|
ПР 50.1.019-2000 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Предисловие РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом
классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
Госстандарта России, Главным межрегиональным центром обработки и
распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России ВНЕСЕНЫ
Научно-техническим управлением Госстандарта России ПРИНЯТЫ И
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. №
409-ст ВЗАМЕН ПР 50-733-93 СОДЕРЖАНИЕ ПР 50.1.019-2000 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дата введения 2001-04-01 1 Область
применения
Настоящие основные положения
определяют содержание работ по классификации и кодированию
технико-экономической и социальной информации и унификации документации,
проводимых в области создания и развития Единой системы классификации и
кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) и
унифицированных систем документации (УСД) в Российской Федерации, категории
классификаторов и унифицированных форм документов, стадии их разработки,
порядок введения в действие и применения, методы классификации и кодирования
информации и унификации документации, международное сотрудничество в этой
области. Основные положения
предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, осуществляющих
лицензирование, хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, действующими на территории Российской
Федерации независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы,
при проведении работ по классификации и кодированию технико-экономической и
социальной информации и унификации документации. Порядок разработки
общероссийских классификаторов приведен в [1], а процесс их ведения - в
[2]. 2 Определения
В области ЕСКК и УСД
применяются следующие термины с соответствующими определениями: 2.1 классификация: Разделение
множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с
принятыми методами классификации. 2.2 объект классификации:
Элемент классифицируемого множества. 2.3 признак
классификации: Свойство или характеристика объекта классификации, по
которому проводится классификация. 2.4 классификационная
группировка: Подмножество объектов, полученное в результате классификации. 2.5 ступень
классификации: Этап классификации при иерархическом методе классификации,
результатом которого является совокупность классификационных группировок. 2.6 глубина
классификации: Число ступеней классификации. 2.7 код: Знак
(символ) или совокупность знаков (символов), принятых для обозначения
классификационной группировки или объекта классификации. 2.8 кодирование: Присвоение
кода классификационной группировке или объекту классификации. 2.9 алфавит кода: Система
знаков (символов), принятых для образования кода. 2.10 иерархический метод
классификации: Метод классификации, при котором заданное множество
последовательно делится на подчиненные подмножества. 2.11 фасетный метод
классификации: Метод классификации, при котором заданное множество объектов
делится на подмножество независимо, по различным признакам классификации. 2.12 последовательный
метод кодирования: Метод кодирования, при котором в кодовом обозначении
знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих
ступенях. 2.13 параллельный метод
кодирования: Метод кодирования, при котором признаки классификации
кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой
разрядов кодового обозначения. 2.14 порядковый метод
кодирования: Метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат
числа натурального ряда. 2.15 серийно-порядковый
метод кодирования: Метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями
служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих
чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками. 2.16 классификатор
технико-экономической и социальной информации (классификатор): Нормативный
документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов
классификационных группировок и (или) объектов классификации. 2.17 общероссийский
классификатор (ОК): Классификатор, принятый Госстандартом России и
обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией. 2.18 отраслевой
(ведомственный) классификатор: Классификатор, принятый федеральным органом
исполнительной власти (министерством, ведомством), на который возложено
выполнение определенных видов экономической деятельности, и не подлежащий
применению при межотраслевом обмене информацией. 2.19 классификатор
организации: Классификатор, принятый организацией, предприятием или их
группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности,
применяемый только этими хозяйствующими субъектами. 2.20 международная
классификация: Классификация, принятая международной организацией. 2.21 ведение
классификатора: Поддержание классификатора в достоверном состоянии и
информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц. 2.22 гармонизация
классификаторов: Приведение данного классификатора в соответствие с
классификатором, выбранным в качестве основы, установленными путями
гармонизации. 2.23 переходной ключ: Таблица,
устанавливающая соответствие каждой группировке или объекту классификации
одного классификатора одной или нескольким группировкам или объектам
классификации другого классификатора. 2.24 унифицированная
форма документа, УФД: Созданная с использованием методов унификации
документации совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми
в данном виде экономической деятельности задачами и расположенных в
