|
Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР Всесоюзный головной проектно-технологический институт Трест «Волгоградоргтехводстрой» Главволговодстроя ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Москва 1983 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Технологическая карта
разработана на устройство облицовки оросительных каналов с устройством заплечиков монолитным бетоном с помощью модернизированной скользящей виброформы МБ-15А для дождевальной машины «Кубань» (см. приложение 1). Параметры каналов: глубина - 0,9 м ширина по дну - 0,8 м заложение откосов m = 1,5 Толщина укладываемого бетона принижается максимальная по
характеристике виброформы: 10 см - для откосов и 12 см - для днища и заплечиков. Технологической картой учтены трудовые затраты, материальные ресурсы и составлен график выполнения работ
исходя из потребных объемов работ для устройства облицовки 1000 м канала. 1.2. В состав работ,
рассматриваемых картой, входят: - укладка монолитного бетона на
дно, откосы и заплечики канала; - нарезка швов; - покрытие поверхности свежеуложенного бетона пленкообразующей
жидкостью; - герметизация швов. 1.3. Работы выполняются в летний
период и ведутся в две смены. 1.4. При привязке технологической карты к конкретному объекту уточняются объемы работ, средства механизации с учетом
максимального использования наличия парка механизмов, калькуляция
трудовых затрат. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. До начала работ по устройству облицовки оросительного канала монолитным бетоном должны быть выполнены следующие работы: - построены подъездные дороги к месту производства
работ; - доставлены к месту
работ необходимые материалы, машины, оборудование,
инвентарь, приспособления механизмы и инструменты; - разработано земляное русло канала проектного сечения; - обозначены места нарезки деформационных швов. 2.2. Модернизированная виброформа
в процессе работы выполняет следующие операции: - увлажняет
земляное русло водой; - принимает и распределяет
бетонную смесь по периметру канала и на заплечики; - уплотняет бетонную смесь и заглаживает бетонную поверхность; - нарезает деформационные швы в
свежеуложенном бетоне облицовки канала. Бетон, подаваемый в виброформу,
должен иметь пластичность с осадкой конуса не более 4 ÷ 5 см. Буксировка модернизированной
виброформы МБ-15А осуществляется специальными электрическими лебедками, установленными
на виброформе, и двумя тракторами, используемыми в качестве самоходных якорей.
В качестве самоходного якоря вместо тракторов
может быть использован шнекороторный экскаватор типа ЭТР-206. Загрузка модернизированной виброформы производится
автобетоносмесителями СБ-69; при этом виброформа загружается одновременно двумя автобетоносмесителями с обеих сторон. Бетонная смесь распределяется по периметру канала слоем 10 см по
откосам и 12 см по дну и заплечикам и
уплотняется. Нарезка деформационных швов
производится через каждые 12 м на полную толщину
облицовки. Схема производства работ на укладку монолитного бетона представлена в приложении 2. Питание
модернизированной виброформы МБ-15А
электроэнергией осуществляется от передвижной
дизельной электростанции ДЭСМ-30. 2.3. Потребное количество
автобетоносмесителей СБ-69, предназначенных обеспечить бесперебойную доставку
бетона к виброформе, в зависимости от дальности
возки следующее: 5 км - 4 шт.; 10 км - 7 шт.;
20 км - 13 шт. (см. приложение 4). 2.4. Для предохранения свежеуложенного бетона от высыхания его
поверхность покрывают пленкообразующий
составом с помощью распределителя пленкообразующих материалов МБ-23. Схема производства работ по нанесению пленкообразующего
состава на бетонную поверхность представлена в приложении 3. 2.5. Герметизация деформационных
швов бетонной облицовки канала выполняется после набора бетоном 30 % проектной
прочности. Для герметизации деформационных швов применяется битумно-полимерная мастика МГ-1. В полости швов закатывается пороизоловый жгут. В качестве противоадгезионного материала применяется водный
