|
Утверждены постановлением Госгортехнадзора Россииот 23.01.04 № 2 Введены в действие приказомГосгортехнадзора Россииот 06.04.04 № 43 с 15 апреля 2004 г. РД 15-632-04 ______________________________ 1 Не нуждаются в государственной регистрации (письмо
Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.04 № 07/3213-ЮД). 1.
Настоящие Методические рекомендации по организации и осуществлению
государственного надзора за соблюдением требований безопасности при
транспортировании опасных веществ разработаны в соответствии с Федеральным законом
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от
21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), Положением о
Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841 (Собрание
законодательства Российской Федерации, N 50, ст. 4742). выполнения положений
Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов" от 21.07.97 N
116-ФЗ (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 30, ст. 3588); обеспечения
специальных условий перевозки опасных грузов (вопросы, касающиеся
классификации, маркировки, применяемой тары, в том числе крупногабаритной
упаковки, условий перевозки, погрузки, разгрузки и обработки грузов; процедур
отправления; применения соответствующего оборудования и транспортных средств),
а также установленных требований безопасности при организации и осуществлении
движения по путям (дорогам) необщего пользования; выполнения программ,
планов и мероприятий по обеспечению безопасного транспортирования опасных
веществ. 6.
В соответствии с Положением об организации и осуществлении контроля за
соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам
деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госгортехнадзора
России (РД 04-578-03),
утвержденным приказом Госгортехнадзора России от 02.06.03 N 107
(зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.03,
регистрационный N 4750), осуществляется государственный надзор за соблюдением
лицензиатами лицензионных требований и условий. 10.
В годовом плане работы структурного подразделения рекомендуется
предусматривать: мероприятия, в соответствии
с планом работы территориального органа, касающиеся деятельности отдела; проведение комплексных
и целевых обследований поднадзорных организаций и опасных производственных
объектов, а также проверки соблюдения лицензионных требований и условий; анализ состояния в
поднадзорных организациях соблюдения требований безопасности при
транспортировании опасных веществ, аварийности и травматизма; анализ и оценку
эффективности надзорной работы инспекторского состава; проверки выполнения
постановлений, приказов, других решений Госгортехнадзора России и
территориального органа; вопросы по
заслушиванию сообщений руководителей поднадзорных организаций о соблюдении
требований безопасности при транспортировании опасных веществ; проверки работы
инспекторов; вопросы технической
учебы инспекторов; мероприятия,
проводимые совместно с другими организациями. Рекомендуется
обследовать каждую поднадзорную организацию не реже одного раза в пять лет. В планах работы
рекомендуется предусматривать резерв времени на проведение инспекторским
составом внеплановых работ, участие в работе комиссий по расследованию аварий и
случаев производственного травматизма, приемке технических устройств,
составление справок, выполнение анализа и др. Указанные проверки
осуществляются, как правило, в ходе проведения комплексной проверки
территориального органа, проводимой комиссией Госгортехнадзора России, в
соответствии с комплексным планом основных мероприятий Федерального горного и
промышленного надзора России. Проверку работы
структурного подразделения рекомендуется осуществлять группой специалистов
территориального органа с участием представителей отдела по надзору за
обеспечением безопасности при транспортировании опасных веществ Госгортехнадзора
России по заранее согласованным планам, не реже одного раза в три года. Работу каждого
инспектора рекомендуется проверять не реже одного раза в год. Как правило,
проверка работы инспектора совмещается с проведением комплексного обследования
закрепленных за ним предприятий и объектов. Работа инспектора проверяется
руководителем структурного подразделения. По решению
руководителя территориального органа возможно проведение внеплановой проверки
деятельности структурного подразделения и инспекторов. наличие и порядок
ведения документации; изменение отчетных
показателей в сравнении с аналогичными периодами предыдущих лет; качество планирования
работы с учетом результатов анализа состояния безопасности в поднадзорных
организациях, аварийности и травматизма, а также результатов надзорной
деятельности, отражение в планах вопросов, предусмотренных планами работы
Госгортехнадзора России, территориального органа, контроль за выполнением
намеченных работ и мероприятий; организацию контроля
за выполнением постановлений, приказов и других нормативных документов
Госгортехнадзора России и территориального органа; качество выдаваемых
предписаний по результатам обследования поднадзорных организаций с точки зрения
полноты охвата контролируемых вопросов и инженерного уровня осуществления таких
обследований, а также порядок оформления предписаний и установления сроков
выполнения выявленных нарушений; эффективность контроля
за выполнением выдаваемых предписаний, порядок осуществления такого контроля,
повторяемость выявления аналогичных нарушений; качество проверок
работы инспекторов, а также эффективность принимаемых мер по улучшению их
работы; качество анализа
состояния безопасности при транспортировании опасных веществ, аварийности и
травматизма, действенность принимаемых мер по обеспечению безопасности
транспортирования опасных веществ в поднадзорных организациях; полноту использования
предоставленных прав на применение санкций и правильность их применения и
оформления; порядок приостановки
работ и выдачи разрешений на их возобновление; организацию
