|
Приказ МЧС РФ от 27 февраля
2003 г. N 98 Об утверждении Порядка разработки
и представления декларации безопасности подводных потенциально опасных
объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской
Федерации В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124 "О
декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов,
находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8,
ст.849) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый
согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
Порядок разработки и представления декларации безопасности подводных
потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и
территориальном море Российской Федерации. 2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельного отдела центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке. Министр С.К. Шойгу Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 мая
2003 г. Регистрационный N 4502 Порядок разработки и
представления декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов,
находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящий Порядок разработки и
представления декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов,
находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации
(далее - Порядок) разработан во исполнение постановления
Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124 "О
декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов,
находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8,
ст.849). 2. Порядок предназначен для собственников
подводных объектов (ПО), разрабатывающих декларации безопасности подводных
потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и
территориальном море Российской Федерации (далее - декларации), и проекты
проведения подводных работ специального назначения. 3. Декларирование безопасности ПО
осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности,
оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в районе их нахождения. В случае подготовки проекта работ
на подводном объекте, на который отсутствует декларация, она разрабатывается
одновременно с проектом или в составе проекта этих работ. 4. Декларация является
документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций в
районе нахождения ПО и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. 5. Декларация представляется в
течение 6 месяцев с момента затопления объекта. II. Термины и определения Подводные объекты
- подводные потенциально опасные объекты: суда, иные плавсредства, космические
и летательные аппараты, в том числе их элементы, и другие технические средства,
а также боеприпасы, элементы оборудования и установки, полностью или частично
затопленные во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации в
результате аварийных происшествий или захоронений, содержащие ядерные
материалы, радиоактивные, химические отравляющие, взрывчатые и другие опасные
вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций (постановление
Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124). Декларация безопасности
подводного объекта - документ, определяющий
возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций в районе нахождения
подводного объекта и мероприятия по их предупреждению и ликвидации (постановление
Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124). Негативное воздействие на
окружающую среду - воздействие хозяйственной и
иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям
качества окружающей среды (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N
7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133). III. Принципы декларирования подводных потенциально опасных объектов 6. Декларирование безопасности ПО
является обязательным для всех собственников этих подводных объектов. 7. Отнесение объекта к ПО,
подлежащим декларированию безопасности, связано с наличием на объекте опасных
веществ (приложение N 1 к Порядку). IV. Структура декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации 8. Декларация включает в себя
следующие структурные элементы: титульный лист; аннотация; оглавление. Разделы: общая информация; анализ безопасности ПО; обеспечение готовности к
локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе затопления ПО; порядок оповещения населения,
проживающего на прилегающей территории (в прибрежном районе). Приложения: ситуационный план ПО; информационный лист. Требования к структурным элементам
(разделам) декларации приведены в приложении N 2 к
Порядку. V. Разработка, утверждение и представление декларации безопасности 9. Декларация разрабатывается и
утверждается собственником ПО. 10. Для ПО, находящихся в
федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации,
декларация разрабатывается и утверждается органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами,
осуществляющими права собственника от имени Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. 11. Собственник ПО, утвердивший
декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в
ней информации. 12. Декларация составляется в
шести экземплярах и представляется в Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральный
горный и промышленный надзор России, орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и орган местного самоуправления, на территории которых
расположен декларируемый подводный объект. В Федеральный надзор России по
ядерной и радиационной безопасности представляется декларация только в
отношении ядерно и радиационно опасных подводных объектов, кроме подводных
объектов Министерства обороны Российской Федерации. 13. Один экземпляр декларации