раствор жидкого мыла с тальком в соотношении 2:1:1. Порядок герметизации деформационных швов следующий: - очистка деформационных
швов от налипшего раствора; - продувка швов сжатым воздухом; - закатывание пороизолового жгута в полость швов; - нанесение противоадгезионного слоя; - заполнение швов битумно-полимерной мастикой. 2.6. Очистка деформационных швов выполняется изолировщиками вручную. Продувка швов сжатым воздухом осуществляется с помощью компрессора СО-7А,
входящего в комплект оборудования заливщика швов МБ-16А. Закатывание пороизолового жгута производится с помощью ролика конструкции ЦНИИОМТП (см. приложение 3). 2.7. Нанесение противоадгезионного слоя на поверхность ранее
уложенного пороизолового жгута выполняется изолировщиком
с помощью кисти. Противоадгезионный состав не должен попадать на вертикальные поверхности
герметизируемых элементов, для чего используют инвентарные неравнобокие
уголки размером 40 × 25 × 1000
мм. Битумно-полимерная мастика вносится в шов с помощью заливщика швов МБ-16А. Схема
производства работ по герметизации швов представлена
в приложении 3. Допускается выполнение работ
ручным способом. 2.8. Требования, предъявляемые к качеству производства работ по устройству облицовки оросительных каналов монолитным бетоном, выполняются в соответствии с разделами СНиП по
организации строительного производства: - при производстве бетонных работ - III-15-76; - при производстве гидроизоляционных работ - III-20-77 и «Инструкции и методических рекомендаций по применению битумно-полимерной мастики МГ-1 для герметизации деформационных швов в противофильтрационных облицовках и сооружениях на каналах» (в дальнейшем «Инструкция»), утвержденной Минводхозом СССР 31 января 1980 г. 2.9. Отклонения геометрических размеров, допустимые при устройстве облицовки оросительных каналов монолитным бетоном: - ровность бетонной поверхности - под 2-х метровой рейкой зазоры должны быть не более ± 5 мм; - основание под бетонное покрытие - зазоры под 2-х метровой рейкой должны быть не более ± 5 см. 2.10. При заливке швов
необходимо строго контролировать толщину слоя битумно-полимерной мастики и уплотнение ее в полости шва. При наличии отслоения мастики от
поверхности бетона, трещин или раковин в самом
герметике, необходимо устранить нарушения
качества герметизации путем удаления некачественных участков герметика и повторного нанесения его. Герметизацию швов
следует выполнять при положительных температурах
наружного воздуха. В исключительных случаях, при отсутствии ледяной корки в полости шва,
допускается выполнение работы при температуре наружного воздуха до --5 °C с предварительным прогревом бетонных поверхностей в полости шва. Температура мастики перед внесением ее в шов должна быть в пределах 120 - 130 °С. При более низкой температуре мастика становится малоподвижной и
уменьшается ее адгезийная способность. При более высокой
температуре возможно оплывание мастики при введении ее в швы на откосах
канала. 2.11. Схема операционного контроля качества работ приведена в приложении 5. 2.12. Калькуляция трудовых затрат приведена в таблице 1. 2.13. График выполнения работ
представлен в
таблице 2. 2.14. Работа по устройству облицовки оросительных каналов монолитным бетоном выполняется комплексной бригадой, состоящей из четырех звеньев. Звено
№ 1 обслуживает работу виброформы: машинист трактора ДТ-75 5 разр. - 2 машинист электростанции 5 разр. -
1 машинист трактора Т-40А 4 разр. - 1 машинист-оператор 5 разр. - 1 бетонщик 3 разр. - 2 бетонщик 2 разр. - 2 Звено № 2 обслуживает работу машины МБ-23 для нанесения пленкообразующей
жидкости на поверхность бетона: машинист 5 разр. - 1 изолировщик 4 разр. - 1 изолировщик 2 разр. - 1 Звено
№ 3 выполняет очистку деформационных швов и
закатывание пороизолового жгута: изолировщик 4 разр. - 2 изолировщик 2 разр. - 2 Звено
