|
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
от 28 декабря 2004 г. N 12
О
повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере
жилищно-коммунального хозяйства
Проанализировав
положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и
обеспечением защиты прав потребителей при оказании услуг в сфере
жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) установил. Несмотря на
принимаемые меры в данной сфере деятельности, по - прежнему неудовлетворительно
решается вопрос питьевого водоснабжения и отопления, не создаются условия для
безопасного и комфортного проживания населения, договоры на коммунальное
обслуживание заключаются формально, не обеспечиваются минимальные стандарты
качества обслуживания, необоснованно завышаются тарифы на жилищно-коммунальные
услуги. Требуют совершенствования и гармонизации с федеральным
законодательством действующие нормы и правила в сфере ЖКХ, активизации
профилактические и контрольно-надзорные мероприятия. Продолжает снижаться
надлежащая эксплуатация водопроводных сооружений и организация
производственного лабораторного контроля качества питьевой воды В 2003 году в
Российской Федерации централизованным питьевым водоснабжением обеспечено 98%
городского населения и 64% - сельского, эксплуатировалось 16966 коммунальных и
46184 ведомственных водопроводов. За счет частичной передачи ведомственных
водопроводов муниципальным органам по сравнению с 2002 г. увеличилось
количество коммунальных водопроводов. Более половины
водопроводов с поверхностными источниками (1225) находится в сельской
местности, 531 сельских водопровода (43,3%) не имеют полного комплекса очистных
сооружений, а 376 (30,6%) - подают воду без должного обеззараживания. Из городских
водопроводов с водозабором из открытых водоемов (950) полного комплекса
очистных сооружений не имеют - 27,3%, обеззараживающих установок - 6,0%. Вне зависимости
от ведомственной принадлежности водопроводов и вида водоисточника, в целом по
Российской Федерации 18,9% проб воды, поступающей непосредственно потребителю
из разводящей сети, не отвечают гигиеническим требованиям, предъявляемым к
питьевой воде по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (в т.ч.
15,4% - по органолептике, 1,2% - общей минерализации, 1,5% - токсическим
веществам, 7,6% - по микробиологическим показателям). Доля проб
питьевой воды с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний составляет
0,09%. Основными
причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются: загрязнение
источников водоснабжения, отсутствие на водопроводах очистных сооружений и
обеззараживающих установок, высокая изношенность водопроводов и разводящих
сетей, в ряде территорий нестабильная подача воды в районах, недостаток
материально-технической базы, несвоевременное устранение аварий и не проведение
очистных и дезинфекционных мероприятий после их устранения, что приводит к
низкому качеству подаваемой воды населению. Сельские
водопроводы зачастую находятся в аварийном состоянии, работают нерегулярно и
подают воду, не отвечающую гигиеническим нормативам. Из общего числа источников
нецентрализованного питьевого водоснабжения (колодцы, каптажи, родники) 22,2% (
168 тыс.) не отвечает санитарным правилам и нормативам. Наибольшее
количество проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения не
отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (более 50%)
- во Владимирской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Кемеровской
областях, Приморском крае (при среднем показателе по Российской Федерации 27,6%)
и по санитарно-химическим показателям в - Воронежской, Ростовской,
Нижегородской, Курганской, Томской областях, Республике Саха (Якутия) против
29,8% по Российской Федерации. Микробное и
вирусное загрязнение питьевой воды как централизованного, так и нецентрализованного
водоснабжения, создает риск возникновения заболеваний людей кишечными
инфекциями, прежде всего вирусным гепатитом "А" и бактериальной
дизентерией. В течение 2003
г. в стране было зарегистрировано 64 "водные" вспышки острых кишечных
заболеваний, в том числе 50 вспышек связано с централизованным водоснабжением,
с общим количеством пострадавших 1533 человек. Наиболее остро
проблема шума стоит в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург,
Ростов на Дону). Существенным источником шума в населенных пунктах являются
встроенные в жилые дома и пристроенные к ним, а также расположенные внутри
жилой застройки предприятия: магазины, кафе, развлекательные центры и т.д. Шум,
создаваемый этими предприятиями в жилых помещениях значительно превышает
предельно допустимый уровень. В общем количестве жалоб на избыточный шум доля
обоснованных жалоб на шум от встроенных предприятий составляет не менее 50% от
общего объема. Всего в России по данным Госсанэпиднадзора сверхнормативному
воздействию шума подвергается около 8 млн. человек. Актуальными
остаются вопросы обеспечения требований продолжительности инсоляции и
естественного освещения в жилых домах. Не принимается
должных мер по устранению нарушений связанных с микробным загрязнением почвы на
территориях жилой застройки. В 2003 году
отмечалось увеличение количества проб почвы территорий жилой застройки,
превышающих гигиенические нормативы по микробиологическим показателям до 17,14%
против с 14,41% в 2002 году. Причиной этого
являются постоянное увеличение количества твердых бытовых отходов, изношенность
и дефицит специализированных транспортных средств, отсутствие условий для мойки
и дезинфекции мусоросборных контейнеров, отсутствия централизованной системы
канализации в ряде населенных пунктов, ненадлежащее состояния канализационных
сетей, медленный переход на современные и эффективные модели санитарной
очистки, неудовлетворительное состояние контейнеров, площадок и
бункеров-накопителей для сбора бытового мусора (захламленность, нарушение
асфальтного покрытия, разрушены или отсутствуют ветрозащитные стенки). Сложно
решаемыми остаются вопросы сбора и вывоза твердых бытовых отходов в
садоводческих товариществах и частном секторе, что приводит к образованию
несанкционированных свалок. Не решены
вопросы с обеспечением специального транспорта для вывоза отходов, мойки и
дезинфекции мусоросборочных контейнеров. Неудовлетворительная
организация плановой санитарной очистки территорий населенных мест, особенно от
бытовых отходов, где пищевые отходы составляют до 32% от общего количества, а
также уменьшение объема работ по дератизации, особенно в крупных городах,
приводит к увеличению заселенности синантропными грызунами - крысами и мышами,
которые являются переносчиками зоонозов (лептоспироз, иерсиниоз, псевдотуберкулез).
