой износа; 2 - основной слой покрытий; 3 - грунтовочный слой; 4 - стальной настил 9. Тонкослойное
асфальтобетонное покрытие (рис. 3) устраивают: а) грунтовочный слой (п. 8, а); б) гидроизоляционный слой -
из эпослана толщиной 2 - 3 мм; в) защитный слой - из щебня
фракций 10 - 15 мм на проезжей части и из дробленого песка фракций 3 - 5 мм на
тротуарах. Для лучшего сцепления с
асфальтобетонным покрытием защитный слой целесообразно обработать битумной
эмульсией (расход 1 - 1,5 л/м2). Основной слой покрытия
проезжей части и тротуаров из асфальтобетона устраивают из мелкозернистой
асфальтобетонной смеси толщиной 25 - 30 мм на проезжей части и 15 - 20 мм на
тротуарах. Для повышения
трещиностойкости покрытий в состав асфальтобетонных смесей рекомендуется
вводить синтетический латекс марки СКД-1 (ТУ 11-212-64) или марки «Найрит» Л-4
(МРТУ 6-04-63) в количестве 2 - 3 % (на сухое вещество). Холодный латекс
вводится в битум при температуре 90 - 95 ºС; далее битум продолжают
нагревать при постоянном перемешивании до рабочей температуры. Рис.
3. Конструкция тонкослойного асфальтобетонного покрытия на проезжей части
(а) и тротуарах (б): 1 - основной слой покрытия; 2 - защитный слой (щебень или песок); 3 - гидроизоляционный слой; 4 - грунтовочный слой; 5 - стальной настил 3. Материалы для
строительства покрытий
10. В состав вяжущего
материала - эпослана, применяемого при строительстве тонкослойных покрытий на
стальных настилах автодорожных мостов, могут входить следующие компоненты: - эпоксидные смолы марок
ЭД-20 (ГОСТ 10587-72)
и ДЭГ-1 (МРТУ 6-01-1223-69); - полисульфидный каучук
(жидкий тиокол) марки НВБ-2 (ГОСТ 12812-72); - полиэтиленполиамин (СТУ
49-25-29-62); - жидкий сланцевый битум
марок С-1, С-2 или С-3 (РСТ ЭССР 82-72). 11. Эпоксидные смолы
транспортируют всеми видами транспорта и хранят в закрытой таре в складских
обычных условиях. Срок хранения эпоксидных смол - 1 год, жидкого тиокола - 3
года, полиэтиленполиамина - 1 год. 12. Вязкость жидких
сланцевых битумов (СБ60) перед приготовлением эпослана должна составлять: -
марки С-1............. 12 - 20 сек - марки
С-2............. 21 - 35 сек -
марки С-3............. 36 - 70 сек. 13. Составы эпослана
приведены в таблице. Составы эпослана
14. Эпоксидный компаунд
состоит из эпоксидной смолы марки ЭД-20 и эпоксидной смолы марки ДЭГ-1 или
жидкого тиокола марки НВБ-2. Содержание эпоксидной смолы
марки ДЭГ-1 в эпоксидном компаунде составляет: -
состав эпослана № 1......... 5 - 15
%, - состав
эпослана № 2......... 15 - 20 %. Содержание жидкого тиокола
марки НВБ-2 в эпоксидном компаунде составляет 10 - 30 %. 15. Полиэтиленполиамин
применяют для отверждения эпослана, количество его рассчитывают на 100 вес. ч.
эпоксидного компаунда (см. приложение). 16. Для строительства
покрытия из эпосланбетона и подготовки его под асфальтобетон применяют
следующие каменные материалы: - кварцевый песок фракций 2
- 0,5 мм (ГОСТ 6139-70); - щебень фракций 10 - 15 мм; - дробленый песок фракций 3
- 5 мм. Щебень и дробленый песок
получают дроблением износостойких горных пород с прочностью не ниже 800 кгс/см2
(для устройства основного слоя покрытия) - 1200 кгс/см2 (для
устройства слоя износа). Все каменные материалы
должны быть сухими и не должны содержать посторонних примесей. Каменные
материалы для асфальтобетона должны соответствовать требованиям ГОСТ
9128-67. Допускается применять
равноценные по прочности заменители каменного материала - керамдор и абразивный
материал. 17. Для устройства
грунтовочного слоя при всех разновидностях конструкций покрытия следует
применять эпослан состава № 2, содержащий 30 % жидкого сланцевого битума и 70 %
эпоксидного компаунда. При этом в составе эпоксидного компаунда используют либо
20 вес. ч. эпоксидной смолы марки ДЭГ-1, либо 10 - 30 вес. ч. жидкого тиокола. 18. Основной эпосланбетонный
слой устраивают из эпослана и минерального материала в соотношении 1:5. Причем
эпослан с содержанием жидкого сланцевого битума более 50 вес. ч. применяют при
интенсивности движения менее 3000 авт./сутки, а эпослан с содержанием жидкого
сланцевого битума менее 50 вес. ч. - при интенсивности свыше 3000 авт./сутки. В
качестве минерального материала используют смесь кварцевого и дробленого песков