хранится у собственника ПО, утвердившего декларацию. 14. Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий включает декларируемые ПО в реестр подводных
потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и
территориальном море Российской Федерации. VI. Уточнение декларации безопасности подводного потенциально опасного объекта 15. Декларация подлежит уточнению
в случаях: изменения условий в районе
размещения ПО, влияющих на обеспечение безопасности, локализации и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в срок не позднее 6 месяцев с момента получения информации об изменениях; изменения действующих требований
(правил и норм) в области технической и экологической безопасности, локализации
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий в срок не
позднее 1 года после их изменения; решения Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, принятого на основании результатов обследования
ПО или работ, направленных на повышение безопасности ПО. 16. Декларация уточняется не реже
одного раза в 5 лет. Приложение N 1
Отнесение объекта к ПО,
подлежащему декларированию безопасности К ПО, подлежащим декларированию
безопасности, относятся объекты, на которых имеются следующие опасные вещества: взрывчатые вещества
- вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на
очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла
и образованием газов (Федеральный
закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов", Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, N 30, ст.3588); токсичные вещества
- вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели
и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при
введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на
килограмм включительно; средняя смертельная доза при
нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на
килограмм включительно; средняя смертельная концентрация
в воздухе от 0,5 миллиграммов на литр до 2 миллиграммов на литр включительно; высокотоксичные вещества -
вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и
имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при
введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная доза при
нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная концентрация
в воздухе не более 0,5 миллиграммов на литр (Федеральный
закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов"); загрязняющее вещество
- вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает
установленные для химических элементов, в том числе радиоактивных, иных веществ
и микроорганизмов, нормативы и оказывает негативное воздействие на окружающую
среду (Федеральный
закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133); опасные отходы
- отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами
(токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью)
или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут
представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей
природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт
с другими веществами (Федеральный закон от 24 июня
1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009); ядерные материалы
- материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся)
ядерные вещества (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии", Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 48, ст.4552); радиоактивные вещества
- не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее
излучение (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии"); радиоактивные отходы
- ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых
не предусматривается (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии"); нефть -
любая стойкая нефть, в частности, сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное
топливо, смазочное масло и китовый жир, независимо от того перевозятся ли они
на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна
(Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения
нефтью, Брюссель, 29 ноября 1969 г. - Федеральный закон от 2 января 2000 г. N
27-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об
изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от
загрязнения нефтью 1969 г. и денонсации Российской Федерацией Международной
конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969
г.", Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.148). Приложение N 2
Требования к структурным
элементам (разделам) декларации безопасности ПО 1. Титульный лист является первой
страницей декларации. На титульном листе приводятся
следующие сведения: регистрационный номер декларации; гриф утверждения декларации; наименование декларации; место и дата составления
декларации безопасности. 2. Аннотация содержит: сведения о разработчиках декларации; краткое изложение основных
разделов декларации с обязательным указанием основных опасностей. 3. Оглавление включает в себя
наименование всех разделов и приложений с указанием страниц, с которых
начинаются эти элементы декларации. Разделы 4. Общая информация содержит: а) общие сведения о ПО; б) общие меры безопасности. а) Общие сведения о ПО включают: сведения о ПО; географические,
гидрометеорологические, геологические, гидрологические и экологические
характеристики района нахождения ПО; краткие сведения об
экспедиционных обследованиях и мониторинге ПО и района его затопления. Сведения о ПО включают: полное и сокращенное наименование
ПО, его составных частей, а также собственника ПО на момент его затопления; форму собственности; сведения о регистрации,
учредителях и субъекте Российской Федерации, где зарегистрирован собственник