определенном порядке на носителе информации. 2.25 унифицированная
система документации: Созданная с использованием методов унификации
документации совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов,
отвечающих единым требованиям и объединенных в зависимости от сферы их
применения в общероссийские унифицированные системы документации, отраслевые
(ведомственные) унифицированные системы документации, унифицированные системы
документации организаций. 2.26 общероссийская
унифицированная форма документа: Унифицированная форма документа, входящая
в состав общероссийской унифицированной системы документации и обязательная для
применения на всей территории Российской Федерации в определенном виде
экономической деятельности. 2.27 отраслевая
(ведомственная) унифицированная форма документа: Унифицированная форма
документа, входящая в состав отраслевой (ведомственной) унифицированной системы
документации и не предназначенная для межотраслевого применения. 2.28 унифицированная
форма документа организации: Унифицированная форма документа, входящая в
состав унифицированной системы документации организации и обязательная для
применения только в данной организации (предприятии) или их группах,
занимающихся аналогичными видами экономической деятельности. 3 Общие положения
3.1 Создание и развитие ЕСКК
в Российской Федерации осуществляются в соответствии с: Законом Российской Федерации
«О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1; Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 121 «О
мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на
принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с
требованиями развития рыночной экономики»; Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по
стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции»; Постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О федеральной программе
государственной поддержки местного самоуправления»; Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410 «О федеральной целевой
программе «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах»; Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О развитии единой системы
классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации». 3.2 ЕСКК представляет собой
систему, включающую: общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее -
общероссийские классификаторы); нормативные и методические
документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских
классификаторов. Перечень общероссийских
классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за
их ведение, приведен в приложении А. 3.3 УСД состоят из
совокупности взаимосвязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих
документированное представление данных в определенных видах экономической
деятельности; средств их ведения; нормативных и методических документов по их
разработке, ведению и применению. Перечень общероссийских
унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор
управленческой документации, и федеральных органов исполнительной власти или
иных организаций, ответственных за их ведение, приведен в приложении Б. 3.4 Объектами классификации
и кодирования в ЕСКК являются технико-экономические и социальные объекты и их
свойства, используемые в различных видах экономической деятельности при
межотраслевом обмене информацией. 3.5 Работы по классификации
и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации
документации проводятся в различных видах экономической деятельности, включая
статистику, налоговую, финансовую и правоохранительную деятельность, банковское
дело, бухгалтерский учет, стандартизацию, сертификацию, производство продукции
и предоставление услуг, таможенное дело, образование, транспорт, торговлю,
внешнеэкономическую, лицензионную деятельность, и осуществляются с целью
унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов экономической
деятельности. 3.6 Общероссийские
классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или
соответствующими организациями (далее - учреждения, ответственные за разработку
общероссийских классификаторов) по согласованию с Госстандартом России,
Госкомстатом России и Минэкономразвития России в части основных видов
технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом
обмене. Могут создаваться отраслевые
(ведомственные) классификаторы технико-экономической и социальной информации и
классификаторы указанной информации, используемые группой организаций,
занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией. На этапе принятия
общероссийских классификаторов Госстандарт России совместно с учреждением,
ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет
федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за
ведение общероссийских классификаторов (далее - учреждения, ответственные за
ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти
классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке. 3.7 Межотраслевую
координацию работ по разработке, ведению и развитию ЕСКК осуществляют
Госстандарт России и Всероссийский научно-исследовательский институт
классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)
Госстандарта России. Госстандарт России в
соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» устанавливает
порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения
общероссийских классификаторов. 3.8 Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы, осуществляющие лицензирование, при создании информационных