в равных долях или же только кварцевый песок. 19. Слой износа по эпосланбетонному покрытию следует
устраивать из эпослана состава № 2 и дробленого песка фракций 3 - 5 мм в
количестве 4 - 5 кг/м2. 20. Для устройства гидроизоляционного слоя под
асфальтобетонное покрытие рекомендуется применять эпослан состава № 1 с
содержанием жидкого сланцевого битума в количестве 30 - 50 вес. ч., при этом
содержание эпоксидной смолы марки ДЭГ-1 или жидкого тиокола марки НВБ-2 должно
быть минимальным. 21. Защитный слой под асфальтобетонным покрытием
следует устраивать из каменных материалов: щебня - для проезжей части,
дробленого песка - для тротуаров, с расходом 4 - 5 кг/м2. 22. Асфальтобетонное покрытие на проезжей части моста
рекомендуется укладывать из мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа Б или В
с наибольшим размером зерен 10 мм в соответствии с ГОСТ
9128-67, а для тротуаров - асфальтобетон типа Г или Д. 23. Свойства эпослана в значительной степени
предопределяют свойства эпосланбетона. Эпослан, подобранный по таблице,
обладает следующими свойствами: предел прочности при сжатии при Т = 420 ºС
- 150 - 850 кгс/см2, предел прочности при растяжении при Т = -20
ºС - 150 - 450 кгс/см2, относительное удлинение при Т = -20
ºС - 2,5 - 6 %, сцепление со сталью при Т = 20 °С - 5 - 12 кгс/см2. 4. Производство работПриготовление эпослана и
эпосланбетонных смесей 24. Эпослан и эпосланбетонную смесь
приготавливают путем смешения компонентов без нагрева вручную или в смесителях
типа С-966.
25. Эпослан приготавливают
порциями по 5 - 10 л в следующей последовательности: эпоксидная смола марки
ЭД-20, эпоксидная смола марки ДЭГ-1 (или жидкий тиокол марки НВБ-2), жидкий
сланцевый битум С-1 (С-2 или С-3) и полиэтиленполиамин. 26. Для приготовления
эпосланбетонной смеси в эпослан вводят каменный материал. Время перемешивания
эпослана с каменным материалом составляет 1 - 1,5 мин, Эпосланбетонную смесь
приготовляют порциями по 60 - 100 кг (35 - 55 л). 27. Эпослан и
эпосланбетонная смесь должны быть использованы в течение 20 мин после
приготовления. 28. Асфальтобетонную смесь
приготавливают в соответствии с требованиями ГОСТ
9128-67 и ВСН 93-73. Устройство покрытий из
эпосланбетонной смеси 29. Работы на проезжей части
моста включают следующие технологические операции: устройство металлических
ячеек; подготовку поверхности стального настила; устройство грунтовочного слоя,
основного слоя из эпосланбетонной смеси и устройство слоя износа. При производстве работ на
тротуарах последняя операция исключается. 30. Металлические ячейки на
проезжей части и тротуарах устраивают путем прикрепления стальных полос к настилу точечной
приваркой с интервалом через 100 мм (см. рис. 1). 33. Основной слой покрытия укладывают,
распределяя эпосланбетонную смесь в ячейках, выравнивая ее и уплотняя. Смесь
распределяют и выравнивают заподлицо со стальными полосами ячеек
распределителями (типа грабель) с резиновыми пластинами на конце. Уплотняют
смесь катком весом 25 - 30 кг за 5 - 6 проходов по одному следу; в случае
прилипания смеси к катку подсыпают кварцевый песок. Время твердения
эпосланбетонной смеси составляет 1,5 - 2 часа при температуре воздуха около 20
ºС. 34. Для устройства слоя
износа на проезжей части наносят вначале эпослан, который распределяют ручными
распределителями при норме розлива 1 - 1,5 л/м2, затем дробленый
песок по незатвердевшему вяжущему при норме расхода 4 - 5 кг/м2,
после чего уплотняют катком весом 25 - 30 кг 2 - 3 проходами по одному следу. 35. Движение автомобилей по
проезжей части моста можно начинать через 2 - 3 часа после окончания работ по
устройству слоя износа. 36. Производительность
бригады рабочих из 5 - 6 человек с комплектом оборудования (разд. 5) при
устройстве тонкослойного эпосланбетонного покрытия с грунтовочным слоем износа
на проезжей части моста составляет 150 - 200 м2 в смену, а при
устройстве эпосланбетонного покрытия с грунтовочным слоем на тротуарах моста -
200 - 300 м2 в смену. 37. Тонкослойное
эпосланбетонное покрытие на проезжей части и тротуарах мостов следует
устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +15 ºС. Устройство покрытий из
асфальтобетонной смеси 38. Работы на проезжей части
и тротуарах моста включают следующие технологические операции: подготовку