объекта; дату затопления; перечень опасных веществ с
указанием их количества, находящегося на ПО; масс-габаритные характеристики
объекта в целом и составных частей (боеприпасов, металлоконструкций и т.п.); характеристику состояния защитных
барьеров на возможных путях поступления потенциально опасных веществ из ПО в
окружающую среду; обстоятельства затопления (с
разрушением, с предварительной подготовкой и т.п.); Географические,
гидрометеорологические, геологические, гидрологические и экологические
характеристики района нахождения ПО включают: наименование водного объекта, его
принадлежность; координаты и глубину затопления; сейсмологическая активность; наличие рыбных промыслов и водных
биоресурсов; фоновые значения уровня
загрязнения донных отложений и воды; преобладающие течения; соленость воды; рельеф дна; состав грунта; волновой режим; ледовый режим; скорость водотока; расстояние до ближайшей береговой
точки. Краткие сведения об обследованиях
ПО и района его затопления включают: год проведения обследований; организацию, проводившую
обследование; характер проведения обследований; характеристики технических
средств проведения обследований; наличие отчетов (публикаций) о
результатах обследования. б) Общие меры безопасности
включают: перечень планируемых мероприятий,
направленных на повышение безопасности ПО; перечень планируемых мероприятий
по способам действий при чрезвычайных ситуациях и предотвращению негативного
воздействия на окружающую среду; характеристики систем контроля за
безопасностью ПО, сведения об организации служб мониторинга, противоаварийных
сил и аварийно-спасательных служб. При разработке декларации в
составе проекта подводных работ специального назначения дополнительно
включаются общие сведения о технологических работах, выполняемых на ПО, которые
содержат: краткие сведения о технической
сущности выполняемых технологических работ, а также сведения об организации -
головном подрядчике работ; сведения о проверках и испытаниях
(с указанием соответствующих актов) основного технологического оборудования,
технических систем и устройств, предполагаемых к установке на ПО, систем
контроля и управления, связи, аварийной сигнализации и оповещения; перечень разработанной и
утвержденной в установленном порядке технической документации по выполнению
работ, обеспечению безопасности ПО как в процессе выполнения работ, так и после
их окончания, инструкций по технике безопасности и т.п.; сведения о выполнении мероприятий
по результатам экспертизы проектной документации; характеристику профессиональной и
противоаварийной подготовки персонала, непосредственно участвующего в
производстве подводных работ специального назначения, с указанием порядка
допуска персонала к работе и регулярности проверки знания норм и правил
безопасности. 5. Анализ безопасности ПО
содержит: а) данные о потенциально опасных
веществах, находящихся на ПО, аппаратурных средствах и методическом обеспечении
контроля за их состоянием; б) описание конструктивно-технических
решений, направленных на повышение противоаварийной устойчивости ПО; в) анализ риска возникновения
чрезвычайной ситуации. а) Данные о потенциально опасных
веществах, находящихся на ПО, и аппаратурных средствах контроля за их
состоянием включают: характеристики потенциально
опасных веществ, находящихся на ПО; характеристики систем диагностики
состояния ПО. Характеристики потенциально
опасных веществ, находящихся на ПО, включают наименование веществ, их состав,
химические формулы, данные о взрывной и пожарной опасности, токсикологические,
биологические или радиологические данные, качественное описание свойств
потенциально опасных веществ, в том числе параметры их поведения при длительном
нахождении в водной среде. Характеристики систем диагностики
состояния ПО включают: сведения о типе и характеристиках
приборов диагностического контроля; способы получения информации о
состоянии ПО. б) Описание
конструктивно-технологических решений, направленных на повышение безопасности
при затоплении ПО, включают: план размещения на ПО элементов,
устройств, емкостей, в которых имеются потенциально опасные вещества, с
обозначением типа контейнеров, боеприпасов; проектную
конструктивно-технологическую схему локализации потенциально опасных веществ на
ПО и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; характеристики технических
решений по исключению разгерметизации корпуса ПО или его элементов, где
находятся потенциально опасные вещества, и предупреждению аварийных выбросов
этих веществ, в том числе характеристики защитных барьеров и устройств; характеристики технических
решений, направленных на предупреждение развития аварий на ПО и локализацию
выбросов потенциально опасных веществ, на обеспечение пожарной и взрывной
безопасности ПО; описание систем блокировок,
автоматического срабатывания запорных и защитных устройств. в) Анализ риска возникновения
чрезвычайной ситуации включает: сведения об известных
чрезвычайных ситуациях и негативном воздействии на окружающую среду; анализ условий возникновения и
развития чрезвычайных ситуаций; оценку риска чрезвычайных
ситуаций; блок-схему анализа вероятных
сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; выводы. Сведения об известных
чрезвычайных ситуациях включают: данные о чрезвычайных ситуациях и
неполадках, имевших место на декларируемом ПО; данные о чрезвычайных ситуациях,
имевших место на других аналогичных ПО и при производстве аналогичных подводных
работ специального назначения; данные о негативном воздействии
на окружающую среду загрязняющих веществ, поступивших в окружающую среду. Анализ условий возникновения и