Так, например, в г. Екатеринбурге заселенность грызунами составляет 4 грызуна
на 1000 кв. м при норме, не более 0,5 грызуна на 1000 кв. м. Заселению грызунов
способствует наличие крупных подземных городских коммуникаций, а также завоз
большого количества грузов, необходимых для жизнеобеспечения города. В целом по
стране доля объектов, заселенных грызунами, уменьшилась незначительно и по
сравнению с 2002 годом составила 10,93% (11,11% - в 2002 году). В России
заболеваемость лептоспирозом за шесть месяцев текущего года составила 0,11 на
100 тыс. населения, наибольшая заболеваемость зарегистрирована в Краснодарском
крае - 1,02 на 100 тыс. населения. Процент летальности от лептоспироза
достигает 30%. Растет число пострадавших от укусов крыс, так в С. Петербурге в
2001 г. число пострадавших от укусов составило - 141 человек против 146 в 2002
г. Значительное
количество жалоб от населения поступает в Федеральную службу в связи с
затоплением подвальных и цокольных помещений жилых и административных зданий, а
также непринятием мер или затягиванием сроков проведения необходимых
мероприятий. В 2003 году доля объектов, заселенных малярийными комарами,
составила 16,59% от общего их числа (немалярийными комарами - 70,22%). Указанные
нарушения устанавливались в республиках Карелия, Коми, Мордовия, Марий Эл,
Калмыкия, Тыва, Адыгея, Хакасия, Карачаево-Черкесская, Удмуртская, Красноярском
крае, Брянской, Смоленской, Ярославской, Ленинградской, Мурманской, Псковской,
Пермской, Кировской, Магаданской, Тюменской областях, Ненецком, Таймырском,
Агинском Бурятском, Корякском автономных округах, Еврейской автономной области. Все
вышеотмеченные нарушения происходят из-за недостаточности организационных
мероприятий со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления по совершенствованию системы управления,
эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, малоэффективности
принимаемых мер государственными контролирующими органами. Как показывает
анализ жалоб и обращений граждан в целом, поступающих в Федеральную службу,
актуальной является и проблема защиты прав потребителей жилищно-коммунальных
услуг. При этом чаще всего в основе претензий потребителей лежит: - несоблюдение
соответствующими организациями и предприятиями - исполнителями
жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по
оформлению договорных отношений; - навязывание
условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права
потребителей; - несоблюдение
установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг; - нарушение
требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от
исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и
электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан; - невыполнение
жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию
общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков,
лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и
соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой
территории. С учетом
вышеизложенного и в целях обеспечения охраны здоровья граждан Российской
Федерации, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав
потребителей постановляю: 1. Утвердить
План действий Роспотребнадзора по надзору и контролю за соблюдением
законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите
прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004 -
2005 г. (приложение). 2.
Руководителям территориальных управлений - Главным государственным санитарным
врачам по субъектам Российской Федерации: 2.1.
Осуществлять действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за
обеспечением населения качественной питьевой водой и активизировать работу по
разработке и утверждению региональных программ по улучшению питьевого
водоснабжения населения. 2.2. В течение
I квартала 2005 года проанализировать выполнение мероприятий по соблюдению
законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите
прав потребителей при эксплуатации жилых помещений и оказании
жилищно-коммунальных услуг, подготовить совместно с жилищно-коммунальными
хозяйствами план мероприятий по активизации работы. 2.3. Провести
рейдовые проверки санитарного состояния и содержания жилого фонда, подвальных
помещений, территории населенных мест и обеспечить эффективное выполнения
требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
и защите прав потребителей при контроле оказания жилищно-коммунальных услуг. О
результатах проделанной работы доложить в Федеральную службу до 1 мая 2005
года. 2.4.
Организовать систематическое информирование органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления и населения о результатах государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением
законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ. 2.5.
Организовать обучение специалистов территориальных органов Службы,
хозяйствующих субъектов и потребителей по вопросам применения законодательства
о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав
потребителей в сфере ЖКХ. 3. Главам
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления рекомендовать: 3.1. В ходе
реализации государственной политики, определенной Федеральной целевой
программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 (в редакции
Постановления Правительства РФ от 14.02.2002 N 104), и Концепции
реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации принять меры по
обеспечению условий проживания населения, отвечающих стандартам качества,
снижению издержек производителей услуг и тарифов при поддержании стандартов
качества предоставляемых услуг, путем совершенствования системы управления,
эксплуатации и оплаты жилья и коммунальных услуг, контроля в
жилищно-коммунальном хозяйстве, развития конкурентной среды (переход на
договорные отношения), обеспечение возможности потребителей влиять на объем и
качество потребляемых услуг, дифференциации оплаты в зависимости от качества и
местоположения жилья. 3.2. В рамках
соответствующего взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ввести в
практику работы предварительное согласование проектов нормативных актов по
вопросам, затрагивающим законные права и интересы потребителей. Контроль за
выполнением возложить на заместителей руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Л.П.
Гульченко, Н.А. Назина) Главный государственный
санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко Приложение
План
действий Роспотребнадзора по надзору и контролю за соблюдением законодательства
о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав
потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства на декабрь 2004 г.-2005 г.
(утвержден Приказом
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека от 28 декабря 2004 г. N 44)
|
|