Бесплатная библиотека стандартов и нормативов www.docload.ru

Все документы, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

Министерство лесной, целлюлозно-бумажной
и деревообрабатывающей промышленности СССР

Государственный проектный институт Гипролестранс

ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ

                    ОНТП 04-85                   

Минлесбумпром СССР

Утверждены приказом

Минлесбумпрома СССР

от 28 ноября 1985 г. № 450

Согласованы ГКНТ

и госстроем СССР

(письмо от 22 октября 1985 г. № 45-753)

ЛЕНИНГРАД - 1986

«Общесоюзные нормы технологического проектирования лесоперевалочных предприятий» разработаны Гипролестрансом в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1985 г. № 96.

Книга состоит из двух частей:

часть I. Нормы,

часть II. Технико-экономические показатели.

В настоящих Нормах, в отличие от ранее действовавших, итоговые показатели приведены к одному измерителю - м3 и даны не только по отдельным узлам и участкам, а также в целом по предприятию, что облегчает и упрощает пользование Нормами и способствует принятию оптимальных решений.

Редколлегия:

Ю.С. Комаров (председатель), В.К. Сербский, В.Ф. Буяр, Г.И. Крестин, В.Д. Локоть (руководитель темы), Н.Ф. Корнейчук, О.И. Робуш, Б.Г. Митрофанов, М.Е. Петков, И.Ю. Обермейстер, В.В. Нефедов

Часть I.

Нормы

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (МИНЛЕСБУМПРОМ СССР)

ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

         ОНТП 04-85        

МИНЛЕСБУМПРОМ СССР

ВЗАМЕН

НТП, УТВЕРЖДЕННЫХ 25 МАЯ 1971 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормы разработаны для проектирования вновь строящихся и реконструируемых лесоперевалочных предприятий с расчетной мощностью по выгрузке древесины 250, 500, 1000 и 2000 тыс. м3 в год.

При промежуточных значениях мощности предприятий показатели норм принимаются по интерполяции.

Для значений мощности до 250 тыс. м3 и от 2001 до 2500 тыс. м3 показатели определяются экстраполяцией.

1.2. Нормами предусматривается проектирование работ по перегрузке древесины, прибывающей водным путем, на сухопутный транспорт. В зависимости от вида поступающей древесины лесоперевалочные предприятия подразделяются на два основных типа:

I тип - предприятия с разделкой и сортировкой древесины, поступающей в хлыстах,

II тип - предприятия с сортировкой древесины, поступающей в сортиментах.

1.3. Нормы приведены для трех расчетных периодов работы рейдов по выгрузке древесины - 100, 125 и 150 дней. В таблицах период работы рейдов принят равным 125 дням. Определение показателей при другой продолжительности выгрузки древесины производится с помощью поправочных коэффициентов.

ВНЕСЕНЫ

МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

УТВЕРЖДЕНЫ

ПРИКАЗОМ ПО МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР ОТ 28 НОЯБРЯ 1985 г. № 450

СРОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ

01.01.86 г.

Продолжительность работы рейда, периода выгрузки древесины из воды и навигации устанавливается при конкретном проектировании в зависимости от гидрографических условий, сроков поступления древесины на рейд приплава, возможности и целесообразности искусственного продления периода выгрузки за счет организации барботажа и других мероприятий. Во всех случаях следует выполнять технико-экономические расчеты с целью обоснования максимальной продолжительности периода выгрузки древесины.

1.4. Нормы разработаны с учетом создания на лесоперевалочном предприятии межнавигационного запаса древесины, обеспечивающего равномерную в течение года ее отгрузку на железнодорожный транспорт.

Если для перевозки древесины может быть использован автомобильный транспорт, хранение ее допускается на складе потребителя, при соответствующем уменьшении занимаемой территории и снижении объемов хранения на лесоперевалочной базе. В этом случае рассчитывается потребность в автомобильном транспорте для доставки древесины потребителю, определяются затраты на его приобретение и эксплуатацию.

При проектировании лесоперевалочных предприятий недопустимо дублирование складских территорий и оборудования для хранения запасов древесины. Эти запасы могут быть созданы или на лесоперевалочном предприятии, или у потребителей древесного сырья.

1.5. Проекты лесоперевалочных предприятий должны предусматривать полное, рациональное и комплексное использование древесного сырья с учетом экономически обоснованной структуры производства для различных типов лесоперевалочных предприятий.

На предприятиях, предназначенных только для перевалки, подлежат использованию отщеп коры и некондиционная древесина. На предприятиях с раскряжевкой и переработкой древесины необходимо предусматривать сбор всех отходов и использование их на месте или отправку на смежные предприятия.

1.6. Вторая часть Норм содержит технико-экономические показатели. В ней приведены исходные данные, при которых рассчитаны капиталовложения, себестоимость и производительность труда и перечень объемов по основным типам лесоперевалочных предприятий.

Кроме того, во второй части Норм приведены поправочные коэффициенты к капиталовложениям, себестоимости и производительности труда, зависящие от вида применяемого на выгрузке древесины оборудования, продолжительности периода работы рейдов и условий расположения лесоперевалочных предприятий.

1.7. Если при конкретном проектировании технологический процесс предприятия необходимо увязать со смежными производствами, а также предусмотреть дополнительные производства по комплексу использования сырья, кроме настоящих Норм, следует руководствоваться нормами технологического проектирования:

лесосплавных предприятий,

лесозаготовительных предприятий,

лесопильных предприятий,

деревообрабатывающих предприятий,

отдельных деревообрабатывающих производств,

деревообрабатывающих цехов лесного хозяйства,

портов и пристаней на внутренних водных путях РСФСР, а также правилами перевозок грузов Минречфлота РСФСР.

1.8. Режим работы лесоперевалочного предприятия принимается равным 253 дням в году в две смены.

Продолжительность смены 8,2 часа.

Работа рейдового флота и выгрузочных участков - трехсменная.

1.9. Эффективный годовой фонд времени одного рабочего (в часах) принимается по табл. 1.

Таблица 1

Работы

Для районов с обычными условиями труда

Для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера

Для районов Крайнего Севера

При периоде работы рейда, календарные дни

100

125

150

100

125

100

Лесосплавные на рейде и на участке выгрузки

549

681

820

549

681

549

Подготовительные

1207

1075

936

1124

992

1084

Такелажные и работы на лесобирже

1756

1756

1756

1673

1673

1633

1.10. Эффективный годовой фонд времени работы рейдового флота и оборудования (в часах) принимается по табл. 2.

Таблица 2

Группы машин и механизмов

Для районов с обычными условиями труда

Для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера

Для районов Крайнего Севера

При периоде выгрузки, календарные дни

100

125

150

100

125

100

1

2

3

4

5

6

7

Рейд приплава

Рейдовый флот

1920

2400

2870

1910

2380

1890

Специальные суда (такелажницы)

1480

1850

2220

1470

1830

1450

Агрегаты топлякоподъемные

1420

1770

2120

1410

1750

2090

Лесобиржа

Крановое оборудование на участке выгрузки древесины из воды

2150

2700

3220

2140

2680

2120

Крановое оборудование, разгрузочно-растаскивающие устройства, разобщители

3770

3770

3770

3740

3740

3670

Стационарное технологическое оборудование на раскряжевке хлыстов, сортировке круглых лесоматериалов

3600

3600

3600

3575

3575

3490

Мобильная техника

3280

3280

3280

3245

3245

3130

Примечание. Годовой фонд времени рейдового флота и оборудования участка выгрузки древесины рассчитан при работе в три смены по скользящему графику.

Годовой фонд времени остального оборудования рассчитан при двухсменном режиме работы и продолжительности смены 8,2 часа.