систем и ресурсов на федеральном и региональном уровнях управления и разработке
правовых актов обеспечивают обязательное применение общероссийских
классификаторов. Банку России и органам
местного самоуправления рекомендуется обеспечить применение общероссийских
классификаторов. 3.9 Федеральные органы
исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с
созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов,
согласовывают с Госкомстатом России эти проекты в части обязательного
применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости
экономико-статистических данных о деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей. 3.10 Госкомстат России и
Госстандарт России совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских
классификаторов, обеспечивают их автоматизированное ведение и предоставление в
установленном порядке пользователям на всей территории Российской Федерации
информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях,
записанных на машинных носителях, в том числе с использованием средств
телекоммуникаций на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России. 3.11 Минюст России при
осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти учитывает требования об обязательном
применении общероссийских классификаторов. 3.12 Госстандарт России
принимает и обеспечивает официальное типографское издание общероссийских
классификаторов и изменений к ним. 3.13 Минфин России при
разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривает
выделение Госстандарту России средств на развитие ЕСКК. 4 Общие принципы функционирования Единой
системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной
информации
Общими принципами
функционирования ЕСКК и ведения работ, связанных с ее развитием, являются: учет социально-экономических
изменений в стране; открытость и общедоступность
ЕСКК для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих
государственную тайну; автоматизация процесса
обработки технико-экономической и социальной информации; обеспечение методического и
организационного единства ЕСКК; комплексность ЕСКК,
предусматривающая наиболее полный охват технико-экономической и социальной
информации, используемой при межотраслевом обмене; постоянная актуализация
технико-экономической и социальной информации; обязательность применения
ЕСКК при формировании государственных информационных систем и ресурсов; совместимость ЕСКК,
государственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие в едином
информационном пространстве Российской Федерации на основе использования ЕСКК; гармонизация ЕСКК с
международными и региональными классификаторами и стандартами. 5 Задачи Единой системы классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем
документации в Российской Федерации
Основными задачами ЕСКК и
УСД являются: создание условий для
формирования единого информационного пространства на территории Российской
Федерации; систематизация информации по
единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании
социально-экономического развития страны и ведении учета и отчетности; информационное обеспечение
налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью,
социального страхования, финансового посредничества; содействие специализации и
кооперированию в области производства продукции и оказания услуг; упорядочение стандартизации
и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг; создание условий для
унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота; обеспечение совместимости
информационных систем и ресурсов; обеспечение межотраслевого
обмена информационными ресурсами; гармонизация ЕСКК с
международными и региональными классификациями и со стандартами. 6 Категории классификаторов и унифицированных
форм документов
6.1 В зависимости от области
применения классификаторы подразделяются на следующие категории: общероссийские
классификаторы; отраслевые (ведомственные)
классификаторы; классификаторы организаций,
предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической
деятельности (далее - классификаторы организаций). 6.2 Общероссийские
классификаторы разрабатываются в целях обеспечения: сопоставимости данных в
различных сферах и на различных уровнях экономической деятельности
(межотраслевое применение); совместимости и
взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов; гармонизации с
международными и региональными классификациями; информационной связи с
действующими общероссийскими классификаторами; использования их в
общероссийских унифицированных формах документов. 6.3 Отраслевые
(ведомственные) классификаторы разрабатываются в целях включения в них
информации, содержащейся в унифицированных отраслевых (ведомственных) формах
документов, отсутствующей в общероссийских классификаторах или представляющей
собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается
перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них
объектами и (или) признаками классификации. 6.4 Классификаторы
организаций разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в
унифицированных формах документов организаций, отсутствующей в общероссийских и
(или) отраслевых (ведомственных) классификаторах либо представляющей собой
выборки из общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторов, в
которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение
отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации. 6.5 Для проведения
сопоставимости объектов классификации или их группировок из различных
классификаторов могут создаваться и использоваться переходные ключи, которые
следует рассматривать в качестве справочно-поискового аппарата. Переходные ключи могут
разрабатываться между классификаторами, в которых по разным признакам
классифицируются одни и те же объекты классификации; между классификаторами,
имеющими взаимосвязанные объекты классификации и т.п. 6.6 Унифицированные системы
документации и входящие в них унифицированные формы документов подразделяются
на следующие категории: общероссийские; отраслевые (ведомственные); организаций, предприятий или
их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее -
организаций). 6.7 Общероссийские
унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами
исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку
общероссийских унифицированных систем документации, в состав которых входят
данные унифицированные формы документов. 6.8 Отраслевые
(ведомственные) унифицированные формы документов и унифицированные формы
документов организаций разрабатываются на основе общероссийских унифицированных
форм документов или во взаимосвязи с ними. 6.9 Отраслевые (ведомственные)
унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами
исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку
отраслевых (ведомственных) унифицированных систем документации, в состав
которых входят данные унифицированные формы документов. Формы этой категории
включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских унифицированных
формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной отрасли
(ведомства). 6.10 Унифицированные формы
документов организаций утверждаются соответствующими организациями. Формы этой
категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских и
отраслевых (ведомственных) унифицированных формах документов, реквизиты,
отражающие специфику конкретной организации. 7 Стадии разработки и ведения общероссийских
классификаторов и унифицированных форм документов
7.1 Для общероссийского
классификатора установлены следующие стадии разработки и ведения: 1-я стадия - организация
разработки общероссийского классификатора; 2-я стадия - разработка
первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в
заинтересованные организации; 3-я стадия - разработка
окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное
согласование и представление для принятия; 4-стадия - принятие и
государственная регистрация общероссийского классификатора; 5-я стадия - официальное
издание общероссийского классификатора; 6-я стадия - ведение
общероссийского классификатора. 7.2 Для общероссийской
унифицированной формы документов установлены следующие стадии разработки и
ведения: 1-я стадия - организация
разработки общероссийской унифицированной формы документов; 2-я стадия - разработка
первой редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов; 3-я стадия - разработка
окончательной редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов; 4-я стадия - утверждение и
регистрация общероссийской унифицированной формы документов; 5-я стадия - тиражирование
бланков форм документов; 6-я стадия - ведение
общероссийской унифицированной формы документов. 7.3 Порядок разработки,
утверждения, введения в действие, издания, ведения и применения отраслевых
(ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают
соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти,
министерства, ведомства и организации. 7.4 Порядок разработки,
утверждения, введения в действие, тиражирования, ведения и применения
отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных
форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их
федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и
организации. 8 Методы классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации и унификации документации
8.1 Основными методами
классификации технико-экономической и социальной информации являются
иерархический и фасетный. 8.2 Основными методами
кодирования технико-экономической и социальной информации являются
последовательный, параллельный, порядковый и серийно-порядковый. 8.3 Выбор методов
классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в
каждом конкретном случае осуществляется разработчиком классификатора. 8.4 В зависимости от
специфики информации и области применения классификаторов в них возможно
применение различных сочетаний основных методов классификации и кодирования. 8.5 Для защиты кодов
классификаторов и обеспечения достоверности информации на всех этапах
информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их
применении в классификаторы могут вводиться контрольные числа. Контрольное
число проставляют после кода. Целесообразность применения контрольных чисел
определяет разработчик классификатора. Контрольное число
рассчитывается в соответствии с методикой, изложенной в приложении В. 8.6 Основными методами
унификации документации являются методы содержательной и формальной унификации. К методам содержательной
унификации относятся: установление ограничительных
номенклатур действующих форм; создание типовых форм; построение единой модели
документов для групп однородных задач (использование формуляра-образца); унификация и стандартизация
реквизитов, используемых в формах. Методами формальной
унификации являются: унификация структур
документов; создание общих
