|
Госстрой России Федеральное государственное
унитарное предприятие ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Методические указания Москва - 2002 Настоящие Методические указания входят в систему
организационно-методических документов по оказанию инжиниринговых услуг при
реализации инвестиционно-строительных проектов. Методические
указания приводят оптимальный порядок подготовки материалов,
представляемых, в случае необходимости для рассмотрения предложений о
переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий,
зданий и сооружений. Методические
указания предназначены для специалистов, участвующих в
инвестиционно-строительной деятельности. Методические
указания согласованы Главгосэкспертизой России (письмо от «4» сентября 2002 № 24-3-11/1042). СОДЕРЖАНИЕ Введение
В соответствии
с положениями п. 3.1.2 «Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике,
дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», одной из функций
заказчика в области обеспечения проектно-сметной
документации является «организация в установленном порядке согласования, утверждения и
переутверждения проектно-сметной
документации». Статьей 744 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено,
что «заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии,
если вызываемые этим дополнительные
работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей
стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного
подряда работ». Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе
дополнительной сметы (п. 2
статьи 744) или пересмотра сметы (п. 3 статьи 744). Таким образом,
внесение изменений в рабочую документацию,
вызвавших изменение стоимости строительства более чем на десять процентов, а
также существенное изменение принципиальных, ранее утвержденных, строительных
решений служат основанием для пересмотра сметы (сводного сметного расчета стоимости)
и переутверждения проектно-сметной документации. Настоящие
Методические указания разработаны на основе законодательных и нормативных
правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и
организационно-методических документов, с целью упорядочения процесса
подготовки и состава документов и материалов, представляемых
в орган, утвердивший проектно-сметную документацию, для принятия решения о
переутверждении проектно-сметной документации. Методические
указания разработаны специалистами ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». 1. Область применения
Настоящие
Методические указания определяют состав и содержание проектных и
других материалов, а также содержат рекомендации по их оформлению при
представлении на рассмотрение предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий,
зданий и сооружений и предназначены для применения государственными заказчиками
(государственными органами исполнительной власти Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации), заказчиками (инвесторами), проектными и
строительными организациями, экспертными органами и другими участниками
инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. 2. Нормативные ссылки
В настоящих
Методических указаниях использованы ссылки на законодательные и нормативные
правовые акты, приведенные в приложении А. 3. Определения
В настоящих
Методических указаниях применены термины и определения, приведенные в приложении
Б. 4. Общие положения
4.1. Переутверждение проектно-сметной
документации осуществляется при внесении в рабочую документацию в процессе ее
разработки и при строительстве изменений, приводящих к изменению утвержденной
общей стоимости строительства более чем на десять процентов и/или меняющих
характер и содержание строительных работ, предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией. 4.2. К основным факторам, обосновывающим необходимость
подготовки предложений о переутверждении проектно-сметной документации
относятся: а) изменение
проектных решений, связанное с изменением мощности, пропускной
способности, вместимости и других характеристик объекта, повлекшее
соответствующее изменение сметной стоимости строительства; б) введение новых
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других
нормативно-технических и организационно-методических документов,
законодательных документов, нормативных
правовых актов, содержащих нормативные требования по охране труда, технике безопасности, охране окружающей среды (типовых инструкций
по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций
по безопасности, правил устройства и
безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству,
гигиенических нормативов и государственных
стандартов безопасности труда и др.) и внесение изменений в действующие акты и документы; в) изменение
налогового законодательства, тарифов, пошлин и т.д. на ввозимые оборудование,
материалы, изделия, машины и механизмы; г) изменение
исходных данных и технических условий, выданных органами местной администрации
и государственного надзора; д) внесение
изменений в проектную документацию по решению заказчика
на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному
заданию на проектирование; е) изменение
условий строительства в силу природных условий, техногенных обстоятельств и
других факторов, вызвавшее увеличение сметной стоимости строительства
по независящим от проектной организации причинам; ж) увеличение
стоимости технологического и инженерного оборудования,
не связанное с повышением его производительности или изменением других
характеристик (например, изменение условий поставки); и) выявленные в
процессе строительства работы, не учтенные в технической документации; к) ошибки и
недоработки проектных, изыскательских, научно-исследовательских и др.