1.11. Повышенная потребность в рабочих в навигационный период обеспечивается за счет следующих организационных мероприятий:

предоставления отпусков, как правило, за пределами навигационного периода;

проведения подготовительных работ, обслуживания и ремонта флота и оборудования преимущественно зимой;

переключения части рабочих в зимнее время на лесозаготовки;

частичного привлечения внутрирайонных трудовых ресурсов (сезонных рабочих).

1.12. Погрузка лесоматериалов в вагоны железных дорог общей сети СССР выполняется 365 дней в году в соответствии с утвержденным единым технологическим процессом работы лесобиржи и железнодорожной станции МПС.

Расчетная продолжительность погрузки за подачу - 4 часа.

2. РЕЙДЫ ПРИПЛАВА

2.1. Рекомендуемое оборудование и флот

Таблица 3

Суда и оборудование

Назначение

1. Суда буксирные мощностью 220 кВт

Буксировка секций

2. То же, мощностью 110 - 173 кВт

Рейдовые работы

3. Агрегаты лесосплавные малогабаритные

Подача пучков (пакетов) под выгрузку

4. Суда многоцелевые рейдовые

Расформирование плотов и секций, сбор и перевозка такелажа, подъем тормозного такелажа и пр.

5. Краны-погрузчики и автомашины

Выгрузка такелажа и доставка его на такелажный склад

6. Агрегаты топлякоподъемные, плашкоуты, баржи сухогрузные

Подъем и перевозка топляка, очистка акватории

7. Лебедки

Разукрупнение многопакетных хлыстовых пучков, сплотка размолеванной древесины

8. Устройства размолевочные

Разукрупнение сортиментных пучков и формирование пакетов, соответствующих грузоподъемности крана

2.2. Объем хранения древесины на рейде

2.2.1. Навигационный объем хранения древесины на рейде (переходящий остаток) должен составлять 10 - 15 % от грузооборота (в зависимости от продолжительности работы рейда): меньшее значение принимается при 150 днях работы; большее - при 100 днях.

2.2.2. При конкретном проектировании объем хранения древесины уточняется в зависимости от графика поступления, сортиментного состава и условий ее переработки.

2.3. Нормативная площадь акватории рейда

Таблица 4

Участок рейда

Площадь акватории на 1000 м3 грузооборота, м2, для рейдов приплава

на реках

на водохранилищах

Лесостоянка

270

180

270

180

Выгрузочный участок

80

120

100

120

Примечания: 1. Числитель - при поступлении сортиментных плотов, знаменатель - хлыстовых, независимо от вида выгрузочного механизма и грузооборота рейда.

2. Нормами учтена площадь, занятая непосредственно наплавными сооружениями, плотами и секциями.

3. Нормативная акватория лесостоянки определена для хлыстовых плотов, состоящих из четырехпакетных пучков. При поступлении плотов, состоящих из одно- и двухпакетных хлыстовых пучков, площадь акватории увеличивается в два раза.

2.4. Причалы

2.4.1. Длина причала для плотов определяется длиной расчетного плота, количеством установленных плотов по длине и запасом свободной длины причала между плотами, равным 0,2 - 0,4 длины плота. Общее количество плотов на причале принимается в зависимости от схемы расстановки и крепления плотов.

2.4.2. Причалы для хозяйственных грузов и горюче-смазочных материалов принимаются по «Временным нормам технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях» (М.: Гипроречтранс, 1976).

2.5. Коэффициенты полнодревесности сплоточных единиц

2.5.1. Средние коэффициенты полнодревесности сортиментных пучков (средняя длина сортимента 5,5 м) принимаются по табл. 5.

Таблица 5

Средний диаметр бревен, см

Коэффициент полнодревесности

16

0,58

20

0,60

26

0,66

30

0,70

2.5.2. Средние коэффициенты полнодревесности хлыстовых пучков принимаются по табл. 6.

Таблица 6

Количество пакетов в пучке

Коэффициент полнодревесности пучков

навигационной сплотки

береговой сплотки

1

0,40

0,36

2

0,42

0,38

4

0,45

0,40

6

0,48

-

10 и более

0,50

-

2.6. Коэффициенты полнодревесности плотов

2.6.1. Средние коэффициенты полнодревесности сортиментных плотов принимаются по табл. 7.

Таблица 7

Конструкция плота

Коэффициент полнодревесности

Озерный и речной без оплотника

0,45

Озерный в оплотнике

0,42

Речной в оплотнике

0,40

Речной в ошлаговке

0,36

2.6.2. Средние коэффициенты полнодревесности хлыстовых плотов (для береговой и навигационной сплотки) принимаются по табл. 8.

Таблица 8

Конструкция плота

Коэффициент полнодревесности

Плот из пучков:

 

однопакетных

0,32 - 0,33

двухпакетных

0,34 - 0,35

четырехпакетных

0,36 - 0,38

шести- восьмипакетных

0,40 - 0,42

десяти- двенадцатипакетных

0,42 - 0,45

Примечание. Данные, характеризующие размеры сплоточных единиц и плотов, приведены в ОНТП лесосплавных предприятий.

2.7. Расход материалов для строительства наплавных сооружений и опор на 1000 м3 грузооборота

Таблица 9

Грузооборот рейда, тыс. м3

Рейды приплава на реках

Рейды приплава на водохранилищах

Лесоматериалы, м3

Металлоизделия, т

Бетон М200, м3

Лесоматериалы, м3

металлоизделия, т

Бетон М200, м3

При поступлении сортиментных плотов

250

8,30

10,80

0,12

0,16

0,74

0,93

6,90

8,60

0,20

0,25

0,48

0,61

500

6,10

7,60

0,10

0,14

0,44

0,74

4,9

5,9

0,14

0,17

0,35

0,42

1000

5,50

6,60

0,09

0,13

0,45

0,60

4,20

4,90

0,12

0,16

0,30

0,40

2000

4,90

6,30

0,08

0,12

0,43

0,59

3,80

4,70

0,11

0,15

0,28

0,39

Пои поступлении хлыстовых плотов

250

7,4

7,4

0,11

0,11

0,71

0,71

3,90

3,90

0,11

0,11

0,24

0,24

500

5,40

5,60

0,09

0,10

0,52

0,55

2,70

2,80

0,09

0,10

0,21

0,22

1000

5,20

5,25

0,08

0,09

0,50

0,54

2,60

2,70

0,08

0,09

1,19

0,20

2000

4,90

5,10

0,07

0,08

0,49

0,52

2,50

2,60

0,07

0,08

0,17

0,18

Примечания: 1. При поступлении сортиментных плотов: числитель - при выгрузке портальными перегрузочными кранами грузоподъемностью 16 т, знаменатель - кранами (башенными) с грузоподъемностью грейфера 8 т или портальными перегрузочными кранами грузоподъемностью 10 т.

2. При поступлении хлыстовых плотов: числитель - при выгрузке мостовыми кранами с грузоподъемностью грейферов 20 т, знаменатель - козловыми кранами с грейфером грузоподъемностью 27,8 т или консольно-козловыми кранами с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т.

3. При периоде работы рейда 100 или 150 дней вводятся соответственно коэффициенты 1,2 и 0,85.

2.8. Расход строительного такелажа на 1000 м3 грузооборота (в кг)

Таблица 10

Грузооборот рейда, тыс. м3

Рейды приплава на реках

Рейды приплава на водохранилищах

Канаты стальные

Цепи

Поковки

Всего

Канаты стальные

Цепи

Поковки

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

При поступлении сортиментных плотов

250

97

135

88

120

5,0

7,0

190

262

23

31

143

187

1,6

2,0

167,6

220,0

500

85

107

61

76

4,3

5,7

150,3

189,0

18

25

106

143

1,3

1,7

125,3

169,7

1000

83

99

55

65

4,1

5,4

142,2

169,4

16

20

95

116

1,1

1,5

112,1

137,5

2000

75

93

48

60

3,6

5,0

126,6

158,0

15

19

84

106

1,0

1,4

100

126,4

При поступлении хлыстовых плотов

250

120

120

90

90

5,0

5,0

215

215

11

11

70

70

1,1

1,1

82,1

82,1

500

107

110

68

71

4,5

5,0

179,5

186,0

9

10

55

57

0,9

1,0

64,9

68,0

1000

102

105

63

68

4,2

4,8

169,2

177,8

8

9

52

53

0,8

0,9

60,9

62,9

2000

94

100

56

64

3,8

4,6

153,8

168,6

7

8

52

53

0,8

0,9

59,8

61,9

Примечания: 1. При поступлении сортиментных плотов: числитель - при выгрузке портальными перегрузочными кранами грузоподъемностью 16 т, знаменатель - кранами (башенными) с грузоподъемностью грейфера 8 т или портальными перегрузочными кранами грузоподъемностью 10 т.