синтаксических правил построения документа; унификация методов контроля
информации документа. 9 Регистрация классификаторов и
унифицированных форм документов
9.1 Принятые Госстандартом
России общероссийские классификаторы подлежат государственной регистрации,
осуществляемой ВНИИКИ Госстандарта России. 9.2 При государственной
регистрации каждому общероссийскому классификатору присваивается обозначение,
состоящее из обозначения его категории - «ОК», отделенного пробелом
трехзначного регистрационного номера и отделенного тире года принятия
общероссийского классификатора, записываемого четырьмя цифрами. Для общероссийского
классификатора, построенного на основе полного аутентичного текста международного,
регионального или межгосударственного классификатора или стандарта, а также
гармонизированного с ними, указываются в скобках обозначения этих
классификаторов или стандартов после обозначения категории общероссийского
классификатора «ОК». Для общероссийского
классификатора, построенного с учетом требований, отражающих потребности
российской экономики, на основе международного, регионального или
межгосударственного классификатора или стандарта их обозначения указываются в
скобках после обозначения общероссийского классификатора. 9.3 При регистрации
общероссийских классификаторов на каждый из них заводится дело общероссийского
классификатора. 9.4 Порядок регистрации и
обозначения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов
организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы
исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 9.5 Общероссийские
унифицированные формы документов, утвержденные в установленном порядке,
подлежат регистрации во ВНИИКИ Госстандарта России путем их включения в
Общероссийский классификатор управленческой документации. 9.6 Порядок регистрации
отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных
форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их
федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства или
организации. 10 Ведение классификаторов и унифицированных
форм документов
10.1 Основными задачами
ведения общероссийских классификаторов являются: научно-методическое и
организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов; поддержание общероссийских
классификаторов в достоверном состоянии; информационное обслуживание
заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских
классификаторов и вносимых в них изменений. 10.2 Ведение общероссийских
классификаторов, их классов и (или) группировок, обеспечивают учреждения,
ответственные за ведение этих классификаторов, их классов и (или) группировок,
или определенные ими головные организации из числа организаций, как правило,
находящихся в их ведении. 10.3 Поддержание
общероссийских классификаторов в достоверном состоянии включает разработку,
согласование, проведение экспертизы и утверждение изменений, вносимых в
общероссийские классификаторы, их официальное издание, а также
автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских
классификаторов. 10.4 Информационное
обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части
общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений обеспечивают
Госстандарт России, Госкомстат России и другие учреждения, ответственные за
ведение общероссийских классификаторов. 10.5 Порядок ведения
отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций
определяют соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной
власти, министерства, ведомства и организации. 10.6 Ведение общероссийских
унифицированных систем документации включает внесение изменений во входящие в
них общероссийские унифицированные формы документов, их замену и включение
новых унифицированных форм документов, а также внесение изменений в ОКУД. 10.7 Ведение общероссийских
унифицированных систем документации обеспечивают федеральные органы
исполнительной власти и организации, ответственные за разработку этих систем
документации. 10.8 Ведение отраслевых
(ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм
документов организаций обеспечивают соответственно утвердившие их федеральные
органы исполнительной власти и организации. 10.9 Официальная информация
о принятии, отмене, замене общероссийских классификаторов, внесенных в них
изменениях, а также тексты этих изменений публикуются Госстандартом России в
ежемесячно выпускаемом информационном указателе «Государственные стандарты». Перечень действующих на
территории Российской Федерации общероссийских классификаторов публикуется
Госстандартом России в ежегодно выпускаемом информационном указателе
«Государственные стандарты». 11 Основные задачи, функции и принципы
построения автоматизированного банка общероссийских классификаторов
11.1 Автоматизированное
ведение общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной
сети Госкомстата России осуществляется в рамках автоматизированного банка
общероссийских классификаторов (АБК), предусматривающего возможность получения
хозяйствующими субъектами актуальной информации по общероссийским
классификаторам и изменениям к ним. 11.2 Основными задачами АБК
являются: организация распределенной
базы общероссийских классификаторов и поддержание ее в актуальном состоянии; создание условий для
обозначения сопоставимости данных при межотраслевом и межрегиональном обмене
информацией при внедрении общероссийских классификаторов; оперативное предоставление