развития чрезвычайных ситуаций включает: выявление возможных причин
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; определение критических групп
населения (групп населения, максимально подверженных воздействию вредных
факторов); формирование сценариев возможных
чрезвычайных ситуаций с учетом путей воздействия на критические группы
населения и негативного воздействия на окружающую среду; оценку состава и количества
потенциально опасных веществ, представляющих опасность при чрезвычайной
ситуации; обоснование применяемых для
оценки опасности физико-математических моделей и методов расчета. Оценка риска возникновения
чрезвычайных ситуаций включает: определение возможных последствий
чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности; определение зон действия основных
поражающих факторов при различных сценариях аварий; оценку возможных уровней
воздействия чрезвычайных ситуаций на ПО на критические группы населения,
объекты экономики и окружающую природную среду; оценку величины (стоимости)
возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае чрезвычайной
ситуации; оценку негативного воздействия на
окружающую среду. Блок-схема анализа вероятных
сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций содержит изображение
постадийного развития чрезвычайных ситуаций на разных уровнях в зависимости от
масштабов и тяжести последствий. Выводы включают: основные результаты анализа риска
возникновения чрезвычайных ситуаций; перечень разработанных мер по
уменьшению риска чрезвычайных ситуаций. При разработке декларации в
составе проекта подводных работ специального назначения дополнительно
включается краткое описание технологии выполнения работ, которое содержит: принципиальную технологическую
схему выполнения работ с обозначением основного оборудования, плавсредств и
кратким описанием технологического процесса выполнения работ; оценку риска возможного ущерба в
результате производства работ; оценку риска возможного ущерба в
случае невыполнения работ; план размещения основного
оборудования, устройств (в том числе, локализующих опасность ПО) на ПО или
вблизи от него; обоснование мест хранения
потенциально опасных веществ (в случае их полного или частичного снятия с ПО),
правильности распределения используемых в работах помещений, плавсредств,
пунктов управления работами с точки зрения обеспечения безопасности выполнения
работ и защиты персонала; обоснование принятых решений по
бесперебойному энергообеспечению технологического процесса выполнения работ; обоснование принятых решений по
безопасности при транспортировке отдельных составных частей ПО, содержащих
потенциально опасные вещества (если такая транспортировка предусмотрена
технологией выполнения работ). 6. Обеспечение готовности к
локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе затопления ПО содержит: описание средств и мероприятий по
защите людей, объектов экономики в прибрежной зоне, предупреждению и снижению
негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации медицинского
обеспечения. Описание средств и мероприятий по
защите людей и объектов экономики в прибрежной зоне, предупреждению и снижению
негативного воздействия на окружающую среду включает: характеристику мероприятий по
созданию, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; характеристику мероприятий по
обучению персонала способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, в том
числе с использованием аварийно-спасательных плавсредств; порядок действий сил и средств по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сведения о резервах материальных
и финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок организации медицинского
обеспечения в случае чрезвычайных ситуаций включает: сведения о составе сил
медицинского обеспечения персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной
ситуации, и населения прибрежной зоны; порядок оказания доврачебной
помощи пострадавшим. 7. Порядок оповещения населения,
проживающего на прилегающей территории (в прибрежном районе), содержит порядок
информирования населения и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территории которых находятся ПО, о прогнозируемых и возникших на
ПО чрезвычайных ситуациях. Приложения 8. Ситуационный план ПО содержит
обозначения: района затопления ПО; организаций, населенных пунктов,
источников водопотребления, водозаборов и водоочистных сооружений прилегающей
территории (прибрежного района), находящихся в зоне действия поражающих
факторов в случае возможной аварии на ПО; зон возможного поражения,
определенных в разделе "Анализ безопасности ПО" с указанием
численности людей в этих зонах, времени достижения поражающих факторов. 9. Информационный лист может
представляться отдельно от декларации безопасности по запросам граждан и
общественных организаций и содержит: наименование ПО и района его
затопления; наименование организации,
ответственной за информирование и взаимодействие с общественностью ; краткое описание ПО и планируемых
подводных работ специального назначения (финансирование работ по подготовке
декларации безопасности осуществляется за счет собственника подводного
потенциально опасного объекта); перечень и основные
характеристики опасных веществ, находящихся на ПО; краткую информацию об имевших
место чрезвычайных ситуациях и их последствиях, негативном воздействии на
окружающую среду; информацию о способах
оповещения населения прилегающей территории (прибрежного района) о чрезвычайных
ситуациях и действиях населения в чрезвычайной ситуации; сведения
об источниках получения дополнительной информации. |
|