2. При поступлении хлыстовых плотов: числитель - при выгрузке мостовыми кранами с грузоподъемностью грейферов 20 т, знаменатель - козловыми кранами с грузоподъемностью грейфера 27,8 т или консольно-козловыми кранами с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т.

3. При периоде работы рейда 100 или 150 дней вводятся соответственно коэффициенты 1,2 и 0,85.

2.9. Выбор такелажного склада и слипа

2.9.1. Выбор такелажного склада производится в зависимости от удельного расхода такелажа и коэффициента его оборачиваемости, принимаемых в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации такелажа на лесосплаве» (М.: ВНИПИЭИлеспром, 1980).

В расчетах, кроме эксплуатационного такелажа, следует учитывать строительный такелаж (см. табл. 10).

2.9.2. Количество судомест слипа определяется по наличию самоходного и несамоходного флота, принимаемого по табл. 11 и 12 из расчета одно судоместо на одну единицу флота.

2.10. Потребная мощность самоходного флота

Таблица 11

Грузооборот рейда, тыс. м3

Мощность флота на 1000 м3 грузооборота, кВт

Река

Водохранилище

250

1,45

1,45

1,45

1,95

500

1,07

1,32

1,07

1,32

1000

0,71

0,96

0,71

0,85

2000

0,62

0,81

0,54

0,66

Примечание. Числитель - при поступлении сортиментных плотов, знаменатель - хлыстовых.

2.11. Потребность в несамоходном флоте (в единицах)

Таблица 12

Грузооборот рейда, тыс. м3

Баржа сухогрузная грузоподъемностью 200 т

Топлякоподъемный агрегат

Трехпонтонный плашкоут

Дебаркадер

Шлюпка спасательная

250

1

1

1

-

2

500

1

1

1

-

3

1000

1

1

2

1

4

2000

2

1

2

1

6

2.12. Расход топлива

Таблица 13

Грузооборот рейда, тыс. м3

Норма расхода на 1000 м3 грузооборота, т

на реках

на водохранилищах

250

0,78

1,00

0,73

0,77

500

0,74

0,96

0,70

0,74

1000

0,66

0,90

0,62

0,68

2000

0,61

0,79

0,50

0,59

Примечания: 1. Числитель - при поступлении сортиментных плотов, знаменатель - хлыстовых.

2. Расход смазочных материалов составляет 5 - 8 % от общего расхода топлива.

3. Нормы определены для обычных условий работы флота и оборудования при следующей средней удаленности лесостоянок:

на реках, при грузообороте рейда, тыс. м3:

250 - 5 км

500 - 10 км

1000 - 15 км

2000 - 25 км,

на водохранилищах - 4 км при всех грузооборотах.

Определение расхода топлива при условиях работы флота и оборудования, отличающихся от указанных выше, производится по действующим индивидуальным нормам расхода топлива.

2.13. Трудозатраты на рейдовые работы

Таблица 14

Работы

Трудозатраты, чел.-дни на 1000 м3 грузооборота

Река

Водохранилище

Сортименты

Хлысты

Сортименты

Хлысты

Кран портальный перегрузочный грузоподъемностью 16 т

Кран портальный перегрузочный грузоподъемностью 10 т

Кран мостовой с грузоподъемностью грейферов 20 т

Кран портальный перегрузочный грузоподъ­емностью 16 т

Кран портальный перегрузочный грузоподъ­емностью 10 т

Кран мос­товой с грузоподъ­­емностью грейферов 20 т

Кран с грузоподъемностью грейфера 8 т (башенный)

Кран козловой с грейфером грузоподъемностью 27,8 т

Кран с грузоподъ­емностью грейфера 8 т (башенный)

Кран козловой с грейфером грузоподъ­емностью 27,8 т

1

2

3

4

5

6

7

1. Основные

11,3

13,5

9,2

8,3

10,1

7,8

2. Подготовительные

2,3

2,7

1,8

1,7

2,0

1,6

3. Вспомогательные:

 

 

 

 

 

 

очистка акватории, текущий ремонт наплавных сооружений, сбор подсланевых и фекальных вод и пр.

1,7

2,0

1,4

1,3

1,5

1,2

работы на такелажном складе

2,0

2,0

2,0

1,8

1,8

1,5

Всего

17,3

20,2

14,4

13,1

15,4

12,1

Примечания: 1. В таблице не учтены трудозатраты работников флота, которые принимаются дополнительно в индивидуальном порядке для каждого судна по нормам Речного Регистра РСФСР.

2. Подготовительные работы выполняются в межнавигационный период.

2.14. Штат цехового персонала

Таблица 15

Должность

Количество человек при грузообороте рейда, тыс. м3

250

500

1000

2000

Начальник рейда

1

1

1

1

1

1

1

1

Технорук

-

1

1

1

1

1

1

Мастер

3

3

5

5

7

5

9

7

Заведующий такелажным складом

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого

5

5

8

8

10

8

12

10

Примечание. Числитель - при поступлении сортиментных плотов, знаменатель - хлыстовых.

3. ЛЕСОБИРЖА

3.1. Организация труда

3.1.1. Основной формой организации труда на лесобиржах лесоперевалочных предприятий является укрупненная комплексная бригада (УКБ), работающая по единому наряду и выполняющая определенный комплекс технологических операций (выгрузка из вода пучков хлыстов или сортиментов, создание межнавигационного запаса хлыстов или сортиментов, раскряжевка хлыстов, сортировка круглых лесоматериалов, погрузка сортиментов в вагоны МПС). При организации работ по такой системе необходимо учитывать коэффициент трудового участия каждого члена бригады.

Укрупненной считается комплексная бригада, работающая на базе двух и более технологических потоков участков выгрузки в одну или две смены, а также на базе одного технологического потока участков выгрузки по многосменному режиму.

3.1.2. Организационные формы УКБ, их численный и квалификационный состав, количество технологических операций, выполняемых ими, режим работы устанавливаются исходя из технологического процесса и организации производства на лесобиржах ЛПП, определяемых типом лесобиржи, системой применяемых машин, годовым объемом производства, режимом работы, условиями отгрузки готовой продукции и т.д. с учетом принятой по действующим нормам производительности на используемые машины и механизмы.

3.1.3. Организация рабочих мест в комплексных бригадах и в целом по лесобирже должна приниматься в соответствии с типовыми проектами и картами организации труда на различных производственных участках, утвержденными Минлесбумпромом СССР:

«Типовым проектом организации труда на производственном участке раскряжевки хлыстов полуавтоматическими поточными линиями»;

«Типовым проектом рабочего места оператора автоматизированного сортировочного транспортера ЛТ-86»;

«Типовым проектом организации труда на производственном участке штабелевки и погрузки лесоматериалов», а также с учетом достижений науки и техники и передового опыта, внедряемых в производство.

3.1.4. Техническое обслуживание и текущий ремонт машин и механизмов, используемых укрупненной комплексной бригадой, должны производиться ремонтной бригадой пункта технического обслуживания, входящего в состав лесобиржи.