№ 4 обслуживает работу машины МБ-16А по заполнению швов битумно-полимерной мастикой: оператор 4 разр. - 1 2.15.1. При производстве работ необходимо
соблюдать правила техники безопасности в соответствии со СНиП III-4-80. 2.15.2. К работе на машине МБ-16А допускаются лица, знающие конструкцию машины и правила ее эксплуатации,
имеющие документ о прохождении специальных курсов по технике безопасности, водительские права, прошедшие
медицинское освидетельствование и инструктаж по технике
безопасности. 2.15.3. Машина снабжена электростанцией, которая является электрической
установкой высокого напряжения, и поэтому необходимо строго
соблюдать
следующие требования техники безопасности: - ежесменно проверять защитное
отключение станции от потребителей путем
искусственного замыкания фазы на корпус с
помощью кнопки проверки ассиметра; - для предотвращения попадания
обслуживающего персонала под напряжение, в
случае повреждения изоляции самой станции, заземлить корпус машины с
помощью штыря; причем необходимо вбить штырь
в землю и соединить его проводом с корпусом
машины; для лучшего
контакта с землей вокруг штыря следует налить соленую воду. 2.15.4. Перед началом работы необходимо
проверить: - исправность токоведущих проводов и кабелей, надежность изоляции; - крепление узлов проводов и прочей арматуры; - наличие индивидуальных средств защиты (резино-технические перчатки с действующим сроком испытания и пассатижи с диэлектрическими ручками); - наличие и исправность средств
огнетушения (войлок, огнетушитель,
лопаты); - исправность ограждений шкивов,
муфт и других вращающихся частей. Запрещается: - заправлять машину, котел, баки при
работающей станции
или включенном
напряжении от
внешней сети; - заправлять машину и выполнять работы по заливке без спецодежды; - заправлять битумный котел
горячей битумно-полимерной мастикой вручную (ведрами и т.п.); - курить, зажигать огонь во время заправки машины, баков и котлов; - отлучаться водителю машины
при работе оператора в канале. 2.15.5. Основными условиями, обеспечивающими безопасность работ по
приготовлению мастики и герметизации
деформационных швов, являются следующие: - эксплуатация оборудования и аппаратуры в соответствии с инструкциями по работе с
ними; - своевременный ремонт и чистка оборудования и аппаратуры; - соблюдение правил работы
с растворителями, полимерами и битумными материалами и нормами их хранения; - подробный и своевременный инструктаж рабочих и обеспечение их средствами индивидуальной защиты. 2.15.6. К работе по приготовлению битумно-полимерной мастики и герметизации допускаются лица не моложе 18
лет, прошедшие инструктаж по технике безопасности, а также специальный инструктаж по выполнению следующих работ: - загрузка и разгрузка котла; - приготовление и разогревание мастики; - внесение мастики в конструкцию шва. 2.15.7. Работники, приготовляющие мастику, обеспечиваются защитными очками и респираторами
У-2к. 2.15.8. Контроль за соблюдением техники безопасности
возлагается
на инженерно-технических работников, руководящих производством работ по приготовлению битумно-полимерной мастики и герметизации
деформационных швов. Таблица 1 Калькуляция трудовых затрат на облицовку канала монолитным бетоном при бетонировании модернизированной виброформой МБ-15А на 1000 м
Примечание.
Продолжительность рабочего дня составляет 8,2 часа. Таблица 2 ГРАФИК Примечание. Технологический разрыв между украдкой батона и герметизацией швов принят из условия
набора бетоном 30 % прочности. 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
Марка, тип |
Ед. изм. |
Количество |
|
Бетон
гидротехнический |
БГТ-200 |
м3 |
504 |
Битумно-полимерная мастика |
МГ-1 |
кг |
312 |
Пленкообразующая
жидкость |
- |
кг |
2320 |
Вода (6 л/м2 поверхности) |
Техническая |
м3 |
28 |
Пороизоловый жгут Д = 4 см |
П |
м |
390 |
Раствор
жидкого мыла с тальком |
- |
л |
180 |
4.2. Потребность в машинах, оборудовании, инструментах, инвентаре,
приспособлениях представлена в таблице 4.