поверхности стального настила; устройство грунтовочного, гидроизоляционного
защитного слоев и основного слоя из асфальтобетонной смеси. 39. Поверхность стального
настила подготавливают в соответствии с п. 31. 40. Грунтовочный слой
устраивают по п. 32. 41. Гидроизоляционный слой
укладывают путем равномерного распределения эпослана (2 - 3 л/м2) по
грунтовочному слою ручными металлическими распределителями. 42. Для устройства защитного
слоя на проезжей части по незатвердевшему гидроизоляционному слою распределяют
щебень фракций 10 - 15 мм, на тротуарах дробленый песок фракций 3 - 5 мм при
расходе 4 - 5 кг/м2. Для улучшения сцепления
асфальтобетонного покрытия с защитным слоем через 1,5 - 2 часа после
распределения каменного материала целесообразно разбрызгать битумную эмульсию с
расходом 1 л/м2. 43. При устройстве основного
слоя покрытия асфальтобетонную смесь укладывают и уплотняют не ранее, чем через
2 часа после устройства защитного слоя. При устройстве основного слоя из
асфальтобетонной смеси следует руководствоваться ВСН 93-73. 44. Движение автомобилей по
проезжей части моста можно начинать сразу же после окончания укатки покрытия. 45. Производительность
бригады рабочих из 5 - 6 человек с комплектом оборудования (разд. 5) при
строительстве тонкослойного асфальтобетонного покрытия с грунтовочным,
гидроизоляционным и защитным слоями на проезжей части и тротуарах моста
составляет 150 - 200 м2 в смену. 5. Технологическое оборудование
46. При строительстве
тонкослойных эпосланбетонных и асфальтобетонных покрытий применяют следующее оборудование: компрессор -
1 шт., пескоструйный
аппарат -
2 шт.; смеситель
принудительного действия объемом 60 - 100 л (например, штукатурно-смесительный
агрегат С-966) с числом оборотов 30 - 60 в минуту, с реверсивным вращением
лопастного вала - 2 шт.; дозаторы для
отдельных компонентов вяжущего материала на 100 л и минерального материала на
500 - 1000 кг -
6 шт.; самоходный
каток весом 1,0 - 1,5 т -
1 шт.; ручной каток
весом 25 - 30 кг -
2 шт.; тележку с
бункером на 100 л -
2 шт.; металлические
емкости на 10 л - 5
шт.; металлические
распределители - 10
шт.; металлические
и деревянные лопатки - 10 шт.; щетки и кисти
волосяные -
10 шт.; шаблон-рейка -
1 шт. 6. Техника
безопасности
47. Сварочные работы при
устройстве ячеек из стальных полос на проезжей части и тротуарах моста следует
выполнять в соответствии с правилами, изложенными в «Справочнике по технике
безопасности и производственной санитарии» том 3, Л., «Судостроение», 1965. 48. Очистку стальной плиты
пескоструйным аппаратом производить в спецодежде, респираторах и защитных
очках. 49. При работе с эпоксидными
смолами следует руководствоваться требованиями, изложенными в «Справочнике по
технике безопасности и производственной санитарии» (т. 2, разд. Х). При этом необходимо учитывать, что работать с
эпоксидными смолами и полиэтиленполиамином следует в спецодежде, в резиновых
перчатках и защитных очках; во время работы запрещается курить и принимать
пищу; необходимо периодически мыть руки теплой водой с мылом; по окончании
работ с эпоксидными смолами рекомендуется принять душ. 50. При устройстве
асфальтобетонного покрытия следует выполнять «Правила техники безопасности при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» М., «Транспорт», 1969. ПРИЛОЖЕНИЕ
Расчет требуемого количества
отвердителя Для определения требуемого количества отвердителя для
эпослана состава № 1 необходимо прежде всего рассчитать процентное содержание
эпоксидных групп в компаунде. Расчет ведется по следующей формуле: где
К - искомое процентное содержание
эпоксидных групп в эпоксидном компаунде; α - процентное содержание эпоксидных групп в эпоксидной
смоле ЭД-5; δ - процентное содержание эпоксидных групп в эпоксидной
смоле ДЭГ-1; с - количество
смолы ДЭГ-1 в граммах на 100 г смолы ЭД-5. Количество грамм полиэтиленполиамина (ПЭПА),
выпускаемого ГИПХом, необходимое для отвердения 100 г эпоксидного компаунда,
рассчитывается по формуле X = 0,7 К, (2) Если же применяется ПЭПА производства
Нижне-Тагильского завода пластмасс, то расчет нужно вести по формуле X = 0,8 К, (3) Требуемое количество отвердителя для эпослана состава
№ 2 (с жидким тиоколом) определяем по видоизмененной формуле (1) , (4) СОДЕРЖАНИЕ |
|