Численный состав такой бригады и организация ее работы определяются по разделу 4 настоящих Норм и «Положению о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования».

3.1.5. Снабжение лесоперевалочного предприятия горюче-смазочными материалами, такелажем, техническими материалами осуществляется специальными службами предприятия исходя из действующих норм расхода, по заявкам механика.

3.1.6. На территории лесобиржи должно находиться помещение для приготовления и приема пищи, обогрева рабочих, а также служебное помещение, оборудованное радио- или телефонной связью.

3.1.7. При конкретном проектировании рекомендуется пользоваться следующими материалами, утвержденными Минлесбумпромом СССР:

«Рекомендациями по научной организации труда на лесозаготовительном предприятии»;

«Отраслевым положением о производственной бригаде и бригадире на предприятиях лесной промышленности».

3.2. Рекомендуемые механизмы и оборудование

Таблица 16

Операция

Механизмы и оборудование

1

2

Выгрузка пакетов хлыстов из воды

Кран мостовой электрический грейферный с грузоподъемностью грейферов 20 т

Кран козловой с грейфером грузоподъемностью 27,8 т

Кран козловой консольный с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т

Выгрузка пучков сортиментов из воды

Кран портальный перегрузочный грузоподъемностью 16 т

Кран портальный перегрузочный грузоподъемностью 10 т

Кран с грузоподъемностью грейфера 8 т (башенный)

Перевозка хлыстов, сортиментов

Лесоавтопоезда-лесовозы (10´6), (8´4)

Лесоавтопоезда-сортиментовозы (12´4), (10´4), (8´4)

Выгрузка хлыстов по схеме:

 

автомашина-штабель

Кран козловой консольный с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т

Кран козловой с грейфером грузоподъемностью 27,8 т

Агрегат транспортно-штабелевочный грузоподъемностью 30 т на колесном тракторе тягового класса 5

автомашина-эстакада

Кран козловой консольный с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т

Кран козловой с грейфером грузоподъемностью 27,8 т

Агрегат транспортно-штабелевочный грузоподъемностью 30 т на колесном тракторе тягового класса 5

Устройство разгрузочно-растаскивающее тяговым усилием 98 кН

Выгрузка сортиментов по схеме:

Краны с грузоподъемностью грейфера 8 т

автомашина-штабель

 

автомашина-питатель

 

вода-питатель

 

Разделение и поштучная подача хлыстов или сортиментов

Устройство разгрузочно-растаскивающее тяговым усилием 98 кН

Разобщитель хлыстов объемом загрузки 25 м3

Разобщитель пачек бревен универсальный объемом загрузки 16 м3

Раскряжевка хлыстов

Линия полуавтоматическая с продольной подачей и диаметром пропила до 60 см

Установка сучкорезно-раскряжевочная с продольной подачей и диаметром пропила до 110 см

Установка раскряжевочная с продольной подачей и диаметром пропила до 110 см

Установка многопильная раскряжевочная с поперечной подачей для хлыстов более 0,3 м3

Установка раскряжевочно-сортировочная с поперечной подачей для хлыстов до 0,3 м3

Сортировка круглых лесоматериалов

Лесотранспортер продольный сортировочный автоматизированный гравитационного типа для бревен диаметром до 110 см

Лесотранспортер продольный сортировочный автоматизированный с двухсторонней сброской для бревен диаметром до 110 см

Штабелевка - погрузка круглых лесоматериалов

Краны с грузоподъемностью грейфера 8 - 12,5 т

Комплекс погрузочно-разгрузочных и транспортных операций

Автопогрузчики грузоподъемностью 3 - 10 т

Агрегат сплоточно-транспортный на базе колесного трактора тягового класса 5 для пучков сортиментов и хлыстов до 30 м3

Производство технологической щепы

Установки для производства технологической щепы производительностью 25 - 100 тыс. м3 в год

Перевозка отходов

Автосамосвалы грузоподъемностью 5 - 12 т

3.3. Нормы запаса древесины на берегу

Запас древесины (от объема производства):

межнавигационный - 59 - 72 %,

межоперационный - 2 - 3 смены.

Запас круглых лесоматериалов у погрузочных железнодорожных путей МПС на складах - 15 - 30 сут. (по отгрузке).

Примечание. При конкретном проектировании нормы запаса уточняются в зависимости от местных условий.

3.4. Нормативы размещения древесины на складах хранения

Таблица 17

Применяемое оборудование

Потребная площадь склада, м2

на 1000 м3 хранения древесины

на 1000 м3 объема производства

1

2

3

При формировании штабелей хлыстов

Краны с грейфером грузоподъемностью 20 - 27,8 т

305

600

При формировании штабелей и лесоматериалов

Краны козловые с грузоподъемностью грейфера 8 - 12,5 т

360

600

Краны (башенные) с грузоподъемностью грейфера 8 т

280

300

Автопогрузчики грузоподъемностью 3 - 30 т

680

600

Примечания: 1. Нормативы разработаны для ориентировочного определения площадей складов хранения при расчетах обосновывающих материалов, составлении технико-экономических докладов и предпроектных проработок на основе исходных данных, приведенных в таблице 18.

2. Размеры штабелей хлыстов и сортиментов, разрывы между ними, их формирование должны соответствовать:

«Правилам техники безопасности и производственной санитарии в лесной промышленности и в лесном хозяйстве»;

«Правилам техники безопасности и производственной санитарии в деревообрабатывающей промышленности»;

СН 473-75 «Противопожарные нормы проектирования складов лесных материалов»;

СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования»;

СН 305-77 «Инструкция по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений» и другим нормативным документам, указанным в разделе 9 настоящих Норм.

3. Коэффициенты полнодревесности штабелей принимаются в соответствии с «Инструкцией по проектированию лесозаготовительных предприятий» (ВСН 01-82), ГОСТ 2292-74х «Лесоматериалы круглые», ГОСТ 24260-80 «Сырье для пиролиза и углежжения».

4. При формировании штабелей длиной более 100 м должны предусматриваться пункты переключения электрокабеля.

Таблица 18

Применяемое оборудование

Габаритные размеры штабеля, м

Расстояние между осями штабелей бревен средней длиной 5,5 м, м

Способ укладки в штабель

Длина

Высота

Ширина

1

2

3

4

5

6

При формировании штабелей хлыстов

Краны с грейфером грузоподъемностью 20 - 27,8 т

240 - 250

11 - 12

25

-

Пачками в разнокомелицу

При формировании штабелей круглых лесоматериалов

Краны козловые с грузоподъемностью грейфера 8 - 12,5 т

260

6,5

5,5

7,5

Пачками

Краны (башенные) с грузоподъемностью грейфера 8 т

240 - 250

8,2

5,5

7,5

Пачками

Автопогрузчики грузоподъемностью 3 - 30 т

150

3

5,5

7,5

Плотный

3.5. Производительность механизмов на выгрузке древесины из воды (в м3/ч)

Таблица 19

Операция

Применяемое оборудование

Схема работы

Вода-автомашина

Вода-штабель межоперационного запаса

Штабель межоперационного запаса - автомашина

Вода-полувагон

Штабель-полувагон

Вода-эстакада

1

2

3

4

5

6

7

8

Выгрузка пакетов хлыстов объемом, м3:

 

 

 

 

 

 

 

25

Кран мостовой электрический грейферный с грузоподъемностью грейферов 20 т

165

176

235

-

-

-

34,5

Кран козловой с грейфером грузоподъемностью 27,8 т

170

160

233

-

-

145

30

147

139

201

-

-

126

25

122

116

167

-

-

105

34,5

Кран козловой консольный с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т

135

154

235

-

-

-

30

118

134

205

-

-

-

25

98

111

170

-

-

-

Выгрузка пучков круглых лесоматериалов объемом, м3:

 

 

 

 

 

 

 

20

Кран портальный перегрузочный грузоподъемностью 16 т

145

215

147

124

127

-

16

116

172

118

99

102

-

12,5

Кран портальный перегрузочный грузоподъемностью 10 т

90

135

92

77

80

-

12

87

127

88

74

77

-

10

72

107

74

62

64

-

8

58

86

59

50

51

-

10

Кран с грузоподъемностью грейфера 8 т (башенный)

60

85

62

53

52

-

8

48

69

50

42

41

-

Примечания: 1. Производительность механизмов приведена для уровней воды ниже отметки головки рельса, равной 8 м; при уровнях воды 6 м она принимается с К = 1,03, а при 10 м - с К = 0,97.