актуальной и достоверной информации по общероссийским классификаторам
пользователям и в системы обработки данных, функционирующие на различных
уровнях, в том числе в Единый Государственный регистр предприятий и организаций
(ЕГРПО), целевые реестры (регистры) федеральных органов исполнительной власти; формирование единого
информационного фонда нормативно-справочной информации в целях электронной
обработки статистических данных с использованием классификаторов; рациональное распределение
потоков информации (изменений к общероссийским классификаторам, запросов,
ответов на запросы) на федеральном и региональном уровнях и уровне местного
самоуправления; обеспечение эффективного
информационного взаимодействия АБК с различными информационными системами
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации; решение с использованием
общероссийских классификаторов задач аналитического характера, включая
получение сводно-группировочных таблиц статистических данных, и обеспечение информационно-справочного
обслуживания пользователей в регламентном и диалоговом режимах. 11.3 АБК выполняет следующие
функции: хранение, актуализацию и
многократное использование базы общероссийских классификаторов; поиск и выдачу на
видеотерминальные и печатающие устройства необходимых данных из базы
общероссийских классификаторов в требуемой для пользователя форме; реализацию работы в пакетном
и диалоговом режимах; формирование и запись на
машинные носители данных об изменениях общероссийских классификаторов для
актуализации нормативно-справочной информации, регистров и других баз данных; оказание различных
информационных услуг по запросам хозяйствующих субъектов; обеспечение сохранности,
целостности, контроля и защиты баз данных общероссийских классификаторов от
несанкционированного доступа. 11.4 АБК построен на
принципах распределенного банка данных, включающего АБК на федеральном и
региональном уровнях и обеспечивающего распределение потоков информации и
увязку территориальных банков в единую систему. АБК на федеральном уровне
реализуется в Главном межрегиональном центре обработки и распространения
статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России, на региональном уровне - в
территориальных органах Госкомстата России. 11.5 АБК на федеральном
уровне, как и каждый территориальный банк в отдельности, представляет собой
информационно-справочную систему, предназначенную для хранения и обеспечения
актуальности информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним и
предоставления этой информации хозяйствующим субъектам. 11.6 Информация по
общероссийским классификаторам и изменениям к ним в АБК представляется ВНИИКИ
Госстандарта России на бумажном и машинном носителях на основе принятых
Госстандартом России общероссийских классификаторах и утвержденных ВНИИКИ
Госстандарта России изменениях к ним. Информация по общероссийским
классификаторам и изменениям к ним представляется во ВНИИКИ Госстандарта России
(кроме общероссийских классификаторов, закрепленных за Госстандартом России) на
бумажном, и машинном носителях учреждениями, ответственными за разработку и за
ведение общероссийских классификаторов. ГМЦ Госкомстата России представляет во
ВНИИКИ Госстандарта России общероссийские классификаторы и изменения к ним
только на бумажном носителе. 12 Введение в действие общероссийских
классификаторов и унифицированных форм документов
12.1 На этапе принятия
Госстандартом России общероссийского классификатора устанавливается дата
введения его в действие, исходя из необходимости сбора тиража, издания
общероссийского классификатора и подготовки хозяйствующих субъектов к
применению общероссийского классификатора. 12.2 При утверждении
общероссийских унифицированных форм документов федеральными органами
исполнительной власти и организациями, ответственными за их разработку,
устанавливается дата введения их в действие с учетом необходимости регистрации
и тиражирования форм документов, подготовки хозяйствующих субъектов к внедрению
общероссийских унифицированных форм документов. 13 Основные положения по применению
общероссийских классификаторов
13.1 Общероссийские
классификаторы подлежат применению в различных видах экономической
деятельности, включая статистику, финансовую деятельность, налоговую и
лицензионную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, образование, стандартизацию,
сертификацию, производство продукции и оказание услуг, таможенное дело,
транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, правоохранительную деятельности, для
обеспечения информационной совместимости федеральных, региональных и
муниципальных информационных систем и ресурсов за счет стандартизации
представления объектов технико-экономической и социальной информации в
указанных видах экономической деятельности. 13.2 Использование
общероссийских классификаторов при разработке правовых актов, а также при
создании информационных систем и ресурсов осуществляется путем: прямого применения
общероссийских классификаторов (выборок позиций из общероссийских
классификаторов) без изменения принятых кодов и наименований позиций; включения в общероссийские
классификаторы (выборки позиций из общероссийских классификаторов)
дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не
нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и
предусмотренных в них резервных позиций. 13.3 Присвоение кодов по
общероссийским классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы
государственной статистики при их учете и идентификации в составе Единого
государственного регистра предприятий и организаций. В других случаях присвоение
кодов объектам классификации по общероссийским классификаторам хозяйствующие
субъекты осуществляют самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду
и наименованию позиции общероссийского классификатора и несут установленную
законодательством Российской Федерации ответственность за неправильное их
присвоение и применение. 13.4 При межотраслевом
обмене информацией, создании информационных систем и ресурсов не допускается
применение отраслевых (ведомственных) классификаторов технико-экономической и
социальной информации и классификаторов организаций для объектов классификации,
установленных в общероссийских классификаторах, а также резервных кодов
общероссийских классификаторов. 14 Международное сотрудничество в области
Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной
информации и унифицированных систем документации
14.1 Международное
сотрудничество по классификации и кодированию технико-экономической и
социальной информации и унификации документации осуществляется по линии
международных организаций, занимающихся указанными вопросами, а также на
двухсторонней и многосторонней основах с соответствующими организациями других
стран. 14.2 Международное
сотрудничество в области ЕСКК и УСД осуществляется в таких международных
организациях, как ООН, ИСО, МОТ, ЮНЕСКО, ЕЭК, Евростат и других. В рамках ИСО оно
осуществляется техническим комитетом по стандартизации ТК 257 «Документы и
информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле» во
взаимосвязи с техническими комитетами ИСО/ТК 154 «Документы и информационные элементы в управлении, торговле и
промышленности» и ИСО/ТК 68 «Банковское дело и соответствующие финансовые
службы». 14.3 Международное
сотрудничество по линии международных организаций заключается в участии в
разработке международных классификаций и стандартов, подготовке замечаний и
предложений по проектам международных классификаций и стандартов. 14.4 Проведение работ по
классификации и кодированию в странах-членах СНГ осуществляется в соответствии
с Соглашением этих стран о проведении согласованной политики в области
стандартизации, метрологии и сертификации. Выработку согласованных
решений, координацию работ и определение основных направлений деятельности на
межправительственном уровне осуществляет Межгосударственный Совет по
стандартизации, метрологии и сертификации. 14.5 Использование
международных и региональных классификаций осуществляется на основе
гармонизации с ними разрабатываемых общероссийских классификаторов путем: прямого применения
международных и региональных классификаций без изменения принятых в них кодов и
наименований; включения в них дополнений,
отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования
позиций международных и региональных классификаций и предусмотренных в них
резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной
классификации. 14.6 Двухстороннее или
многостороннее сотрудничество по вопросам классификации, кодирования и
унификации документации включает работы по гармонизации национальных классификаторов
стран-партнеров и систем их ведения, совместную разработку классификаторов,
нормативных документов, проведение взаимных консультаций, обмен опытом и
информацией. ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное) Перечень общероссийских классификаторов
Примечание - Порядок расположения
общероссийских классификаторов соответствует последовательности их
государственной регистрации. ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное) Перечень общероссийских унифицированных систем документации,
включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное) Методика расчета контрольного числа
Контрольное число
рассчитывается следующим образом: 1 Каждому разряду кода
общероссийского классификатора, начиная со старшего разряда, присваивается
набор весов, соответствующий натуральному ряду чисел от 1 до 10. Если
разрядность кода больше 10, то набор весов повторяется. 2 Каждая цифра кода
умножается на вес разряда и вычисляется сумма полученных произведений. 3 Контрольное число для
каждого кода представляет собой остаток от деления полученной суммы на модуль
«11». 4 Контрольное число должно
иметь один разряд, значение которого находится в пределах от 0 до 9. Если
получается остаток, равный 10, то для обеспечения одноразрядного контрольного
числа необходимо провести повторный расчет, применяя вторую последовательность
весов, сдвинутую на два разряда влево. Если в случае повторного
расчета остаток от деления вновь сохраняется равным 10, то значение
контрольного числа проставляется равным «0». Пример расчета контрольного
числа. Код 5 6 3 9 2 1 Вес разрядов 1 2 3 4 5 6 Сумма произведений, полученная
путем умножения каждой цифры кода на вес разряда равна 5 × 1 + 6 ×
2 + 3 × 3 + 9 × 4 + 2 × 5 + 1 × 6 = 78. Остаток от деления
полученной суммы на модуль «11» равен 1 78 : 11 = 7 (1). Контрольное число для
данного кода равно 1. ПРИЛОЖЕНИЕ Г(справочное) Библиография
[1] ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов [2] ПР 50.1.021-2000 Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе
информационно-вычислительной сети Госкомстата России Ключевые слова:
общероссийские классификаторы, разработка классификатора, принятие
классификатора, издание классификатора |
|