лицензионной деятельности и контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных
требований и условий; принципиальность и
требовательность руководства структурного подразделения и инспекторского
состава при осуществлении государственного надзора; действенность
принимаемых мер по повышению эффективности функционирования производственного
контроля, систем управления промышленной безопасностью; организацию
взаимодействия с другими контролирующими органами, а также своевременность и
качество информирования региональных органов исполнительной власти о состоянии
безопасности, аварийности и травматизма; заслушивание отчетов
руководителей поднадзорных организаций, нарушающих требования промышленной
безопасности в части транспортирования опасных веществ или не выполняющих
предписания органов Госгортехнадзора России; планирование и
качество технической учебы инспекторского состава; использование средств
массовой информации для информирования общественности о своей деятельности,
состоянии аварийности и травматизма в поднадзорных организациях; обеспеченность
инспекторского состава нормативной и методической документацией. В ходе проведения
проверки рассматриваются также: выполнение мероприятий
по предупреждению аварий и производственного травматизма, оценивается их
практическая направленность и уровень контроля за выполнением. При этом
рекомендуется ознакомиться с замечаниями, которые были сделаны в ходе
предыдущей проверки и оценить выполнение предложений по улучшению работы
структурного подразделения; акты расследования
причин травматизма и аварийности. Оценивается уровень и качество расследования,
эффективность намеченных мероприятий. При рассмотрении предписаний по
результатам комплексных и целевых обследований оценивается глубина и полнота
обследований, последовательность, четкость изложения, конкретность и
эффективность предложений, направленных на устранение выявленных недостатков; материалы проверки
работы инспекторов. Результаты проведенной
проверки рекомендуется рассматривать на совещании со всеми работниками
структурного подразделения, в ходе которого дается оценка состояния соблюдения
требований безопасности и надзорной деятельности, высказываются предложения по
улучшению работы, рассматриваются возникающие вопросы и предложения по
улучшению работы структурного подразделения. Как правило,
результаты проверки рассматриваются на коллегии территориального органа и
оформляются в виде протокола (в необходимых случаях - приказа), с конкретными
предложениями по улучшению надзорной и контрольной деятельности структурного
подразделения. 28.
При проверке работы инспектора рекомендуется обращать внимание на следующие
вопросы: состояние
безопасности, производственного травматизма и аварийности в организациях,
закрепленных за инспектором; знание инспектором
требований, правил и норм промышленной безопасности, действующих правил
перевозки опасных грузов, своих должностных обязанностей и прав,
требовательность и принципиальность при осуществлении надзорной и контрольной
деятельности, выполнение нормативов обследований и проверок, а также соблюдение
установленной периодичности проведения обследований; качество оформления
предписаний по результатам обследований и эффективность контроля за их
выполнением. Для более полной
оценки профессиональной подготовки инспектора могут проводиться совместно с ним
обследования участков или объектов поднадзорных организаций для выяснения: способности инспектора
всесторонне и полно обследовать состояние безопасности транспортирования
опасных веществ в организации, вскрывать нарушения, выделять из них основные;
объективно и правильно принимать решения в конкретной обстановке; взаимоотношений,
складывающихся между инспектором, руководителями и специалистами поднадзорных
организаций. При изучении выданных
предписаний определяются качество оформления, четкость и техническая
грамотность при изложении и построении предписания; проводится оценка
предписаний и сроков, определенных на устранение нарушений; устанавливаются
наличие требований о наказании виновных лиц, обоснованность и необходимость
приостановки работ, необходимость ссылки на параграфы требований правил и норм
безопасности. Результаты проверки
рекомендуется оформлять справкой с предложениями по устранению имеющихся
недостатков и обсуждать на совещании в структурном подразделении. В необходимых
случаях результаты проверки могут обсуждаться на заседании коллегии
территориального органа Госгортехнадзора России. На занятиях
рекомендуется изучать требования правил и норм промышленной безопасности,
постановления, приказы, методические рекомендации, другие документы, а также
обсуждать результаты обследований и заслушивать сообщения инспекторов об
организации контрольной работы. Техническую учебу
рекомендуется проводить в форме семинара. В зависимости от изучаемых вопросов
может быть приглашен в качестве докладчика главный государственный
инспектор-специалист. Для выступления с сообщением и докладами приглашаются
специалисты территориального органа и сторонних организаций. Самоподготовка
инспекторов организуется по индивидуальным годовым планам, утвержденным
начальником структурного подразделения. Темами, изучаемыми при самоподготовке
могут быть вопросы изучения правовых и нормативных документов, связанных
непосредственно с деятельностью инспектора, а также нормативных документов,
действующих в смежных отраслях государственного надзора. 31.
Передача информации территориальными органами Госгортехнадзора России о
происшедших авариях и инцидентах при транспортировании опасных веществ
осуществляется в соответствии с требованиями Положения о порядке технического
расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99),
утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40,
зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.99,
регистрационный N 1819. |
|