2. Кран козловой с грейфером грузоподъемностью 27,8 т и кран козловой консольный с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т применяются для уровней воды ниже отметки головки рельса соответственно 6 и 8 м.

3. При работе кранов по схеме «вода-штабель» пакеты хлыстов в штабели межоперационного запаса укладываются со снятием сплоточного такелажа (проволочных обвязок). Если укладка производится без снятия проволочных обвязок, производительность принимается с К = 1,3.

4. Состав обслуживающего звена - 2 человека.

3.6. Производительность механизмов на выгрузке, раскряжевке, сортировке, штабелевочно-погрузочных операциях и прочие показатели по лесобирже

3.6.1. Ввиду полной идентичности выполняемых работ показатели производительности по приведенному ниже перечню операций принимаются по действующим нормам технологического проектирования лесозаготовительных предприятий:

выгрузка по схеме «автомашина-штабель», «автомашина-эстакада»;

погрузка (подача) по схеме «штабель-автомашина», «штабель-эстакада»;

разобщение пачки и поштучная подача хлыстов;

раскряжевка хлыстов поштучная;

раскряжевка хлыстов на полухлысты и формирование из них транспортных пакетов;

сортировка круглых лесоматериалов;

разобщение и поштучная подача круглых лесоматериалов;

штабелевка круглых лесоматериалов;

формирование и штабелевка пакетов круглых лесоматериалов;

погрузка круглых лесоматериалов из штабеля в полувагоны МПС с выравниванием торцов;

погрузка пакетов круглых лесоматериалов в полужестких стропах ПС;

перевозка с загрузкой из скипового погрузчика опилок, немерных отрезков хлыстов, коры и мусора.

3.7. Трудозатраты на подготовительно-вспомогательные работы

Таблица 20

Вид работ

Трудозатраты, чел.-ч на 1000 м3 грузооборота при выгрузке из воды

пакетов хлыстов

пучков сортиментов

1. Содержание территории (уборка снега и мусора, ремонт подштабельных оснований и пр.)

41

41

2. Обслуживание механизмов и электрооборудования слесарями-наладчиками и электриками

41

24,6

3. Пилоточно-пилоправные работы

16,4

-

4. Маркировка круглых лесоматериалов (вручную)

41

41

5. Приемка и подготовка строп-комплектов

8,2

8,2

6. Химическая обработка круглых лесоматериалов (на 1000 м3):

 

 

защита от насекомых и поражения грибами окунанием или опрыскиванием

73,8

73,8

защита от растрескивания:

 

 

побелка известью с обоих торцов

80

80

замазка торцов лесоматериалов биологической сушки нефтебитумом с приготовлением раствора

111

111

Примечания: 1. Уборка территории лесоперевалочного предприятия производится машинами и механизмами, предназначенными для использования в коммунальном хозяйстве. Приобретаются эти машины за счет средств от основной деятельности предприятия.

2. Маркировка круглых лесоматериалов может выполняться устройством учета и маркировки. В этом случае трудозатраты относятся к основному производству (норма принимается по производительности лесотранспортера).

3. Количество обработок в сезон и расход химикатов определяются при конкретном проектировании.

3.8. Характеристика основных технологических схем

Таблица 21

Применяемое оборудование

 

на выгрузке из воды

на выгрузке хлыстов или сортиментов из машин и укладке в штабеля или на эстакаду

на разделении пачки и поштучной подаче

на раскряжевке хлыстов

на сортировке круглых лесоматериалов

на штабелевке-погрузке круглых лесоматериалов

 

1

2

3

4

5

6

 

При поступлении хлыстовых плотов

 

1. Кран мостовой электрический грейферный с грузоподъемностью грейферов 20 т

1. Кран козловой с грейфером грузоподъ­­емностью 27,8 т

1. Устройство разгрузочно-растаскивающее тяговым усилием 98 кН, манипулятор двухстреловой грузоподъемностью 6 т

1. Линия полуавтоматическая с продольной подачей и диаметром пропила до 60 см

1. Лесотранспортер продольный цепной со скоростью перемещения цепи 0,8 м/с, лесотранспортер продольный сортировочный автоматизированный, гравитационного типа для бревен диаметром до 110 см

1. Кран с грузоподъ­емностью грейфера 8 т (башенный)

 

или

или

или

или

 

2. Кран козловой с грейфером грузоподъемностью 27,8 т

2. Кран козловой консольный с пространственной подвеской грузоподъ­емностью 27,8 т

2. Разобщитель хлыстов объемом загрузки 25 м3

2. Установка многопильная раскряжевочная с поперечной подачей для хлыстов более 0,3 м3, установка сучкорезно-раскряжевочная с продольной подачей и диаметром пропила до 110 см

 

2. Кран с грузоподъемностью грейфера 8 т

 

3. Кран козловой консольный с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т

 

 

 

 

 

 

При поступлении сортиментных плотов

 

4. Кран портальный перегрузочный грузоподъемностью 10 т

3. Кран с грузоподъемностью грейфера 8 т

3. Разобщитель пачек бревен универсальный объемом загрузки 16 м3

-

1. Лесотранспортер продольный цепной со скоростью перемещения цепи 0,8 м/с, лесотранспортер продольный сортировочный автоматизированный, гравитационного типа для бревен диаметром до 110 см

2. Кран с грузоподъ­емностью грейфера 8 т

 

5. Кран портальный перегрузочный грузоподъемностью 16 т

То же

То же

-

То же

То же

 

6. Кран с грузоподъемностью грейфера 8 т (башенный)

4. Кран с грузоподъемностью грейфера 8 т (башенный)

То же

-

То же

1. Кран с грузоподъ­емностью грейфера 8 т (башенный)

 

Примечания: 1. Для лесоперевалочных предприятий грузооборотом до 500 тыс. м3 рекомендуется применять на раскряжевке хлыстов полуавтоматическую линию с продольной подачей и диаметром пропила до 60 см.

2. Использование козловых кранов с грейфером грузоподъемностью 27,8 т по схеме «вода-эстакада» исключает применение кранового оборудования, предназначенного для выгрузки хлыстов из машины и укладки их на эстакады.

3.9. Основные технологические показатели по комплексу работ «выгрузка - франко-вагон отправления»

Таблица 22

Индекс схемы

Применяемое оборудование

Объем произ­водства, тыс. м3

Трудозатраты, чел.-ч на 1000 м3 объема производства

Количество рабочих, чел.