Наименование |
Тип |
Марка |
Количество |
Техническая характеристика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Виброформа модернизированная |
Скользящая
однопроходка |
МБ-15А |
1 |
h = 0,9 m = 1,5 в = 0,8 |
Электростанция |
Передвижная |
ДЭСК-30 |
1 |
Мощность
30 кВт |
Трактор
(самоходный якорь) |
Гусеничный |
ДТ-75 |
2 |
Мощность
75 л.с. |
Автобетономсеситель |
Самоходный на базе МАЗ-503Б |
СБ-69 |
Согласно расчету № 1 |
Объем
готового замеса 2,5 м3 |
Трактор - тягач |
Колесный |
Т-40А |
1 |
Мощность 40 л.с. |
Поливомоечная машина |
Самоходная
на базе ЗИЛ-130 |
ПМ-130Б |
1 |
Емкость
6 тыс. л |
Распределитель пленкообразующих материалов |
Навесной |
МБ-23 |
1 |
Бак
емкостью 300 л |
Заполнитель швов |
Самоходный на базе ГАЗ-53А |
МБ-16А |
1 |
|
Лопата
копальная |
ЛКО-2 |
3620-63 |
2 |
|
Лопата
подборочная |
ЛП-2 |
3620-63 |
3 |
|
Ролик |
Конструкции ЦНИИОМТП |
- |
5 |
|
Кисть |
- |
- |
5 |
|
Щетка металлическая |
- |
- |
5 |
|
Трап деревянный |
- |
- |
4 |
|
Инвентарный уголок № 4/2,5
размером 40 × 25 ×
1000 мм |
- |
8510-72 |
6 |
|
Спецодежда дежурная |
- |
- |
7
компл. |
|
Рукавицы |
- |
- |
7
компл. |
|
Защитные очки |
- |
- |
1 |
|
Респиратор |
- |
- |
1 |
|
Отвес |
0-400 |
7948-63 |
1 |
|
Рулетка |
РС-20 |
7502-61 |
2 |
|
Колышки |
Деревянные |
- |
50 |
|
Ведро для воды |
- |
- |
2 |
|
Набор инструментов
оператора |
- |
- |
1 |
|
Флажки сигнальные |
- |
- |
1
компл. |
|
4.3. Потребность в эксплуатационных материалах приводится в таблице 5
Ед. изм. |
Норма на час работы машины |
Количество |
|
|
Дизельное топливо |
|
|
Трактор ДТ-75 |
Кг |
6,0 |
720 |
Трактор Т-40А |
Кг |
4,5 |
364 |
Передвижная электростанция ДЭСМ-30 |
Кг |
6,2 |
620 |
Автобетоносмеситель СБ-69 |
Кг |
7,3 |
1476 |
Итого; |
Кг |
|
3180 |
|
Бензин |
|
|
Заливщик швов АБ-16А |
Л |
23,0 |
566 |
Для запуска дизельного двигателя (1,5 % от расхода
дизельного топлива) |
л |
- |
48 |
Итого: |
л |
|
614 |
Примечание.
1. Количество дизельного топлива для автобетоносмесителей
определено при дальности возки 20 км.
2. Расход дизельного масла для
двигателей устанавливается на каждые 100 л расхода жидкого топлива в следующих размерах:
для
карбюраторных двигателей -
3,5 л;
для дизельных -
5,0 л.
3. Расход ГСМ принят по «Усредненным нормам расхода по землеройно-строительным машинам для подразделений Главволговодстроя на 1980 г.».
Исходные данные
1. Доставка
бетонной смеси производится автобетоносмесителями СБ-69 с объемом
готового замеса 2,5 м3.
2. Потребный поток бетона к бетоноукладчику - 10 м3/ч.
3. Расчетная скорость движения
бетоносмесителя - 17 км/ч.
4. Дальность возки бетона - 5, 10, 20 км.
Производительность
автобетоносмесителя определяется по формуле
П
экспл. = × Кв,
где: Т - продолжительность цикла;
Т = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 +Т5,
где: Т1 - продолжительность подачи автомобиля к раздаточному
бункеру завода - 2 мин;
Т2 - продолжительность
наполнения бетоносмесителя - 5 мин;
Т3 - продолжительность рейса с грузом;
Т3 = Т5 = мин, мин, мин
Т4 - продолжительность операции
разгрузки
бетоносмесителя - 5 мин.