организаций. Примечания: 1. Инфляционные процессы не являются основанием для
переутверждения проектной документации и учитываются индексами изменения цен,
выдаваемыми региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС)
или устанавливаемыми службами государственных органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. 2. Изменения в рабочую документацию вносятся в соответствии с
положениями ГОСТ СПДС 21.101- , а в проектно-сметную
документацию на основании дополнения к заданию на проектирование, утвержденного
заказчиком. При этом, если изменения затрагивают принципиальные проектные
решения, они подлежат повторному согласованию
с инстанциями, согласовавшими ранее
утвержденную проектно-сметную документацию. Отступления от ранее утвержденных проектных решений, без их
оформления в установленном порядке, рассматриваются как действия, нарушающие установленный организационно-правовой
порядок строительства объектов, и попадают под действие статьи 9.4 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях. 4.3. В соответствии с положениями пп. 3.5.9.1, 3.5.9.2 МДС 81-1.99 в сводный сметный расчет стоимости строительства
включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный
для возмещения стоимости непредвиденных работ и затрат, потребность в которых
возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в
результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам
(видам работ), предусмотренным
в утвержденном проекте. Дополнительные
средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной
документации, например, в связи с введением в действие новых законодательных и
нормативных правовых актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной
строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей
стоимости строительства. 4.4. Все стоимостные показатели в материалах предложений о
переутверждении проектно-сметной документации приводятся: а) для проектной
документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с
использованием сметно-нормативной базы 1991
или 1984 годов - в базисном уровне стоимости 1991 года. Пересчет текущих затрат
осуществляется на основе индексов изменения стоимости (цен, затрат) в
строительстве с учетом конкретных сроков
вложения средств в строительство объекта; б)
для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном
порядке с использованием сметно-нормативной базы 2001 года - в базисном уровне
стоимости по состоянию на 01.01.2000. Пересчет текущих затрат в базисный
уровень осуществляется в порядке, приведенном в подпункте «а» настоящего
пункта. Примечание: Обращается внимание,
что в соответствии с постановлением Госстроя России «О мерах по завершению
перехода на новую сметно-нормативную базу
ценообразования в строительстве» от 08.04.2002
№ 16, начиная с 01.01.2003 не допускается использование сметно-нормативной базы
1991 года (1984 года). По переходящим стройкам
и объектам сметная документация обязательному пересчету не подлежит. 4.5. Предложения по переутверждению проектно-сметной
документации и соответствующие материалы подготавливаются службами заказчика,
или инженерной организацией*, которую заказчик привлекает на договорной основе в соответствии с положениями статьи 749 Гражданского
кодекса Российской Федерации для оказания услуг такого рода, совместно с
проектными и подрядными организациями. Предложения по переутверждению,
материалы и проектная
документация с внесенными изменениями направляются государственному заказчику
(инвестору), утвердившему проектную документацию. * В качестве инженерной организации может выступать генпроектировщик. 4.6. Государственный заказчик (инвестор) рассматривает
полученные материалы, обеспечивает проведение государственной экспертизы и, в
случае необходимости, переутверждение представленной проектно-сметной
документации в соответствии с требованиями Положения о проведении
государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации. 5. Состав и содержание материалов, представляемых
для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации
5.1. Материалы, направляемые государственному
заказчику (инвестору), ранее утвердившему
проектную документацию, для рассмотрения предложений о переутверждении
проектно-сметной документации должны содержать: 5.1.1. Письмо с изложением причин пересмотра и
переутверждения проектно-сметной документации, а также пояснения о принятых
мерах по улучшению ее качества. 5.1.2. Пояснительную записку о пересмотре проектно-сметной документации,
которая включает следующие сведения: а) общие данные
о внесенных изменениях в ранее утвержденную проектно-сметную
документацию; б) сведения об
общем объеме произведенных затрат в проектирование и строительство объекта
(итоговые данные накопительной ведомости); в) основные
причины, вызвавшие изменение сметной стоимости строительства. 5.1.3. К пояснительной записке прилагают: а)
характеристику состояния строительства на конец квартала, предшествующего дате
представления материалов на рассмотрение, с указанием данных о произведенных
затратах и о стоимости объектов строительства, переданных в основные фонды по
главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости строительства
(накопительная ведомость) по форме, приведенной в приложении В; б) анализ причин
изменения сметной стоимости строительства со ссылкой на новые технические условия,
законодательные акты, нормы и правила проектирования,
а также на другие документы, подтверждающие увеличение стоимости оборудования,
строительно-монтажных работ и т.д. (см. пример, приведенный в приложении И); в)
сопоставительную ведомость изменения сметной стоимости, составленную по главам, объектам и статьям сводного
сметного расчета стоимости по форме, приведенной в приложении Г. Пример
оформления сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости приведен в приложении
Е; г) сведения о
причинах увеличения сметной стоимости строительства
по пересмотренному проекту в целом по форме, приведенной в приложении Ж; д) копии
технических условий, решений органов государственной власти (федеральных,
субъектов Российской Федерации и муниципальных) и других
документов, подтверждающих необходимость изменения проектной документации и
стоимости строительства, а также копии документов о дополнительном согласовании
проекта строительства или отдельных его разделов (частей), необходимость в
которых возникла при изменении ранее согласованных решений; е) копии
документов об утверждении и заключения органов экспертизы по ранее утвержденной проектно-сметной
документации; ж) комплект уточненной
проектно-сметной документации, и) данные о
технико-экономических показателях строительства по пересмотренной и ранее
утвержденной проектно-сметной документации по формам приложений К - Р. Пояснительную
записку подписывает начальник (директор) службы заказчика на строящемся объекте
или директор инженерной организации (выполняющей часть функций заказчика по
договору с последним). 5.2. После переутверждения проектно-сметной документации
заказчик обязан проинформировать орган, выдавший разрешение (специальное
разрешение) на строительство, о внесенных изменениях в проектную документацию,
на основании которой производилась выдача разрешения (специального разрешения)
на строительство. Если изменения,
внесенные в проектно-сметную документацию, затронули виды и параметры
объектов строительства, условия их строительства и разрешенного использования
земельных участков и т.д., то разрешение (специальное разрешение) на
строительство указанных объектов подлежит повторной регистрации в соответствии
законодательством Российской Федерации о градостроительстве и положениями пп.