Комплексная выработка, м3/чел.-ч

 

на выгрузке из воды

на раскряжевке хлыстов

Всего

В том числе

Макси­мальное (в навигацию)

Средне­списочное

В том числе на основных работах

Всего

В том числе

 

франко-штабель

на основных работах

франко-штабель

на основных работах

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

При поступлении хлыстовых плотов

 

1-1-1-1-1-1

Кран мостовой электрический грейферный с грузоподъ­емностью грейферов 20 т

Линия полуав­томатическая с продольной подачей и диаметром пропила до 60 см

250

400,2

337,4

277,0

99

60

43

2,49

2,96

3,60

 

 

 

 

 

 

500

 

 

 

186

114

79

 

 

 

 

1-2-2-2-1-2

То же

Установка многопильная раскряжевочная с поперечной подачей для хлыстов более 0,3 м3

1000

368,1

305,3

245,1

363

210

152

2,72

3,28

4,08

 

Установка сучкорезно-раскряжевочная с продольной подачей и диаметром про­пила до 110 см

2000

718

415

299

 

2-1-1-1-1-1

Кран козловой с грейфером грузоподъ­емностью 27,8 т

Линия полуавто­матическая с продольной подачей и диаметром пропила до 60 см

250

 

 

 

101

61

44

 

 

 

 

 

406,5

341,3

284,9

 

 

 

2,46

2,93

3,51

 

500

 

 

 

195

115

81

 

 

 

 

2-2-2-2-1-2

То же

Установка многопильная раскряжевочная с поперечной подачей для хлыстов более 0,3 м3

1000

371,0

309,6

248,4

384

211

141

2,69

3,23

4,02

 

Установка сучкорезно-раскряжевочная с продольной подачей и диаметром пропила до 110 см

2000

869

420

280

 

При поступлении сортиментных плотов

 

3-3-0-0-1-2

Кран порталь­ный перегрузочный грузоподъ­емностью 10 т

-

250

361,9

301,8

288,1

55

52

41

2,76

3,31

3,47

 

500

110

103

80

 

1000

215

205

158

 

2000

425

408

315

 

3-3-0-0-1-2

Кран порталь­ный перегрузочный грузоподъ­емностью 16 т

-

250

355,0

291,0

277,2

54

51

40

2,85

3,43

3,61

 

500

108

101

79

 

1000

210

200

158

 

2000

417

400

315

 

6-4-3-0-1-1

Кран с грузоподъ­емностью грейфера 8 т (башенный)

-

250

368,0

308,3

294,6

57

53

42

2,70

3,20

3,39

 

500

113

105

81

 

1000

225

208

160

 

2000

445

415

318

 

Примечания: 1. Индекс схемы образован путем последовательного перечисления цифр, приведенных в вертикальных графах таблицы 21.

2. Максимальное количество рабочих при продолжительности навигационного периода 100 и 150 дней определяется с учетом следующих поправочных коэффициентов:

при выгрузке хлыстов:                                               при выгрузке сортиментов:

100 дней - 1,08                                                               100 дней - 1,20

150 дней - 0,95                                                               150 дней - 0,85.

3. При выгрузке пакетов хлыстов по схеме «вода-эстакада» комплексная выработка увеличивается на 2 %.

4. Показатели таблицы приведены для среднего объема хлыста 0,4 м3.

При раскряжевки хлыстов других объемов применяются следующие поправочные коэффициенты к комплексной выработке:

1,1 м3           -       1,16

0,75 м3         -       1,12

0,4 м3           -       1,0

0,21 м3         -       0,9

0,14 м3         -       0,8.

5. Трудозатраты на маркировку учтены при выполнении ее устройством учета и маркировки.

6. Трудозатраты на обработку лесоматериалов химическими препаратами не учтены.

3.10. Штат административно-технического цехового персонала

Таблица 23

Должность

При поступлении хлыстовых плотов

При поступлении сортиментных плотов

Количество человек, при объеме производства, тыс. м3

250

500

1000

2000

250

500

1000

2000

Начальник лесобиржи (старший мастер)

1

1

1

1

1

1

1

1

Технорук

-

1

1

1

-

-

1

1

Мастер

3

5

9

17

3

6

12

24

Механик склада

1

1

1

1

1

1

1

1

Сменный механик

-

1

1

2

-

-

1

2

Бракер (десятник)

2

5

10

20

2

4

8

16

Уборщица-кипятильщица

1

1

2

2

1

1

2

2

Итого

8

15

25

44

8

13

26

47

3.11. Уровень механизации и автоматизации труда по комплексу работ «выгрузка - франко-вагон отправления»

Таблица 24

Индекс схемы

Основная характеристика схемы

Уровень механизации труда, %

Уровень автоматизации труда, %

Всего

На основных работах

Всего

На основных работах

 

Выгрузка пакетов хлыстов из воды с применением на раскряжевке:

 

 

 

 

1-1-1-1-1-1

полуавтоматической линии с продольной подачей и диаметром пропила до 60 см

57

76

24

34

2-1-1-1-1-1

3-1-1-1-1-1

 

Многопильной раскряжевочной установки с поперечной подачей для хлыстов более 0,3 м3

54

74

19

28

1-2-2-2-1-2

2-2-2-2-1-2

3-2-2-2-1-2

сучкорезно-раскряжевочной установки с продольной подачей и диаметром пропила до 110 см

4-3-3-0-1-2

Выгрузка пучков сортиментов из воды с выполнением сортировочных работ

59

69

14

17

5-3-3-0-1-2

6-4-3-0-1-1

Примечание. Показатели приняты для технологических схем, приведенных в табл. 21 и 22.

3.12. Уровень использования основного оборудования (в процентах)

Таблица 25

Группы машин и механизмов

Районы с обычными условиями труда

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера

Районы Крайнего Севера

Крановое оборудование на участке выгрузки древесины из воды, при продолжительности выгрузки, дней:

 

 

 

100

36,0

35,7

35,4

125

45,0

44,7

44,0

150

54,0

53,4

52,6

Оборудование лесобиржи:

 

 

 

крановое оборудование, разгрузочно-растаскивающие устройства, разобщители

63,0

62,5

61,4

стационарное технологическое оборудование, применяемое на раскряжевке хлыстов, сортировке круглых лесоматериалов

60,3

59,7

58,4

мобильная техника

54,8

54,2

52,3

3.13. Использование отходов лесозаготовок

3.13.1. Отходы, образующиеся при раскряжевке хлыстов, используются по следующим направлениям:

немерные отрезки хлыстов - для производства топливной щепы, технологической щепы для ЦБП, щепы для плитного и гидролизного производств;

опилки, отпад коры - в качестве топливного сырья и для изготовления топливных брикетов, строительных плит, удобрений;

отсев при производстве технологической щепы - в качестве топливного сырья и сырья для производства гидролизных дрожжей.

3.13.2. Объемы отходов лесозаготовок при конкретном проектировании устанавливаются по «Методическим указаниям по определению объемов древесных отходов» (М.: ВНИПИЭИлеспром, 1984).

Относительное количество опилок и мусора принимается равным 0,5 % от объема выгрузки.

3.13.3. Объем отсева при производстве технологической щепы определяется по типовому проекту.

3.13.4. Решение в направлении использования отходов принимается исходя из конкретных условий проектирования.

3.13.5. Определение технико-экономических показателей по использованию отходов производится по нормам технологического проектирования смежных производств (см. п. 1.7 настоящих Норм), действующим типовым и индивидуальным проектам.

4. РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ БАЗА

4.1. Основные положения

4.1.1. Нормы настоящего раздела должны соблюдаться при разработке технологической части проекта на строительство ремонтно-обслуживающей базы (РОБ), входящей в состав вспомогательного производства лесоперевалочного предприятия, а также предпроектных материалов.

4.1.2. Нормы предназначены для определения:

трудоемкости работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) машин и механизмов, применяемых на всех фазах производства лесоперевалочного предприятия;

численности работающих;

количества постов для выполнения ТО и ТР автомобильного транспорта;

числа мест на закрытой стоянке автомобилей и обоснования на основе этих данных выбора типовых проектов строительства объектов РОБ.

Параметры типового проекта должны совпадать с расчетными или отличаться от них на величину не более 10 %. При невозможности подбора типового проекта с требуемыми параметрами типовой проект подлежит изменению.

4.1.3. При проектировании ремонтно-обслуживающей базы наряду с настоящими нормами следует руководствоваться действующими нормативами, инструкциями и правилами техники безопасности и производственной санитарии, перечень которых приведен в разделе 9.