Т1
= 2 + 5 + 18 + 5 + 18 = 48 мин.
Т2 = 2 + 5 + 36 + 5 + 36 = 84 мин.
Т3 = 2 + 5 + 71 + 5 + 71 = 154 мин.
g - объем бетонной смеси в
автобетоносмесителе - 2,5 м3;
Кв - коэффициент
использования времени, Кв = 0,8,
П
экспл. = м3/ч (10 км).
Потребное количество автобетоносмесителей определяется по формуле
= 7 шт (10 км).
При дальности возки 20
км
П
экспл = 0,78 м3/ч.
= 13 шт.
При дальности возки 5 км:
П
экспл = 2,5 м3/ч.
= 4 шт.
Дальность
возки, км |
Потребное количество
автобетоносмесителей, шт. |
5 |
4 |
10 |
7 |
20 |
13 |
Операции, подлежащие контролю |
Контроль качества выполнения операций |
|||||
Производитель работ |
Мастер |
Состав |
Способы |
Время |
Привлекаемые службы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
- |
Качество
откосов дна |
Ровность, плотность в местах подсыпки |
Визуально, 2-х метровой рейкой |
До
укладки бетона |
Строительная лаборатория |
2. |
Качество
бетона, мастики |
- |
Наличие паспортов на бетон, мастику, марка, морозостойкость, подвижность |
Регулярная
проверка |
В
процессе работы |
-″- |
3. |
- |
Укладка
бетона |
Толщина слоя, качество вибрирования, гладкость поверхности |
Визуально, 2-х метровой рейкой, стальным метром |
-″- |
-″- |
4. |
- |
Уход
за бетоном |
Качество
покрытия бетонной поверхности пленкообразующим материалом, отсутствие пропусков, толщина пленки |
Визуально |
-″- |
- |
5. |
- |
Устройство
деформационных швов |
Соблюдение
ширины, перпендикулярности, расстояние между швами, чистота шва, качество заполнения шва, степень обжатия пороизолового
жгута, качество перемешивания основной и
отверждающей
паст |
Визуально, стальным метром |
В
процессе нарезки заделки швов, последующее выборочное вскрытие отдельных загерметизированных участков |
- |
6. |
Хранение компонентов для приготовления
мастики |
-"- |
Соблюдение требований ГОСТ, ТУ, карты операционного
контроля |
Визуально |
Постоянно |
Строительная
лаборатория |
7. |
|
Подготовка компонентов к приготовлению мастики |
Влажность
сыпучих наполнителей |
Лабораторный |
До
введения в модифицированный битум |
Строительная лаборатория |
8. |
- |
|
Однородность консистенции
раствора ДСТ-30 |
Визуально |
До введения в битум |
- |
9. |
|
|
Режим времени подготовки материалов |
Часы, регистрация в журнале производства работ |
До
начала варки мастики |
- |
10. |
|
|
Температурный режим
подготовки материалов |
Термометр |
До
начала варки мастики |
- |
11. |
|
|
Дозировка компонентов |
Дозаторы,
весы |
В
процессе варки мастики |
- |
12. |
|
Загрузка компонентов в варочный котел |
Последовательность
введения компонентов |
Визуально |
В
процессе варки мастики |
- |
13. |
|
|
Режим
времени |
Часы |
В
процессе варки мастики |
- |
14. |
|
|
Температурный режим варки на
отдельных стадиях |
Термометр |
В
процессе варки мастики |
- |
15. |
|
Варка
мастики |
Температурный
режим |
Термометр |
В
процессе варки мастики |
- |
16. |
|
|
Режим времени |
Часы |
В
процессе варки мастики |
- |
17. |
|
|
Качество
перемешивания, однородность |
Лабораторный |
В
процессе варки мастики |
- |
18. |
Окончание варки мастики, подготовка ее к отправке на объект |
|
Предел
прочности и относительное удлинение при растяжении |
Лабораторный по
ускоренной методике |
После
окончания
варки мастики |
Строительная лаборатория |
19. |
|
|
Сцепление
с бетоном |
Лабораторный по
ускоренной методике |
После