13, 15 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости
федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого
регулирования федерального значения. Приложение А
Перечень законодательных и
нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических
и организационно-методических документов, на которые использованы ссылки в
настоящих Методических указаниях
1. Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в
Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений» (с изменениями от 2.01.2000). 2. Постановление Правительства Российской Федерации от
27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и
утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации». 3. «Правила выдачи разрешений на строительство объектов
недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на
территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования
федерального значения», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 № 221. 4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7.05.98
№ 73-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001), принятый Государственной Думой 8.04.98. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.96 № 14-ФЗ (с изменениями по 21.03.2002), принятый Государственной
Думой 22.12.95. 6. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
(с изменениями от 25.04.2002), принятый Государственной Думой 20.12.2001. 7. Постановление Госстроя России «О мерах по завершению
перехода на новую сметно-нормативную
базу ценообразования в строительстве» от 8.04.2002 № 16. 8. МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости
строительной продукции на территории Российской Федерации», введенные в
действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 31. 9. МДС 11-1.99 «Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на
строительство». 10. «Положение о заказчике-застройщике (едином заказчике,
дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», утвержденное постановлением Госстроя
СССР от 2.02.88 № 16. 11. МДС 12-9.2001 «Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов (вторая редакция)», утвержденные: Министерством
экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и
жилищной политике от 21.06.99 № ВК 477. 12. ГОСТ 21.101-97 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей
документации», введенный в действие постановлением Госстроя России от 29.12.97 № 18-75. Приложение Б
Таблица терминов и
определений
Приложение В
Форма 1 (рекомендуемая) Накопительная ведомость. Характеристика состояния
строительства на момент переутверждения проектно-сметной документации
(тыс. рублей в ценах в соответствии с п. 4.4 настоящих МУ)
* Число граф, начиная с 10 графы,
определяется в соответствии с нормами продолжительности строительства объекта и установленными отчетными этапами (квартал; месяц). Начальник (директор) службы заказчика на строящемся объекте или директор инженерной организации (выполняющей часть функций заказчика по договору с последним) _________________________ ______________ подпись ФИО Проектная
организация (ГИП) _________________________ ______________ подпись ФИО Согласовано: Генеральный подрядчик _________________________ ______________ подпись ФИО Приложение Г
Форма 2 (рекомендуемая) Сопоставительная ведомость
изменения сметной стоимости строительства ____________________________________________ по позициям Сводного сметного расчета (наименование
пересматриваемого проекта строительства) (тыс. рублей в ценах в соответствии с п.
4.4 настоящих МУ)
Начальник (директор) службы заказчика на строящемся объекте или директор инженерной организации (выполняющей часть функций заказчика по договору с последним) _________________________ ______________ подпись ФИО Проектная
организация (ГИП) _________________________ ______________ подпись ФИО Согласовано: Генеральный подрядчик _________________________ ______________ подпись ФИО Приложение Д
Пояснения к оформлению
Сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости строительства по
позициям Сводного сметного расчета
1. Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с
введением в действие новых законодательных и
нормативных правовых актов, следует включать в
Сводный сметный расчет отдельной строкой (в
соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости
строительства. 2. Размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты по новому Сводному
сметному; расчету (графы 6 и 7) Сопоставительной ведомости следует
определять от величины равной разности итога заявленной сметной стоимости по
главам 1 - 12 за вычетом объема выполненных работ на момент составления нового
сметного расчета. Это связано с
тем обстоятельством, что в процессе строительства объекта все непредвиденные
работы и затраты, выявившиеся в ходе строительств, были оплачены из указанного
резерва средств, а при составлении нового Сводного сметного расчета эти
работы и затраты были включены отдельными строками в соответствующие главы
Сводного сметного расчета. Приложение Е
(пример оформления Приложения В) Сопоставимая ведомость
изменения сметой стоимости
строительства Учебно-лабораторного корпуса
политехнического института по позициям сводного сметного (наименование
пересматриваемого проекта строительства) расчета (тыс. рублей в ценах в соответствии с п. 4.4 настоящих МУ)
|