4.2. Условия применения норм

4.2.1. Нормы трудоемкости работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту машин и механизмов лесоперевалочного предприятия рассчитаны на следующие условия работы оборудования и организации ремонтных работ:

расположение объектов лесоперевалочного предприятия на одной площадке;

технологическая схема перевозок древесины, тип лесовозного транспорта и дальность вывозки - по табл. 26.

Таблица 26

Схема перевозки

Дальность перевозки

Тип лесовозного транспорта

I тип ЛПП

Участок выгрузки - склад межнавигационного хранения

2 км

Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) грузоподъемностью 23 т

Участок выгрузки - раскряжевочно-сортировочный участок

1 км

Склад межнавигационного хранения - раскряжевочно-сортировочный участок

1,5 км

II тип ЛПП

Участок выгрузки - склад межнавигационного хранения

1 км

Лесоавтопоезд-сортиментовоз (10´4) грузоподъемностью 16 т

Склад межнавигационного хранения - участок сортировки

1 км

годовой пробег для хозяйственного транспорта - 20 тыс. км на один автомобиль;

категории дорог по условиям эксплуатации:

II (щебенчатое или гравийное покрытие) - для ЛПП с объемом производства 250 - 500 тыс. м3;

I (асфальтобетонное покрытие) - для ЛПП с объемом производства 1000 - 2000 тыс. м3.

4.2.2. Нормами предусмотрен следующий состав ремонтно-обслуживающей базы: центральная ремонтная мастерская (ЦРМ), пункт технического обслуживания оборудования лесобиржи (ПТО), гараж.

Распределение трудоемкости работ по ТО и ТР по местам выполнения указано на схеме организационной структуры РОБ (с. 40).

При ином составе РОБ следует произвести перераспределение объемов работ по ТО и ТР между проектируемыми объектами в соответствии с указаниями п. 7.20 «Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования».

4.2.3. Ежедневное обслуживание (ЕО) оборудования лесобиржи и участка выгрузки производится эксплуатационным персоналом.

Заправочные операции, постановка автомобиля на стоянку, проверка технического состояния автомобильного транспорта выполняются водителем.

Техническое обслуживание и текущий ремонт флота рейдов приплава проводятся силами судового экипажа с привлечением береговых служб (ЦРМ). Объем работ, выполняемых экипажем, принимается по «Нормативам периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и текущего ремонта судов лесосплавного флота».

4.3. Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, выполняемых штатом ремонтно-обслуживающей базы

4.3.1. При расположении лесоперевалочного предприятия на водохранилище принимается следующая трудоемкость работ по ТО и ТР флота рейда приплава, выполняемых в ЦРМ, чел.-ч на 1000 м3 грузооборота:

при поступлении хлыстовых плотов - 4,4

при поступлении сортиментных плотов - 3,7.

Для ЛПП, расположенных на реках, нормативные показатели трудоемкости этого вида работ следует увеличить в 1,1 раза.

Нормы, используемые при определении трудоемкости работ по ТО и ТР флота рейдов приплава, корректируются с помощью коэффициентов, учитывающих:

продолжительность периода навигации:

100 дней - 1,15

125    ''     - 1,0

150    ''     - 0,86;

мощность лесоперевалочного предприятия:

250     тыс. м3   - 1,0

500        - '' -     - 0,75

1000      - '' -     - 0,68

2000      - '' -     - 0,63.

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РОБ

4.3.2. Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования участка выгрузки принимается по табл. 27.

Таблица 27

Оборудование

Трудоемкость работ по ТР и ТР, чел.-ч на 1000 м3 грузооборота

Всего

ПТО

ЦРМ

При поступлении хлыстовых плотов

Кран мостовой с грузоподъемностью грейферов 20 т

 

 

 

Кран козловой с грейфером грузоподъемностью 27,8 т

1,90

1,77

0,13

Кран козловой консольный с пространственной подвеской грузоподъемностью 27,8 т

 

 

 

При поступлении сортиментных плотов

Кран с грузоподъемностью грейфера 8 т (башенный)

4,60

4,30

0,30

Краны портальные перегрузочные грузоподъемностью 10 - 16 т

3,40

3,16

0,24

4.3.3. Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования лесобиржи принимается по табл. 28.

Таблица 28

Система машин

Мощность ЛПП, тыс. м3

Трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч на 1000 м3 объема производства

ЦРМ

ПТО

При поступлении хлыстовых плотов

1НС (с продольной раскряжевкой)

250 - 500

3,8

36,8

2НС (с поперечной раскряжевкой)

501 - 2000

3,2

28,9

При поступлении сортиментных плотов

С сортировкой (без раскряжевки)

250 - 2000

1,7

19,6

Нормы, приведенные в табл. 28, корректируются с помощью коэффициентов, учитывающих объем хлыста (табл. 29).

Таблица 29

Система машин

Корректирующий коэффициент при объеме хлыста, м3

0,14 - 0,21

0,14 - 0,39

0,40 - 0,75

0,76 - 1,0

1,1 и более

1НС (с продольной раскряжевкой)

1,39

1,18

1,0

0,75

0,65

2НС (с поперечной раскряжевкой)

1,78

1,26

1,0

0,80

0,60

С сортировкой (без раскряжевки)

1,22

1,10

1,0

0,85

0,70

4.3.4. Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту лесовозного автомобильного транспорта принимается по табл. 30.

Таблица 30

Тип лесоавтопоезда

Объем производства, тыс. м3

250 - 500

501 - 2000

Трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч на 1000 м3 автоперевозки

Всего

ЦРМ

Гараж

Всего

Црм

Гараж

При поступлении хлыстовых плотов

Лесоавтопоезд-хлыстовоз (10´6) грузоподъемностью 23 т

4,37

1,75

2,62

3,98

1,59

2,39

При поступлении сортиментных плотов

Лесоавтопоезд-сортиментовоз (10´4) грузоподъемностью 16 т

7,60

2,70

4,90

7,00

2,45

4,55

Лесоавтопоезд-сортиментовоз (6´2) грузоподъемностью 13,5 т

9,40

2,80

6,60

8,80

2,60

6,20

Нормы, приведенные в табл. 30, корректируются с помощью коэффициентов, учитывающих продолжительность выгрузки древесины из воды:

100 дней - 1,15

125    ''     - 1,00

150    ''     - 0,86.

4.3.5. Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту пассажирского и хозяйственного автомобильного транспорта принимается по табл. 31.

Таблица 31

Объект РОБ

Трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч на 1000 м3 объема производства при мощности ЛПП, тыс. м3

250

500

1000

2000

ЦРМ

325

590

830

1040

Гараж

490

880

1240

1550

4.3.6. Трудоемкость прочих работ принимается в следующей процентной зависимости от общего объема работ, выполняемых на основных объектах РОБ:

ЦРМ - 15 % (ремонт собственного оборудования, заказы цехов основного производства на изготовление инструментов, деталей, приспособлений, заказы гл. энергетика и ЖКО);

ПТО лесобиржи - 20 % (заточка и обслуживание дереворежущего инструмента, пилоправные работы для ЛПП с раскряжевкой древесины).

4.3.7. Общая трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту определяется как сумма трудоемкостей работ по всем фазам основного производства лесоперевалочного предприятия.

4.3.8. Распределение трудоемкости ТО и ТР по видам работ производится в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования» (М.: ЦНИИМЭ, 1979).

4.3.9. Штат производственных рабочих РОБ по специальностям определяется как частное от деления трудоемкости соответствующего вида работ на эффективный годовой фонд времени рабочего.

Эффективный годовой фонд времени одного рабочего следует принимать по «Нормам технологического проектирования ремонтных предприятий» (Л.: Гипролестранс, 1986).

4.3.10. Численность обслуживающего, административно-технического персонала и вспомогательных рабочих принимается в следующем процентном отношении к численности основных производственных рабочих:

вспомогательные рабочие                                  - 20

инженерно-технические работники                  - 8

служащие                                                              - 3

младший обслуживающий персонал                 - 4

4.3.11. Количество постов технического обслуживания и текущего ремонта устанавливается на основании «Методики оценки существующей и определения перспективной ремонтно-обслуживающей базы лесозаготовительных объединений и предприятий» (ЦНИИМЭ, Гипролестранс, 1980).