окончания
варки мастики |
-″- |
20. |
|
|
Водостойкость |
Лабораторный
по ускоренной методике |
После
окончания варки мастики |
строительная Лаборатория |
21 |
|
|
Температура
хрупкости |
Лабораторный
по ускоренной методике |
После
окончания варки мастики |
-″- |
22. |
|
|
Температура размягчения |
Лабораторный
по ускоренной методике |
После
окончания варки
мастики |
-"- |
23. |
|
|
Водопоглощение |
Лабораторный
по ускоренной методике |
После
окончания варки мастики |
-"- |
24. |
Проверка
геометрических размеров деформационного шва |
- |
Соответствие
геометрических размеров шва проектным,
наличие внешних дефектов |
Стальным
метром, рулеткой, визуально |
До
начала работ по герметизации |
|
25. |
|
Очистка
швов от строительного мусора |
Тщательность
очистки |
Визуально |
До
начала работ по устройству основания
шва |
- |
26. |
|
Очистка полости шва от пыли |
Тщательность
очистки |
Визуально |
Перед нанесением грунтовки |
|
27. |
|
Нанесение
грунтовки на стенки шва |
Равномерность и тщательность нанесения |
Визуально |
Перед
нанесением противоадгезионного состава |
- |
28. |
|
Нанесение противоадгезионного состава |
Тщательность и равномерность нанесения |
Визуально |
Перед нанесением
мастики в шов |
|
29. |
|
Внесения битумно-полимерной мастики в шов |
Толщина слоя мастики,
уплотнение ее в шве |
Щупом,
прибором для измерения толщины
слоя герметика,
визуально |
В процессе герметизации |
Строительная
лаборатория |
30. |
|
Покрытие
загерметизированного
шва светозащитным составом |
Оплошность покрытия шва |
Визуально |
В
процессе нанесения покрытия |
|
31. |
Подготовка работ и документация
для сдачи заказчику. |
- |
Определение водонепроницаемости
швов |
Лабораторным способом |
В
процессе герметизации швов |
Строительная
лаборатория |
Техническая производительность - 230 м2/ч,
Среднечасовая
производительность 230 × 0,6
= 138 м2/ч.
Для покрытия 100 м2
поверхности
требуется затратить времени:
ч.
Норма времени (Н. вр.) при условии работы двух человек (изолировщик 4 разр. и изолировщик 2 разр.) равна:
Н вр. = .
Расценка на покрытие
поверхности пленкообразующей жидкостью на 100 м2 поверхности составит:
руб.
Техническая производительность (Пт) заливщика швов МБ-16А принята для расчета
200 п.м/ч.
Эксплуатационная производительность составит:
Пэ
= Пт × К1 = = 200 × 0,6 = 120 п.м/ч.
Среднечасовая производительность
составит:
Пс.ч.
= Пэ × К2 =
120 × 0,75 = 90 п.м/ч,
где К1 и К2 - коэффициенты
перехода от технической к эксплуатационной и среднечасовой производительности «Инструкция ЦННИТЭстроймаш», табл. 14, поз. 184.
Для заполнения 100 п.м
шва битумно-полимерной мастикой требуется
затратить исходя из Пс.ч. = 90
п.м/ч
ч.
Расчетная норма времени для установки составит
Н.вр.м = 1,11 маш.-ч.
Следовательно расчетная норма времени для
рабочих, обслуживающих установку (2 чел.), составит:
Н.вр.м = 2 чел. × 1,11 ч = 2,22 чел.-ч.
Квалификация рабочих, обслуживающих установку МБ-16А:
машинист 5 разр. - 1
изолировщик 4 разр. - 1
Расценка на производство
работ по герметизации 100 п.м шва составит:
Расц. = руб.
где 0,702 и 0,625 - соответственные часовые тарифные ставки машиниста и изолировщика.
Примечание. В калькуляции
трудовых затрат расчетная норма времени и расценки на герметизацию деформационных швов взяты с вычетом
нормы времени и расценки на продувку швов
сжатым воздухом.
СОДЕРЖАНИЕ
|