4.3.12. Число мест на стоянке автомобилей и прицепного состава должно соответствовать списочному количеству транспортных единиц за вычетом рабочих постов ТО и ТР, а также автомобилей, находящихся на капитальном ремонте.

Расстояние между автомобилями, а также расстояние между автомобилями и конструкциями здания следует принимать по СНиП II-93-74.

Ширина внутригаражных проездов для установки подвижного состава на рабочие посты и места хранения регламентируется требованиями ОНТП-АТП-СТО.

Число мест на закрытой стоянке устанавливается по климатическим районам с минимальной расчетной температурой в зимний период в следующей процентной зависимости от общего списочного состава автомобилей:

до          -20 °С......... 30 - 40

до          -45 °С......... 50 - 60

ниже     -45 °С......... 80.

Для остального количества автомобилей должна предусматриваться стоянка с оборудованием для безгаражного хранения.

5. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

5.1. Укрупненные удельные показатели потребляемой электрической мощности (на шинах источника электроснабжения) и расхода электроэнергии

Таблица 32

Потребитель

Потребляемая мощность, кВт/1000 м3 (в числителе), и электропотребление, кВт · ч/м3 (в знаменателе), при объеме производства, тыс. м3

250

500

1000

2000

1

2

3

4

5

1 тип ЛПП

 

Основное производство на базе:

 

 

 

 

полуавтоматической линии с продольной подачей и диаметром пропила до 60 см

2,0

7,0

1,9

6,0

-

-

многопильной раскряжевочной установки с поперечной подачей для хлыстов более 0,3 м3

-

-

1,8

5,8

1,7

5,4

Вспомогательное производство

1,8

10,0

1,1

6,0

0,8

4,4

0,6

2,8

Наружное освещение

1,7

2,5

1,5

2,3

1,2

1,6

1,1

1,5

Итого

5,5

19,5

4,5

14,3

3,8

11,6

3,4

9,6

II тип ЛПП

Основное производство

0,8

2,3

0,7

1,9

0,6

1,8

0,6

1,8

Вспомогательное производство

1,8

10,0

1,1

6,2

0,7

3,3

0,5

2,3

Наружное освещение

1,7

2,8

1,6

2,4

1,4

2,2

1,3

2,1

Итого

4,3

15,1

3,4

10,5

2,7

7,3

2,4

6,2

Примечание. Потребляемая мощность определена для лесоперевалочных предприятий при работе рейда и выгрузочного участка в течение 125 дней. При работе в течение 100 и 150 дней потребляемая мощность соответственно увеличивается или уменьшается на 2 %.

5.2. Укрупненные удельные показатели расчетных нагрузок наружного освещения

Таблица 33

Участок

Удельный показатель нагрузки, Вт/м2

1

2

I тип ЛПП

Выгрузки из воды и погрузки лесоматериалов в вагоны МПС

4

Раскряжевки и сортировки сортиментов

2

Штабелевки

3

Межнавигационного хранения хлыстов

2

II тип ЛПП

Выгрузки из воды и погрузки лесоматериалов в вагоны МПС

4

Сортировки круглых лесоматериалов и штабелевки

3

Межнавигационного хранения сортиментов

2

6. СВЯЗЬ И СИГНАЛИЗАЦИЯ

6.1. Нормы расчета числа соединительных линий для ПАТС приведены в табл. 34.

Таблица 34

Кол-во объектов с правом выхода на сеть общего пользования

Исходящие линии

Входящие линии

При отсутствии полноавтоматической междугородней связи

При наличии полноавтоматической междугородней связи

Местная связь

Междугородняя связь

100

5

6

5

3

200

8

9

9

4

300

10

12

11

4

400

12

14

13

5

500

14

17

15

6

6.2. Укрупненные нормы расчета количества абонентских точек радиофикации, электрочасофикации, электрической пожарной и охранной сигнализации приведены в табл. 35.

Таблица 35

Кол-во человек, работающих на предприятии

Количество

абонентских точек

лучей пожарной и охранной сигнализации

радиофикации

электрочасофикации

1

2

3

4

до 500

40

30

30

500 - 1000

70

100

60

1000 - 2000

150

160

80

2000 - 3000

200

230

100

Свыше 3000

1 радиоточка на 13 работающих

1 электрочасы на 12 работающих

1 луч на 20 работающих

6.3. Штат для технического обслуживания сооружений производственной связи и сигнализации приведен в табл. 36.

Таблица 36

Должность

Кол-во человек для предприятий мощностью, тыс. м3

250

500

1000

2000

Начальник участка связи

1

1

1

1

Электромеханик

1

1

1

1

Электромонтер 3 разряда

3

5

7

12

Итого

5

7

9

14

6.4. Укрупненные нормы емкости комплексной сети производственной связи и сигнализации принимаются по «Общесоюзным нормам технологического проектирования лесозаготовительных предприятий» (Л.: Гипролестранс, 1986).

7. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

7.1. Система разрабатывается в соответствии с принятой технологией и объемами производства.

7.2. Численность и состав административно-управленческого персонала лесоперевалочного предприятия определяются по нормативам, разработанным СевНИИПом.

7.3. Управление производством осуществляется с помощью средств связи, предусмотренных в разделе 6.

При мощности предприятия, превышающей 650 тыс. м3, рассматривается вопрос создания автоматизированной системы управления производством (АСУП) на базе средств вычислительной техники.

В настоящее время для этой цели следует использовать управляющие вычислительные комплексы (УВК) серии СМ ЭВМ.

8. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

8.1. Потребность в противопожарном оборудовании для лесоперевалочных предприятий (включая поселки) приведена в табл. 37

Таблица 37

Оборудование

Кол-во при объеме производства, тыс. м3

250

500

1000

2000

Пожарная автоцистерна АЦС-40 (131)

1

1

2

2

Пожарный автонасос АН-30 (130)

1

1

1

1

Пожарная насосная станция ПНС-110 (131)

-

-

-

1

Прицепная пожарная мотопомпа МП-1600

1

1

1

1

Переносная пожарная мотопомпа МП-800А с тележкой Т-44А для мотопомп и комплектующим оборудованием

1

1

1

-

Генератор высокократной пены ГВП-600

2

2

2

4

Кислородно-изолирующий прибор КИП-8

2

2

2

4

8.2. Противопожарные мероприятия на открытых складах лесных материалов проектируются в соответствии с требованиями СН 473-75.

8.3. Противопожарные мероприятия на промышленных площадках и в поселках разрабатываются с учетом требований СНиП II-31-74.

8.4. При проектировании зданий и сооружений ремонтно-обслуживающей базы должны соблюдаться противопожарные нормы, изложенные в СНиП II-2-80, СНиП II-90-81 и СНиП II-93-74.

Категории и классы производственных участков объектов РОБ по взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности следует принимать по СН 463-74, СНиП II-2-80, ПУЭ и ОНТП-АТП-СТО.

8.5. Склады нефти и нефтепродуктов необходимо проектировать с учетом требований СНиП II-106-79.

8.6. Перечень объектов, оборудуемых автоматическими средствами пожаротушения и пожарной сигнализации, приведен в приложениях 1 и 2 к Общесоюзным нормам технологического проектирования лесозаготовительных предприятий.

8.7. Штат пожарной охраны лесоперевалочных предприятий (включая поселки) приведен в табл. 38.

Таблица 38

Должность

Кол-во человек при объеме производства, тыс. м3

250

500

1000

2000

Начальник пожарной охраны

1

1

1

1

Начальник караула

3

4

4

5

Шофер

4

5

5

7

Моторист

3

-

-